Есть ли духовность в психологии?

Что такое духовность?

Множество существующих интерпретаций и определений несут единый смысл: духовность является гармоничным сочетанием и совокупностью таких качеств, как душевный покой, осознанность и безусловная любовь.

Духовность включает в себя все проявления материальной природы человечества, поэтому это понятие отражает больше, чем нравственность и религиозность. Это вектор вертикальных устремлений, в то время как нравственность – горизонтальных. Они пересекаются и образуют невидимый крест – основу личности.

Духовное самосовершенствование личности должно основываться на базе из теоретических материалов и духовной практики, которые способствовали бы формированию общечеловеческих ценностей.

Духовность является пониманием и открытием своих внутренних возможностей, через свое «Я». Это когда нравственное самосовершенствование человека на таком уровне, что он при любых обстоятельствах является высшим проявлением добродетели. В результате телесной, духовной и душевной трансформации, личность переходит на следующий уровень сознания.

Понятие духовности включает в себя: определение сущности собственного «Я», позиционирование себя в мире и обществе, выбор смысла деятельности и целей, пределы и возможности личностного роста. И это далеко не весь перечень.

В жизненной стратегии, субъект учится личной организации времени, саморегуляции и удовлетворенности результатами, приобретает волевые качества (ответственность, инициативность), испытывает эмоциональные переживания себя во времени. Эти вопросы являются вечными для людей любой исторической эпохи.

В процессе осмысления перечисленных проблем, осуществляется духовное развитие, человек обретает духовность

Для личности важно не просто обрести знания и войти в определенную социальную среду, а осознать смысл и цель этих знаний для человеческого развития. Духовность и есть обретением смысла жизни и бытия, а также построение себя как личности

Ритуалы в духовной практике

Ритуал, если мы говорим о духовной практике — это лишь внешняя составляющая. Духовность человека не измеряется внешними категориями. Это нечто внутреннее, это вне ритуала. Это то, что ритуал доносит до нашего сердца или до сердца другого человека.

Поэтому и молитва, и медитация полностью бессмысленны — если мы не вкладываем в них определенное настроение.

Все это начало к тому, что будет через несколько дней. Мы продолжаем разговор о сознании, духовности человека и уходим глубже. Присоединяйтесь! Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Продолжение → Осознанность и состояния сознания

Неадекватные решения

В психологической практике нередко встречаются так называемые иллюзионные решения. Придерживаются этих методов многие родители, уповающие на исправление ребёнка и собственное терпение.

Исправление ребёнка

Родители убеждены, что перестанут раздражаться, как только ребёнок сможет овладеть важными умениями: гигиенические навыки, вежливость, самостоятельное выполнение домашнего задания, уборка детской комнаты.

К психологам же матери и отцы обращаются с единственной просьбой – исправить детское поведение. Безусловно, если поместить маму в идеальные условия, когда её чадо перестанет баловаться и шалить, то она, скорее всего, перестанет повышать голос.

Однако проблема заключается в том, что такие условия создаются исключительно родителями, да и послушание ребёнка ещё необходимо «взрастить». Но в семье используются методы воспитания, которые не способствуют хорошему поведению.

Таким образом, желание отдать ребёнка на «перевоспитание» специалистам достаточно характерно для некоторых мам и пап. Такие родители не совсем осознают, в чём заключается их вклад в воспитание и какова их ответственность. Однако глупо требовать изменений от ребёнка, если взрослые сами не меняются.

Родительское терпение

Это решение можно описать, как стремление родителей сдерживать всеми способами собственную раздражительность. В результате семейная ситуация практически никак не изменяется, просто мама или отец сдерживаются, чтобы не нанести ребёнку психологической травмы.

Итогом такой родительской тактики становится неожиданный эмоциональный «взрыв», поскольку негативным эмоциям свойственно накапливаться и выливаться в определённый момент.

Специалисты убеждены, что чем дольше взрослые прячут своё раздражение, злость, агрессивность, тем сильнее эти отрицательные чувства «сдетонируют». В таких случаях нередки не только крики, но и физические меры воздействия.

Безусловно, когда родители сталкиваются с конфликтом интересов (а разногласие с ребёнком – всегда конфликтная ситуация), им необходимо что-то делать. Естественно, нужно учиться спокойно общаться с детьми, говорить не громко, а строго. Осталось лишь понять, как правильно это делать.

ЧЕМ ОПАСЕН КРИК?

Часто в порыве злости родители совершенно не думают о том, как воспринимает подобное обращение ребенок. Особенно, когда речь идет о малышах. Родители удовлетворяются тем, что все их требования выполнены, но не думают о том, какую цену за это придется заплатить.

Частое использование в своем общении с ребенком эмоциональных всплесков может стать причиной замкнутости ребенка, неуверенности в себе, развитию комплексов и страхов. Ребенок начинает бояться родителей, бояться сделать что-то не так.

Многие дети начинают обманывать и скрывать свои поступки, чтобы не получить очередную порцию агрессии. В дальнейшей жизни такие дети будут бояться действовать по своему усмотрению, всегда будут подчиняться более сильным морально людям, не добьются видимого успеха.

С появлением собственных детей, такой ребенок, по всей вероятности, также предпочтет использовать подобную модель воспитания. Ведь он не видел другого отношения. Когда вы задумываетесь, как перестать кричать на ребенка, думайте о том, что своей невыдержанностью вы калечите психику своего чада. Тем более крик опасен и в вопросе воспитания подростков. Они могут замкнуться в себе или стать очень агрессивными к родителям.

Прекратить обращаться в подобном духе с ребенком не так уж и просто. Родителям придется значительно поработать над собой и понять как перестать кричать на ребенка.

Да, сегодняшний темп жизни очень быстрый и достаточно агрессивный. Все люди постоянно испытывают стресс. Бывает очень тяжело держать себя в руках, особенно после сложного рабочего дня.

Но для полноценного развития вашего ребенка и счастья в семье, Вам просто необходимо перестать кричать на ребенка. От этого все только выигрывают. Дети растут уравновешенными, а родители живут спокойно.

Успехов вам в ваших начинаниях и воспитании детей. Учитесь контролировать свои эмоции. Будьте счастливы. Почаще говорите себе – Я КРАСИВАЯ!

Это интересно: Как научиться влиять на людей?

Понятие духовности в философии

Понятие духовности в философии, как правило, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся настойчивый поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированный той или иной конфессией. В современных западных трудах об обществе и культуре понятие «духовность» почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека. Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности с тематических областей философии.

К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие «духовность» по-разному

Понятие «духовность» всегда мало в философии важное значение, и играет значительную роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Памфил Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат

Spirit и греч. «Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повивання дыхания, носителя жизни .

Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.

Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.

Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Ими духовность понималась вдвойне.

  • С одной стороны: Духовность это одухотворение тваринности, сущностная характеристика человека, выделяет ее из мира животных.
  • Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.

По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность.

Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущий таким философам, как Мартин Бубер, Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых являются: «человек разумный» на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы в жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти «человек духовный». И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 1990-е годы после того как в Украине марксистские методологические правила перестали быть «официальными» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:

  • религиоведческим, предметом которого является духовность, истолкована богословски, как совершенство веры в сверхъестественные силы;
  • культурологическим, в контексте которого духовность выступает как способ самостроя лица в рамках культурного мира через самоопределение и самоспрямування лица, предполагает не только знание, но и чувства, осмысление действительности, способность к сопереживанию;
  • философско-социологическим, в котором духовность рассматривается как многомерный социально-исторический феномен, специфичность проявлений которого обусловлено своеобразием всемирной истории как полицентрической образования.

Уровни духовного развития личности

Рассматривая личность в контексте духовного развития, можно выделить следующие характеристики, присущие человеку на конкретный период его жизни или цикл воплощения и определяющие его уровень:

  • Невежественная личность – материальные потребности, необходимые для выживания, зачаточный ум.
  • Неразвитая личность – жаждущий ум с набором основных базовых ценностей и акцентом на материальных приобретениях с эмоциональным реагированием.
  • Развивающаяся личность – побуждающий ум, проявляющий свой интерес через традиционные образовательные и эмпирические системы – рассудочное и чувственное познание мира и себя.
  • Развитая личность – использующая определяющий, рациональный ум для самопознания и миропонимания через конкретный опыт, чувства, ощущения, реакции.
  • Разносторонне развитая личность – различающий ум с широким спектром интересов, взглядов, жизненных задач с пробуждающейся душевной инициацией.
  • Интегрированная личность – впечатляющий ум, направляющий впечатления на интеграцию с душой. Уровень чувствознания (интуитивного различения), приводящий к всёвозрастающей осознанности и реализации жизненных уроков.
  • Осеняющаяся личность – осеняющий ум, координируемый душой. Сознательная и самосознательная личность (различающая «Я» и «не-я» ).
  • Духовно преображённая личность — гармоничная индивидуальность, использующая универсальный или интегральный ум. Целостная личность, преображённая душой и эффективно взаимодействующая с физическим и супрафизическим уровнями (уровни духа – будхический и атмический).
  • Высоко духовная индивидуальность – Душа Мира, использующая Высший Ум и Сверхсознание, Учитель, Мастер Жизни, Духовный Целитель.

Безусловно, все эти уровни лишь общие характеристики, условно демонстрирующие лестницу восхождения духовно стремящегося индивида.

Но в любом случае, духовный опыт каждого конкретного человека уникален, неповторим и важен. И здесь нет доминирующих предпочтений и обязательных шагов на пути саморазвития. Есть лишь зов сердца и голос безмолвия пробуждающейся или пробужденной души.

Составляющие личностного и духовного развития

Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование — три кита духовного развития человека, источник его личных, творческих свершений и опора духовности.

А духовность – это эволюция человеческой воли, сознания и любви. Это стремление сделать собственную жизнь и жизнь своих собратьев лучше, счастливее и гармоничнее.

Сегодня духовность не монашеский или йогический аскетизм, а неутомимый радостный труд в гуще событий и людей, позволяющий открывать в знакомых незнакомцах и незнакомках дух родства, сотворчества, взаимопомощи и созидания.

Самопознание

Самопознание – это познание своей истинной сути, её изменчивой природы и безграничных возможностей.

Самопознание – это поиск жизненного предназначения и смысла существования, соотнесённость с окружающим миром и внутренней мотивирующей потребностью знать.

Самопознание – это поиск Бога в себе и открытие себя в Боге.

Саморазвитие

Саморазвитие – это эволюционное шествие ступенями знаний, приближающими человека к разгадке бытия и определению его главного места в жизни.

Саморазвитие – это необходимое условие существования на планете Земля, в особенности, в нынешний переходный период галактического сдвига и прецессионного выравнивания.

Саморазвитие – это подъём вибраций на более высокий уровень, утончение всех чувств и физических проводников – центров, каналов тела, нервной системы и её сенсорных «датчиков» — ощущений и восприятий.

Во время зарождения жизни на Земле, для того, чтобы сохранить тесную связь с планетой, необходимо было, наоборот, понизить собственный вибрационный уровень или иными словами, заземлиться.

Сейчас, в силу того, что Земля повышает свою вибрационную активность, переходя в иную плотность, существует необходимость нашего с вами сонастраивания и следования её ритму.

Это и есть ключевая задача духовного развития, позволяющая синхронизировать все энергетические потоки и выйти на качественно новый уровень собственного роста и совершенствования.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – это личностное совершенствование в направлении улучшения качества жизни, сознательного контроля и управления её процессами с пониманием своей роли и предназначения.

Самосовершенствование – это сознательные усилия по координации потребностей личности и предпочтений души.

Самосовершенствование – раскрытие безграничного потенциала в творческом претворении своей судьбы и следовании зову сердца, наполненного любовью.

Связь духовности и религии

О любви к Богу, как к проявлению ее высшей формы, заговорили тогда, когда в мире церковь и государство начали существовать по разные стороны баррикад. Цель религии — привлечение людей.

Многие при рассуждении о жизни и духовности в религии придерживаются мнения, что в первую очередь это непосредственная связь человека с Богом. Однако религия имеет как внешнюю, так и внутреннюю сторону. В первом случае речь идет о простых ритуалах, во втором — о собственном переживании Бога в душе.

Религиозный человек, как и духовный, идет к Богу, но их пути абсолютно разные. Если религиозная личность ориентируется на культуру, которую преподносят извне, то духовный человек выбирает дорогу, согласно своим мыслям и чувствам.

Что такое духовность человека

Как правило, термин «духовность» ассоциируется с религиозными верованиями и другими понятиями, схожими с верой в Бога. У этого слова множество толкований, некоторые из которых действительно имеют прямое отношение к религии. Однако в общем смысле оно может означать ценности, характерные для человека или общества, без какого-либо религиозного или эзотерического смысла.

Духовность – это степень приобщения человека к высшим образцам человеческой культуры, морально-этическим принципам и гуманным ценностям. Духовный человек не только понимает и признает эти ценности, но и полностью руководствуется ими в своих поступках и принимает их как внутренний императив.

Каждый индивидуум должен быть окружен людьми, излучающими позитив. Есть такие личности, которые, подобно лучам солнца, заставляют все вокруг расцветать. Они всегда находятся в превосходном настроении. И самое главное, они способны увидеть положительные моменты в любой сложной ситуации. Таких людей порой считают немного странными, и в современном обществе они явно выделяются.

В будний день утром, когда вы встречаете человека, который выглядит счастливым только потому, что светит солнце, поют птицы, он может дышать, слышать, видеть и ходить, вы чувствуете, что в душе он будто пребывает не здесь. Но когда такая личность находится рядом с вами, возникает чувство гармонии, и это заразительно действует на окружающих. Это, по сути, и есть духовность.

Духовность в немецкой и христианской психологии

Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

2. Духовное бытие

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек
ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, что есть добро
и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.д.
(Братусь, 1995). Духовное как таковое начинается там, где
возникает возможность свободного выбора человека. В конкретной
жизненной ситуации Духовность всегда проявляется не благодаря
чему бы то ни было, а вопреки. По словам выдающегося русского
философа И.А.Ильина (Ильин,1993), ни тело, ни душа человека не
свободны, они связаны законами причинно следственных связей
органической и социальной природы. Можно не знать, или забыть об
их действии, но освободится от них невозможно. И только духу
человека доступна свобода. Он имеет дар трансцендировать себя из
любой жизненной ситуации, подняться над любым жизненным
содержанием, противопоставить себе, оценить или отвергнуть.

Аналогичным образом определяет человека в своей критике
пандетерминизма Виктор Франкл:

Проблема заключается в том, чтобы найти адекватные подходы к
исследованию самотрансценденции человека. Только с помощью такого
рода экзистенциальной концепции можно будет понять процессы,
целенаправленной перестройки личностью своих отношений с миром,
своих смыслов. (Леонтьев Д.А., 1999). Таким образом, в попытке
очертить круг духовной проблематики мы неизбежно сталкиваемся с
проблематикой экзистенциальной, или даже шире – онтологической.
Именно опираясь на понятие способа бытия человека в мире, мы
можем говорить о таком качестве человека как Духовность. Для
лучшей иллюстрации связи Духовного и экзистенциального
воспользуемся описанием меланхолии Медарда Босса:

В способе существования меланхолика отсутствует какая-либо
ориентация как на конкретные, так и на абсолютные ценности, раз
нет идеала, значит, нет ни свободы, ни ответственности, ни о
какой Духовности не может быть и речи. Как пишет Босс, следствием
такого «недуховного» бытия выступает экзистенциальная вина.
Возникает резонный вопрос: Вина перед, чем или кем? Для того,
чтобы ответить на этот вопрос Виктор Франкл вводит понятие
Духовной экзистенции, понимая под ней «подлинное я, или я в
себе», являющееся прафеноменом и недоступное рефлексии. (Франкл,
2000а).

Понятию Духовной экзистенции Франкла близко понятие Духовного Я
(Флоренская, 1994, 1998), а также индивидуального (субъективного)
Духа (Братусь, 1995). Однако, Духовное бытие не есть отдельное
изолированное бытие отдельного человеческого существа. И это не
означает, что мы связаны или каким-то образом взаимодействуем с
миром. «Человек в основной своей мелодии не другое, чем мир»
(Бибихин, 1995).

Духовный человек творит добро

Мы убеждены, что если бы все спецслужбы, все политики, все те люди, которые встали на путь борьбы с терроризмом, взглянули бы на проблему под другим ракурсом и стали бы работать во имя мира на земле (искренне и честно, конечно, а, не просто декларируя его), то терроризму, да и вообще всем войнам и локальным конфликтам, ничего бы не осталось, как исчезнуть с лица Земли. Это трудно понять, наверное. И потому продолжают умирать от голода дети, хотя мы вступили уже III-е тысячелетие, потому аннулируются договоры по ОСВ, потому увеличиваются военные бюджеты США, стран Европы и Азии. Той же Индии, например, в которой люди умирают от паразитарных болезней, а страна закупает современное вооружение, вместо того, чтобы провести санацию населения.

Стать и быть борцом со злом проще и легче, чем стать и быть человеком, знающим, чего ради он родился и живет, понимающим свое предназначение в этом мире, отчетливо сознающим сколь малый срок отведен ему для того, чтобы успеть что-либо сделать во имя мира, во имя добра, постоянно помня, что духовная личность не может связать себя ненавистью к чему бы то ни было.

Личность нравственная, духовная концентрирует свои усилия на том, ради чего он существует и… реализует это в действии.

И при этом, совершенно не обращая внимания на то, что рядом с ним делают другие люди, которые при этом ещё и смеются над ним, оскорбляют его…

Мы у себя в стране все ищем и ищем, что же сделать «национальной идеей»? Создание, воспитание нравственного, духовного человека – вот что может и должно стать национальной идеей в стране, которая раскинулась по просторам Европы и Азии. И только это может сделать нашу страну поистине величайшей страной мира. А пока…. А пока что наши приоритеты вывернуты шиворот-навыворот (наизнанку, то есть), как драный пиджак на огородном пугале.

5 основ духовности человека

  • Душевный покой. Душевный покой наступает, когда тело, душа и дух находятся в гармонии и равновесии. Нет никаких конфликтов между ними, они пребывают в согласии друг с другом.

  • Вера. Вера рождается, когда человек признает и принимает определенные истины.

  • Осознанность. Осознанный человек живет здесь и сейчас. Он не зацикливается на прошлом и не беспокоится о будущем. Он живет только настоящим моментом в полной мере, находится в контакте со своими эмоциями и понимает, почему они возникают.

  • Принятие. Принятие означает отказ от борьбы с собой или другими людьми. Вы живете по своим принципам и позволяете остальным жить, как им хочется, принимаете мир таким, какой он есть, соглашаетесь с тем, что окружающие могут не соответствовать вашим ожиданиям.

  • Безусловная любовь. Это любовь (к людям, народу, всему миру) без требований и условий, без стремления получить что-либо взамен. Забыв об эго и желаниях, мы просто испытываем настоящее, искренне чувство.

Заключение

Жизнь в постоянных переживаниях и страхе утомляет и истощает организм. Уметь справляться со своим стрессом — значит обеспечить себе жизнь, полную положительных моментов. Следуя советам из этой статьи, вы значительно повысите свой уровень сопротивляемости лишним расстройствам.

Не забывайте также о важности проверки ресурсов организма. Найдите грамотного эндокринолога и проведите у него консультацию

С ДНК-исследованием вам с удовольствием помогут специалисты нашего центра. Мы предоставим развернутую информацию о том, насколько вы склонны к раздражительности и переживаниям. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий