Показатели развития творческого мышления ребенка

Зачем вашим детям творчество?

Одна из важнейших функций творчества — дать возможность детям выразить то, что они еще не умеют сказать словами. Можно показать свои чувства, особенно если они неприемлемы (например, злость на взрослого человека), а также продемонстрировать свои впечатления и эмоции.

Таким образом, творчество жизненно необходимо для эмоционального и познавательного роста личности. Кроме того, обсуждение нового произведения усиливает впечатление от его создания, что в конечном счете способствует развитию.

Творчество пронизывает рутину, чтобы обнажить чудеса. Вдохните творчество в вашу повседневную жизнь, и она наполнится радостью, яркими красками и сюрпризами.

По материалам книг «Одна привычка в неделю для всей семьи», «500 идей для творческого развития» и «Творческое воспитание».

Обложка поста отсюда.

Что такое креативное мышление и нужно ли его развивать

Что же такое креативное мышление, о котором так много говорят? Ничего экстраординарного — это способность ребёнка воспринимать мир нестандартно и продуцировать новые идеи: за счёт своих способностей, талантов и воображения.

Нужно ли это в нынешнем мире? Конечно, без творческого мышления не обойтись никому. Цивилизация меняется день за днём, роботы совершенствуются, технологии достигают невиданных высот. И если скоро машина сможет заменить человека на производстве или в быту, то придумывать яркие, эффектные идеи и продумывать самые неординарные способы их исполнения роботы-андроиды ещё не умеют (и научатся, скорее всего, нескоро, а то и вовсе никогда).

Развитие креативного мышления с самого маленького возраста значительно расширяет перед малышом жизненные направления. Вот в чём творческое мышление помогает ребёнку:

  • быстро находить решения самых сложных ситуаций неординарными, но действенными способами;
  • формировать здоровую самооценку благодаря полезным идеям или продуктам творчества;
  • обрести индивидуальность, понять свои сильные стороны, таланты, осознать способности и стремления;
  • стремиться к самосовершенствованию, а значит к достижению самых невероятных целей;
  • расслабляться и снимать стресс приятными способами (рукоделием, играми и пр.);
  • постоянно улучшать когнитивные способности (память, интеллект, речь и пр.).

Творческие дети с большой тягой к креативу имеют богатую фантазию, высокие навыки самоорганизации, лидерские качества, отличную коммуникабельность и, как следствие, много друзей.

Чем безумнее, тем лучше

Предложите детям рисовать пеной для бритья и гуашью на картонных коробках, огромной кистью и красками — на доме, дороге или на собственном теле, разбрызгать краску по ватману, раскрасить камни, начертить мелом на тротуаре силуэт, вместо кисточек использовать цветы или еловые ветки.

Если ребенок не горит желанием прямо сейчас заняться искусством, подумайте, что ему хотелось бы делать и как можно привнести туда элементы творчества.

Машинки? Изготовьте вместе с ребенком коврик для игры в машинки из плотной бумаги, разрисованной краской или фломастерами. Еще неплохо построить на улице здания из коробок или из палочек, а то и целые города.

Ваш ребенок любит нарядную одежду? Вырежьте из картона маску или корону и оставьте на столе вместе с перьями, блестками и банкой жидкого блестящего клея. Сделайте коллаж из кусочков ткани или сшейте одежду для бумажной куклы.

Для того чтобы придумать, как совместить интересы ваших детей и творчество, обычно не требуется много времени.

Иллюстрации здесь и далее из книги «Творческое воспитание».

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается

Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу. 

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Находим применение творческим способностям

Такие способности могут пригодиться во многих аспектах нашей жизни: 

1. Работа и карьера: Творческие способности позволяют выделяться среди конкурентов, предлагать оригинальные идеи, находить нестандартные решения задач, улучшать процесс работы и повышать эффективность. 

2. Развитие личности: Творчество помогает узнать себя лучше, выражать свои идеи и эмоции, раскрыть свой потенциал и развить свои индивидуальные таланты.

 3. Решение проблем: Творческие способности способствуют поиску нестандартных решений для проблем и трудностей, что помогает находить новые подходы к решению задач и достижению целей. 

4. Инновации и предпринимательство: Творческое мышление позволяет создавать новые продукты, услуги и бизнес-модели, искать новые рыночные возможности и адаптироваться к изменениям. 

5. Взаимоотношения и коммуникация: Творческие способности помогают находить общий язык с другими людьми, развивать социальную интеллектуальность и находить новые способы решения конфликтов. 

6. Развлечения и хобби: Творчество приносит радость и удовлетворение от творческого процесса, позволяет самовыражаться и наслаждаться результатами своей деятельности. 

В целом, творческие способности являются ценным активом, который позволяет нам справляться с жизненными вызовами, находить новые возможности и привносить новые идеи и вдохновение во все сферы нашей жизни.

Развитие творческих способностей у ребенка – это ключевое направление его индивидуального роста, которое оказывает значительное влияние на его будущее

Во время этого путешествия мы узнали о важности давать детям свободу и возможность экспериментировать, стимулировать их воображение и развивать мышление, а также поощрять самовыражение и поиск новых решений. Помните, что каждый ребенок уникален и имеет свою собственную форму творчества

Важно поддерживать их интересы, предоставлять возможности для самовыражения и экспериментирования, а также способствовать их самоуверенности и мотивации. Никогда не забывайте о значимости похвалы и поощрения усилий ребенка. Творчество – это не только инструмент для развития интеллекта ребенка, но и средство для самовыражения, раскрытия своей индивидуальности и счастливой жизни. 

Давайте вместе с психологами исследуем этот удивительный мир и поможем нашим детям раскрыть свой полный потенциал творческого мышления. Ведь будущее творят те, кто способен видеть пространство возможностей и искриться идеями.

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

  • конструирование;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Диагностика: научные подходы, принципы и критерии

Диагностировать креативность невозможно без изучения и применения научности, на которой основаны способы, принципы и критерии.

Научные подходы к исследованию 

В процессе изучения расположенности к творчеству выделяют два подхода.

Изучение креативности, как процесса творческой познавательной деятельности. В основе взаимодействие интеллекта, умозрительных способностей, проявление их на практике.

Над подходом работали: Д. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, Э. Торренс, С. Тейлор. Принципы основаны на исследовании, которое показывает: как влияет интеллект на процесс создания оригинальных новых идей. Наблюдаться при этом могут разные люди.

Изучение самой творческой личности.

Здесь речь идет о комплексе творческих способностей одного человека. В основе подхода создание «портрета» творческой личности. Это направление развивали: А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон. 

Принципы методики диагностики творческих способностей

Диагностические методики нацелены на выявление стереотипного мышления. Основной индикатор креативности – отдалённость от штампов, полный отказ от стереотипов.

Неординарность определяют по частоте выдачи необычных ответов. Уникальность оценивается соотношением количества новых идей и общего количества ответов.

Итог исследования не всегда может отразить степень способности человека к креативному мышлению. Творчество может проявиться у каждого человека спонтанно и быть нерегулируемым.

Несовершенство всех разработанных тестовых методик основано на общем подходе. Они не учитывают «эффект неожиданности» проявления индивидуальных особенностей в конкретной ситуации.  

Критерии оценки

Показатели, по которым определяют уровень:

  • быстрота и непринужденность проявления креативности (подсчитывается количество предложенных вариантов за время выполнения задания);
  • «гибкость» ответов (умение переключаться);
  • оригинальность (частота повторений одного и того же ответа).

Удобным и простым способом проверки способностей к творчеству признается тест, разработанный  Элисом Полом Торренсом. Он состоит из трех частей, которые характеризуют вид творчества: 

  • вербальное, 
  • изобразительное, 
  • звуковое. 

Время выполнения теста жестко не ограниченно, на усмотрение педагога. Для оценки рассматривают следующие критерии:

  1. Беглость/скорость – количество выданных ответов за период времени.
  2. Вариативность ответов (гибкость).
  3. Необычность (эксклюзивность, оригинальность).
  4. Подробности.

Проведенные исследования определили критерии оценки для ориентира.

  • Внимательность (сосредоточенность на задаче).
  • Разносторонность (множество подходов).
  • Гибкость (легкость переключения с одного утверждения на другое).
  • Оригинальность (отказ от штампов и стереотипов).
  • Вариативность (многообразие вариантов).
  • Конкретность (определенность и четкость подхода).
  • Абстрактность (умение отойти от реальности мира).
  • Гармония (логичность и последовательность предложений).
  • Независимость (отсутствие страха перед выбором решения).
  • Открытость восприятия (восприятие новизны и проявление интереса). 

Использовать приведенные в статье методики можно в школе, центрах дополнительного образования, дома. Способы диагностирования адаптируются под каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

О развитии творческих способностей дошкольников и младших школьников в следующем видео:

Методы и методики изучения

Применение эффективных методик изучения креативных способностей выстраивается следующим образом.

Первичная диагностика. 

Проводится письменное анкетирование родителей и детей. Организовывается наблюдение за детьми в школе и дома.

Проведение специальной диагностики.

На втором этапе проводятся тесты, заполняются анкеты, выполняются творческие задания.

Для определения способностей ребенка к творчеству предлагают ответить на перечень вопросов взрослым: родителям и педагогам. Для этого хорошо использовать «Карту одаренности». Этот тест разработан по методике Хаана и Каффа. Опросный лист может включать до 80 вопросов. Время на ответы: 15 минут. После обработки результатов выявляется степень одаренности ребенка. Удобная систематизация итогов показывает, какой вид способностей в настоящее время у ребенка развит. Десять полученных оценок составляют «индивидуальный портрет» способностей. На основе полученного результата можно составить программу развития личности.

Вторая по популярности методика – анкетирование «Палитра интересов». Вопросы в анкетах составлены с учетом отражения интересов ребенка в нескольких сферах: 

  • математика и техническое направление; 
  • гуманитарная область; 
  • деятельность в области искусства; 
  • развитие;
  • спортивное направление; 
  • коммуникация;
  • естествознание;
  • домашние обязанности.

Используя методику, можно изучить наличие/отсутствие определенных способностей у ребенка. Затем провести более точную диагностику по более или менее развитым направлениям.

Диагностирование способностей родителей

Для выявления предполагаемого уровня креативности ребенка проводят тестирование его родителей. Для этого используют специальную анкету «Степень развития креативности».

В ней собраны утверждения об отношении к различным процессам.  С помощью знаков «+»/«-» участники отмечают своё согласие (несогласие) рядом с пунктом.

  1. Мне не импонирует работа с четко выработанным алгоритмом.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я ее понимаю.
  3. Я не люблю делать работу, регламентированную инструкциями.
  4. Я не люблю посещать музеи. В них все скучно и однообразно.
  5. Я люблю фантазировать.
  6. Увлечения вносят в жизнь человека дополнительный интерес.
  7. Я могу с удовольствием смотреть несколько раз один и тот же спектакль. Актеры играют по-разному, а новая интерпретация делают просмотр увлекательным.
  8. По моему мнению — лучше быть закройщиком. Это проще, чем быть портным.
  9. Мне нравится процесс работы. Меня мало интересует, какой получится результат.
  10. Любое дело требует творческого подхода.
  11. Я часто сомневаюсь в том, что другие признают правильным.
  12. Мне не хочется выстраивать свою жизнь по определенным правилам.
  13. Мне нравится работа художников.
  14. Мне нравится ходить разными дорогами.

Результат определяется подсчетом знаков «+»: 

  • от 0 до 5 баллов: низкий уровень,
  • от 6 до 9 баллов: средний уровень,
  • от 10 до 14 баллов: высокий уровень.

Для младших школьников применяются специальные методы определения.

Общее понятие способностей

Понятие способностей было введено в психологическую науку при попытках объяснить разницу в успехах разных людей при одинаковых внешних условиях. Существует много трактовок этого термина у разных авторов. Объединив и классифицировав их, можно выделить несколько уровней развития способностей:

  1. Собственно способности
  2. Одаренность
  3. Талант
  4. Гениальность

Эти уровни иерархически подчинены друг другу. Иными словами, чтобы подняться на новый уровень развития способности, необходимо достаточно развить ее на предыдущем уровне.
Основой развития способностей являются задатки. К задаткам относятся особенности развития анализаторов, т.е. психофизиологический уровень. Например, особенности развития слухового анализатора могут быть предпосылкой для возникновения музыкальной одаренности.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Интеллектуальные способности, в свою очередь, определяются особенностями функциональной деятельности мозга (уровнем возбудимости коры больших полушарий, подвижностью, лабильностью и устойчивостью нервных процессов, скоростью образования временных связей). Павлов называл эти врожденные особенности нервной системы генотипом.
Соответственно этим критериям условно выделяют три типологические группы:

  1. Художественный тип (характеризуется преобладанием первой сигнальной системы).
  2. Мыслительный тип (вторая сигнальная система).
  3. Средний тип (равное представительство первой и второй сигнальных систем).

Определение 1

Одаренностью называется сочетание способностей, обеспечивающее возможность успешного выполнения какого-либо вида деятельности

Причем важной деталью в данном случае является именно возможность, а не фактическое выполнение вида деятельности

Отсутствие (или недоразвитие) способностей не означает фактической непригодности к выполнению той или иной деятельности. По мнению Е.П. Ильина, существует механизм компенсации способностей, который позволяет заменить отсутствующие способности сильными сторонами личности (например, через формирование индивидуального стиля деятельности или благодаря приобретенным знаниям, умениям и опыту, либо с привлечением способностей в другой области).

Определение 2

Талант – следующий уровень развития способностей, проявляющийся и развивающийся в деятельности. Слово встречается в Библии, где означает меру серебра, которую раб зарыл в землю вместо того, чтобы пустить в оборот. Отсюда происходит фразеологизм «зарыть талант в землю».

Талантливая деятельность отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Считается, что пробуждение таланта (равно как и одаренности) зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач. Талантом является именно совокупность способностей, а не отдельная разновидность, и одна способность талантом не является. Например, среди выдающихся музыкантов мы можем найти людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности память является желательным, но необязательным условием по сравнению с такими важными чертами, как гибкость ума, сильная воля, богатая фантазия, личная заинтересованность и т.д.

Высшим уровнем развития способностей считается гениальность. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека оставляют след в эпохе и влияют на нее (или являются родоначальниками этой эпохи). Особенности гениальности:

  • совокупность всевозможных психических процессов и состояний;
  • высокий уровень развития общих и специальных знаний, эффективное их использование;

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

  • Сформулируйте проблему.
  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков, составленном на экономическом форуме в Давосе.

<<Лидген для статьи>>

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях

Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное. К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Творим всегда, творим везде

В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.

И ваша задача привнести творчество в повседневную жизнь. Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование и лепка, однако найдется немало иных занятий, которые также можно назвать творческими.

1. Проведение научных экспериментов. Они способствуют развитию творческого мышления.

2. Прогулка. Природа вокруг нас необыкновенно прекрасна: попробуйте, например, присмотреться к жилкам на листьях или узорам на коре дерева.

3. Выпечка. Приготовление еды питает разум, сердце и желудок.

4. Кукольное чаепитие. Ролевые игры полезны для развития воображения.

При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию

Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим

Творчество — это все, что наполнено красотой и вдохновением, с небольшой долей причуды.

Таблица из книги «Одна привычка в неделю для всей семьи».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий