Воображение и творчество в детском возрасте

Литература

1. Баттервот Дж Харрис М. Принципы психологии развития. М. Когито-центр, 2000 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб Союз, 1997 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.

Т. IV. М 1983 4. Гегель. Энциклопедия философских наук. М Мысль, 1977 5. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М Политиздат, 1968 6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М Республика, 1991 7. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка природа и развитие. Психологический журнал 2001 — 5. 8. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка природа и развитие. Психологический журнал 2001 — 6. 9. Кудрявцев В.Т Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. М ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 10. Нурахунова А.А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

Автореф. Дис. Канд. психол. Наук. М 1991 11. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста. Вопросы психологии 1994 — 5. 12. Рогов Е.И. Общая психология. М Владос, 2003 13. Спок Бенджамин, Паркер С. Дж. Ребенок и уход за ним. Минск, Попурри, 2001 14. Степанова В.В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте на материале изобразительной деятельности.

Автореф. Дис. Канд. психол. Наук. М 1995 15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, Академия развития, 1996 16. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб Речь, 2002.

Воображение и психокоррекция

Генетическая связь воображения и эмоций хорошо прослеживается на материале изучения особого детского контингента так называемых аффективных детей 8. Этим детям свойственно обостренное и навязчивое чувство страха, повышенная тревожность психоневрологи нередко оценивают их состояние как пограничное. Коррекция аффективных проявлений, как правило, осуществляется в форме непосредственной терапевтической работы с эмоциональной сферой ребенка и теми объективными факторами, которые непосредственно определяют ее профиль.

А.А. Нурахунова попыталась взглянуть на эту проблему в необычном ракурсе и показала, что источники аффективных проявлений скрыты не в самой по себе эмоциональной сфере, а в несформированности у ребенка-дошкольника способности видеть целое раньше частей как функции воображения. Аффективный ребенок как бы увязает в наличной ситуации, вызывающей тревогу или страх, поскольку не выделяет ее смыслообразующего звена.

Там, где необходимо эмоционально переосмыслить ситуацию, он ограничивается воспроизведением прошлого опыта. Например, в ходе диагностического обследования по специальной методике ребенок изображает чудовище на экране телевизора, а при обсуждении рисунка говорит Я знаю, что оно не вылезет, но все равно боюсь. Развитие у ребенка умения создавать разнообразные смысловые трактовки аффектогенной ситуации и тем самым осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях приводит к коррекции тех или иных аффективных проявлений, преодолению эмоционального неблагополучия 10. Более того, формирование воображения сегодня становится особым звеном не только психокоррекционной и психотерапевтической, но и оздоравительно-развивающей работы, причем с достижением и закреплением ярко выраженных позитивных психосоматических эффектов 9. В.В. Степановой 14 был обнаружен примечательный и отчасти парадоксальный факт дети-первоклассники, испытывающие трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением. Ребенок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть со стороны, глазами других то, что он делает.

Ему бессмысленно лишний раз разжевывать инструкцию, бесполезно ужесточать контроль за выполнением задания.

У ребенка отсутствует интегральный взгляд на себя, основанный на воображении, который при благоприятных условиях формируется в дошкольных видах деятельности в первую очередь игре. Словом, это происходит задолго до того, как ребенку начинают целенаправленно прививать какие-либо учебные умения.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

… художественно-изобразительной одарённостью. Цветовой образ в детском изобразительном творчестве. Особенности воображения детей-художников. Проявление внутреннего мира одарённого ребёнка в его изобразительном … и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ребёнка любимыми занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребё …

Определенная часть детей, которые имеют психологические проблемы с чистописанием в начальной школе, в дошкольном возрасте либо испытали дефицит названных видов деятельности, либо не нашли в них материала для развития собственного воображения.

Недоигравшие дети едва ли смогут хорошо учиться в школе. Ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя и формированная подготовка дошкольников к школе на специальных тренировочных занятиях. Аналогичны и источники двигательной неумелости детей, трудности в формировании у них умений изобразительной деятельности, элементарных трудовых навыков. И в детском саду, и в начальной школе педагоги затрачивают колоссальные усилия для того, чтобы компенсировать все это путем интенсивного тренажа, многократного повторения упражнений.

Часто эти усилия растрачиваются с невысокой отдачей. Просто многие умения и навыки, квалифицируемые как шаблонные, уходит своими корнями, как не парадоксально, в сферу раннего развития творческих способностей. 1.2.4.

История развития

Декоративно-прикладное искусство всегда присутствовало в жизни человека. Оно берет основы в повседневности. Люди старались придать окружающим предметам красивый вид. По мере развития эстетики и художественного вкуса техники становились более сложными, а некоторые виды деятельности по созданию красивых вещей превращались в полноценную профессию.

Первые образцы декоративно-прикладной живописи известны из истории Древнего Египта. Примером служат гробницы фараонов с затейливыми росписями или мебель и стены с орнаментом. Источником вдохновения египтян были природные объекты: растения, животные или явления. Все это наделялось мистическими свойствами и часто носило обрядовый характер.

Древняя Греция внесла большой вклад в создание красивой посуды. Расписанные черным или красным цветом глиняные амфоры украшают лучшие музеи мира, как раньше облагораживали дома зажиточных греков.

Восточная культура со своими обычаями и верованиями воплотилась и в замысловатой традиционной одежде, расписанной иероглифами и изображениями тигров или драконов.

На Руси развивалось несколько направлений ремесел. В ходу была чеканка монет, ткачество, вышивка, ковка оружия, изготовление вещей из кожи и меха. Слово «ремесло» происходит от «ремес» (плотник). Постепенно название распространилось на все виды прикладной деятельности. Ремесло, приносящее доход, стали называть «промыслом» и началом его расцвета на Руси можно считать XIII в.

Характерно разделение занятий по гендерному признаку. Женщины чаще всего украшали росписью посуду и игрушки, ткали и декорировали ткани вышивкой и аппликациями. Мужчины ковали металлы, занимались резьбой и выжиганием по дереву или изготовлением ювелирных украшений, изделиями из керамики.

Профессиональное искусство

Видов декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.

Ручное шитьё

Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.

Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.

С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.

Художественная работа

Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:

  • русские народные промыслы (хохлома, городецкая, жостовская роспись);
  • декорирование деревянной домашней утвари (мезенская);
  • живопись по стеклу (витраж) и ткани (батик).

С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.

Оформление альбомов

Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.

В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.

Особенности воображения детей

Развитие воображения происходит в течение всей жизни человека. Это характерно для его деятельности и определяется влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для совершенствования воображения требуется накопление соответствующего опыта, расширение перечня представлений об окружающем мире.

В более ранней психологии существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета в младшем возрасте, а затем происходит его постепенное отмирание, поскольку оно уступает место трезвому мышлению. По этому поводу выдвинул свое мнение русский педагог и психолог К. Д. Ушинский. Он писал, что воображение с возрастом ослабевает, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Тем не менее, он рассматривал это положение как ошибку, которая противоречит всему процессу развития человеческой души.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Жизнь требует от современных людей гибкости мысли, творческого подхода к решению проблем. Считается, что если в период дошкольного детства специально не развивать воображение, то в дальнейшем наступит быстрое снижение его активности. Для того чтобы творческое воображение в период детства имело возможность развиваться в полной мере, требуется особая организация художественной и изобразительной деятельности.

Функции воображения

Выделяют 2 основные функции воображения, которые проходят через определённые этапы своего развития.

  1. Познавательная. Эта функция нацелена на устранение противоречий, которые часто возникают в голове у ребёнка по причине малого жизненного опыта. Воображение в этой ипостаси исполняет роль строителя для целостной картины мира малыша. Формирование познавательного воображения происходит в процессе игры.
  2. Аффективная. Выполняет функцию защиты при появлении противоречий между образами в голове малыша и реальной картиной. Аффективное воображение помогает ребёнку усваивать нормы поведения. Развивается в процессе проигрывания ребёнком ситуаций и последующих переживаний.

С этой книгой читают

Детский рисунок: диагностика и интерпретацияДилео Джон

Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий. Не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации. О чем можно узнать из детских…

4.1
 (5)

Смысл творчества Бердяев Николай Александрович

«… Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не…

4.25
 (4)

Воспитание оптимизмом. Записки директора Загорского детского дома для слепоглухонемых детейА. В. Апраушев

В книге рассказано об уникальном опыте воспитания и обучения детей, лишенных слуха и зрения

Большое внимание автор уделяет раскрытию педагогического процесса становления..

4.6
 (4)

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрастеСеменович А

Учебное пособие является первым систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится…

4.2
 (3)

Астрологическое творчествоТиль Ноэль

Книга всемирно известного астролога Ноэля Тиля, которая должна выйти в США в 2000 году, представляет уникальные методики эффективного применения астрологии и…

Творчество и объективация Бердяев Николай Александрович

Настоящее издание представляет собой собрание поздних и наиболее значимых для самого мыслителя работ, объединенных основополагающей для зрелого Бердяева темой творчества…

3.7
 (2)

Дисморфомания в подростковом и юношеском возрастеКоркина М. В.

В монографии впервые в литературе представлена в обобщенном виде патология, наиболее типичная для подросткового и юношеского возраста,- болезненная убежденность в наличии…

4.5
 (2)

Женщина среднего возрастаКолесова Наталья Валенидовна, Караванова Наталья Михайловна

Она женщина среднего возраста. Он ищет свою судьбу. Ей сорок, он на десять лет младше, но ведь для любви нет границ.

3.17
 (75)

Этапы развития воображения

Выделяют следующие возрастные этапы развития воображения: 

Воображение в 0-3 года

Воображение зарождается в возрасте полутора-двух лет, когда малыш начинает узнавать знакомые предметы на картинках. Его воображение имеет пассивный процесс, не создаёт каких-либо новых образов. 

Начальные формы воображения в раннем возрасте формируются на основе обобщения игровых действий и предметов. Кроме того, ребёнок 2-3 лет осваивает новый способ игры – использует предметы-заместители. Сама по себе игра с замещением предполагает наличие воображения, ребёнок осознанно выбирает предметы и проговаривает игровые действия. Таким образом, перед поступлением в детский сад ребёнок уже обладает зачатками творческих элементов.

Воображение в 3-4 года

Развитие воображения у детей раннего дошкольного возраста происходит посредством становления словесных форм воображения. 

В 3 года потребность в игре для ребёнка становится самостоятельной, однако поддержка и помощь взрослого ещё необходимы. Дошкольник подражает действиям взрослых и на основе этого развивается самостоятельное творчество с опорой на знакомые предметы и ситуации. 

Показатели развитого воображения на этом этапе: разнообразность игровых сюжетов, самостоятельность в использовании предметов-заместителей, оригинальность замещений действий в игре. В этом возрасте появляется аффективный вид воображения, когда ребёнок начинает осознавать свою отдельность от других людей. Итак, воображение в младшем дошкольном возрасте приобретает самостоятельный характер.

В среднем дошкольном возрасте всё чаще проявляются творческие проявления в игре, творческой деятельности, рассказах. Дети начинают мечтать, представлять свою будущую профессию, семью, дом. 

Воображение остаётся непроизвольным и возникает в основном как эмоциональный отклик, но уже представляет собой интеллектуальную деятельность. Создание образов базируется не только на знакомых образах и явлениях, но и на словесных представлениях. Хоть ребёнок на этом этапе ещё не способен управлять воображением, он может представлять эмоциональные состояния других людей, развивается эмпатия.

Воображение в 6-7 лет

Развитие воображения старших дошкольников приобретает активный характер. 

Фантазия проявляется при чтении, просмотре фильмов, картинок, в разговоре

Появляется замысел, который может удерживать внимание ребёнка на несколько дней. . Старшие дошкольники самостоятельно придумывают игры, устанавливают правила, распределяют роли

При этом сюжет и другие составляющие игры часто меняются при влиянии других решений. Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений. 

Старшие дошкольники самостоятельно придумывают игры, устанавливают правила, распределяют роли. При этом сюжет и другие составляющие игры часто меняются при влиянии других решений. Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений. 

Виды воображения

Воображение бывает следующих видов:

  • воссоздающим – самый частый вид, когда образы в голове воссоздаются на основе какой-либо информации, например, при чтении книги мы представляем себе героев, место, события;
  • творческим – образы в голове возникают в новых форматах без опоры на имеющуюся информацию. Этот вид воображения необходимо целенаправленно развивать, так как он не формируется сам по себе;
  • неуправляемым – вид свойственен «буйным фантазёрам» и выдумщикам, которые не могут управлять своим потоком фантазий, не имеют никакой последовательности и логики образов и часто не отличают реальность и выдумку.  

Направления развития творческого воображения у дошкольников

Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того чтобы воображение дошкольника отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять приемы и тот запас понятий, которые ребенок смог бы использовать в фантазировании.

Необходимо помогать детям накапливать впечатления и пробуждать у них интерес к искусству

Важно:

  • не ограничивать спонтанность творческого выражения
  • направлять в поиске творческих решений
  • приветствовать самостоятельность ребенка
  • показывать ему новые доступные материалы для творчества.

Остановимся на тех видах деятельности, которые наиболее эффективно стимулируют развитие воображения на данном возрастном этапе.

Изобразительная деятельность

Рисование становится полем для творческого самовыражения ребенка раньше, чем другие виды деятельности. Уже в раннем дошкольном возрасте дети рисуют кружочки и другие простейшие фигуры, вкладывая в эти изображения свой смысл. С каждым годом увеличивается наполняемость детского рисунка деталями. Дошкольник научается выделять детали целостного изображения, или, наоборот, на основе заданного элемента создавать многоплановый образ.

Задание типа «Дорисуй фигуру», «Нарисуй на основе фигуры 5-8 разных рисунков» и пр. стимулирует к поиску новых образов.

Старший дошкольник способен формировать творческий замысел и представлять окончательный художественный образ, который будет воплощен на листе, холсте или… асфальте. Не стоит ограничивать его узкими рамками или конкретным заданием. Можно попросить сначала придумать название своего рисунка.

Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала

Использование дидактических материалов предоставляет широкие возможности развития воображения дошкольника. Фантазию и творчество можно развивать, предлагая детям различные картинки (небылицы, части образа) или вовлекая детей в игры с предметами, или предлагая  словесные формы заданий (придумай, как…; заверши историю).

Дидактические игры ценны тем, что они подталкивают детей к фантазированию и формируют произвольность творческого процесса. Игра создает условия, в которых ребенок сможет посмотреть по-новому на привычный предмет. Задания побуждают его подумать там, чем он сам недостаточно заинтересовался.

Творческое воображение в конструировании

Работа с конструктором помогает дошкольникам понять, как создаются новые образы, как скомбинировать детали иным, необычным способом.

Конструирование особенно полезно тем, что дети проверяют свои идеи немедленно: как только промелькнули в воображении некие очертания, тут же пытаются смастерить представленный образ.

Конструирование подразумевает использование не только определенного набора деталей.

Образы можно вылепить из пластилина или глины. Лепка стимулирует развитие творческого воображения, позволяя экспериментировать с формой, размерами. Конечно, ребенок не сразу справится со сложным заданием, например, вылепить сказочное животное. Здесь важна роль взрослого, который будет подбирать задания, доступные для дошкольника, постепенно усложняя их.

Воздействие музыки на воображение

Особым условием для развития творческого воображения является музыка, поскольку при умелом использовании совершенствует и обогащает слуховое восприятие дошкольника. Сначала с подачи взрослого дети в звучании нот пытаются уловить, то капли дождя, то звук шагов, то шелест листвы.

При систематических занятиях у дошкольника постепенно формируется навык прислушиваться к наполняющим пространство звукам. Музыка как средство активизации творческого воображения дошкольников дает дополнительный материал, который будет окрашивать фантазии детей, и будет способствовать более яркому их выражению.

Итак, несмотря на то, что творческое воображение характерно для дошкольного возраста, необходимо стимулировать его развитие

Поддерживая интерес детей к творчеству и организуя специальные занятия, взрослые помогают дошкольнику развивать наряду с воображением и другие познавательные процессы — мышление, память, внимание, восприятие

Способы развития воображения

Методы развития воображения у детей.

Игры 

Развитию воображения способствуют обучающие дидактические игры, которые подразделяются на виды.

  • Игры с использованием предметов (игрушек, развивающих предметов), которые помогают создавать сюжет, творческие образы, могут быть направлены на социальное взаимодействие или же индивидуальную игру;
  • Настольно-печатные игры подбираются по возрасту ребёнка и направлены на развитие многих способностей: познавательных, творческих, психических. Примеры настольных игр на развитие воображения у дошкольников и младших школьников: 
  1. Игра «Имаджинариум.
  2. Детство» для детей от 5 лет, в которой нужно загадывать и отгадывать иллюстрации, направлена на развитие ассоциативного и творческого мышления, фантазию и память. 
  3. «Экспромт» – игра-импровизация на развитие воображения в младшем школьном возрасте – заключается в рассказывании историй по изображениям на карточках.

Словесные игры побуждают детей общаться, строить рассказы, мыслить творчески, рассуждать. Например, в игре «Живые предметы» необходимо представить себя в роли потерянной шапки или мокрой варежки, описать их состояние, историю, мысли. В игре «Это невозможно» участникам предлагается выдумать историю, после которой слушатели скажут, что такое в реальной жизни невозможно.

Чтение

Книги запускают интеллектуальные процессы: память, воображение, мышление, внимание. Слушая сказку, ребёнок представляет образ героя, часто ставит себя на его место и фантазирует, как бы он поступил, будь он героем сказки

Можно предложить ребёнку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.

Творчество

Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликация – так или иначе, способствуют развитию воображения в дошкольном возрасте. Рисуя, делая поделку или занимаясь лепкой, ребёнок представляет тот образ, который в итоге должен получиться. 

Творческие занятия помимо развития воображения хорошо влияют на развитие мелкой моторики и концентрации внимания ребёнка. Больше информации о развитии творческих способностей детей читайте в нашей статье.

Искусство

Дети-дошкольники и школьники очень отзывчивы к различным видам искусства. Можно предложить описать действия на картине, рассказать, что могло на ней произойти, что чувствуют персонажи, придумать свою историю создания. Слушая классическую музыку, дети описывают её настроение, могут придумать движения в такт. Театр для детей является реальным воплощением прочитанных сказок, он стимулирует к подражанию, пополняют опыт.

Наблюдение

Познание окружающего мира и его явлений даёт массу позывов для творчества. Сначала с помощью взрослых ребёнок познаёт окружающий мир, задаёт вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. По мере взросления ребёнок самостоятельно начинает подмечать, например, на что похоже облако или куда плывёт листок.

Движение

Дети очень активны и движение для них – приятный и необходимый способ познания мира. 

Вариантов развития воображения предостаточно. Например, можно предложить через движение изобразить животного: его повадки, размер, звуки, которые он издаёт. Через упражнение «Изобрази явление» можно научить ребёнка показывать, как дует ветер, как качаются деревья, как идёт дождь.

Любая двигательная активность положительно влияет на психику и моторику ребёнка, позволяет расходовать энергию и безопасно выплёскивать эмоции. 

Организация проведения исследований

Исследование проводилось на детях с 2х до 3х лет. Выбраны были две группы детей по 10 человек. Выборка производилась исходя из показателей благополучия семьи, в которой растет ребенок.

Я решила сравнить уровень развития воображения детей из благополучных и неблагополучных семей, исходя из предположения, что дети первых развиты намного лучше последних. В двух детских садах были взяты у психологов данные о детях. Я не стала включать в исследование детей, вопрос о благополучии семей которых нашла спорным. Хотя, должна признать, откровенно неблагополучные семьи сейчас не могут позволить себе отправить ребенка в детский сад это для них слишком дорого.

Исследование проводилось в группе, в привычной обстановке, с использованием игрушек, книг и т.п все использовавшиеся материалы описаны в приложении. Использовались три методики, взятые мной из статьи Палагиной Н.Н. 11. Третью методику пришлось несколько изменить, т.к. в оригинале за основу нужно было взять запоминающееся событие лета например, рыбалку. А так как исследование проводилось почти сразу после Новогодних праздников, то именно эти события и были взяты за пример.

Методики варьированы с учетом позиции взрослого в сотрудничестве с ребенком. Усиление меры помощи служит показателем невысокого уровня воображения. Предусматривается 1 выполнение задания без какой-либо помощи взрослого высокий уровень развития 2 выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца средний уровень 3 выполнение после побуждения взрослого и прямого показа уровень ниже среднего. За образец я взяла 1-ю группу благополучных детей, соответственно 2-я группа дети неблагополучные. Учет показателей фиксировался в таблицах см. приложения.

В общем, должна заметить, в первый момент я была удивлена результатами исследования. Конечно, по сумме плюсиков дети первой группы дали результаты выше, чем вторая группа, но это преимущество оказалось не настолько глобальным, как я думала вначале. Если начать разбирать результаты по индивидуальности, то самый высокий уровень развития воображения показали трое детей из первой группы, а самый низкий пара человек из второй.

В сущности, предполагая большую разницу в развитии детей разных групп, я исходила из того, что Во-первых, благополучные семьи намного более обеспечены материально, поэтому они могут позволить себе покупать детям больше игрушек, книжек с цветными картинками и т.п. Во вторых, мне казалось, что в обеспеченной, благополучной семье, где никто не злоупотребляет спиртным, дети должны получать больше внимания со стороны родителей, отсюда уровень развития воображения должен быть больше.

Конечно, в основном так оно все и есть. Но в разговорах с воспитателями выяснилось, что многие благополучные родители очень заняты на работе и на детей у них времени не хватает. В основном, этих детей приводят в садик, забирают оттуда и сидят с ними на больничном бабушки и дедушки, преклонный возраст которых не позволяет им заниматься с детьми так, как это делали бы родители. И, напротив, в неблагополучных семьях, характеризующихся в первую очередь низким достатком, пьянством одного из родителей, иногда дети получают столько заботы и внимания, что оно, видимо, компенсирует недостаток игрушек.

Естественно, нельзя забывать и о вкладе воспитателей в развитие творческих способностей детей. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико, однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи воспитателям и родителям необходимо помогать ребенку использовать возможности своего воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Воображение представляет собой психический познавательный процесс формирования новых образов с помощью переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте. Воображение характерно лишь человеку. Оно дает возможность представлять результаты труда, рисования, конструирования и прочей деятельности до её начала. Процессы воображения обладают аналитико-синтетическим характером.

В период дошкольного детства к проходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Оно предполагает возможность систематического обучения в школе. Таким образом, в завершении дошкольного периода во всех областях психического развития наблюдаются важнейшие новообразования. Они проявляются в преобразовании:

  • Интеллекта,
  • Личности,
  • Социальных отношений.

До достижения дошкольниками 5-6 лет, на протяжении почти всего дошкольного детства, у них отсутствует замысел. Он может быть, но имеет крайнюю неустойчивость и легко разрушается. Детей в это время привлекает сам процесс комбинирования, формирования новых ситуаций, героев, событий, образов, которые имеют яркую эмоциональную окраску в словах, рисунках и движении.

С возрастом у дошкольника возрастают творческие проявления в деятельности, появляются мечты о будущем. Они обладают ситуативностью и неустойчивостью, поскольку связаны с событиями, которые вызвали эмоциональный отклик. Таким образом, происходит превращение воображения в особую интеллектуальную деятельность, которая концентрируется на преобразовании окружающего мира. Опора для создания образа теперь включает не только реальные объекты, но и представления, выражаемые с помощью слов.

Замечание 1

Творческое воображение у детей слабее и беднее, чем у взрослых людей, но оно занимает большее место в их жизни.

Если рассматривать особенности развития творческого воображения у дошкольников, то принято выделять стадии становления процесса:

  • Существование воображения внутри других психических процессов (до трех лет);
  • Начало планирования, составления в уме плана предстоящих действий (4-5 лет);
  • Проявление активного характера воображения (6-7 лет).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий