Что такое девиантное поведение детей-дошкольников

Условия риска девиантного поведения

В семье:

  • антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, и пр.;
  • неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
  • нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
  • физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).

В школе:

  • приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
  • сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
  • ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.

Девиантное поведение подростков – определение

Девиантное поведение в подростковом возрасте — проблема психологическая и медицинская. Вызывающие поступки могут быть симптомами других психических болезней. В этом случае их коррекцией занимаются психиатры.

Впервые о девиантном поведении заговорили в конце XIX века, когда возникла наука социология. Социальную патологию связывали с кризисами и революциями в обществе. О формировании девиантного поведения подростков рассуждали в случаях табакокурения, увлечения алкоголем, при наркомании и проституции. 

Сегодня детские психологи и психиатры к примерам девиантного поведения относят:

  • жестокость по отношению к другим людям и животным;
  • воровство;
  • лживость;
  • побеги из дома;
  • частые вспышки крайнего раздражения;
  • чрезмерную конфликтность и драчливость.

При яркой выраженности любого из этих признаков поведение считают девиантным.

В медицине поведенческие расстройства помещены в Международный классификатор болезней под шифром F91. В нем каждая аномалия — это отдельное психическое заболевание. 

Социологи считают отклонением поведение с угрозой физическому выживанию, невозможность самореализации в обществе. Психологи проблему видят в ущербе для общественного благополучия, нарушении этических и моральных норм.

Склонность к девиантному поведению подростков наиболее характерна для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.

Патогенез болезни

Возрастной кризис подростков обусловлен не только внутренней перестройкой организма, но и необходимостью социального самоопределения. Ребенок в этот период ищет свое место в жизни и способы самовыражения. Желание доказать свою «взрослость» и значимость приводят к своеобразному бунту

Чтобы привлечь внимание окружающих, подростки могут использовать действия не только аморального, но и противоправного характера. 

Поэтому механизм развития девиантности очень сложен. Социальные ценности и нормы воспринимаются подростком иначе, возникает дезадаптация. 

Формированию отклонений способствует неблагоприятная обстановка. Если у ребенка нет поддержки взрослых, нет правильных моральных ориентиров, то ему легче закрепить патологические шаблоны поведения.  

Причины девиантного поведения подростков​

Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.

Физиологические и психологические причины

1. Кризис подросткового возраста

Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.

2. Половое созревание

Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.

3. Раннее половое созревание

В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.

4. Недостаток сна и отдыха

Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.

5. Особенности созревания мозга

В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.

Внешние причины

1. Выученная беспомощность

Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:

  • у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
  • ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
  • ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.

2. Сексуальное насилие

Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.

3. Девиантное поведение в семье

Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.

4. Асоциальное поведение в окружении

Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.

5. Школьное образование

Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.

ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении “идеального и реального”; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.

Также читайте:
Трансформация корпоративной культуры преподавателя в негосударственных вузах
Формирование толерантности в процессе профессионального обучения психологов
Половые различия в степени удовлетворения потребностей в профессии
Доверие СМИ у молодежи с различной степенью когнитивной компетентности
Шизофрения – симптомы, признаки и лечение шизофрении у женщин, мужчин и детей

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого

Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

– генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

– психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

– физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Классификация асоциального поведения подростков

Существует несколько форм проблемного поведения подростков.

Психотерапевты чаще всего выделяют следующие его разновидности:

1
Делинквентное
Ребенок совершает действия, нарушающие закон и порядок. Это могут быть акты вандализма, кражи и т. д.
2
Изоляционное
Такое поведение связывают с отсутствием социальных контактов, участия в общественной жизни. Дети могут становиться замкнутыми, избегать окружающих.
3
Агрессивное
Сюда входят физические и вербальные враждебные действия, направленные на других. Это может проявляться как буллинг, драки или угрозы.
4
Суицидальное
Ребенок может демонстрировать признаки депрессии, озвучивать мысли о самоубийстве или даже попытаться его совершить.
5
Аддиктивное
Этот тип поведения связан с зависимостью от вредных привычек: употребления наркотиков, алкоголя, игромании и т. д. Уход от реальности может привести к социальной изоляции.
6
Патохарактерологическое
Подросток проявляет негативные черты характера, что приводит к конфликтам с окружающими, нарушению социальных норм.
7
Психопатическое
Ребенок безразличен к чувствам и правам других людей. Подросток с психопатическим поведением может проявлять жестокость, манипулировать окружающими.

В зависимости от причины и типа девиантного поведения специалисты подбирают схему коррекции. Например, подросткам, склонным к суициду, назначают когнитивно-поведенческую терапию, учат их управлять стрессом, повышать самооценку, при необходимости рекомендуют прием антидепрессантов.

При изоляционном поведении дети избегают всяческих контактов.

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Дети считают целью своей жизни достижение материальных благ, причем они не задумывается о том, какой ценой за это нужно платить. В последнее время снижается желание учиться или работать, возрастает уровень подростковой преступности

Молодежь пытается самоутвердиться, привлечь к себе внимание сверстников. Девиантное поведение нередко приводит к нервным срывам, может включать склонность к суициду.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.

Коррекция девиантного поведения

В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.

Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение.
Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут , поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.
Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений

Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями.

Стратегии коррекции

Первичная встреча позволяет выявить необходима ли семейная терапия или будет достаточно лишь психологической работы с ребенком в случае недостаточного развития у него социальных навыков.

Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками. Обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.

В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.

Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально приемлемым способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!

Как проявляется девиантное поведение

Школьник

  • слишком часто дерется;
  • хулиганит;
  • жесток по отношению к сверстникам или животным;
  • портит чужие вещи;
  • поджигает что-либо;
  • ворует;
  • часто лжет;
  • прогуливает школу, нарушает школьные правила;
  • уходит из дома, бродяжничает;
  • ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.

Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки. Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий