Клише для сочинения по литературе в декабре

Пример сочинения

Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.

Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.

Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
  4. Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
  5. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.

Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.

Шаблоны и клише

Пункт плана
Клише
Вступление
Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»)

На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…
В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …
Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

Комментарий к проблеме

Контекстуальный:Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…Проблема… относится к типу…, актуальных для многих
Автор обратился к подобной проблеме, потому что…Текстуальный:
Размышляя над вышеназванным вопросом, автор приводит примеры…./обращается к….
Для раскрытия этой проблемы автор рассказывает о…/цитирует…./описывает…

Позиция автора
Автор так относится к поднятому вопросу:…
Позиция автора однозначна….
Привлекая внимание к такой проблеме, автор…
Автор утверждает, что…
Повествователь пропускает проблему через себя, поэтому его оценка не может быть отстраненной, он…
Позиция автора выражена однозначно в словах…

Собственное мнение
Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…
Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…
С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

Аргумент 1
В качестве первого аргумента можно привести…
Первым аргументом может послужить…
В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
Наиболее полно проблема раскрывается в…
Аргумент 2
В качестве второго аргумента можно использовать…
Вторым аргументом может послужить…
Приведу еще один литературный аргумент…
В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
Следующий аргумент взят мной из личного опыта
Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
Заключение
В заключении хочу сказать…
Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами, например, рассказы Чехова.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • собственные впечатления от произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета. Но помните о фактологии и всегда сравнивайте экранизацию с оригиналом.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.

Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. 

В плане пропишите:

  • Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
  • Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
  • Аргумент 2 — то же самое.
  • Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? —> Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека? —> В жизни человека любовь играет главную/важную роль. ИЛИ В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения предыдущего года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Отдавайте готовые сочинения на проверку

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Возможные темы итогового сочинения

«Отношение человека к другому человеку» — это ещё не тема будущего сочинения, а всего лишь направление. Конкретные формулировки могут попасться любые, и заранее их никто не озвучивает. В прошлом году мы уже пытались предположить, какие темы достанутся тем, кто будет рассуждать о добре и зле, милосердии и равнодушии, равенстве и власти. Но есть и другие варианты, к примеру:

  • •Что важнее: понимать человека или управлять им?
  • •Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • •Чем различаются дружба и приятельство?
  • •Может ли дружба принести человеку разочарование?
  • •Чем опасно равнодушие?

Структура итогового сочинения

Сочинение должно иметь чёткую структуру. План написания включает три блока: вступление, основную часть и заключение. При этом объём введения и заключения должен быть небольшим, примерно 70% текста займёт основная часть. Каждый блок строится по определённым правилам, с использованием установленных клише. Рекомендуется перед началом написания работы составить краткий план, расписав основные тезисы, аргументы и выводы. Опираясь на них, будет проще сформулировать свою позицию, и на её основании построить вступление и заключение.

Также план поможет определить примерный объём каждого логического блока итогового сочинения. Хорошо рассказано о структуре сочинения в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=cOir5AGBlIg

Вступление

Вступление должно состоять из трёх-четырёх предложений:

  1. Сформулировать проблему или вопрос, относящийся к теме сочинения. Естественно, если их несколько, нужно выбрать и «озвучить» один, который будет рассмотрен в сочинении.
  2. Указать на многогранность проблемы. При написании используются такие клише: «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя», «Каждый человек относится к этой проблеме по-разному», и так далее.
  3. Выполнить переход к основной части, также с помощью клише: «Попробую ответить, как считаю я», «Я напишу своё мнение об этой проблеме», или других.

Над формулировкой введения можно подумать заранее, так как оно стандартно и не зависит от конкретной темы.

Основная часть

В основной части итогового сочинения необходимо выразить свои мысли, рассуждения по теме, сформулировать отношение к проблеме, а также привести два-три аргумента из литературы, подтверждающих позицию. Для начала этого блока используются фразы-клише: «Рассуждая о проблеме, я пришёл к выводу, что …», «Отвечая на вопрос о …, я могу сказать, что …» и аналогичные. Затем в нескольких предложениях расписать свою точку зрения. Можно указать на актуальность проблемы: «Этот вопрос особенно актуален сейчас, так как …», или «Данная проблема будет актуальна всегда, ведь …».

Для следующих логических блоков структура строится следующим образом:

  1. Выделяется один из тезисов проблемы.
  2. Приводится доказательство с литературным примером.
  3. Формулируется краткий вывод по данному тезису.

В качестве тезиса берётся утверждение, касающееся одной из граней проблемы. То есть все они относятся к одной и той же теме. Тезисы в итоговом сочинении не должны противоречить друг другу. Также можно выделить всего один тезис, и для его подтверждения привести несколько аргументов в соответствии с планом.

Оформляется эта часть следующим образом: сначала кратко записывается тезис. Для перехода к аргументам можно использовать такие речевые конструкции: «Вспоминается произведение (автор, название), в котором ставится этот вопрос», «Например, (автор) в своём рассказе (название) рассуждал на эту тему». Далее следует подробнее описать, в каком ключе фигурирует в произведении указанная проблема, кто из героев в каких обстоятельствах сталкивается с ней, и как выходит из ситуации. Дополнительно можно привести цитату из произведения, если она подходит к обозначенной точке зрения. Логичным окончанием аргумента станет вывод о том, как именно он подкрепляет позицию ученика.

Следующие тезисы оформляются так же. Для переходов между ними использования особых речевых конструкций не требуется. Главное, чтобы смена тезисов при написании работы не была слишком резкой, для этого можно добавить дополнительное вводное предложение. Текст должен читаться легко и естественно, не выглядеть рваным и путаным.

Приводить больше трёх примеров нет смысла, так как, согласно плану, их будет достаточно для максимальной оценки по соответствующему пункту. Поэтому, основную часть можно закончить и переходить к заключению.

Заключение

Заключительную часть начинать следует с таких фраз: «Подводя итоги написанного, можно прийти к выводу, что …», «Таким образом, из изложенного выше следует вывод: …». В последнем предложении заключения можно использовать призыв к чему-либо: «Помните об уважении к …», «Давайте будем …». Другой вариант завершения – выразить надежду: «Я надеюсь, что в будущем …», «Хочется верить, что …». Также уместна будет ёмкая цитата по теме сочинения

Но использовать её нужно осторожно, только будучи уверенным, что она не противоречит основной мысли сочинения

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

Раздел итогового сочинения (изложения) на сайте ФИПИ

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

Аргументы для итогового сочинения 2023/2024

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы

Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?

Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?

Можно ли оправдать плохой поступок?

Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы

  • Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  • А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
  • А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух»
  • М. Горький. «Старуха Изергиль»
  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • А. Грин. «Зеленая лампа»
  • М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
  • А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
  • С. Есенин. «Черный человек»
  • А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы

Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?

Как окружение влияет на ребенка?

На что готов пойти человек ради своей семьи?

Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы

  • Л. Н. Толстой. «Война и мир»
  • Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
  • Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
  • М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
  • А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
  • Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
  • Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  • А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека. 

Возможные темы

Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?

Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?

Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?

Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы

  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • О. Хаксли. «О дивный новый мир»
  • И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
  • Дж. Оруэлл. «1984»
  • Е. И. Замятин. «Мы»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух» 
  • В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
  • Д. Киз. «Цветы для Элджернона»

Помимо доступа к экзаменам, хорошо написанное итоговое сочинение гарантирует до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ. При поступлении в вузы с высокой конкуренцией вроде Бауманки или Вышки несколько баллов могут стать решающими — это еще один повод ответственно подойти к подготовке. Преподаватели MAXIMUM Education на курсе по итоговому сочинению объясняют ученикам, как писать пробные тексты, и дают развернутую обратную связь, которая на реальном экзамене поможет добиться зачета.

Пример итогового сочинения по направлению «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»

Чем опасно равнодушие?

Многие склонны думать, что корень всех бед — это жестокость, грубость, нетерпимость. Или что это — глупость, трусость, жадность. При этом мы часто не осознаём, что равнодушие может быть намного опаснее, чем открытая злоба. Давайте задумаемся: почему негативные качества «укореняются» в душе человека? Разве не потому, что людям зачастую оказывается безразлично, о чём думают, переживают, мечтают их родные и близкие? Если рядом с тем, кому больно и одиноко, не оказывается друга или наставника, то этот человек может озлобиться на весь мир. Итак, равнодушие опасно тем, что именно из-за безразличия окружающих многие несчастные люди становятся завистниками, невежами и даже преступниками.

Обратимся к аргументам из художественной литературы. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» главный герой — одарённый художник Чартков — губит свой талант ради богатства и славы. Происходит это во многом из-за равнодушия окружающих. В начале произведения Чартков отдаёт последний двугривенный за портрет, который ему очень понравился. Теперь у молодого человека нет денег даже чтобы заплатить за квартиру. В отчаянии он произносит: «Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут». Люди, окружающие Чарткова, не замечают, что ему нужна помощь. Они не понимают, насколько этот молодой человек талантлив и скольким он жертвует, чтобы служить своему призванию. Главному герою не к кому обратиться за помощью, поэтому он заключает некий договор со сверхъестественными силами, а по сути, «продаёт» свой талант. «Портрет» Н. В. Гоголя — красноречивый пример произведения, где главный герой, оставшись без участия и поддержки, не справляется с испытаниями и заставляет замолчать свою совесть.

Ещё один персонаж, пострадавший из-за равнодушия окружающих, — это Васька Пепел из драмы Максима Горького «На дне». Главные герои произведения — несчастные люди, которые из-за безденежья вынуждены жить в ночлежке и не могут оттуда вырваться. Пепел с детства привык к тому, что его называют «вор, воров сын»: никто в ближайшем окружении не верил, что Васька сможет посвятить жизнь чему-то доброму, осмысленному. Так и вышло, что юноша не стал стараться что-то изменить, а пошёл по тому же пути, который выбрал его отец. Однако в первом акте пьесы в ночлежке появляется странник Лука, и он возвращает молодому человеку волю к жизни. Васька верит, что может начать всё сначала… Но Лука поддерживает его только на словах. Всеобщее равнодушие приводит к тому, что Васька Пепел, сам того не желая, совершает новое преступление. Он убивает владельца ночлежки Михаила Костылёва и пускается в бега. Так безразличие окружающих приводит к тому, что человек, который осознаёт свои недостатки и хочет исправиться, оказывается в ещё худшем положении, чем прежде.

Итак, равнодушие — один из самых страшных человеческих пороков. Неприкрытая злоба, зависть, невежество и другие негативные качества, конечно же, тоже опасны и могут привести к самым печальным последствиям. Однако именно из-за равнодушия окружающих все эти пороки «закрепляются» в душе одинокого, обессиленного человека, и он оказывается не способен бороться с обстоятельствами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий