Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Содержание

  • Слайд 1

    «Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста».

    Воспитатель МБДОУ № 8 «Светофор»:
    Е.П. Серебрякова

  • Слайд 2

    Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    О ЦВЕТЕ
    О ФОРМЕ
    О ВЕЛИЧИНЕ
    О ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

  • Слайд 5

    зрительного
    слухового
    тактильного
    кинестетического и других видов ощущений и восприятий

  • Слайд 6

    СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СЕНСОРИКИ
    Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания
    Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками

  • Слайд 7

    Задачи -создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов(цвете, величине, форме, количестве);

    -воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.)

  • Слайд 8

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины
    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  • Слайд 9

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
    “Чудесный мешочек””Определи на ощупь”(найти предметы различающиеся по одному  признаку)”Платочек для куклы” (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)”Узнай фигуру”(предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)” Найди пару”(предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

  • Слайд 10

    “Найди предмет указанной формы” (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) “Из каких фигур состоит …?” (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)”Найди предмет такой же формы” (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)”Какая фигура лишняя?”(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)               

  • Слайд 11

    “Сравни предметы по высоте””Самая длинная, самая короткая”(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)”Разноцветные кружки”(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)”В какую коробку?”(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)”Дальше – ближе”(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

  • Слайд 12

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

    “Какого цвета не стало?””Какого цвета предмет?”(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)”Собери  гирлянду”(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)”Какие цвета использованы?”(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)”Уточним цвет”(учить различать и называть близкие цвета)

Посмотреть все слайды

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Этапы сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание осуществляется поэтапно:

1 этап предэталонный – протекает на третьем году жизни ребенка. Ребенок начинает различать фигуры, не всегда он их называет по форме (круг, квадрат, треугольник и т.д.), чаще всего дает свои названия, которые образованы исходя из особенностей формы. Например: круглая фигура похожа на мячик, треугольник – на крышу и т.п.

2 этап – дети начинают называть конкретные предметы и фигуры в соответствии с их формой. На данном этапе также осуществляется овладение цветовым спектром. Ребенок использует цвета не только во время занятий или обучающих игр, но и в процессе самостоятельных игр.

Кроме того, большое значение на данном этапе имеет овладение эталонными величинами, которые носят условный характер. Дети учатся сравнивать большое и маленькое, понимать, что один предмет может быть одновременно и большим, и маленьким, в зависимости от того с чем его сравнивают, то есть что является эталоном измерения. Например, если сравнивать яблоко с арбузом, то оно маленькое, а если со сливой или абрикосом, то яблоко – большое.

Кроме того, ребенок должен уяснить, что эталонные величины могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – приходится на 4-ый – 5-ый год жизни ребенка. Дети этого возраста уже в полной мере овладели сенсорными эталонами и учатся их систематизировать. Задача педагога помочь ребенку выстроить правильную последовательность из них, например, цветовой спектр.

На этом этапе также осуществляется знакомство с вариантами различных геометрических фигур, которые различаются не только между собой по форме, но соотношением собственных сторон. Например, детей знакомят с тем, что у треугольника есть длинные и короткие стороны, постепенно переходят к понятиям ширины, длины и высоты.

Реализуется этот этап посредством дидактических игр и упражнений, которые постепенно усложняются. Проведение игр и упражнений может осуществляться индивидуально и в группе.

Дидактические игры и упражнения, направленные на сенсорное воспитание детей, решают ряд важных задач:

  1. Создают необходимый положительный эмоциональный настрой.

  2. Формирование мотивации на совершение действий.

  3. Формирование и развитие представлений о явлениях и предметах:

    • умение различать предметы, исходя из их внешних качеств;
    • ознакомление с существенными признаками предмета.
  4. Формирование и развития умения осуществлять сравнение предметов и явлений по их признакам и свойствам.

  5. Ознакомление с сенсорными эталонами:

    • знакомство с формой и величиной;
    • формирования умения различать предметы в зависимости от цвета, размера и формы.

Сенсорное воспитание детей требует соблюдения ряда условий:

  1. Начинать воспитания с игр легких для восприятия.
  2. На каждом из этапов воспитания необходимо добавлять только одно новое понятие или признак (форма, цвет и т.д.).
  3. Не следует показывать детям одновременно несколько игр, лучше предлагать ребенку разные варианты одной игры.
  4. Подбирать методы, средства и приемы воспитания, в соответствии с возрастными особенностями детей.
  5. Работа по сенсорному воспитанию детей должна осуществляться систематически.
  6. Обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, при организации воспитательного процесса.

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу

Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания

В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития

У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии

Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков

Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии

Особенности сенсорного воспитания, в зависимости от возраста ребенка

Особенности сенсорного воспитания в каждом возрасте зависят от того, что дети разных возрастов чувствительны к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждая возрастная ступень является благоприятной для определенной стороны развития.

Для детей младшего возраста чувственный опыт имеет большое значение в развитии и ознакомлении с окружающими предметами и явлениями. Ребенка, в процессе сенсорного воспитания, необходимо знакомить не только с формой, величиной и цветом, но и параллельно осуществлять совершенствование речи, слуха и т.д.

В среднем дошкольном возрасте процесс сенсорного воспитания должен быть направлен на выяснение свойств предметов и явлений, а также на определение их «сигнального значения». Для этого необходимо организовывать занятия, предусматривающие обследование формы, цвета и величины предметов.

В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание направлено уже не только на ознакомление со свойствами предметов и явлений, но и на осуществление сравнения свойств предметов между собой. Для этого организуются занятия, на которых дети исследуют, анализируют и сравнивают между собой свойства двух и более предметов или явлений.

Замечание 2

Таким образом, сенсорное воспитание имеет большое значение для физического, психического и интеллектуального развития детей на всех возрастных ступенях.

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» – это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие – главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи. Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп

Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп

Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий