Младшие дети: особенности характера и влияние на них старших детей

Воспитательный маневр

«У нас со старшей сестрой разница в шесть лет. Именно она выбрала мне имя, когда я родилась. Она мне была фактически второй мамой, всегда заботилась: забирала из садика, кормила обедом, приносила из школы пирожки. Я ходила за ней хвостом, а она злилась на то, что вынуждена брать меня с собой в гости к подружкам. Не очень хорошо, когда сестра играет роль воспитателя. Она могла нажаловаться маме, что я надевала мамины туфли в школу, однажды — уже в более старшем возрасте — не разговаривала со мной целый месяц за то, что на каникулах я сделала себе без спросу маникюр. Мы никогда не откровенничали, не были подружками. Я знала, что она меня обязательно «заложит» родителям. Мы были как бы на разных сторонах баррикад. Только родив собственных детей, стали ближе. Если была бы возможность выбирать, мне бы хотелось иметь с сестрой меньшую разницу в возрасте, потому что мам у меня было две — явный перебор, а вот подруги в лице сестры мне в детстве не хватало».Лариса, 39 лет

Алексей Смирнов, психолог

«Только к трем годам в ребенке укрепляется чувство автономности и появляется желание исследовать мир, уже имея отчетливое ощущение безопасности и защищенности, которое утвердила в нем мама. Не случайно примерно в это время принято отдавать ребенка в детский сад. А в некоторых древних племенах женщины до 3-летнего возраста детей жили отдельно от мужчин, чтобы не наступила новая беременность. Что до ревности между детьми, то она проявляется в любом возрасте и при любой разнице в годах. Это может выражаться прямо, на словах, когда старший говорит про малыша: он некрасивый, отнеси его обратно, лучше купим собаку. Или в прямой агрессии: бьют, толкают. Мама запрещает, форма меняется: малыша начинают излишне тискать в объятиях и невзначай ронять

Важно знать, что ревность всегда присутствует, и объяснить ребенку: чувствовать можно все, но действия проявлять — не все. Хорошо, когда родители готовы выслушать ребенка, не осуждая. Он получает возможность сказать, как ему обидно

И если родители отнесутся с пониманием к его проблеме, то конфликтов удастся избежать

Он получает возможность сказать, как ему обидно. И если родители отнесутся с пониманием к его проблеме, то конфликтов удастся избежать.

Часто старшие дети с энтузиазмом берутся за воспитание младших. Родители обычно это поощряют, ведь если ребенок участвует в процессе, значит, младшего «принял в стаю». Но если воспитание начинает напоминать подавление личности, необходимо вмешаться.

Когда появляется еще один ребенок в семье, часто все мысли концентрируются вокруг того, как защитить маленького от большого. И упускается важный момент: старшего тоже надо защищать от младшего. «Она берет мои игрушки!» — классический вопль из детской. У каждого ребенка должно быть личное пространство и личные вещи. Старший не должен чувствовать, что младший вытесняет его с территории. Бывает, что первенцу запрещают давать сдачу брату или сестре, осуждают и ругают за нежелание делиться игрушками

Между тем очень важно предоставить старшему право распоряжаться своей собственностью, он должен насытиться этим чувством. А когда он знает, что его «мое» в безопасности, тогда он может начать делиться». Не стоит рассчитывать на то, что дети, которые родились в одной семье, полюбят друг друга автоматически, потому что им это положено согласно братско-сестринскому статусу

Родителям придется приложить усилия, чтобы создать благоприятную атмосферу между старшими и младшими. Сдружить детей хорошо помогают общие дела и игры, в которых участвует вся семья

Не стоит рассчитывать на то, что дети, которые родились в одной семье, полюбят друг друга автоматически, потому что им это положено согласно братско-сестринскому статусу. Родителям придется приложить усилия, чтобы создать благоприятную атмосферу между старшими и младшими. Сдружить детей хорошо помогают общие дела и игры, в которых участвует вся семья.

СТАРШИЙ ИЛИ МЛАДШИЙ РЕБЕНОКДружат или конфликтуют в семье. Почему?

Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем чувство ответственности стало чертой характера.

Младший ребенок никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все свое внимание, любовь и заботу. В то же время младший ребенок более самоуверен и оптимистичен, так как не испытал «свержения с престола», как старший. Старший ребенок более зависим от матери, чем младший

Родителям важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего и старшего ребенка. Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему или среднему ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него упрямства

Порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспитания детей:

Матери по отношению к старшим детям больше склонны к резкой смене стиля и приемов воспитания
Родители больше склонны к колебаниям в воспитании старших мальчиков.
Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.
В  отношении младших дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано, а родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.
При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку

  
Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.
У старших детей матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может негативно отразиться на воспитании старших мальчиков. В крайнем варианте такого воспитания старшие мальчики оказываются в ситуации эмоционального отвержения, постоянно чувствуя себя не любимым, «не таким, как хочет мама», «не нужным».
Родители более строги со старшими детьми, при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей. К старшим мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований.

Отношения между родителями также зависят от количества детей в семье и их пола:

  • Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Вполне вероятно, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.
  • Родители двоих детей менее раздражительны, чем родители единственных детей.
  • В семьях, где воспитываются мальчики, доминирование (главенство) матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки. 

Родители в разной степени пытаются ускорить развитие ребенка. Например, родители старших и младших мальчиков стремятся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психическом здоровье детей. При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей.

Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел, скорее заговорил, скорее научился читать, писать и т. д. Но многие не задумываются о тех последствиях, к которым может привести ускорение развития. 

Наиболее критичным возрастом для возникновения конфликта между детьми в семье является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось от 3 до 5 лет. В этот период  у детей обоих полов обостряется потребность в любви со стороны матери и блокирование этой потребности у старшего ребенка отражается в ревности к младшему, эмоциональной неустойчивости (срывы, истерики, плаксивость). Данное явление называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт).

Средний ребенок

Специфика положения среднего ребёнка в семье заключается в том, что до рождения третьего ребёнка он был самым младшим и опекаемым, а с появлением младенца он должен уступить ему свое место. Это похоже на феномен детронизации первенца, только средний ребёнок оказывается жертвой обстоятельств дважды – он никогда не был единственным ребёнком, а теперь его лишают и привилегий самого маленького и беспомощного.

Отношения среднего ребёнка с родителями всегда опосредованы наличием братьев или сестер. Позиция среднего ребёнка подразумевает, что он должен играть одновременно две роли: и старшего, и младшего. Как отмечают психологи-исследователи, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-4 года.

Предположительно, средний ребёнок от рождения находится в конкурентных условиях со старшим сиблингом. Родители сознательно или бессознательно сравнивают второго ребёнка со старшим. Третьему ребёнку с этой точки зрения легче: родители уже осознали уникальность каждого ребёнка и понимают нецелесообразность сравнений.

Положение среднего ребёнка можно расценивать как наименее завидное, поскольку он получает меньше родительского внимания, чем крайние с точки зрения порядка рождения дети.

Можно предположить, что средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети. Проведенное среди 245-ти студентов исследование показало, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие .

Средний ребёнок, с детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями сиблингов, развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. В силу своей сиблинговой позиции он более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.

В отдельную категорию шведский психолог Э. Шёнбек выделяет сиблингов с разницей в возрасте менее двух лет, так называемых «псевдоблизнецов».

Эффект «детронизации» первенца сопровождает рождение второго ребёнка в семье в любом случае, но чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем острее, болезненнее и беспощаднее детронизация старшего ребёнка в его субъективном восприятии. Связано это с тем, что первенец еще не почувствовал сепарацию от родителя. В качестве подтверждения этой мысли Шёнбек приводит слова австрийского психолога Маргарет Малер о том, что на психическом уровне «пуповина» продолжает связывать ребёнка с матерью до трех-четырех лет. Только к этому возрасту он психологически готов к появлению сиблинга .

В отдельных случаях старший брат или сестра могут стать основным объектом привязанности младшего сиблинга. Например, старший сиблинг может играть роль родительской фигуры для младшего во время стрессовой ситуации или в период переживания горя, когда отец или мать по каким-либо причинам не могут оказать поддержку.

Итак, заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.

Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.

Примечание: в заметке представлены обобщенные результаты различных психологических исследований, проводившихся на больших выборках. Они не отменяют того факта, что в каждом уникальном случае психологические особенности ребенка могут существенно отличаться от «средней температуры по больнице».

Использованная литература

  1. Salmon, Birth order and relationships (Family, friends and sexual partners) / Human Nature, 2003 year, Vol. 14, No. 1, pages 73 – 88.
  2. Jill Suitor, Karl Pillemer . Mothers’ Favoritism in Later Life. The Role of Children’s Birth Order. Research on Aging, January 2007; vol. 29, 1: pp. 32-55
  3. Э. Шёнбек. Старший, средний, младший: как очередность рождения ребёнка влияет на формирование его личности. – М. Ломоносов, 2010 г. – с. 240 – (Прикладная психология).

6082

Гарантируем качество онлайн консультаций

Если вам не понравится качество оказанной консультации мы вернем 100%
потраченных средств.

Записаться на консультацию

Вовлечение старшего в жизнь младшего

Прежде чем поручать старшему какие-либо задания, помните, рождение младшего ребенка – это ваше желание, а не первого ребенка. Поэтому не говорите ему, что он обязан сделать то-то или то-то только потому, что он старший. Ребенок должен иметь желание помочь, завлекайте его в игровой форме, а не в приказном тоне. Так первый ребенок отнесется к «работе» с интересом, а значит и более ответственно.

Ребенок, которого не обязывают любить и лелеять младшего, заботится о братике или сестренке по собственному желанию, в итоге в нем просыпается истинная любовь к маленькому человеку, а не агрессия, ревность и иногда даже ненависть.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, – взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это – два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер – порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Леман Кевин – христианский взгляд на проблему

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин – порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь

Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Теория порядка рождения Уолтера Тоумена

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Единственный ребенок в семье

Когда в семье один ребенок, то ему обычно свойственна большая, чем у других детей, чувствительность к тем правилам, которые устанавливают его родители, и он старается соответствовать их ожиданиям. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку у них братьев и сестер, с которыми они могли бы себя сравнивать. Детская психология говорит — единственный ребенок часто имеет более традиционные установки, он ставит перед собой далеко идущие цели и впоследствии может претендовать на лидирующие позиции. Роль единственного ребенка в семье обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков.

В преимущества входят:

  • Единственному ребенку родители обычно могут дать больше материальных благ, чем нескольким детям.
  • У родителей больше времени на ребенка.
  • Родители проявляют к ребенку больше внимания.
  • Ребенку не грозят переживания из-за того, что его место любимчика занял другой ребенок.
  • Ребенку никогда не придется конкурировать с братьями и сестрами.
  • Ребенок может находиться в центре внимания расширенной семьи – бабушек, дедушек, тетей, дядей и других.

К недостаткам относятся следующие:

  • Ребенок может испытывать одиночество.
  • Ребенок может стать эгоистом.
  • Ребенок может расти в условиях сверхопеки и запрета на ведение «нормальной», физически активной жизни, какую ведут большинство детей. Детские психологи говорят -родители могут проявлять излишнее усердие, чтобы защитить своего единственного ребенка от любого возможного физического ущерба.
  • Родители часто соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может вызвать трения между ними и создать ситуацию, когда ребенок «использует» одного родителя против другого.
  • Ребенок нередко сильно переживает из-за раздоров между родителями и может ощущать свою ответственность за это.
  • Ребенок может жить в страхе, что если что-то случится с родителями, он останется один во всем мире.
  • У ребенка могут появиться трудности в принятии решений, потому что все решения принимаются за него.
  • У ребенка могут возникнуть трудности в установлении взаимоотношений с одноклассниками, потому что у него мало опыта общения с другими детьми.

Не планируйте разницу в возрасте

В братско-сестринских чувствах есть все. В них больше любви, но есть и ненависть, и нежелание — не бывает детей, которые бы не пожалели, что у них родился брат или сестра. И это не есть свидетельство вашей родительской некомпетентности. Это нормальное проявление амбивалентности братских чувств.

У любых двух детей, помещенных в одно жизненное пространство, будут стычки. И если вам случалось брать погостить на некоторое время какого-то ребенка, то вы могли заметить, что сначала отношения хорошие, а потом накапливается некоторая усталость, потом возникает привычка, и начинаются ссоры и с «чужим» ребенком.

У «своих», у братьев и сестер, это неизбежно

Очень важно знать, что дети будут ссориться, уметь реагировать на это и не образовывать коалиции ни с кем из них, не думать, что один обижен больше, чем другой

Нередко бывает так, что по каким-то данным, внешним или внутренним, один из детей ближе к одному из родителей, а другой, соответственно, ближе к другому. Также случается, что бабушки берут под особую опеку одного из братьев и сестер

Это очень сильно обостряет ревность и конкуренцию в отношениях при маленькой и средней разнице в возрасте и может вызывать и отстранение к брату или сестре, и недоверие ко взрослому, который так неровно и несправедливо делит внимание

Но особенно вредно при любой разнице в возрасте, если неравно делят внимание родители. Бывает, что мама больше заступается за одного ребенка. Именно это запускает сильную вражду

Если мама всегда обвиняет во всем старшего, перекладывает ответственность за стычки, за ссоры, за то, что в семье что-то неправильно…

Именно это запускает сильную вражду. Если мама всегда обвиняет во всем старшего, перекладывает ответственность за стычки, за ссоры, за то, что в семье что-то неправильно…

Когда обвиняют одного из детей, чаще всего первенца, вот это ухудшит их отношения и изменит характер старшего со временем. Особенно это сказывается при минимальной и максимальной разнице в возрасте.

А сами стычки чаще всего проходят для детей почти безболезненно. Они довольно быстро забывают обиды и готовы дружить дальше.

Когда дети подрастут, то есть младшему два, а старшему минимум четыре года, стоит говорить себе в моменты детских стычек и конфликтов, что это не про вас, это про них, это их отношения. Родитель может в лепешку расшибиться, узнать все возможные способы реагирования, и все равно дети будут ссориться. Потому что это их отношения. Они не подвластны вам — ни маме, самому близкому человеку, ни отцу.

С моей точки зрения, оптимальной разницы в возрасте не существует. Если у семьи есть готовность иметь детей, то лучше всего ориентироваться на физиологическую (естественную) разницу в возрасте, свойственную вашей паре. Тут лучше ничего не придумывать, а предоставить детям возможность родиться без запланированной разницы.

Каждой семье присуща собственная, уникальная разница в возрасте. У кого-то это три с половиной года, у кого-то пять лет, у кого-то два года. И как каждое время года прекрасно по-своему, так и у каждой разницы в возрасте есть свои трудности и преимущества.

Воспитание старшего ребенка

Старшему ребенку пришлось пережить свержение с позиции единственного ребенка в семье

Для него это часто неприятно и болезненно, ведь теперь все в семье начинает делиться на двоих детей, а не достается ему одному, как было раньше.
Внимание, любовь и заботу родителей теперь приходится делить с младшим ребенком.
Переживания старшего сопровождаются изменением отношения родителей к нему – родители хотят видеть его ответственным, взрослым и серьезным.. «Мне всегда приходилось быть примером для сестры

Она младше меня на 7 лет. Помогать ей, опекать и во всем уступать. Мне нельзя было ошибиться. И если у меня что-то не получалось, то родители обвиняли меня. А когда я пыталась возмутиться, то меня наказывали».

«Мне всегда приходилось быть примером для сестры. Она младше меня на 7 лет. Помогать ей, опекать и во всем уступать. Мне нельзя было ошибиться. И если у меня что-то не получалось, то родители обвиняли меня. А когда я пыталась возмутиться, то меня наказывали».

Риск быть отверженным в собственной семье у старшего выше, чем у младшего, поскольку старший может способствовать заключению вынужденного брака (по залету). Для женщины в этом случае ребенок часто является орудием для достижения цели – заключения брака, а для мужчины – напоминанием о вынужденной женитьбе.

Этот факт может отражаться на всей жизни старшего ребенка. Родители пытаются отстранить его от себя, отдать на воспитание родственникам. Матери он уже не нужен (цель достигнута), а для отца он живое напоминание того, что пришлось связать себя узами семьи и брака.

«Знаю, что мама забеременела мной до брака. Этим она заставила отца жениться на ней. С младшей сестрой, разница 6 лет, отношения у меня всегда были прохладные. Она для родителей была красавицей и умницей, а я – выродок. Сестра всегда была права, а я нет. Ее воспитывали родители, а меня отдали на воспитание бабушке, а потом в интернат. Я чувствовала, что родители выполняют по отношению ко мне родительский долг, но не любят меня. Всю любовь они отдали моей младшей сестре. Когда умерла бабушка, я отчетливо ощутила себя сиротой, хотя родители были живы».

Для мужчины очень важно, чтобы инициатива заключения брака исходила от него. Но сам факт «залета» партнерши часто приводит к узакониваю отношений

Сегодня молодые люди все чаще выбирают форму гражданского брака, беременность женщины служит поводом связать себя узами брака. Т.е. старший ребенок еще в утробе матери может пережить как положительный стресс (свадьба), так и ряд отрицательных переживаний мамы: отсутствие уверенности в возможности вырастить малыша, откладывание свадьбы на то время, когда малыш подрастет.

«Когда я забеременела, мы с будущим отцом ребенка решили не торопиться со свадьбой и отпраздновать ее после рождения малыша. Роды были трудными, нашему сыну требовалось лечение. Первые 2 месяца жизни с сыном прошли для нас, как сплошной кошмар. У меня не было сил даже думать о свадьбе. Сейчас наш сын окреп и подрос, ему уже 8 месяцев. Отец ребенка и не вспоминает о свадьбе, что для меня очень обидно, ведь я постоянно думаю о том, что наш сын уже вырос, а мы так и не поженились».

  • При воспитании старшего ребенка родители совершают все те ошибки, которые они потом учтут при воспитании последующих детей.
  • Наибольшее напряжение у родителей вызывает воспитание старшей девочки. При воспитании старших дочерей родители, при этом отец в большей степени, чем мать, испытывают страх причинить вред ребенку. Этот страх передается и детям и выражается в зависимости старших девочек от матери.
  • Матери чаще видят отрицательные черты характера и слабости именно в своих старших детях.

«Мою сестру принесли из роддома на мой третий день рождения, тут и закончилась моя «сладкая жизнь», потому что мои родители решили завести второго ребенка до того, как я окончательно не превратилась в «монстра», вокруг которого пляшут все бабушки и дедушки. Общий язык с сестрой я не могла найти очень долго. На меня возлагались обязанности, которые включали в себя в основном исправление ошибок младшей сестры. Мама во всех спорах принимала сторону младшей сестры. Сестра это понимала и успешно пользовалась, т.к. во всех спорах с сестрой я всегда проигрывала».

ВЫВОД: Таким образом, позиция старшего ребенка в семье похожа на позицию солдата на передовой. Старшему ребенку необходимо быть ответственным, к нему родители предъявляют множество требований и стараются подавить его волю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий