Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Основное содержание проекта

Реализация проекта предполагает совместную деятельность родителей и детей:

  • взаимодействие учителя — логопеда с родителями, воспитателями и детьми;
  • взаимодействие воспитателя с родителями и детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги -дети — родители- партнёры.

Работа в семье

Работа в детском саду

ежедневное чтение детям различных видов художественных  произведений; обучение понимания темы  произведения;формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном произведении; обучение подбору слов   к высказыванию;
мотивация детей к беседе о прочитанном художественном произведении; совершенствование построения высказывания;чтение сказок или небольших рассказов с  продолжением  путём введения нового персонажа;обучение построению высказывания в определённой композиционной форме;
регулярное пополнение домашней библиотеки новыми книгами;беседы с родителями  о организации семейного чтения; подборе детской литературы;
совместное изготовление  с детьми игрушек для пальчикового театра из любого материала;приобретение  кукол  пальчикового театра  и  самостоятельное изготовление   детьми  в группах;
обучение детей правильному обращению с куклами пальчикового театра;развитие мелкой и артикуляционной моторики;
создание радостной атмосферы для совмест­ного с ребенком творчества.развитие  творческого воображения и фантазии детей.

Широкое использование в коррекционной логопедической работе кукольного пальчикового театра способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи;
  • обогащение мотивации речевой деятельности.

Один из принципов основы коррекционной системы обучения детей с ОНР, как считает Р.Е.Левина – это связь речи с другими сторонами психического развития. Коррекционно — развивающие возможности пальчикового театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально — насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным

Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Партнёры педагогического проекта

ПартнёрыФормы взаимодействия
БиблиотекаЭкскурсия  с целью консультации для родителей: «Какую книгу выбрать для ребенка».
Театр в ДОУПосещение театра для детей с целью знакомства с актёрским мастерством.
РодителиЧтение, обсуждение и обыгрывание с детьми прочитанных произведений с целью закрепления пройденного материала.
ВоспитателиЧтение, обсуждение, обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие  творческого воображения детей.
ЛогопедОбсуждение и обыгрывание прочитанных произведений; обучение детей построению высказывания; развитие  творческого воображения детей.

Слайд 25 Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной

деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из образовательной программы в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи и стабильность полученных результатов.

Логопедическая работа с детьми с ОНР: порядок и правила

Базовая задача сферы логопедической коррекции связана с формированием у детей с ОНР связной речи, что непосредственно связано с развитием у ребенка мышления.

Занятия коррекционной направленности с детьми дошкольного возраста, которым поставлен диагноз недоразвития речи, характеризуются:

  • исправлением неправильной артикуляции;
  • усовершенствованием фонематических умений;
  • увеличением словарного запаса и понимания их значения;
  • формированием способности к построению связных словосочетаний и предложений;
  • развитием навыков свободного повествования и изложения услышанного и прочитанного.

Врач-логопед занимается обучением, объясняя детям как начать повествование, что позволяет сделать его эмоциональнее и интереснее, как последовательно и логично изложить мысли.

Замечание 1

Трудности, как правило, возникают в большей степени при изложении детьми мыслей. Сосредоточиться на основной мысли для них оказывается столь же непросто, как и разбить рассказ на части и правильно их расположить.

В качестве еще одной проблемы рассматривается то, что у детей с ОНР отсутствуют грамматические навыки. Они способны к составлению коротких бессоюзных словосочетаний, повторяют уже сказанные фразы, при этом логического завершения сказанные ими предложения не имеют. Задача логопеда – разъяснить детям связь причины и следствия, охарактеризовать предметы и явления, объяснить к какому времени и месту они относятся, научить обобщению слов по роду и виду.

Замечание 2

Показателем эффективной работы логопеда является достижение ребенком умения связно повествовать.

Для достижения этой цели логопед-дефектолог использует разные приемы:

  • вопросы;
  • разъяснение;
  • анализ речевых умений, которые имеются;
  • демонстрация картинок и др.

На каждом занятии логопед совмещает в процессе определенные методики с целью повысить активность высказываний, сделанных детьми самостоятельно. Подход на комплексной основе дает возможность варьирования занятий в зависимости от способностей детей к разговору и уровня развития речи, а также в зависимости от целей, которые необходимо достигнуть и активности детей.

Предполагаемые риски

Возможные рискиСпособы их преодоления
Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей Проведение родительских собраний, беседы с родителями, совместные занятия с родителями;

Запись логопедических занятий на Умное зеркало ArtikMe для отслеживания динамики родителями.

Высокая заболеваемость, пропуски занятий детьми Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ.

Обучение родителей по использованию здровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Подготовка материалов для дистанционной работы

Низкая мотивацияАктивное внедрение игровых технологий в образовательных процесс (в соответствии с положением Л. С. Выготского о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте), включение системы поощрения для создания соревновательного стимула.
Поломка оборудования Профилактика неисправности посредством соблюдения техники безопасности; 

Гарантия на починку оборудования от производителя на случай поломки;

Поиск специалистов, работающих над ремонтом данного оборудования.

Тексты со звуком [ч]

«Песочница»

Леночка играла в песочнице. К песочнице подошла Олечка. Олечка принесла формочки и ведерочки. В формочках и ведерочках девочки пекли куличики из песочка.

«Сверчок»

У Леночки в деревне есть дача. На даче стоит печка. За печкой поселился сверчок. Запечный сверчок каждый вечер поет свои чудесные песенки. Песенки сверчка очень нравятся Леночке.

«Удачливые рыбачки»

Анечка пошла гулять на речку. На речке девочка встретила рыбачка Данечку. У Данечки были удочки. Одну удочку мальчик дал Анечке. Анечка насадила на крючок червячка и закинула удочку. На удочку девочка поймала четырех бычков. Бычков наловил и Данечка. Данечка и Анечка — удачливые рыбачки.

Подбор речевого материала:

Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий.

Например, такие сказки как «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь.

Использовать для пересказа и рассказа небольшие рассказы авторов О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Н. Е. Арбекова.

Формирование и развитие навыков высказывания

В работе с детьми, у которых поставлен диагноз ОНР, логопед пользуется репродуктивными методиками, например, составление рассказов по картинкам или описание изображений. Такие методы вызывают у детей самые большие затруднения, так как навык рассуждения требует логики, приведения аргументов и обоснования мнения в своих высказываниях.

Немаловажным является сложный и длительный процесс обучения логопедом ребенка по составлению рассказов-рассуждений, а также формированию понимания причинных и следственных связей. На первом этапе ребенок должен повторять задания, правила выполнения и вывод за педагогом. Следующий этап – создание логопедом-дефектологом искусственных ситуаций, дабы стимулировать ребенка к способности высказываться самостоятельно. Задавая наводящие вопросы, педагог может регулировать аргументированность, последовательность и связность высказываний обучающегося.

Одним из способов, направленных на формирование умения повествовать связно, является обучение составлению плана рассказа. Обучающимся с ОНР необходимо большее количество времени, чтобы освоить навыки логично высказываться. В данном случае речь идет не только о методике развития речи, но и об организации определенной совместной работы. Эта деятельность формирует следующие умения: выделение главной мысли, построение самостоятельного последовательного рассказа. После обучения – построение самостоятельного связного рассказа с изложением последовательных событий.

Также функцией логопедов в ходе взаимодействия с учащимися с ОНР, которым исполнилось 4 – 5 лет, является развитие навыков рассказывания.

Рассказ при этом определяется в качестве самостоятельного повествования о событии, которое уже произошло. Структура рассказа более сложная, нежели структура пересказа. Дошкольник должен сам формировать форму и содержание того, что он излагает, тогда как ему трудно дается систематизация фактов и изложение их по установленному плану.

Существуют виды повествований, которым необходимо научиться дошкольникам:

  • описательные повествования (рассказ, описывающий тот или иной предмет или явление, дающий их характеристику);
  • сюжетные повествования (рассказ о событиях, которые произошли, складывающийся в определенной последовательности);
  • аналитические повествования (это обоснование или рассуждение по поводу своего мнения).

Главным условием формирования и развития у детей умения повествования, носящего связный характер, является наличие мотивации общения, а также стимулирование у них желания рассказывать о себе, своей семье, друзьях и
т.д.

Средства диагностики результатов (начало и конец года)

Цель — выявление уровня развития монологической речи детей.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке использовать сюжетную картинку с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

– Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать ребёнку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует дать ответ. Следует записать рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать.

– Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Использовать любую серию сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть в наличии.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребёнок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Однако необходимо выслушать сначала его рассказ, может быть, его логика покажется нам вполне убедительной.

В норме:

  1. Ребенок составил рассказ по каждому заданию самостоятельно. Вы ему не помогали.
  2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
  3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
  4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
  5. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Задание 3. Чтение педагогом небольшого текста любых авторов. Затем попросить ребёнка выполнить его пересказ.

В норме: ребёнок без затруднений выполнит пересказ текста;

На основе полученных результатов обследования в зависимости от степени сформированности монологической речи можно определить, насколько повысился уровень сформированности связной монологической речи у детей.

Тексты со звуком [ц]

«Курица и цыплята»

Курица снесла пять яиц. Из яиц вывелись цыплята. Цыплята не отходят от мамы‑курицы. Курица кормит
цыплят у корытца. Из корытца цыплята напьются водицы.

«Цапля»

На болотце живет цапля. Цапля целый день ловит лягушек и ящериц. Лягушки прячутся от цапли в водице.
У водицы растут камыш и осока. В осоке таятся ящерицы. Ящерицы и лягушки боятся цапли.

«Перелетные птицы»

Весной с юга возвращаются перелетные птицы. Птицы вьют на деревьях гнезда. В гнездах они насиживают
яйца. Скоро из яиц появляются птенцы. Птенцы быстро растут и становятся взрослыми птицами.

«Цирк»

Люсе нравится цирк. В цирке есть арена. Над ареной висит канат. По канату ходят канатоходцы и цирковые
гимнасты. Цирковые гимнасты качаются на трапециях и кувыркаются на кольцах. Кольца и трапеции висят над центром арены. В центре арены выступают медведицы в разноцветных юбках.

Требования к применению пальчикового театра

Для занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром. Внешний вид куклы должен соответствовать персонажу сказки, и был узнаваем детьми.

Исключение составляет новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу.

Перед обыгрыванием сюжета с детьми проводить беседу по закреплению правил пользования куклой:

Кукла полностью надевается на палец. Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку. Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу. Положение куклы – вертикальное.

Основные виды действий с куклой: надевание на палец, имитация шагов куклы с передвижением руки, повороты, покачивания, поклоны.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  3. Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  4. Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. [//Научно – методический журнал «Логопед».- 2008. — №2.- с 66-73.
  5. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния./ Е.Смирнова. – СПб.: Питер, 2013.-128с.: ил.
  6. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис пресс, 2007.- 224с.
  7. Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников. // Журнал «Логопед». — 2011.- № 1. Шинковская, К.А. Войлок. Все способы валяния. /К.А. Шинковская.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-176с.: ил.

Железнякова М.Н.,
учитель-логопед

Формирование связной описательной речи у дошкольников с ОНР посредством использования наглядных схем

Организация: МБДОУ детский сад №12

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей с  ОНР специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов и явлений как одному из условий успешного обучения в школе. Описательная речь – один из базовых компонентов составления связных высказываний

Описание – особый вид монологической речи, связанный с умением наблюдать, выделять признаки описываемого предмета, сравнивать, синтезировать свои наблюдения в своем высказывании. Рассказ – описание, имеет большое значение для развития навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов – обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов и активному использованию их в речи.

Но именно умение составлять описательные рассказы, как показывает опыт обучения детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.).    Для детей описательный рассказ – самый сложный вид рассказа. Для детей с ОНР рассказ-описание вообще малодоступен, а большая часть из них способна лишь отвечать на вопросы взрослого. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Спонтанно справиться с  этой проблемой такие дети  не могут и требуют специального обучения. В современной педагогической практике  при обучении детей составлению описательных рассказов обычно используются большей частью вербальные методы: составление рассказа по вопросам, по плану, по образцу взрослого, по памяти, по воображению. Но это приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к образовательной деятельности,  что особенно характерно для наших ребят. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (памяти, восприятия, внимания) создает дополнительные затруднения.

В связи с этим возникает необходимость облегчить этот процесс, сделать его более доступным и интересным, найти эффективные вспомогательные средства, облегчающие становление у ребенка развернутого смыслового высказывания. 

По мнению многих психологов и педагогов (В. П. Глухов, Л. А. Венгер, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко),  значительно облегчает процесс становления описательной  речи использование  наглядных схем, с помощью которых происходит активная интеллектуальная и сенсорная работа ребенка по выделению признаков и свойств  предмета или явления.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы логопедии: Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых : Сб. науч. тр./ МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1980. – 140 с. 
  2.  Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 400 с. 
  3.  Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе для студ. сред. пед. учеб. завед. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Academia, 1998. – 160 с. 
  4. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-na-materiale-detskoy-hudozhestvennoy (дата обращения: 11.02.2021).
  5.  Березин, Ф.М. Общее языкознание /Ф.М. Березин, Б.Н. Головин – М.: Просвещение, 2005. – 560 с. 
  6.  Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с. 
  7. Жулина Е. В., Кузнецова Т. Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.07.2021).
  8. Иванова, С. П. Восприятие родителями ребенка как субъекта воспитательного взаимодействия в современной семье / С. П. Иванова // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 1. – С. 30.
  9. Коротовских Т. В., Пяшкур Ю. С. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // КПЖ. 2016. № 6 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 11.02.2021).
  10. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975. – 256 с. 
  11. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. Л. Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с. 
  12. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaznaya-rech-rech-v-obschenii-i-rech-v-deyatelnosti-1 (дата обращения: 23.02.2021).
  13.  Левина, Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими расстройствами речи /Р.Е. Левина/Психолого-педагогические проблемы восстановления речи при черепно-мозговых ранениях. – М., 1945. – С. 121-128. 
  14.  Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р.Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 1951. – 120 с. 
  15.  Лепская, Н.И. Язык ребенка / Н.И. Лепская. – М.: Владос, 2005. – 151 с. 
  16. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи / Ф.А. Сохин/ Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с. 
  17.  Текучев А.В. Методика русского языка в. – М., Просвещение, 1980. – 414 с. 
  18.  Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко/Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-24. 
  19. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. От 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
  20. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования): утвержден 17 октября 2013 года Приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ. – URL: минобрнауки.рф. – Текст: электронный.

Педагогический проект «Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием интерактивного оборудования»

Тексты со звуком [ж]

«Ужонок»

Около лужи сидит ужонок. У ужонка на голове желтые пятнышки. По желтым пятнышкам всегда можно узнать ужонка. Ужонок в луже охотится на небольших лягушек и головастиков. Лягушки и головастики снуют по луже, пытаются убежать от маленького ужа.

«Пожар»

В одноэтажном доме случился пожар. Пожар напугал жильцов соседней многоэтажки. Жильцы многоэтажки вызвали пожарных. Пожарные быстро приехали на красной пожарной машине. Пожарная машина остановилась возле загоревшегося дома. Из дома отважный пожарный вынес девочку Жанну. Жанна благодарила пожарных и жителей многоэтажки.

Нарушение экспрессивной речи у детей дошкольного возраста

Нарушения в экспрессивной речи малышей специалисты называют моторной алалией. За ним следует нарушение звукопроизношения, малый словарный запас и невозможность произнесения фразы, соответствующей возрастной норме. Что же такое экспрессивность?

Существует 2 типа речи: экспрессивная (произносимая) и импрессивная (понимаемая). У детей с нарушениями экспрессивной речи – полностью сохранен интеллект и восприятие. Они прекрасно понимают все обращения взрослых и могут с легкостью показать на требуемый предмет. Однако тяжелым заданием для них окажется назвать этот самый предмет.

Важно! Лечат подобные нарушения логопед и психолог в специализированных дошкольных учреждениях. Помимо этого малыш проходит комплекс физиотерапевтических процедур, направленных на запуск речевого высказывания, а также краткий курс медикаментозных препаратов

Расстройство экспрессивной речи у детей: какой прогноз на будущее?

При расстройстве экспрессивной речи у детей специалисты дают благоприятный прогноз на будущее: более 50% малышей избавляются от проблемы, и лишь дошкольники с тяжелыми нарушениями имеют некоторые последствия в виде умеренных и легких расстройств.

Как правило, при интенсивных занятиях с логопедом, к школьному возрасту от расстройства не остается и следа: малыш говорит чисто, четко, с небольшими заминками (в пределах возрастной нормы), его речь выразительная и не перескакивает с одной темы на другую.

Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3-х лет

Чем раньше выявляется задержка в речевом развитии ребенка, тем быстрее и с меньшими усилиями ее можно скорректировать. Для определения необходимо знать, в каком возрасте для малышей характерны те или иные проявления речевых высказываний.

  • Гуление и лепет появляются к 2-м и 4-м месяцам соответственно. Беззвучность или низкая активность свидетельствуют о расстройстве.
  • Первые слова у девочек появляются к 10 месяцам, у мальчиков – к 1 году.
  • К 2-м годам малыш овладевает фразой из 2-3 слов.
  • К 3-м годам словарный запас достигает 700 слов.

Признаками речевой задержки в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Предпочтение невербальных средств общения речевым (использование жестов и мимики).
  • Невозможность собственной речи к 3-м годам.
  • Невозможность составления простых фраз из 2-3 слов к 2-м годам.

Обратите внимание! Дети, получившие на медико-психолого-педагогической экспертизе диагноз «расстройство экспрессивной речи», отправляются в специальный речевой сад на 3 года, с обязательным ежегодным продлением (повторное прохождение комиссии)

Расстройство экспрессивной речи ребенка 4-х лет

К 4-м годам в словарном запасе малыша должно присутствовать не менее 900 слов. При отсутствии связной речи или грубых нарушениях лексического и грамматического строя старшего дошкольника отправляют в речевой детский сад на 2 года с ежегодным прохождением комиссии.

Формирование экспрессивной речи у дошкольников

Развитие речи малыша – процесс, от которого зависит дальнейшая жизнь ребенка. При подозрениях на нарушения следует обращаться к логопеду и неврологу, т.к. на сегодняшний день в логопедической практике зафиксировано множество разнообразных речевых расстройств. Правильно дифференцировать их и назначить необходимое лечение сможет только специалист.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий