Задачи гендерного воспитания
Образовательными задачами гендерного воспитания являются:
- Воспитывать у детей положительное отношение и необратимый интерес к своему гендеру. Закладывать основы осознания собственных особенностей и восприятия их окружающими, учить строить своё поведение с оглядкой на реакцию людей вокруг.
- Развивать у малышей представление о себе и прочих людях как о социальных и физических лицах, имеющих собственные достоинства и недостатки, типичные черты и индивидуальные особенности.
- Воспитывать у детей хорошее отношение и интерес к окружающим людям.
- Насыщать знаниями о своей семье, семейных реликвиях, традициях, роде, раскрывать основные функции семьи, как социального института и психологической группы.
- Развивать эмпатию и чуткость, умение почувствовать настроение и состояние других людей и вести себя в соответствии с ними, научить управлять собственным поведением и эмоциями.
- Углублять детские знания о смысле понятий «девочка» и «мальчик», о непременном делении людей на женщин и мужчин. Содействовать гендерной и половой идентификации, правильно реагировать на проявления полового развития у детей обоих полов.
- Воспитывать толерантное отношение к разным гендерным социальным ролям, к допустимости их существования.
- Закладывать основы будущих гендерных и социальных ролей, показывать особенности их исполнения.
Но гендерное воспитание необходимо не только для того, чтобы дети научились осознавать себя представителями одного из полов, но и для формирования в сознании малыша устойчивого понятия своего пола («Я мальчик» или «Я девочка», и это навсегда).В современном обществе важность гендерного воспитания стала заметно больше, поскольку его направление согласуется с общественной тенденцией, выступающей против того, чтобы у женщин и мужчин были лишь те преимущества, которыми их снабдил половой признак. Гендерное воспитание в дошкольных учреждениях направлено на то, чего так хотят большинство родителей
Чтобы мальчики не только могли продемонстрировать мускулы и несгибаемую волю, но чтобы они, в зависимости от ситуации, могли быть и чуткими, мягкими, проявлять доброту и заботу к окружающим людям, уважать близких и родственников. Женщины, в свою очередь, не теряя женственности, должны уметь выстроить карьеру и проявить себя.
Кажется, что в семье с самого рождения малыша налажено гендерное воспитание: как только родители узнают пол ребёнка, они физически и морально начинают готовиться к появлению сына либо дочери – покупают вещи «правильного» цвета и игрушки, соответствующие полу ребёнка. Но стереотипы в виде розовых колясок для девочек и голубых для мальчиков не имеют к гендерному воспитанию ни малейшего отношения.
В детском саду разнополое воспитание больше опирается на индивидуальные особенности каждого малыша, зависит от тех примеров мужского и женского поведения, которые ребёнок чаще всего наблюдает в семье. Зная об этом воспитательном моменте, многие родители полагают, что этого вполне достаточно, что ребёнок автоматически скопирует свою гендерную роль. Но трудность современных детей в том, что им сложнее самих себя воспитать. Хотя бы потому, что папа дома бывает редко, поэтому мама начинает ассоциироваться с обоими полами сразу. Бывает, что образца в виде папы и вовсе нет, случаются и прочие негативные примеры.
Гендерное воспитание детей в ДОУ
Помимо семьи, задачи по формированию представлений о гендерных признаках также стоят перед дошкольными образовательными учреждениями. Игры, которые проводятся в рамках мероприятий по гендерному воспитанию детей, дают возможность малышам осознать свою половую принадлежность. Кроме того, у деток формируются представления об общепринятом поведении мальчиков и девочек.
Суть гендерного воспитания детей в ДОУ состоит не только в формировании у них качеств, присущих обеим полам, но и в обучении их толерантности по отношению друг к другу.
В последнее время педагоги и психологи практикуют комплексный подход к вопросам гендерного воспитания детей. Малышей рекомендуется развивать всесторонне и прививать им качества обоих полов. Это обусловлено тем, что современное общество предъявляет иные требования: женщины вынуждены быть более действенными и решительными, а мальчики должны учиться умению сопереживать другим.
Обладая признаками поведения, присущим обоим полам малышу будет легче приспособиться к требованиям современного мира
При этом крайне важно соблюдать баланс, поскольку нечеткость границ между женскими и мужскими качествами будет оказывать отрицательное воздействие на социальное развитие ребенка
Значение гендерного воспитания
Основной целью полоролевого воспитания является обучение детей различным образцам поведения мужчины и женщины
Это важно для того, чтобы дети в будущем могли применить данный опыт для новых жизненных ситуаций. Если воспитание будущих мужчин должно быть направлено на формирование у них стремления к достижениям поставленных целей, а также на развитие практического подхода к воплощению своих замыслов, то девочки лучше воспринимают свою гендерную принадлежность через отношения с другими людьми
Особенностью гендерного воспитания детей является то, что женщины и мужчины хоть и играют различные роли, но являются взаимозависимыми. И, несмотря на существование между ними различий и некоторых противоречий, они способны уравновешивать и компенсировать друг друга.
Полоролевое поведение мальчиков и девочек формируется при тесном взаимодействии биологических, психологических и социальных факторов, а родители и педагоги должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у детей правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка.
Аннотация
В данной методической разработке представлен критический анализ современных проблем, связанных с реализацией гендерного подхода в условиях домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста. В методической разработке рассматривается проблема формирования гендерной идентичности у дошкольников, особенности и различия половой (гендерной) идентичности у мальчиков и девочек. Предлагается комплекс игровых тренинговых занятий с детьми, направленных на формирование полоролевой идентификации и коррекцию культуры поведения с представителями своего и другого пола у дошкольников, а также консультации для родителей по данной теме.
«Нельзя» — слово, которое нельзя произносить
Мальчикам интересно забираться на столы, бегать по супермаркету и шуметь в библиотеке. Стоит отвлечься на минуту — и они могут внезапно выбежать на дорогу. Родители переживают за детей и их здоровье и стыдятся перед окружающими за их поведение.
Стоит только родителю заметить очередную детскую выходку, как ему сразу же хочется закричать: «Нельзя!» Мы часто разговариваем так со своими детьми. Однако «нельзя» — не то слово, которое стоит использовать в общении с детьми. Старайтесь произносить его как можно реже. Но конечно, в некоторых случаях оно необходимо. Например, если ваш ребенок выбегает на дорогу и ставит свою жизнь под угрозу или же обижает друзей.
Мы, родители, используем слово «нельзя» гораздо чаще, чем следует.
Даже когда дети делают что-то вполне безобидное. Тем самым мы неосознанно подавляем их стремления и естественную любознательность.
Мальчики и девочки. Проблему гендерного воспитания обсудили педагоги детского сада № 101.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В СП детском саду № 101 прошел семинар — практикум «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Целью данного мероприятия было повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ при планировании образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода к организации работы с мальчиками и девочками. Актуальность темы раскрыла воспитатель Ахметянова Сазида Фарвазовна которая обозначила проблему — если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня» Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В процессе семинара – практикума еще раз были озвучены требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении, изменениях образовательного процесса в соответствии с ФГОС. С особенностями развития мальчиков и девочек поделилась воспитатель Старцева Ирина Матвеевна, воспитатель Машкина Галина Кирилловна раскрыла суть социализации мальчиков и девочек в игре. У каждого педагога есть свои находки, педагогические «изюминки», которые смогут помочь другим воспитателям в работе с детьми. Опытом работы по применению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам поделились воспитатели средней группы Жемела Анжелика Федоровна, Головских Светлана Борисовна. В заключение семинара-практикума педагогам была представлена возможность определить различия в развитии мальчиков и девочек, распределив их в соответствующие колонки
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью, подводя итог семинара – практикума в каждой дошкольной группе было решено реализовать детско-родительские проекты «Птица семейного счастья», «СемьЯ»
Опытно-экспериментальное исследование по формированию гендерной идентичности дошкольников
Организация и методы исследования
Задачей этого этапа являлось исследование формирования гендерной идентичности дошкольников, определение уровня идентификации и устойчивости гендера. В исследовании приняло участие 15 человек (7 мальчиков и 8 девочек), воспитанники старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Организация исследования детей проводится в два этапа:
констатирующее исследование – до начала проведения с детьми
развивающих занятий, до создания предметно-развивающей среды с учётом гендерного компонента с целью определения начального уровня сформированности гендерной идентичности;
контрольное исследование – после проведения развивающих занятий с детьми (и соответствующей работы с педагогами и родителями) с целью выявления позитивных изменений в уровне гендерной идентичности.
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались методы
- Беседа с ребёнком (А. М. Щетинина, О. И. Иванова);
- Тест “Нарисуй человека” (А. М. Прихожан);
- Наблюдение за поведением ребёнка (Н. Е. Татаринцевой);
- Опросник В. Е. Когана;
- Интервьюирование детей
Подробное описание методик смотри в приложении №1
Результаты опытно-экспериментального исследования
По результатам исследования выяснилось, что 100 % детей правильно идентифицируют себя с представителем того или иного пола . Однако результаты интервью показали, что мальчики более широко и обстоятельно называют отличия от девочек. Так высокий (от 7 до 9 описаний) уровень сформированности гендерной идентичности показали 25 %мальчиков и 0% девочек в констатирующем исследовании, в контрольном исследовании30% мальчиков и 15% девочек.
Однако, дети дошкольного возраста ограничены в описании отличий женских и мужских черт
В ходе бесед с детьми их внимание акцентируется только на внешних атрибутах (87,5% детей назвали внешний вид, прическу, одежду) и всего 12,5% детей назвали отличия в характере, способность к деторождению и анатомические отличия и соответственно 65% и 35% – в контрольном исследовании. Анализ ответов детей показал, что дошкольники не учитывают внутренние атрибуты (содержательность и стереотипы мужественности и женственности), т.е
последние просто не формируются, взрослые на это не нацелены .
Анализ детских рисунков подтвердил ограниченные возможности выражения имеющихся представлений о женском и мужском начале. Большинство детей (83,4% – на констатирующем этапе, 93% – на контрольном этапе) нарисовали человека, соответствующего ребенку пола и подтверждали это в ходе беседы после рисования, но можно отметить, что уровень сформированности идентичности различен.
В 37,5% – на констатирующем и в 13% – на контрольном этапе случаев выявлена слабая выраженность гендерной идентичности. В рисунках появлялись половые признаки, но недостаточно четко. Например, при изображении человека женского пола прорисовывалось платье в виде треугольника, длинные волосы представляли собой вертикальные линии, аксессуары не изображались.
Ярко выраженная гендерная идентичность прослеживается лишь у 13% детей – на констатирующем этапе и у 30% – на контрольном этапе. На рисунках видны различные признаки пола (мальчик – мускулатура, плечи; девочки – талия, плечи); дополнительные признаки мужественност/женственности (короткие темные волосы у мальчиков и длинные, яркие распущенные волосы, длинные ресницы, большие глаза у девочек); традиционная мужская одежда (брюки, шорты, футболка, рубашка, ботинки) и женская (платье, рюши, каблуки, бантики) одежда; аксессуары, ассоциируемые с определенным полом (мужчина – трость, кепка; женщина – бусы, бантики, украшения) 7% – 1 девочка нарисовала человека с короткими волосами, в брюках, с тростью.
13% мальчиков (2 человека) изобразили человека с длинными волосами в яркой разноцветной одежде, с рюшами, обувь на каблуках. Это говорит о недостаточной половой идентичности, т.е. недостаточно четкого и однозначного восприятия своего пола. Что подтверждает и интервью (у этих детей низкий уровень описания отличий обоих полов).
Сравнительные результаты опытно-экспериментального исследования представлены в приложении.
Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье: консультация для родителей
Если в детском саду мальчики ведут себя в соответствии с женскими нормами поведения, а девочки с мужскими — нужно немедленно провести консультацию с родителями, чтобы исправить появившиеся проблемы и отклонения.
Роль родителей в гендерной социализации ребёнка
Родители играют основную роль в гендерной социализации ребёнка, с самого детства прививают своему отпрыску определённые нормы поведения, закладывают моральные ценности в общих понятиях.
Различия в воспитании девочек и мальчиков
Детские психологи утверждают, что нужно проявлять терпение по отношению к ребёнку, а также учитывать различия в моральных, общественных ценностях мужчин и женщин.
Различия девочек и мальчиков
Если в семье растёт дочка
Если в семье растёт дочь, маме нужно уделять особое внимание своему ребёнку. Именно она прививает девочке женские ценности, учит готовить, убираться в доме, показывает модели поведения правильной заботы о детях, развивает женственность
Если родители имеют сына
В данном случае основную воспитательную роль на себя должен брать отец. Он обязан прививать сыну мужские ценности, привлекать его к различным мужским работам по дому, обучать строительству.
Мальчика можно записать на спортивные секции, чтобы он приобрёл некоторые полезные навыки, смог постоять за себя, научился добиваться поставленных перед собой целей.
Воспитание ребёнка — сложная работа для каждой семьи. Стоит ориентироваться на круг интересов ребёнка, «содержание» его мыслей и желаний, а не заставлять его делать то, что интересно родителям. Гендерная самоидентификация играет важную роль в современном мире.
Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно воспитать полноценную личность. Нужно создать определённые условия для традиционного воспитания личности.
Ребенок пошел в детсад…
Важность процесса, именуемого гендерное воспитание дошкольников, заключается именно в том, что в данном возрасте состоится определение ребятишками и принятие на себя гендерной роли. У детей до трех лет происходит осознание своего пола и идентификация себя как мальчика или девочки
Позже, в старшем дошкольном возрасте, они окончательно понимают, что мальчики, вырастая, становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Гендерное воспитание в детском саду происходит буквально в любом процессе – образовательном, игровом, музыкальном и т.д. В организации этих процессов для воспитателя главное – учитывать психологические и физические особенности развития мальчиков и девочек. Так,
- в образовательном процессе следует помнить, что мальчишки и девчонки способны воспринимать получаемую информацию по-разному. Девочки чаще всего воспринимают все на слух, мальчики – визуально;
- мальчики склонны к шумным, подвижным играм, девочки – предпочитают домашне-семейную тематику. Перед воспитателем стоит задача так организовать игровой процесс, чтобы и тем, и другим было интересно и полезно, с точки зрения гендерных ролей.
- Гендерное воспитание детей дошкольного возраста можно реализовать и во время музыкальных занятий, и в театрализованной деятельности, и, конечно же, в физкультурных занятиях.
Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте
Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей
Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
- развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
- закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
- развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Для реализации этой цели педагог ставит задачи:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе
К развивающему полю можно отнести:
- упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
- музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
- задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.
Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.
Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу
Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям
Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств
Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому
Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут»
Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.
Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение
Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.
Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна
Психологические аспекты гендерного воспитания
Нюансы воспитания мальчиков и девочек обусловлены особенностями их развития, рекомендации психолога помогут воспитателям и родителям. Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.
Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.
Таблица: психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет
Мальчики Девочки Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально. Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть. Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные). Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени
Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала
Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).
Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.
Актуальность проблемы
На сегодняшний день проблема под названием «гендерное воспитание дошкольников» достигла пика актуальности. В чем заключается эта актуальность?
- Во-первых, в том, что биологические полы активно унифицируются: мальчишки растут изнеженными, редко способными на мужские поступки, т.е., как выражаются социологи, феминизируются. Девочки же, наоборот, берут на себя социальную роль мужчин – маскулинизируются.
- Во-вторых, в ребятах притупляются чувства принадлежности к социальному полу.
- Из-за этого, в-третьих, среди молодежи растут неадекватные формы поведения.
- В-четвертых, унификация полов ведет в будущем к проблемам одиночества, неустройства в личной и семейной жизни. Очень часто традиционные семьи или не создаются вообще, или быстро распадаются.