Декабрьское сочинение клише для аргументов

Примеры вступлений с клише

Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
Думаю, эта тема интересует многих….
Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
Всем известен факт…
Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
«Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
«Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
(Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
(Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали

Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …
Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
С давних времён люди задумывались над вопросом …
С давних времен человек размышлял о…
Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда

Действительно, проблема… очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2023 году пройдет 6 декабря. Также есть резервные дни — 2 февраля и 4 мая 2024 года. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение в 2023/2024 учебному году сильно отличается от сочинения ЕГЭ

Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны лишь разделы и подразделы банка тем. Поэтому важно заранее их проработать, прочитать нужные произведения, подобрать список аргументов и набить руку на тренировочных текстах — всё это можно сделать на нашем курсе подготовки к итоговому сочинению

Итоговое сочинение 2023/2024: критерии оценивания

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис),
  • собственное мнение, которое доказывается аргументами,
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод),
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
  • вывод (итог рассуждений).

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

5. Грамотность

Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму.

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает, что…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
Он акцентирует внимание читателя на …
Он осуждает…
Этот поступок героя говорит о…
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Автор повествует о…

Клише

Речевые клише, в силу их стандартизованности, использовать не советую. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под речевые конструкции.

Однако нередки случаи, когда действительно нечего написать. Нужные слова не идут на ум, а время идет. В таком случае клише будут очень даже полезны.

Для вступления:

  • «…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
  • Этот вопрос встает перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
  • Всем известно, что … . Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди. Наверное, эта тема интересует каждого из нас поэтому текст… тоже посвящен …
  • Что мы знаем об …? Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
  • Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый взгляд…
  • «…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
  • Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
  • … затрагивает данную тему в своем произведении».

Основной части:

Автор повествует о …
Автор описывает …
Поэт показывает …
Писатель размышляет о …
Он акцентирует внимание читателя на …
Идея … выражена в стихотворении …
Мысль о необходимости … выражена и в романе …
Вспомним героя повести…
Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: 

  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
  • Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
  • Таким образом …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

Шаблоны и клише

Пункт плана
Клише
Вступление
Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»)

На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…
В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …
Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

Комментарий к проблеме

Контекстуальный:Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…Проблема… относится к типу…, актуальных для многих
Автор обратился к подобной проблеме, потому что…Текстуальный:
Размышляя над вышеназванным вопросом, автор приводит примеры…./обращается к….
Для раскрытия этой проблемы автор рассказывает о…/цитирует…./описывает…

Позиция автора
Автор так относится к поднятому вопросу:…
Позиция автора однозначна….
Привлекая внимание к такой проблеме, автор…
Автор утверждает, что…
Повествователь пропускает проблему через себя, поэтому его оценка не может быть отстраненной, он…
Позиция автора выражена однозначно в словах…

Собственное мнение
Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…
Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…
С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

Аргумент 1
В качестве первого аргумента можно привести…
Первым аргументом может послужить…
В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
Наиболее полно проблема раскрывается в…
Аргумент 2
В качестве второго аргумента можно использовать…
Вторым аргументом может послужить…
Приведу еще один литературный аргумент…
В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
Следующий аргумент взят мной из личного опыта
Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
Заключение
В заключении хочу сказать…
Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене!);
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой — в вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема еще не обозначила вам автора и произведение), по которому вы будете доказывать основную мысль:

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

При написании основной части сочинения по такой схеме вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит вас на неверные рассуждения.

Критерии 12 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Я советую держать их всегда в уме, подстраивая готовое сочинение под некоторые пункты (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.

*- Такой совет имеет место быть, если вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в вашем сочинении «сами собой».


Нажмите, чтобы скачать Демоверсию ЕГЭ по литературе за 2022 год

В каких случаях вашу работу не будут проверять и поставят 0:

  • Написано менее 200 слов
  • По первому критерию («Сответствие сочинения теме и её раскрытие») вы получили 0

План написания итогового сочинения: как его составить?

План будущего итогового сочинения можно условно разделить на 3 основные части – это вступление, основная часть работы и заключение.

Вступление 

Тут в краткой форме нужно набросать черновик описания главной идеи и тезиса будущего сочинения. Чаще всего, варианты вступления универсальные: например, согласие или несогласие с цитируемым материалом или авторское мнение по теме. Примерный объем этой части работы – до 15% от общего объема итогового изложения.

Основная часть

В этой части плана нужно будет продумать и составить аргументы для подкрепления тезисов с обязательной отсылкой на литературные источники по теме итогового сочинения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о …
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о …
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Наверняка вы замечали, что писатели, прежде чем начать произведение, часто предваряют его короткой мудрой фразой. Такая фраза идёт сразу после названия (в нашем случае — после переписанной на белый лист темы сочинения), «выравнивается» по правой стороне и называется «эпиграф». Эпиграф — необязательная, но выигрышная часть итогового сочинения. Рекомендуем выучить и использовать вот эти цитаты:

•«Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в добро». Яков Бёме

•«Добро существует в природе вещей, зло — в природе человека, который употребляет вещи во зло». Пьер Эдмон Боше

•«Делайте свое добро там, где вы есть; эти маленькие кусочки добра, собранные вместе, переполняют мир». Десмонд Туту

Типичные фразы для вступления на итоговом сочинении

Когда в голову не пришёл ни один аргумент, у выпускника начинается паника: «Я не сдам и пойду на пересдачу 2 февраля»! Поддаваться волнению не стоит. Лучше вспомните, как писали великие произведения отечественные и зарубежные классики. У них не было под рукой даже клише или времени на подготовку. А у вас ещё есть шанс, чтобы запомнить устойчивые фразы!

  • Нередко авторы поднимают вопрос о…
  • Разумеется, каждый человек найдёт ответ на вопрос… Попытаюсь выразить своё мнение насчёт этого
  • Проблема, несомненно, актуальна и в наши дни
  • Наверное, каждый второй человек задумывается о…
  • Нередко можно услышать вопрос:
  • (Ключевое слово в формулировке темы) играет огромную роль в жизни людей
  • Нравственные вопросы относятся к категории вечных, поэтому тема… волнует не одно поколение
  • Нельзя отрицать значимость (основной компонент вопроса) в современной жизни / в истории
  • Я считаю / предполагаю, что тему … нельзя оставить без внимания
  • Тема … невероятно важна для развития человеческой цивилизации / развития межличностных отношений

Уже виден прогресс! Начало положено, а что дальше? 

Вы допустите ошибку, если после формулировки темы сразу перейдёте к аргументации. Так вы рискуете потерять логическую связь. Поэтому следует использовать переход от одной смысловой части к следующей за ней

Среди подобных предложений-связок обратите внимание на них:

  • Правдивость моей точки зрения доказывают произведения художественной литературы
  • Рассуждая о вопросе…, не могу не вспомнить произведение…
  • Обратимся к примерам, которые помогут раскрыть проблему…
  • Проанализируем примеры из классической литературы, которые позволяют понять поставленный вопрос
  • Актуальность явления прослеживается не только в жизни, но и в литературе
  • Хочу подтвердить собственные рассуждения примерами из литературы
  • Справедливость моих рассуждений подтверждают примеры из литературы
  • Главный герой рассказа / романа … мог бы подтвердить мои рассуждения, потому что
  • Перейдём к аргументам, которые позволят глубже изучить поставленный вопрос
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий