Этикет воспитания детей

Речевой — Вежливо говорить и благодарить

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  1. При встрече следует приветствовать знакомых;
  2. К взрослым следует обращаться на «Вы»;
  3. Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;
  4. Перед расставанием следует прощаться;
  5. Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  6. В случае проступка следует просить прощения;
  7. Запрещается обзываться, оскорблять других детей;
  8. Запрещается использовать слова-паразиты;
  9. Запрещается ябедничать;
  10. Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;
  11. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;
  12. В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

В театре

Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:

  • Выбрать наряд, соответствующий событию.
  • Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
  • Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
  • Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
  • Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
  • Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
  • Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
  • Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Культура поведения в общественных местах

Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о правилах поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях.2. Формировать умение соблюдать правила, правильно оценивать соблюдать правила, .

Беседа “Культура поведения в общественных местах”

Культура поведения в общественных местах – неотъемлемая часть светской жизни.

Классный час “О поведении в общественных местах”

Классный час ” О поведении в общественных местах” .

беседа “Правила поведения в общественных местах”

Знание правил поведения играет огромную роль при общении, при соблюдении этикета в различных общественных местах: театре, кафе, магазинах, учебных заведениях, транспорте и т.д.

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в общественных местах.

Методическая разработка раздела “Этикет поведения в общественных местах”

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, а так же может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, классными руководителями.

Правила этикета для детей

Содержится в разделах:

Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие 10560

Включает в себя разделы:

  • Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий 972
  • Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели 162
  • Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений 278
  • Вежливость, этикет. Викторины, интеллектуальные игры 36
  • Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия 139
  • День «спасибо», 11 января 91
  • Культура поведения для детей 720
  • Правила поведения в общественном транспорте 83
  • Речевой этикет, культура общения 344
  • Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей 209
  • Что такое хорошо, и что такое плохо 323

Показаны публикации 1-10 из 2261.Все разделы | Вежливость, этикет, культура поведения и общения

Новое

Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности. Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья…

Формирование нравственных умений и привычек справедливо оценивать поступки людей, быть послушными и вежливыми «Формирование нравственных умений и привычек справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными». Цель: продолжать учить вежливо здороваться и прощаться с взрослыми и детьми; обращаться с просьбой, благодарить за услугу, не перебивать говорящего,…

Особенности детской “азбуки вежливости”

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача – не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка – это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  •  Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб

Книга по этикету для детей

Когда начинать приучать ребёнку к этикету

В действительности не существует конкретного возраста, с которого следует учить ребёнка правилам поведения. Однако психологи убеждены в одном: лучше начинать приучение как можно раньше. В этом случае ведущие принципы войдут в привычку, и позже малышу уже не нужно будет напоминать о самых элементарных правилах приличия.

Разумеется, в год или два малыш ещё не способен чётко действовать в соответствии с родительскими указаниями. Он не всегда понимает, что от него хотят, а в силу физиологических возрастных особенностей (неразвитая мелкая моторика, отсутствие произвольного внимания, концентрации) не может даже поесть без того, чтобы не испачкать одежду. Что уж говорить про более сложные правила?

По этой причине этикету нужно учить медленно и постепенно, начиная с усвоения самых элементарных правил, соответствующих возрасту малыша. По заявлениям специалистов, приобщать ребёнка к этикету можно примерно с 18 месяцев. Именно в этом возрасте он начинает активно подражать маме, папе, старшим братьям и сёстрам.

Как можно научить ребёнка этикету

Сложно учить ребёнку этикету, когда сами родители не соблюдают простейшие правила. Поэтому главный принцип удачного обучения — показывать детям положительный пример, а также передавать им внутрисемейные и общечеловеческие ценности. Сделать это можно несколькими эффективными способами:

Чтение книг и биографий
Очень важно акцентировать детское внимание на том, что известные люди (писатели, поэты, музыканты, актёры, исторические личности) имеют хорошее воспитание, которое предполагает и столовый этикет. Можно рассказывать малышам о том, как раньше детей учили гувернёры и как важно было правильно себя вести за столом императорам и королям.
Посещение кинофильмов, спектаклей
Особенно показательны в этом плане фильмы и представления на историческую тематику

Ребёнку школьного возраста не только будет интересно познакомиться с сюжетом, но и с особенностями этикета несколько столетий назад. После кинотеатра или театра с детьми можно обсуждать отдельные сцены и моменты, связанные с этикетом. Например, когда персонажи аккуратно едят за столом или вежливо приветствуют друг друга.
Общение и игры. С детьми важно обсуждать правила поведения и в обычном разговоре, и в игровой форме. Можно обсуждать с малышами, для чего необходимо говорить слова «спасибо» и «пожалуйста», почему нельзя чавкать, баловаться с продуктами, качаться на стуле, толкаться. Дошкольникам можно показывать небольшие сценки с участием их любимых игрушек. Таким образом ребёнок запоминает, как вести себя в гостях, за столом, с друзьями или незнакомыми людьми.
Обеду время — потехе час. Чтобы приучить ребёнка к столовому этикету, необходимо разграничить время принятия пищи и игр. Особенно это важно в раннем возрасте. Нельзя позволять детям играть с едой: бросаться пищей, размахивать вилкой, мять еду в руках. Приобретите игрушки для развития мелкой моторики, а также пластилин, пальчиковые краски. Если ребёнок немного поиграет перед обедом, желания играть с едой и столовыми приборами у него уже не будет.

Обряды ислам рождение ребенка

После рождения ребенка, согласно предписаниям Корана, выполняют следующее: 

Оповещают о появлении на свет младенца всех родственников и близких семье людей

Это важно для укрепления родственных и дружеских уз, единения, осознания сопричастности к событию.
Вскоре после рождения в правое ухо малыша или малышки проговаривают азан, в левое — икамат. Принято считать: священные фразы, содержащие формулу Единобожия, — это первое, что должен услышать пришедший в мир человек. Именно они делают ребенка мусульманином и сопровождают всю последующую жизнь.
Прежде чем приложить младенца к груди, в рот ему кладут немного измельченного (обычно — разжеванного матерью) финика, после чего легко массируют внутренние стороны щек

Так просят у Всевышнего благословения к принятию малышом материнского молока.
Через семь дней после рождения младенцу обривают голову, а затем раздают подаяние нуждающимся серебром либо золотом. Вес драгоценного металла должен быть равен весу сбритых волос. Этот обряд проводят на уровне сунны — желательного действия.
Также в семидневный срок проводят заклание жертвенного животного и обряд имянаречения малыша. Имя ребенку можно дать как в день рождения, так и в любой из дней последующей недели.

Именно они делают ребенка мусульманином и сопровождают всю последующую жизнь.
Прежде чем приложить младенца к груди, в рот ему кладут немного измельченного (обычно — разжеванного матерью) финика, после чего легко массируют внутренние стороны щек. Так просят у Всевышнего благословения к принятию малышом материнского молока.
Через семь дней после рождения младенцу обривают голову, а затем раздают подаяние нуждающимся серебром либо золотом. Вес драгоценного металла должен быть равен весу сбритых волос. Этот обряд проводят на уровне сунны — желательного действия.
Также в семидневный срок проводят заклание жертвенного животного и обряд имянаречения малыша. Имя ребенку можно дать как в день рождения, так и в любой из дней последующей недели.

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом

Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети

У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года)1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года)1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет)1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет)1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет)1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Что такое этикет и зачем он нужен ребенку

Когда живешь в социуме, надо придерживаться общепринятых правил – этикету. Учиться ему надо с раннего детства.

На протяжении веков этикет подвергался множеству метаморфоз, уходя корнями в средневековую Францию ко двору Людовику четырнадцатому. Он упрощался, становился современнее, тем не менее смысл остается неизменным-соответствовать стандарту культурного человека.

Свод этикета состоит из направлений:

  • взаимное общение среди людей,
  • поведение в определенных ситуациях,
  • нормы дресс-кода.

Появление в обществе предполагает соблюдение норм (внешность, умение держаться, разговаривать, принимать решение в ситуации). В странах с религиозными убеждениями существует этике посещения богоугодных учреждений.

Как вести себя на природе

Для гармоничного развития ребенка поездки на природу необходимы. Но даже в самых безлюдных местах: в лесу, на побережье, в степи – есть свои правила поведения:

  • Нельзя отправляться в лес без сопровождения взрослых.
  • Лучше вернуться из похода до наступления темноты.
  • Собирать незнакомые травы, грибы или ягоды нельзя. Запрещается также пить из лесных источников и рек.
  • Ломать ветки, топтать траву, разрушать муравейники, ловить для забавы птиц, животных и насекомых – варварство.
  • Перед походом нужно подготовиться: зарядить мобильный телефон, взять запас воды и пищи, надеть удобную одежду и обувь, нанести репеллент от укусов насекомых.
  • Необходимо беречь все живое: мусор вредит экосистеме, пожары уничтожают все на своем пути. Поэтому нельзя оставлять после себя отходы пищи и пластика, бутылки, разводить костры. Категорически нельзя бросать жевательную резинку на землю: птицы, схватив ее, могут погибнуть.

Правила поведения в гостях

Дети часто ходят в гости, причем как к своим друзьям, так и к знакомым родителей. Если ребенок научится хорошим манерам, ему будет проще поддерживать общение в будущем, когда он станет взрослее и самостоятельнее

Итак, что важно знать детям?

  • Напрашиваться в гости нельзя — следует дождаться приглашения хозяина;
  • В гости нужно приходить вовремя, если опаздываешь — нужно заранее предупредить. Ранние визиты нежелательны — они могут поставить хозяев в неловкое положение;
  • На праздничные мероприятия следует приходить с подарком;
  • «Засиживаться» в гостях не стоит — всему нужно знать меру;
  • Вести себя можно раскованно, но соблюдать порядок необходимо;
  • Гулять по квартире, заглядывать в шкафы, включать телевизор и т. д. без разрешения хозяев нельзя.

Как вести себя вне дома?

Все хотя бы раз сталкивались с неподобающим поведением ребенка на улице, в магазине, транспорте. Часто маленькие дети плохо ведут себя в гостях, шумят, берут без спроса вещи и устраивают истерики, если не получают желаемого. В общественных местах существуют определенные правила этикета для детей, которых они должны придерживаться. Рассказывать ребенку о них родителям нужно еще дома.

Правила поведения в гостях

Важно обучить ребенка правилам поведения в чужом доме. Гостевой этикет для дошкольников не отличается от норм поведения для взрослых

Ребенок должен понимать, что:

приходить стоит только по приглашению;
необходимо поздороваться с хозяевами;
невежливо прийти с пустыми руками;
вести себя нужно сдержанно, не бегать, не трогать без разрешения вещи;
нельзя высказывать недовольство по поводу обстановки дома и хозяев;
не стоит задерживаться допоздна;
на прощание важно поблагодарить хозяев за радушие и гостеприимство.

Как вести себя на улице и в общественном транспорте?

На улице нельзя:

  • бросать мусор на землю, а не в урну;
  • ходить по газонам;
  • задевать окружающих;
  • показывать на людей пальцем;
  • есть на ходу;
  • уходить с незнакомыми людьми;
  • громко кричать, устраивать истерики.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в общественном транспорте включает многие аспекты детского этикета

От того, насколько он усвоил, например, правила вежливости, и уделялось ли внимание этическому воспитанию дошкольника, зависит поведение ребенка в целом. Понимает ли он, что нельзя расталкивать пассажиров локтями, мусорить, необходимо уступать место пожилым людям, нельзя отвлекать водителя и т.д

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Поведение на улице правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Гостевой — На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите
Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;
Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;
Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;
В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;
Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;
Не стоит надолго задерживаться в гостях;
Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;
К себе гостей стоит приглашать заранее;
В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;
Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета
Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых. ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета

Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых

Выходной — Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;
  2. Запрещается ходить по газонам;
  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;
  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Традиции воспитания детей в исламе

Воспитание праведных, достойных милости Всевышнего сыновей и дочерей — нелегкий труд. Коран предписывает воспитывать и приучать к дисциплине с терпением, пониманием, на основе любви, заботы и внимательного отношения. Образ жизни, отношение к религии и все поступки родителей должны служить примером для их детей.

Воспитывать ребенка следует в духе исламского учения и предписаний священного Корана. После семи лет пора начинать обучать ребенка чтению Намазов. После десяти лет — совершение ежедневных канонических молитв должно стать для сыновей и дочерей обязательным.

Согласно исламу, родители должны направлять детей, советовать им быть покорными Творцу, вежливыми, внимательными и милосердными не только к братьям, сестрам и старшим родственникам, но и ко всем людям

Важно учить ребенка быть скромным, жить честно, достойно и праведно

1. Как вести себя в театре

Ты наверняка согласишься с нами, если мы скажем, что посеще­ние театра — это всегда праздник, которого с нетерпением ждут. В прошлом веке для людей высшего общества театр всегда был важ­ным событием, и к нему тщательно готовились: шили красивую одеж­ду, я дамы делали себе красивые причёски. Сейчас времена измени­лись, но отношение к театру осталось самое что ни на есть уважительное. Мы вовсе не призываем тебя по случаю посещения теа­тра шить себе смокинг, но выглядеть ты должен наилучшим образом.

Театр является общественным местом и его посещение подразумевает соблюдение определённых норм этикета. Итак, представляем правила поведения в театре.

Перед началом театрального спектакля

  • Верхнюю одежду, как известно, оставляют в гардеробе. Не надо тащить с собой куртку и сумку на место — все эти вещи должны быть сданы в гардероб заранее, где работники театра позаботятся о них.
  • Если ты знаешь, что твоё место в середине, то необходимо зара­нее занять его, а не после того, как прозвучит сигнал. Этим ты сильно побеспокоишь зрителей. Найдя нужный ряд, повернись лицом к уже сидящим зрителям, но ни в коем случае не спиной! Вежливая улыбка на твоём лице будет означать, что ты просишь прощения за причинённое тобой беспокойство.
  • Если твоё место кажется тебе не слишком удобным, а в зале пус­туют более хорошие места, то ни в коем случае нельзя занимать понра­вившееся тебе место, так как оно может оказаться чужим, и опоздав­шему зрителю вряд ли понравится, если его место будет занято.
  • Не исключено, что ты по каким-то причинам можешь опоздать на спектакль. В таком случае не ходи впотьмах по залу в поисках своего места, а войди в зал бесшумно, встань возле двери, а работник театра обязательно предложит тебе одно из ближайших свободных мест. Во время антракта ты можешь спокойно заняться поисками своего места.
  • После того как ты благополучно устроился в своём кресле, един­ственным источником внимания и звуков для тебя должна быть толь­ко сцена, но никак не твой милый сосед. Все комментарии оставь до антракта. Если тебе и не интересен спектакль, то вежливость и этикет обязывают тебя сидеть молча.

Во время спектакля

  • Театр — это не кафе, но, к сожалению, многие ребята забывают об этом и грызут во время спектакля семечки, угощаются чипсами, едят конфеты и мороженое. Во время спектакля этого делать нельзя. Кроме того, недопустимо шелестеть конфетными обёртками, отбивать такт ногой, кашлять, чихать, шептаться и пересмеиваться во время спектакля. Это мешает зрителям и актёрам.
  • Программку или бинокль следует приобретать самому, а не одал­живать у соседа. Если ты приобрёл театральный бинокль, то будь добр смотреть на сцену, а не разглядывать находящихся в зале зрителей.
  • В театре ставятся различные пьесы. Среди них есть и такие, в ко­торых описываются прошлые времена, когда люди по-иному, не так как мы, выражали свои чувства и мысли, одевались и разговаривали. Все эти пьесы поставлены по произведениям известных классиков, на­пример таких, как Чехов, Островский, Шекспир. Кое-что тебе может быть не понятно, какие-то моменты могут показаться смешными, но рассмеяться в момент игры актёров — просто верх неприличия, и по­этому делать этого ни в коем случае нельзя!

Есть, конечно, среди пьес и развлекательные, их цель — позаба­вить и развеселить зрителя. Вот тогда можно смеяться от души над различными комическими ситуациями и смешными репликами.

Очень некрасиво выкрикивать различные реплики во время спек­такля, типа: «Не верь ей, она тебе врёт» или «Удирай скорее, иначе он тебя убьёт», даже если ты очень хочешь помочь актёрам. Во-первых, этим ты мешаешь игре актёров, а во-вторых, о судьбе героев пьесы по­заботился её автор, он тщательно продумал, что и с кем должно слу­читься, и переделать пьесу уже нельзя. Громкий смех, особенно в те моменты, когда чрезмерно впечатли­тельные зрители едва сдерживают слёзы над трагической сценой, вовсе не свидетельствует о том, что у тебя «железные» нервы.

Во время антракта

  • Во время антракта невежливо разглядывать зрителей.
  • Если ты проголодался, то сходи в буфет, а не ешь в фойе.
  • Разрешается посетить туалет.

По окончании спектакля

Когда спектакль закончится и занавес опустится, не срывайся сра­зу же со своего места в гардероб, как будто в театре вспыхнул пожар. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актёров, которые очень старались. Как ты думаешь, приятно ли будет им, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть повёрнутые спины и полупустой зал? Конечно же, нет. Может быть, и им, произнеся последнюю реплику, нужно срочно мчаться за кулисы, в гримёрную, и стаскивать с себя па­рики, костюмы, смывать грим и бежать на последний автобус? Ведь они очень устали и так же, как и ты, спешат домой.

Правила дружбы

Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:

  • Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
  • В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
  • Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
  • Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
  • Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
  • Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
  • Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.

Виды этикета

Этикет – проявление культуры общения, неписаные правила поведения в социуме, зависящие от формы деятельности и ситуации. Понятно, что свод предписаний, касающийся хороших манер для детей, содержит меньше пунктов, чем взрослый кодекс приличий. И все-таки с младых ногтей замечательно будет ознакомить ребенка со следующими видами этикета:

  • Выходной, предписывающий правила хорошего тона в общественных местах для проведения досуга – парках, музеях, кинотеатрах.
  • Гостевой, раскрывающий принципы гостеприимства и поведения в гостях.
  • Пассажирский – правила этикета в общественном транспорте.
  • Речевой, обеспечивающий вербальное общение на должном уровне.
  • Телефонный этикет, предписывающий, как грамотно вести беседу по телефону, общаться посредством сообщений и электронных писем.
  • Семейный этикет содержит свод правил поведения между членами семьи.
  • Столовый, касающийся хороших манер во время приема пищи.
  • Учебный, предписывающий, как следует вести себя в различных обучающих учреждениях.

Все перечисленные виды относят к такому виду этикета, как общегражданский.

Родители, принадлежащие к определенной конфессии, обучают малышей дополнительно правилам поведения в храмах. Подросшему ребенку можно рассказать, что взрослые соблюдают еще правила военного, брачного, государственного, делового и дипломатического этикета.

Родителям на заметку

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.

Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»

Возраст
На что обратить внимание
До 1 года
Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи»)
Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать
1-3 года
Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки
Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость
Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой
3-5 лет
Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя
Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки
Учим прикрывать рот при кашле или чихании; не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы»)
Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду
5-6 лет
Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом
Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости; исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы
Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением
Школьный возраст
Не забываем все, что привили ребенку раньше; напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий