Программа по логопедии для дошкольников по ФГОС

Мастер-класс по логопедии для педагогов

Цель — повышение педагогического личного опыта. В мастер-классе идет активная дискуссия педагогов по проблеме с теорией и игровой практикой.

Задачи мастер-класса:

  • Развитие умения способствовать формированию индивидуального стиля в педагогической деятельности.
  • Создать условие для развития профессионального развития педагога, в ходе которого формируется опыт в речевых упражнениях для развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс учителя логопеда:

  • Организационные моменты (стихотворения).
  • Объявление темы мастер-класса.
  • Теоретическая часть (теоретический аспект).
  • Практическая часть (игры).
  • Рефлексия (вопросы).

Цели и задачи логопедического занятия по ФГОС

Логопед должен учитывать психологическую особенность ребенка. Иногда дошкольники воспринимают логопедические занятия, как игру. Задачи логопеда:

  • Обучение произношению всех звуков.
  • Развитие связной речи (построение составных несложных предложений).
  • Понимание различий звуков.
  • Формирование и усовершенствование импрессивной части речи (понимать, что говорят).

Логопед учит выговаривать звуки

Приоритетно занятие индивидуально. Оно считается очень эффективным в преодолении проблем с речью. Благодаря этой форме устанавливаются контакты и отношения между логопедом и ребенком, закрытые дети открываются. Во время занятий могут использоваться различные техники: игры, задания.

Важно. Частоту занятий определяет специалист, все зависит от нарушения и задержки речи

В основном длительность занятия около получаса, и проводятся они пару раз в неделю.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

При разговоре с логопедом родителям разрешают присутствовать на занятиях для понятия методики, которую выбрал специалист.

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:

  • Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб.: >ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  • Нищева Н.В. Мой букварь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами

В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как попасть в логопедический сад? Пошаговая инструкция

Необходимость водить ребенка в специализированный логопедический сад устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Раньше направление на прохождение комиссии выдавал логопед при осмотре ребенка в детском саду или врачи районной поликлиники, прежде всего, невролог. Теперь, если родители видят необходимость в специализированном обучении, они могут самостоятельно подать заявление в ПМПК.

Оформление в логопедический детский сад – процесс небыстрый и требует подготовки определенных документов. Мы предлагаем вам оптимальную, на наш взгляд, пошаговую тактику подготовки к ПМПК и дальнейшей постановки в очередь в логосад.

Шаг 1. Запись на прием в ТПМПК. Необходимо узнать адрес комиссии, где проходит обследование. Такие комиссии есть в каждом районе города. Записаться на прием можно очно, приехав в рабочие часы, или через сайт. Поскольку желающих пройти комиссию много, дату вам назначат спустя месяц или полтора, за это время вы успеете подготовить все документы. Также рекомендуем вам обращаться в самом начале учебного года, так как с 1 февраля уже начинают формироваться списки детей в группы на следующий учебный год

Обращаем ваше внимание на то, что в летние месяцы ПМПК не работает, поэтому самое благоприятное время для обращения – с сентября по февраль

Шаг 2. Посетить невролога районной поликлиники. Невролог должен выдать медицинское заключение о наличии и характере нарушений, требующих пребывания ребенка на специализированном обучении

Важное условие – врач должен поставить четкий диагноз, который есть в перечне МКБ. Это может быть алалия, дизартрия, логоневроз и другие заболевания, требующие коррекции

Шаг 3. Посетить педиатра и попросить подготовить подробную выписку из истории развития ребенка. В некоторых ТПМПК для этого есть специальные бланки, которые можно скачать на сайте комиссии или взять при очном посещении, в других случаях выписка подготавливается на листе формата А4

Важно не забыть поставить потом на ней печать учреждения, выдавшего выписку. Ее, как правило, родители сами проставляют в страховом столе поликлиники, но лучше уточнить это у педиатра

Шаг 4. Взять документы из детского сада. От воспитателей необходимо получить справку о том, что ребенок действительно посещает сад, а также характеристику на ребенка. На документах должна быть подпись заведующей и печать учреждения.

Шаг 5. Подготовка остальных документов.

От родителей также понадобятся:

  • Заявление о проведении обследования в ТПМПК
  • Заявление на прохождение ПМПК
  • Согласие на обработку персональных данных и осмотр ребенка специалистами (невролог, психиатр, ортопед, педиатр). Данные бланки являются стандартизированными, выдаются в ТПМПК. Также их можно скачать на сайте комиссии. Во всех заявлениях необходимо указывать дату непосредственной подачи документов.
  • Документы, удостоверяющие личность (для ребенка – свидетельство о рождении и его копия, для родителя – паспорт или документ, заменяющий его).

Шаг 6. Пройти ПМПК. Со всеми документами необходимо приехать на комиссию к назначенному времени. Вся процедура займет не больше 15 минут. По итогам комиссия должна выдать заключение о необходимости логопедического сада или дать рекомендацию посетить комиссию через год.

Шаг 7. Выбрать логопедический сад и встать в очередь будущих воспитанников. Не во всех районах имеются специализированные учреждения, в некоторых государственных детских садах есть логопедические группы. После того, как родители определились с желаемыми садами, необходимо подать заявление о зачислении или переводе ребенка в логопедический детский сад. В лучшем случае ребенок начнет посещать логопедический сад с нового учебного года. Когда мест недостаточно, можно ждать и год, и два (при не очень сложных диагнозах дети посещают логосад только год или два – перед школой).

О плюсах и минусах логопедических садов можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому – говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное – на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей

Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам

Как устроить малыша в специальное дошкольное заведение

Ребенок попадает в коррекционный детский сад исключительно по направлению врача, который наблюдает своего маленького пациента, ставит диагноз и назначает терапию. Дополнительное образование в специальном учреждении является вспомогательным средством комплексного лечения.

Уроки в таких заведениях проводятся с учетом диагноза, который выявлен у ребенка. Коррекционные детсады набирают ограниченное количество детей. Если в обычных ДОУ их численность достигает 20-30 малышей у одного воспитателя, то в специализированных учреждениях группы в 2-3 раза меньше, а преподавателей больше. Это благоприятно сказывается на воспитанниках. Ведь им уделяется больше времени и внимания.

У специальных организаций есть свой минус. Их количество очень ограничено. Бывает, что детский сад находится в одном районе, а семья живет в противоположной части мегаполиса. Родителям приходится везти своего малыша с одного конца города на другой. Это создает неудобства детям и взрослым. Но есть детские сады, где воспитатели работают круглосуточно. В случае необходимости, родители могут оставить своих детей под бдительным надзором преподавателей.

Как попасть в спецгруппу?

Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

Обучение грамматике

Грамматические формы на практике могут быть усвоены лишь в том случае, если дети имеют развитое слуховое восприятие, богатый лексический запас, хорошее звукопроизношение.

Когда дошкольники смогут правильно отвечать на вопросы, создавать предложения, демонстрируя действия к картинкам, можно переходить на этап развития способности объединять короткие предложения в небольшие рассказы.

Эффективно для этого вместе с детьми запоминать короткие стихи.

Чтобы овладеть правильным произношением, нужно использовать разные упражнения, развивающие артикуляцию, произношение звуков, устное различение фонем.

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.

Логопедия — принципы науки. Общедидактические принципы логопедии

К главным принципам логопедии относятся:

  • комплексность;
  • системность;
  • принцип использования обходного пути;
  • учет особенностей индивидуального развития ;
  • выделение первоочередных задач;
  • принцип комплексного подхода к изучению дисфункции речи и психического развития малыша;
  • деятельностный и этиопатогенетический принципы;
  • общедидактические принципы логопедии.

Некоторые принципы, в силу их особого значения, стоит рассмотреть более подробно. Принцип системности подразумевает изучение недостатков речи в тесной взаимосвязи с иными компонентами системы. Соответственно, воздействовать необходимо на все составляющие компоненты.

Речевые дисфункции могут сопутствовать нервно-психическим или нервным заболеваниям. Устранить подобные недостатки можно лишь комплексным целенаправленным воздействием, носящим медико-психолого-педагогический характер. Принцип развития подразумевает под собой постановку первоочередных задач и выделения этапов, работать с которыми необходимо в первую очередь.

Онтогенетический принцип состоит в разработке методологической базы коррекционно-логопедического воздействия, с обязательным учетом последовательного появления речевых форм, а так же индивидуального развития малыша.Принцип обходного пути состоит в формировании нового звена функциональной системы речи, заменяющего пострадавшее

Отдельно стоит обратить внимание на общедидактические принципы логопедии, которым относят наглядность материала, его доступность для восприятия, сознательность ребенка, индивидуальный подход к каждому и др. Они вносят ощутимый вклад в систему всех принципов данной науки и занимают в ней одно из наиболее важных мест. И они же учитываются при применении здоровьесберегающих технологий в логопедии

И они же учитываются при применении здоровьесберегающих технологий в логопедии.

Коррекция речевых нарушений через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

Древняя китайская мудрость гласит:

Это в полной мере можно отнести к детям старшего дошкольного возраста, имеющим дизартрию и ОНР, II или III уровень речевого развития.

Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Занимаясь коррекционной работой с такими детьми, мы отметили, что не всегда традиционные методы и приемы приносят ожидаемые результаты. Возникла необходимость поиска более эффективных форм и методов воздействия на развитие ребенка на основе индивидуальных особенностей каждого.

Так как эта категория детей отличается от своих нормально развивающихся сверстников не только состоянием речи, но и особенностями психических процессов (таких как восприятие, внимание, память, мышление, воображение), нарушением эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, уровнем развития общей и мелкой моторики, своеобразием формирования личности, то воздействие должно носить комплексный характер, осуществляться в различных видах специально организованной совместной и самостоятельной деятельности детей, опираясь на положения и принципы ФГОС ДО и на «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 5 до 7лет)», разработанную в нашем детском саду на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.) и программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.), на общие педагогические и специальные принципы работы с данной категорией детей. Полноценными участниками образовательных отношений должны быть воспитатели, узкие специалисты, родители, а также сами дети, так как только личный опыт помогает установить более прочные связи с окружающим миром. Полноценными участниками образовательных отношений должны быть воспитатели, узкие специалисты, родители, а также сами дети, так как только личный опыт помогает установить более прочные связи с окружающим миром

Полноценными участниками образовательных отношений должны быть воспитатели, узкие специалисты, родители, а также сами дети, так как только личный опыт помогает установить более прочные связи с окружающим миром.

Объединить усилия всех субъектов педагогического процесса позволяет метод проектов.

О значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями пишет в своих трудах С.А. Миронова: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности». В современной жизни существует много разных источников информации (книги, кино, телевидение, интернет, люди)

Поэтому очень важно научить ребенка самостоятельно «добывать» знания разными способами, отбирать нужный материал об интересующем предмете или явлении и использовать его для создания новых объектов действительности

В свете требований ФГОС ДО совместная деятельность взрослого и ребёнка, а также познавательно-исследовательская работа дошкольников являются одними из приоритетных направлений.

Поэтому в логопедической работе актуальным стал вопрос использования метода проектов в коррекции речевых нарушений.

Работая с детьми с ОНР, педагоги нашей группы организуют проекты разного вида, регулярно проводят детско-родительские краткосрочные проекты по изучаемым лексическим темам.

Каждый проект в логопедической группе обязательно должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нём, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Также проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности. Проект позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится разными способами находить информацию.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Как попасть в спецгруппу?

Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

https://youtube.com/watch?v=k_DcL35CSZA

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятияАнализ
Мотивация воспитанниковПринцип мотивации к учению достигался через методы:

  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические целиРеализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражненияБыли включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:

  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий