Речевое развитие детей старшей группы ДОУ на примере весенних тем

Предпросмотр страницы №1

Конспект занятия по развитию речи «Наша армия»

Цель: составление описательного рассказа о людях военных профессий.

1.

Образовательные:
формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки;

2.

Развивающие:
учить называть различные виды войск; развивать умение употреблять существительные творительного падежа; развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа; развивать умение согласовывать числительные с существительными.

3.

Воспитывающие:
воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Ход занятия

Орг-момент

Воспитатель: Наступает праздник День защитника Отечества. Как вы думаете кто такой защитник Отечества? Зачем он нам нужен? (это военные, которые защищают и охраняют нашу Родину)

Игра «Кто где служит?»

Воспитатель: Давайте вспомним какие существуют военные профессии. Я начну предложение, а вы его закончите.

В море служат…моряки

В небе Родину охраняют…летчики

На границе Родину охраняют…пограничники

В десантных войсках служат…десантники

В танковых войсках Родину защищают…танкисты

В артиллерии служат…артиллеристы (заряжает, стреляет из пушек)

В кавалерии служат…кавалеристы (сражаются на лошадях)

В пехоте служат…пехотинцы

Игра «Кто что делает?»

Воспитатель: Давайте вспомним, что делают, чем занимаются военные. Я называю профессию, а вы говорите, что делает этот человек.

Летчик – управляет самолетом, держит штурвал, прово​дит испытания.

Пограничник – охраняет границу, разговаривает по рации, смотрит в бинокль.

Капитан военного корабля – стоит на капитанском мостике, смотрит в би​нокль, отдает команды.

Танкист – управляет танком, переключает рычаги, смот​рит в прицел.

Игра «Кем я хочу стать?»

Воспитатель: А сейчас давайте назовем кем бы вы хотели стать. Ребенок выбирает картинку, где изображен человек военной профессии и называет кем он хочет быть

«Я буду пограничником…десантником, летчиком, танкистом и т.д.»

Игра «Какие войска?»

Воспитатель: Существуют различные виды войск. Например, летчики служат в летных войсках.

А танкисты в каких?…в танковых войсках

А пограничники…в пограничных войсках

А десантники…в десантных войсках

А пехотинцы…в пехотных войсках

Артиллеристы…в артиллерийских войсках

Игра «Кому что нужно?»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки с военной техникой, а вы мне назовите кому она нужна.

Танк нужен кому…танкисту

Пушка нужна кому…артиллеристу

Автомат нужен кому…пехотинцу

татьяна романенко

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Наша армия родная» в старшей группе

Конспект

НОД по познавательно – речевому развитию на тему
:

«Наша Армия родная
»

в старшей группе
«Колокольчик»
.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Романенко Т. А.

с. Донское, февраль 2015г.

Цели
: – Закрепить и обобщить знания детей об армии
и защитниках Отечества.

Формирование словаря.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и ка-чества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Связная речь

Развивать
умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать
умение составлять рассказы о событиях из личного опыта

Грамматический строй речи

Упражнять в образовании однокоренных слов.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картинке «Весна пришла»

Организация: МБДОУ «Детский сад № 80»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Цель:

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину и составлять по ней рассказ.

Задачи:

0бpазoвательные задачи:

– Уточнить и расширить знания детей о весне и признаках весны.

– Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ.

Развивающие задачи:

– Развитие внимания, памяти, воображения;

– Pазвивать кругозор и экологические представления.

Воспитательные задачи:

– Вocпитывaть интepeс к разнообразию окружающего мира;

– Воспитывать стремление к сохранению многообразия растений.

Предварительная работа: Чтение стихотворений о веесне; просмотр мультфильмов о весне «В лесной чаще», «Беги ручеек», «Веснянка», «Весенние мелодии»; рассматривание картинок с изображением весны и весенних цветов.

Оборудование: картина И. И. Левитана «Весна пришла»; сюжетные картинки с изображением весны; мольберт.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, помогите мне отгадать загадку

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня…

 (весна)

Воспитатель: Верно, угадали. Посмотрите за окошко, там тоже наступила весна. У меня есть ещё три загадки.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

– Заглянул к нам месяц..

                              (март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

– В гости к нам пришёл…

                               (апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

                               (май)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Помогли мне разгадать загадки и вспомнить название весенних месяцев. Как вы думаете, какая бывает весна?

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Придумайте определение к слову «Весна» Какая она? (тёплая, красивая, тёплая, ранняя, поздняя); Солнце. Какое? ( ласковое, лучистое, яркое). Трава (зелёная, сочная, маленькая Цветы (красивые, разноцветные, душистые). Птицы (голосистые, веселые, быстрые). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворения о весне.

«Весна идёт.»

Утром было солнечно

И совсем тепло.

Озеро широкое

по двору текло.

В полдень подморозило,

Вновь зима пришла,

Затянулось озеро

Корочкой стекла.

Расколол я тонкое

Звонкое стекло,

Озеро широкое

Снова потекло.

Говорят прохожие:

-Вот весна идёт!-

А это я работаю,

Разбиваю лёд.

Агния Барто

«К нам весна шагает»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

И. Токмакова

«Апрель! Апрель!»

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Самуил Маршак

Весенняя физминутка (пальчиковая гимнастика)

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, у меня на мольберте несколько картин. Давайте внимательно их рассмотрим.

Какое время года изображено на картинах?

Почему вы так решили?

Какое солнце?

Как выглядят растения?

Как вы думаете, какая погода бывает весной и изображена на этих картинах?

Одну из этих картин написал великий русский писатель Исаак Ильич Левитан. И она называется «Весна пришла».

Воспитатель: – Молодцы, теперь послушайте мой рассказ по одной из этих картин.

Наступила весна. Был тёплый, солнечный день. Небо было голубое и безоблачное. Снег быстро таял, появились первые проталины. По дороге бежали ручейки. Ребята решили выйти на прогулку и пускать кораблики. Дети с большим интересом наблюдали за плывущим кораблём. Радостно и весело весной на прогулке!

Воспитатель: А теперь вы попробуйте придумать и рассказать свой рассказ.

Воспитатель:  Ребята, вы большие молодцы! Придумали такие хорошие и добрые рассказы.  

Рефлексия:  

Чем занимались на занятии?

Чей рассказ вам больше всего понравился?

Чему ещё научились?

Опубликовано: 30.03.2023

Конспект занятия №4 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Развивать предпосылки к связной речи.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, картинки для игры «Что изменилось?»

Ход занятия

I. Орг. момент.
Д/и «Сядет тот, кто скажет, как его зовут?»

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Да-нет-ка»:
1. Весной можно лепить снеговиков.
2. Весной можно кататься на санках.
3. Весной появляются первые весенние цветы.
4. Весной можно купаться в речке.
5. Весной на деревьях опадают листья.
6. Весной птицы улетают в теплые края.
2. Развитие предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3. Игра на установление простейших причинно-следственных связей «Это весна?»: педагог раздает детям картинки с изображением различных времен года, ребята должны ответить весна на картинке или нет и объяснить почему.

III. Физкультминутка.
Игра «Рисуем и рассказываем».
Предложить детям «нарисовать» весну с помощью движений руками и
рассказать о ней.
Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.
И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.
И расцвел подснежник На виду у всех. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1.Д/и «Что изменилось?»: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и сравнить их. Логопед говорит ребятам о том, что он будет им помогать: «Я начну, а вы закончите фразу: «На верхней картинке идет снег, на нижней — … (небо голубое, ясное). На верхней картинке кругом лежит снег, много сугробов, стоит снеговик; на нижней картинке … (снег тает, бегут ручьи, растут цветочки). На верхней картинке деревья голые, на нижней картинке … (на деревьях появились листья). На верхней картинке птиц мало, им холодно, они нахохлились, на нижней … (птиц много, они вьют гнезда). На верхней картинке нарисована зима, а на нижней — … (весна)».

V. Итог.

Ход НОД

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как ярко и ласково светит солнце в окошко, давайте возьмемся за руки почувствуем себя маленькой частичкой природы.

Дети встают в круг и берутся за руки.

День весенний наступил, Солнце светит ярко. За руки возьмемся мы Дружные ребятки.

Воспитатель: Ребята, нам пришло голосовое сообщение ,хотите послушать?

Основная часть (введение в тему).

Дети слушают голосовое сообщение.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Весне спастись?Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто похитил Весну?Воспитатель: Дети, а если Весну не выпустят из плена, что тогда произойдет? Что предпримем для освобождения Весны?

Воспитатель показывает шкатулку.

Воспитатель: Вот эту шкатулку нам передали от злодеев, в ней находятся задания.

Воспитатель достает 1 задание .

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Спасение весны»

Игра «Назови общим словом».

Дети называют обобщающие слова по темам: продукты, профессии, овощи, домашние птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, посуда, деревья, дикие животные, домашние животные, мебель, наземный транспорт ,воздушный транспорт , водный транспорт, головные уборы, обувь, одежда, инструменты.

Надо назвать общее слово и пройти по «волшебной дорожке». (Дорожка выложена из гимнастический палок.)

Воспитатель достает 2 задание .

Игра «Хорошо — плохо».

Рассказать о том, что хорошего в весне ,и что плохого со словами потому что.

Воспитатель достает 3задание .

Игра «Посчитай и скажи со словом один. два, пять».

Ручей, облако, грач, проталина, подснежник, солнце, верба, одуванчик, лужа, кораблик.

Дети говорят ответ и пролазят в обруч.

Воспитатель достает 4задание .

Игра «Придумайте предложение о весне по картине».

Дети должны составить простое, распространенное предложение о весне .

Музыкальная пауза.

Воспитатель: Давайте споем для весны , чтобы она к нам побыстрей вернулась.

Дети исполняют «Весенний хоровод» С. Насауленко.

Воспитатель достает 5задание .

Игра «Наоборот».

Дети называют слова-антонимы. передавая друг другу бубен и ударяя в него после ответа.

Воспитатель достает 6задание .

Игра «Красивые слова».

Воспитатель: Небо какое? Весна какая? Дождь какой? Трава какая Солнце какое?

Дети называют слова эпитеты к существительным. и кладут плоскостные цветы в корзинку.

Воспитатель достает 7 задание .

Игра «Назови первый ,средний и последний звук в слове».

Весна, лужа, май, апрель облако, трава, проталина, подснежник, скворец, капель, март, ветер, луч, сосульки.

Воспитатель достает 8задание .

Игра «Кого, что вижу?».

Воспитатель: Надо назвать кого, что вы видите про большое количество предметов.

Береза (березы), скворец(скворцов), облако (облака), грач (грачей), ручей (ручьи), девочка (девочек), туча (тучи), мальчик (мальчиков).

Дети смотрят в подзорную трубу и говорят ответ.

Воспитатель: Ребята, послушайте, только что от Весны поступило голосовое сообщение.

Дети слушают голосовое сообщение

Рефлексия.

Игра «Журналист» (дети отвечают в микрофон.)

Воспитатель: Тяжело ли вам было выполнять задания? Зачем мы выполняли все задания? За что вы можете похвалить себя? Ребята, вы старались, выполнили все задания и освободили весну.

Конспект занятия №3 по теме «Весна»

Цель: обогащать представления детей о весне.

Задачи:
1. Формировать предпосылки к связной речи.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Закреплять знание основных цветов.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, бумажные куклы и одежда для разных времен года.
раздаточный материал: индивидуальные листы для выполнения задания «Чей кораблик?», цветные карандаши.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Игра на развитие слухового внимания «Сядет тот, чье имя я назову».

II. Работа по теме занятия.
1. Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
– Что делает солнце весной? (Ярко светит).
– Что делает снег весной? (Тает).
– Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
– Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
– Что появляется на земле весной? (Цветы).
– Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
– Какое это время года? (Весна).
2. Формирование предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3.Игра на развитие словесно-логического мышления детей «Можно ли так пойти гулять весной?»: педагог показывает детям бумажных кукол с различной одеждой и спрашивает их: «Можно ли так пойти гулять весной? Почему?».

III. Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Чей кораблик»: педагог раздает детям индивидуальные листы, в которых необходимо провести дорожку от каждого ребёнка (дети одеты в одежду разных цветов: красную, синюю, зеленую, желтую) до кораблика с парусом нужного цвета.

V. Итог.

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе, по теме: „Весна!“» размещена в разделах

  • Весна. Все материалы на весеннюю тему
  • Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
  • Весна. Конспекты по развитию речи
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Открытые занятия. Конспекты
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Старшая группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019

Развивающие задачи :

– развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, память;

– развивать умение выражать эмоции с помощью голоса, мимики и жестов.

Воспитательные задачи:

– формировать навык сотрудничества;

– развивать инициативу и самостоятельность.

Программные задачи:

– уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.

– закрепить приметы весны, названия весенних месяцев;

– активизировать словарь по теме : “Весна”.

Материалы и оборудование: конверт с письмом и листочками, макет дерева, мячик, солнышко.

Методические приемы: загадки, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинкам.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках
: исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель
: На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети
: о весне
.

Воспитатель
: Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне
, о её характерных признаках. А Вы любите весну
?

Дети
: Да!

Воспитатель
: Сегодня у нас необычное занятие
. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем
: «Здравствуй, весна

А какие признаки весны вы знаете
?

Дети
: Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель
: А вы знаете, сколько месяцев длится весна
? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна
,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру
«Весенние месяцы»
.

Воспитатель
: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо
? (Голубое, светлое, безоблачное)
.

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее)
.

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи).

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников
начинается сокодвижение – от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев)
. Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки)
.

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда)
.

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ)
. Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях
, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной
появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки)
.

9. Да, ребята. Весной
вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду)
.

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель)
.Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель
: Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине)
. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали
:

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель
: А сейчас закончите предложения
:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель
: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии
? весне
)
. Ответьте на вопросы полным предложением
:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной
?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне
(Мы можем сказать
: Весна – красна
, потому что она яркая, веселая, красивая).

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии
.

Развитие речи на тему «Весна» в старшей группе

Развитие речи на тему весна также имеет свои особенности в разном возрасте.

Занятие в старшей группе «Ранняя весна»

Тема весеннего пробуждения природы широко представлена в литературе.

Обратите внимание! Чтение, пересказ и обсуждение рассказов Г. Скребицкого, В

Бианки, С. Аксакова и других детских русских и советских авторов пробуждают в детях интерес к живой природе, помогают формированию умения образно и выразительно описывать картину природы.

Наблюдения за природой

Важно! Необходимо приучать ребенка обсуждать увиденное

Развитие речи в старшей группе «Весна красна»

Эпитеты делают человеческую речь более эмоциональной

При заучивании стихов важно обращать внимание на слова, усиливающие общий смысл

«Солнце ЛАСКОВО смеется,

Светит ЯРЧЕ, ГОРЯЧЕЙ.

И с пригорка ЗВОНКО льётся

РАЗГОВОРЧИВЫЙ ручей».

Употребление пословиц и поговорок учит работать с ритмом.

«Май холодный — год хлебородный

Март с водой, апрель с травой.

Февраль силен метелью, а март капелью.»

Развитие речи старшая группа «Весна пришла»

Воспитатель может найти на участке место, прогреваемое солнцем, и вместе с ребятами следить за таянием снега и появлением травы и первоцветов на оттаявшей земле.

Обратите внимание! В середине зимы интересно сделать отметку высоты сугроба и обсудить это с ребятами. В марте вспомнить, таким же белым и пушистым остался снег, каким он был в начале зимы

В марте вспомнить, таким же белым и пушистым остался снег, каким он был в начале зимы.

Развитие речи «Масленица» в старшей группе

Народные праздники имеют традиционные заклички и припевы, которые подходят для тренировки силы голоса. Масленичные стихи можно проговаривать в группе и во время прогулок.

Масленица

«Мы печём отличные

Блинчики пшеничные.

Кто придёт к нам пробовать

Блинчики отличные?

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы.

Блинчики вкуснейшие

В печку посадили мы,

Печка весело горит

Наша мама говорит:

„крошки, что останутся,

Воробью достанутся“.»

Занятие в старшей группе «Ранняя весна»

Дети учатся использовать глаголы для усиления образа:

  • сиять — светить,
  • зеленеть — распускаться,
  • течь — бежать — струиться.

Отдельное внимание уделяется переносному значению глаголов:

  • солнышко взошло,
  • побежали ручьи,
  • весна наступает и т. д.

Развитие речи «Комнатные растения» старшая группа

Воспитанники учатся выбирать из предложенных слов те, которые могут составить словообразовательную пару по предлагаемой теме: комнатные, яркий, цветочный, нежное, цветок, зеленый, лист, цвет, фиалки, соцветие, горшок, растения.

Комнатные растения

Обратите внимание! Ребята разбирают на две группы карточки с изображением комнатных и уличных растений. Проговаривание скороговорок помогает улучшить произношение:

Проговаривание скороговорок помогает улучшить произношение:

«Где у нас цветок расцвел,

Мы поставим частокол,

И с цветочницей потом

Поливать цветы пойдем.»

Загадки обогащают словарный запас:

«Он цветет зимой и летом

Всегда пышен и красив

Горит красными цветами

А зовется (Бальзамин).»

«Посадили мы листок

А увидели цветок

Помогла смекалка

Вырастить (Фиалку)».

Развитие речи старшая группа «Весна пришла»

Дети образовывают новые слова от исходного:

  • весна-весенний-вешний,
  • солнце-солнечный,
  • зелень-зеленый-зеленеть и т. д.

Игра «Логическая цепочка»

Необходимо выбрать из 4 слов лишнее и объяснить, почему оно не подходит.

Трава — одуванчик — подснежник — ГОЛУБЬ. Первые три слова относятся к растениям, а последнее — к птицам.

Дидактические игры

Развитие речи «Перелетные птицы» старшая группа

«Еще морозец по утру,

Еще не слышен звон капели,

Но мы поверили в весну –

Грачи сегодня прилетели!»

Обратите внимание! К заучиванию стихотворения имеет смысл добавить фото и видео материалы, содержащие изображения, редко встречающиеся в повседневной жизни, звуки живой природы. Это поможет детскому восприятию

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Предпросмотр страницы №1

Конспект занятия по развитию речи «Наша армия»

Цель: составление описательного рассказа о людях военных профессий.

1.

Образовательные:
формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки;

2.

Развивающие:
учить называть различные виды войск; развивать умение употреблять существительные творительного падежа; развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа; развивать умение согласовывать числительные с существительными.

3.

Воспитывающие:
воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме.

Ход занятия

Орг-момент

Воспитатель: Наступает праздник День защитника Отечества. Как вы думаете кто такой защитник Отечества? Зачем он нам нужен? (это военные, которые защищают и охраняют нашу Родину)

Игра «Кто где служит?»

Воспитатель: Давайте вспомним какие существуют военные профессии. Я начну предложение, а вы его закончите.

В море служат…моряки

В небе Родину охраняют…летчики

На границе Родину охраняют…пограничники

В десантных войсках служат…десантники

В танковых войсках Родину защищают…танкисты

В артиллерии служат…артиллеристы (заряжает, стреляет из пушек)

В кавалерии служат…кавалеристы (сражаются на лошадях)

В пехоте служат…пехотинцы

Игра «Кто что делает?»

Воспитатель: Давайте вспомним, что делают, чем занимаются военные. Я называю профессию, а вы говорите, что делает этот человек.

Летчик – управляет самолетом, держит штурвал, прово​дит испытания.

Пограничник – охраняет границу, разговаривает по рации, смотрит в бинокль.

Капитан военного корабля – стоит на капитанском мостике, смотрит в би​нокль, отдает команды.

Танкист – управляет танком, переключает рычаги, смот​рит в прицел.

Игра «Кем я хочу стать?»

Воспитатель: А сейчас давайте назовем кем бы вы хотели стать. Ребенок выбирает картинку, где изображен человек военной профессии и называет кем он хочет быть

«Я буду пограничником…десантником, летчиком, танкистом и т.д.»

Игра «Какие войска?»

Воспитатель: Существуют различные виды войск. Например, летчики служат в летных войсках.

А танкисты в каких?…в танковых войсках

А пограничники…в пограничных войсках

А десантники…в десантных войсках

А пехотинцы…в пехотных войсках

Артиллеристы…в артиллерийских войсках

Игра «Кому что нужно?»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки с военной техникой, а вы мне назовите кому она нужна.

Танк нужен кому…танкисту

Пушка нужна кому…артиллеристу

Автомат нужен кому…пехотинцу

Дать детям знания об армии.

Сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.

Познакомить детей с военной техникой.

Соотносить военные профессии с военной техникой.

Учить составлять описательные рассказы по плану.

Оборудование:
магнитная доска,
картинки с изображением военных и военной техники, картинки с изображением танка и танкиста.

Ход ЗАНЯТИЯ:

— Ребята, какой праздник мы сегодня отмечаем?

День Защитников Отечества.

— А что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина.

— Как называется наша Родина?

Ответ: Россия.

Музыкальный руководитель:

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

— Все может родная земля: напоить родниковой водой, накормить теплым хлебом, удивить своей красотой, только защитить себя не может. Во все времена наша Родина – Русь славилась своими лесами, полями, реками, умными и добрыми людьми. Поэтому и нападали на Русь враги.

— Кто же защищал Русь в те далекие времена?

Ответ: Богатыри

— Каких вы знаете богатырей?

Ответ: Илья Муромец, Алеша Попович…

— Какие доспехи были у богатырей?

Кольчуга, шлем, булава…

-А на чём же Богатыри передвигались

Ответ: На лошадях.

— А давайте посмотрим, кто из вас самый ловкий и быстрый

Эстафета «Кто быстрей» (дети по двое обегают конус на лошадках (палка с головой лошадки, играют 2-3 раза.

— Ребята, а кто является главным защитником Отечества сейчас?

Ответ: Армия. Солдаты.

— Каким должен быть солдат?

Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным.

— Какие рода войск вы знаете?

Ответ: Пограничники, пехотинцы, моряки, десантники, связисты, летчики.

Муз. рук.: Давайте споём песню про солдат.

Дети встают полукругом

Песня «Бравые солдаты»Слова: Т. Волгиной,

Музыка: А. Филиппенко

— Наши мальчики ещё в детском саду, но пройдут годы, пойдут служить в армию. Но для того, чтобы стать настоящим защитником, им нужно еще многому научиться. Чтобы узнать много интересного о военных профессиях, проверить свою ловкость, силу, выносливость, предлагаю всем ребятам пройти учения в «Школе молодого бойца».

Согласны? Итак, начинаем! Мы отправляемся в гости к пехотинцам!

Игра «ПЕРЕДАЧА МЯЧА», играют 2-3 раза.

Команды выстраиваются в 2 колонны по одному. Задача – передать мяч через голову, последний поднимает руки вверх, затем передаём мяч снизу, не касаясь пола.

Муз. рук.:

— А сейчас, тактическая подготовка «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

В колесе не белка,

А цветная стрелка,

Кто заблудится в пути,

Говорит, куда идти. (Компас.)

И сам он держится за дно,

И держит судно заодно. (Якорь.)

Железная птица в небе кружится,

По сигналу пилота на землю садится. (Самолет.)

Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (Танк)

Ребенок:

Кто летит быстрее птицы?

Охраняет кто границы?

Кто всегда готов к полету?

Все: Это летчики — пилоты!

— Раз мы прибыли в гости к летчикам, самое время поиграть в их любимую игру.

Игра «ЛЕТАЕТ НЕ ЛЕТАЕТ»

Дети двигаются по залу, расставив руки в стороны, на «летающие» слова из текста. Стоят на месте на «нелетающие».

Бабочки? Подушки? Вкусные ватрушки?

Черные грачи? Детские врачи?

Гуси? Апельсины? Быстрые машины?

Помидоры красные? Лебеди прекрасные?

Арбузы полосатые? А коты усатые?

Ласточки? Синички? Все другие птички?

Пчелы? Мошкара? Закончилась игра.

Муз. рук.: А сейчас ребята мы споём песню.

Песня «Наша Родина Сильна!»Слова: Т. Волгиной,

Музыка: А. Филиппенко

Муз.рук:

День этот славный каждый свято чтит.

В нем налицо все мужества черты.

Любой мужчина хрупкий мир хранит,

Служа Отчизне, с доблестью «на ты».

Не всякий подвиг может совершить,

Тем более – в потоке мирных дней,

Но всякий должен Родине служить,

Болеть душой и сердцем лишь о ней.

Великий праздник нам февраль принес.

Защитникам Отечества – виват!

Убережет от бури и от гроз

Россию воин – доблестный солдат.

Дети под музыку выходят из зала

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий