Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения

История возникновения

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.

Философ полагал, что существует четыре инстинкта:

  • социальный;
  • конструирования;
  • художественного выражения;
  • исследовательский.

В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

Цели и концепция

Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:

  • Приобретение ребёнком знаний, умений и навыков.
  • Усвоение учащимся различных методов самостоятельной деятельности.
  • Развитие у обучаемого способностей к познанию окружающего мира и творчеству.

Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:

  • Каждый ребёнок во время развития индивидуально повторяет путь к познанию, пройденный человечеством ранее.
  • Усвоение получаемых от преподавателя знаний происходит спонтанно, как-либо управлять этим процессом невозможно.
  • Ученик усваивает знания и навыки не за счёт органов чувств, например, слушая преподавателя, а в результате удовлетворения естественной потребности в них.

Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:

  • Учебный материал должен удивлять детей и вызывать у них любопытство.
  • Задачи следует ставить так, чтобы их было интересно решать.
  • Обучение должно быть связано с жизнью учащихся, их играми или трудовой деятельностью.

В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:

  • операционные;
  • психодрама;
  • имитационные;
  • социодрама;
  • деловые;
  • исполнение ролей.

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников

Технологическая карта – это алгоритм решения проблемной ситуации.

Она отражает этапы действий, деятельности, которая реализуется дошкольниками и педагогом, в ходе решения проблемной ситуации.

Технологическая карта включает в себя следующие этапы деятельности:

  1. Постановка проблемы. Это самый первый и самый сложный этап работы. Воспитателю необходимо объяснить детям суть проблемы, а детям, постичь эту суть и осознать необходимость разрешения, имеющейся проблемы.
  2. Актуализация знаний и навыков. Происходит напоминание детям, что они владеют определенными знаниями и навыками, которые помогут им в решении проблемы и станут основой их деятельности.
  3. Постановка гипотез. На данном этапе выдвигаются варианты решения проблемы. Педагог оказывает помощь детям в формулировании этих вариантов.
  4. Проверка гипотез. Здесь, реализуются разные виды деятельности детей, в которых они проверяют правильность выдвинутых предположений. Как правило, используются разные виды игр, а также проводятся опытные и исследовательские работы.
  5. Получение нового знания. В ходе деятельности осуществляется формирование нового знания. Педагог помогает детям в его утверждении и введении в практическую деятельность.

Согласно данному алгоритму, обучение становится самостоятельным поиском знаний детьми. Дети выступают в роли открывателей знаний.

Классификация технологии

Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.

Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:

  • Главный аспект развития ребёнка — биогенная, социогенная, психогенная.
  • Способ усвоения знаний — ассоциативно-рефлекторная, бихевиористская.
  • Направленность структуры личности учащегося — соединение знаний, умений, навыков или способы умственных действий.
  • Организация работы — групповая, академически-клубная.
  • Философская идея — прагматически-приспосабливающаяся.
  • Модернизационное направление — повышение активности и интенсивности деятельности учеников.

Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:

  • обучающая;
  • светская;
  • общеобразовательная;
  • гуманистически-технократическая;
  • проникающая.

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие

Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

Варианты:

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. “Ага-реакция” — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Методы обучения

Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:

  • Частично-поисковый. Используется в случаях, когда созданная ситуация разрешается учениками под руководством преподавателя. Наставник может при необходимости давать учащимся подсказки, способствующие решению проблемы, но основную часть работы дети должны выполнять самостоятельно. Самым наглядным примером этого способа является эвристическая беседа.
  • Поисковый. Для такого метода характерно то, что после постановки задачи учитель не вмешивается в процесс её разгадки. Дети абсолютно самостоятельно находят пути решения, таким образом осваивая творческий подход. Этот способ обучения наиболее целесообразен при обобщающих уроках.
  • Исследовательский. При использовании такого метода обучаемые самостоятельно выдвигают проблемы, а также открывают и усваивают новый материал, способствующий их решению. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащимся поставить задачу и затем поощрять их активность к познанию. Рекомендуется применять этот способ в старших классах.

Этапы, из которых состоит технология проблемного обучения

  1. Преподаватель ставит перед группой задачу с одним или несколькими неизвестными. Условия должны быть сформулированы так, чтобы побудить группу к поиску этого неизвестного.
  2. Учащиеся осмысливают проблему, выдвигают гипотезы, проверяют их, используя ранее полученные знания.
  3. При поиске решения школьники выявляют противоречия и истоки проблемы.
  4. На следующем этапе возникает потребность в разрешении противоречия и выборе оптимального решения.
  5. Заключительный шаг – самооценка и рефлексия.

Схема от первого до последнего этапа построена на взаимодействии и сотворчестве участников группы. Решая поставленную перед ними задачу, они вспомнят и используют те опыт и знания, которые кажутся давно забытыми.

История развития проблемного обучения в отечественной педагогике

Развитие технологии проблемного обучения началось в XX столетии. До этого времени в отечественной педагогике практически не наблюдалось использования приемов проблемного обучения.

В развитии проблемного обучения можно выделить следующие этапы:

  1. Начало XX столетия. В этот период происходит развитие отдельных приемов проблемного обучения. Однако, их практическое применение практически не осуществляется. Проблемность в образовательном процессе близка к нулю.
  2. 20-30-е годы XX столетия. Происходит развитие исследовательского метода в обучении. В образовательный процесс внедряются некоторые методы исследования, которые способствуют повышению уровня проблемности в обучении.
  3. Период с 30-х по 50-е года XX столетия. Он связан с периодом ВОВ, что отложило свой отпечаток на развитии системы образования и педагогической науки. Проблемность в обучении снова теряет свою значимость. Уровень ее развития опять возвращается к нулевой отметке. Система образования основывается на использовании объяснительно-иллюстративного подхода.
  4. 60-80-е годы XX столетия. Они связаны с развитием новых теорий и концепций проблемного обучения. Данный вид обучения становится итогом развития теории развивающего обучения. Технология проблемного обучения формируется с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса, придания исследовательской направленности учебной деятельности.
  5. 90-е годы XX столетия. Происходит принятие новой образовательной системы, которая исключает опору на проблемное обучение. Объяснительно-иллюстративный подход занимает, вновь, ведущую позицию. Проблемное обучение, его отдельные приемы и методы используются в преподавании отдельных учебных дисциплин.
  6. XXI век. Примерно с 2010 года начинается активное внедрение технологии проблемного обучения в образовательную практику. Проблемное обучение получает новый вид: оно становится продолжением ценностного направления образовательной деятельности.

По сути, проблемное обучение в отечественной педагогике как целостная теория было сформулировано только в 60-е годы XX века. До этого времени, все аспекты проблемности в образования были только предпосылками формирования теории проблемного обучения.

Особенности проблемного обучения

Суть технологии состоит в том, чтобы ученики научились эффективно и логично мыслить, находясь в трудной ситуации. Ребёнку не даются готовые идеи и понятия, он самостоятельно их постигает в ходе разрешения сформулированной учителем проблемы. В данном случае роль педагога несколько изменяется, он является не столько учителем, как квалифицированным консультантом, оказывающим помощь в решении разных задач.

Ученик является активным участником занятия. Дети самостоятельно определяют цели и задачи, проводят анализ информации, разрабатывают критерии и подходящие способы разрешения проблем. Преподаватель не даёт готовые решения, но направляет учебный процесс так, чтобы учащиеся нашли их самостоятельно.

Технология нацелена на формирование у учащихся таких навыков и умений:

  1. Гибкая ориентированность в различных жизненных ситуациях.
  2. Самостоятельное получение знаний.
  3. Успешное практическое применение усвоенного материала.
  4. Аналитические способности. Дети учатся правильно обрабатывать получаемую информацию (сбор и анализ фактов, разработка гипотез, решение заданий).
  5. Критическое мышление. Умение выявлять сложности и находить способы их преодоления.
  6. Коммуникабельность, способность работать в коллективе.
  7. Умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
  8. Способность в дальнейшем самостоятельно повышать свой уровень интеллектуального развития.

От учителя требуется серьёзная подготовка, предполагающая:

  • Формирование такой проблемы, которая заинтересует учеников.
  • Подача задания таким образом, чтобы оно было научным по содержанию и доступным для детей по уровню сложности.
  • Контроль эмоционального состояния учащихся в ходе работы. Педагог должен своевременно оказывать необходимую помощь.

Технология состоит из таких структурных звеньев:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разъяснение сути задания ученикам.
  3. Поиск вариантов решения учащимися.
  4. Проверка найденных решений учителем.

Формулируя ситуацию, преподаватель пользуется такими методическими приёмами:

  • Создание противоречивой ситуации и помощь в нахождении способов разрешения.
  • Изложение различных точек зрения касательно одного и того же вопроса.
  • Стимулирование учеников к сравнению и сопоставлению фактов.
  • Постановка сложных задач. Учитель может делать в заданиях заведомые ошибки, давать неполные данные или ставить неопределённые вопросы.

Учебный процесс состоит из таких этапов:

  1. Организационный момент: вовлечение детей в тему занятия; определение содержимого изучаемого предмета.
  2. Актуализация знаний: Определение знаний, с помощью которых можно усвоить новый материал; констатирование потенциальной сложности изучения материала.
  3. Формулирование проблемной ситуации.
  4. Поиск решений учениками. Дети выдвигают и обсуждают свои предложения, ведя активный диалог.
  5. Закрепление знаний. Совместно с преподавателем дети формируют новые способности, полученные в ходе работы над задачей.
  6. Решение учащимися различных задач с помощью полученного знания.
  7. Подведение итогов урока и оценка работы учеников.

Технологическая схема

Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.

Алгоритм решения

Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:

  1. Осознание учениками проблемы, вскрытие заложенных в ней противоречий. Для этого им необходимо найти несоответствия в цепочке причинно-следственных связей. Помочь в решении такого вопроса может выдвижение соответствующей гипотезы.
  2. Формулирование гипотезы.
  3. Доказательство гипотезы. Для выполнения этого этапа ученикам нужно предоставить новое изложение задания или вопроса.
  4. Решение поставленной задачи завершается общим выводом. В нём углубляются изученные детьми причинно-следственные связи, а также раскрываются новые характеристики объекта или явления, которое познаётся.

Моделирование уроков

Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.

Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:

  1. Актуализация знаний и навыков учащихся.
  2. Осознание и осмысление информации, полученной на уроке.
  3. Закрепление и систематизированное усвоение знаний.
  4. Применение усвоенных знаний и умений для решения новой задачи.
  5. Проверка уровня усвоения учебной информации.

Преимущества технологии

К основным положительным особенностям данной методики можно отнести:

  • Непосредственное вовлечение учащихся в процесс. Дети активно участвуют в учебном процессе.
  • Дети не только получают новые теоретические понятия, навыки и умения, но и повышают свой уровень умственного развития.
  • У учащихся формируется способность самостоятельно обучаться посредством собственной творческой и интеллектуальной активности.
  • Развитие у учеников интереса к учебной деятельности.
  • Обеспечение ясности понимания изучаемого материала. Непосредственное активное участие значительно облегчает восприятие и понимание новых знаний.
  • Возможность применения технологии практически в любых отраслях. Дискуссионный способ решения заданий можно применять в большинстве предметов. Методика подходит как для точных, так и гуманитарных наук.
  • Ученики проявляют познавательную активность, поскольку не получают готовые идеи, а самостоятельно их вырабатывают в ходе разрешения задачи.
  • Повышение у учащихся интереса к изучению материала.
  • Развитие способности самообразования.
  • Более эффективное усвоение новых знаний, поскольку учащиеся самостоятельно применяют их на практике, а не получают в готовом виде.
  • Формирование у учащихся особого типа мышления, базирующегося на аналитике и активной умственной деятельности.

Характеристики проблемного обучения

Определение 1

Проблемное обучение – это современная технология образования или подход к организации учебно-воспитательного процесса, основанный на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее самостоятельного решения.

Использование данного типа обучения нацелено на развитие познавательной активности учащихся и навыков самостоятельной деятельности. Учащимся не дается информация в готовом виде. Знания им необходимо добывать, используя для этого свой опыт деятельности, творческий потенциал, ранее усвоенные знания.

Сущность проблемного обучения можно обозначит следующими параметрами:

Создание условий для учащегося, активизирующих его творческий потенциал, требующих проявления его творческой активности.
Достижение наибольшего развивающего эффекта от учебного процесса.
Представление учебного материала в виде личностно-значимой проблемы, которую учащийся принимает в силу ее важности для него.

В основе технологии проблемного обучения лежит постановка проблемной ситуации.

Определение 2

Проблемная ситуация – это задача, содержащее некое противоречие, которое необходимо разрешить путем поиска недостающей информации, выбора оптимального метода решения. Данная ситуация отражает какое-то затруднение, возникающее в процессе образовательной деятельности и, требующее незамедлительного устранения для обеспечения его нормального хода.

Рисунок 1. Технология проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными характеристиками проблемного обучения являются:

  1. Знания даются учащимся через решения разнообразных проблем теоретического и практического характера;
  2. Развитие высокого уровня самостоятельности учащегося и проявление его инициативности в решение проблемы;
  3. Решение проблемы реализуется разными темпами и способами. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося и уровня его интеллектуального развития;
  4. Повышение мотивации к познанию, за счет развития интереса учащихся к решению проблемных ситуаций;
  5. Снижение контроля за учебным процессом, за счет мотивированности и активности учащихся;
  6. Возможности применения учащимися своих знаний в новых ситуациях, что активизирует творческую направленность деятельности;
  7. Повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Эти характеристики обуславливают использование технологии проблемного обучения в качестве направления организации образовательной деятельности.

Типовая структура занятия

Структура проблемного занятия включает:

  • Повторение прежних знаний,
  • Изучение новых способов действия,
  • Формирование навыков и способностей

Развитие познавательного процесса в ДОУ в момент решения ситуации затруднения

Дополнительная информация. При разработке нового правила применяется «ага-реакция». В данном случае все учащиеся сообща выбирают наиболее правильный вариант.

Основные психологические условия для применения проблемного обучения

Важными условиями являются:

  • Доступность и понимание правил всеми учащимися,
  • Процесс должен вызывать заинтересованность, познавательную активность,
  • Задания должны подбираться так, чтобы ученик не мог использовать при их решении прежние знания.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

8 методических приемов:

  • «Подвести» ученика в противоречию,
  • Столкнуть противоречие с практикой,
  • Высказать различные точки зрения на один вопрос,
  • Рассмотрение проблемы с разных углов,
  • Побуждение ученика делать выводы и сопоставления,
  • Ставить конкретные вопросы,
  • Предложить задания для практики,
  • Демонстрировать факты, неизвестные ученику.

Мастерство учителя

Самым главным умением любого хорошего педагога является способность вызвать интерес. Именно интерес способен стимулировать восприятие, воображение, активность.

Дополнительная информация. Чтобы интерес возник, необходимо воздействовать на эмоциональную составляющую ученика.

Насыщение эмоциями вызывают яркие элементы:

  • Развития,
  • Активности,
  • Деятельности.

Также важным элементом успеха считается создание оптимальных условий для развития, логических и практических решений.

Ожидаемый результат

Итоговый результат:

  • Ученик способен грамотно сформулировать вопрос и участвовать в дискуссии,
  • Развито логическое мышление,
  • Развиты новые умения и навыки, в том числе умение организовать познавательную деятельность самостоятельно,
  • Ученик способен к самоконтролю.
  • Ярко выраженный интерес к предмету.

В настоящее время проблемное обучение необходимо человечеству, поскольку с ним рождается творчески разносторонняя личность. Ребенок не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Он всегда заинтересован в поиске новых знаний и умений.

ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В

ДОУ

…« СПОСОБНОСТЬ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ ( ПРОБЛЕМЫ ), АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ ; СПОСОБНОСТЬ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ , НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ , СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НОВЫХ ЗАДАЧ ( ПРОБЛЕМ ), ПОСТАВЛЕННЫХ КАК ВЗРОСЛЫМ , ТАК И ИМ САМИМ ; В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ МОЖЕТ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ( ПРОБЛЕМ )».

Д ЖОН Д ЬЮИ АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОЛОГ ФИЛОСОФ И ПЕДАГОГ (1859-1952). ,

Один из четырёх педагогов, определивших по решению ЮНЕСКО 1988 года, способ педагогического мышления xx века

«Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д.Дьюи)

С ОВЕТСКИЕ ПЕДАГОГИ , ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ Т.В.Кудрявцев И.Я. Лернер А.М. Матюшкин М.И.Махмутов М.Н.Скаткин

« П РОБЛЕМА ЭТО СЛОЖНЫЙ ВОПРОС , ЗАДАЧА , ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ , ИССЛЕДОВАНИЯ ». (С ЛОВАРЬ С.И. О ЖЕГОВА )

Николай Евгеньевич Веракса, — российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ , руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО , главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы».

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Основы построения проблемного обучения в образовательном процессе ДОУ

Проблемные ситуации в образовательном процессе ДОУ начинаются с постановки проблемной задачи. Педагог стремится мотивировать детей к познанию, к действию.

В основе разработки проблемной ситуации в ДОУ реализуется опора на следующие методические приемы:

  1. Противоречие. Детям необходимо показать наличие того или иного противоречия, которое они должны сами разрешить;
  2. Вариативность решений. Формируется несколько вариантов решения поставленной задачи. Дети, должны уяснить, что может иметься несколько вариантов решения. При этом наиболее оптимальным является один вариант;
  3. Побуждение к действию. Данный прием основан на мотивации к сравнению, обобщению, сопоставлению, имеющихся данных, а также, логическое обоснование действий;
  4. Исследовательские приемы. В каждой проблемной ситуации должны содержаться исследовательские направления деятельности, приемы экспериментирования;
  5. Дидактические принципы. Проблемные ситуации включаются в образовательный процесс последовательно, в опоре на научные данные и доступность их понимания детьми конкретного возраста;
  6. Объективность местоположения. Место, в котором реализуется проблемная ситуация, должно быть актуальным для ее полноценной, плодотворной реализации;
  7. Оригинальность ситуаций. Проблемные ситуации должны носить необычный характер, вызывать у детей положительные эмоции, яркие впечатления;
  8. Приемы психологического комфорта. Предполагается, что педагог контролирует психологическое состояние детей в ходе решения проблемной ситуации, контролирует адекватность ситуаций психологическому настрою детей, оценивает наличие затруднений при решении проблемных задач и оказывает своевременную помощь и поддержку.

Проблемные ситуации имеют разное содержание. Оно определяется конкретной возрастной группой детей, для развития котоых они используются.

Каждая проблемная ситуация ориентирована на развитие творческого мышления ребенка, активизации его креативного подхода к деятельности. Дети становятся исследователями и учатся применять свои знания в обыденной жизнедеятельности.

Как создать соответствующую ситуацию?

Проблемная технология предполагает создание преподавателем соответствующих ситуаций.

Признаками такой ситуации считаются:

  • Возможность неоднозначного способа решения поставленной задачи.
  • Содержание известных и неизвестных элементов.
  • Условия, побуждающие к открытию неизвестных элементов.
  • Ограниченные исходные данные.

Приведем несколько примеров.

Учитель биологии задает вопрос школьникам: «Почему комнатные растения зеленые и цветут в морозы, когда живое в природе засыпает?»

Вопрос на уроке географии: «Тысячи рек впадают в моря. Почему тогда вода в море не выходит из берегов и не затапливает сушу?»

Для создания подобных ситуаций могут использоваться разные приемы, но схема всегда одинакова.

Какие методы используются в технологии проблемного обучения?

Есть 5 базовых методов познавательного обучения:

  1. Эвристический (его часто называют частично-поисковым). При таком подходе преподаватель самостоятельно формулирует проблему и вовлекает аудиторию в обсуждение, задавая наводящие вопросы. Преподаватель помогает учащимся в поиске решения. Недостаток в том, что ученики самостоятельны в творческо-мыслительной деятельности лишь частично, зато техника подходит для начальных классов.
  2. Проблемное изложение сходно с эвристическим вариантом в том, что главная роль остается за преподавателем, а существенная разница в том, что учащимся отводится роль наблюдателей. Педагог сам формулирует проблему, находит противоречия, ищет решение и обосновывает его правильность. Такой подход используется при изучении сложных тем, чтобы показать на конкретном примере ход и логику размышлений.
  3. Репродуктивный метод строится на примерах. Через них учитель объясняет, как искать противоречия, ответы на вопросы, какими данными пользоваться.
  4. Программированные задания – каждое из них включает несколько отдельных кадров. Каждый кадр – это часть пройденного ранее или нового материала. Она формулируется в вопросах, заданиях, упражнениях.

  1. Исследовательский способ считается самым сложным, потому что участие педагога в процессе ограничивается озвучиванием неоднозначной ситуации. Вся дальнейшая цепочка – от поиска противоречий до версий и их обоснования – самостоятельная работа учеников.

Главная сложность любого из перечисленных методов – создание правильной проблемной ситуации, доступной для конкретной возрастной аудитории. Чем она необычнее, тем больший интерес у школьников она вызывает

Важно, чтобы решение находилось в рамках их знаний

Определение и характеристика

Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.

Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.

Заключение

Изучение материала посредством решения проблем – современный и эффективный способ формирования у учащихся знаний, умений и способностей. Методика подходит для учеников любых возрастов – от дошкольников до студентов старших курсов. Это результативный способ подачи материала, который должен применяться в современном учебном процессе.

Однако технология требует особого подхода от учителя. Педагог должен хорошо разбираться в типологии и структуре проблемных ситуаций, вариантах их разрешения. Методика требует больше времени, чем при информационном подходе. Поэтому в учебных заведениях всех уровней должны параллельно применяться технологии проблемного и информационного обучения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий