Трудовая деятельность в подготовительной группе

Виды и формы занятий трудовой деятельностью в подготовительной группе

Трудовое воспитание проходит красной линией через все направления образовательной деятельности в ДОУ за счёт организации разных видов занятий.

Поручения

В этом виде занятий реализуются сразу два мотива трудовой деятельности: желание приносить пользу и похвала. Старшие дошкольники с большим воодушевлением получают поручения от авторитетных взрослых. И ради похвалы, желания быть полезным делают всё, чтобы выполнить поручение хорошо и по возможности быстро. Например, убирают игрушки с площадки после прогулки.

Поручения могут быть трёх типов:

  • индивидуальные (воспитанник получает задание полить фикус в группе),
  • групповые (поручения адресуются 2–4 ребятам, к примеру, после проведения досугового мероприятия разложить игровой материал по коробкам — куклы, машинки, настольные игры, спортивный инвентарь),
  • общие (задание получают все дети в группе, например, убрать за собой писчие принадлежности в коробку, разложив отдельно карандаши, отдельно ручки, после того, как закончится занятие по обучению грамоте).

В учебно-образовательном процессе комбинируются все виды заданий, что отображается при составлении картотеки трудовых поручений. Этот вид занятий трудовой деятельностью особенно остро нуждается в поощрении. И не только за достойное выполнение поручения, но и за инициативу, стремление оказать помощь.

Ребёнку при выполнении поручений важно знать, что это принесёт пользу, а самого малыша похвалят

Дежурство

Этот вид трудовой деятельности заключается в получении несколькими (2–4) детьми определённой задачи, выполнение которой требует проявления высокой степени ответственности. Дежурства могут быть следующих видов:

по столовой, предполагающее раскладывание приборов, расстановку по столам тарелочек с хлебом и т. д., по территории, когда ребята после прогулки накрывают песочницу, собирают оставшиеся игрушки, подметают дорожки, по подготовке к занятиям, то есть ребята готовят наборы материалов для каждого воспитанника в соответствии с учебно-воспитательным направлением конкретного урока (краски, кисточки, вода, тряпочка, листы бумаги — на рисовании красками и пр.), в уголке природы — дети поливают цветы, насыпают корм рыбкам и пр. (одним из приёмов работы в этом виде трудовой деятельности является «разговор с животными, цветами», когда воспитанники благодарят растения за цветение, желают доброго дня и т

д., что помогает ребятам понять важность внимания и доброго слова для всего живого)

Дежурства способствуют объединению коллектива малышей, приучают их нести ответственность за свои действия перед группой, а также помогают лучше узнать друг друга.

Совместный труд

Этот вид трудовой деятельности призван формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, устанавливая единый темп работы. Продуктом совместной деятельности является общая польза: убранный участок на улице, оформленное к Новому году помещение группы. Суть занятия заключается в том, что педагог формулирует общую для группы задачу, а затем распределяет обязанности для её выполнения. В конце подводится итог этой работы.

В ходе совместной трудовой деятельности дошкольники учатся договариваться и учитывать мнение товарищей

По своему опыту могу сказать, что совместную деятельность я практикую, например, при подготовке комнаты группы к открытому занятию. Так, один ребёнок собирает необходимые для урока игрушки, сверяя комплект со списком, который я ему дала, второй — раскладывает на столах файлы с комплектами материалов, третий — разносит на каждый стол карандаши, четвёртый — протирает пыль на полках и т. д

После завершения подготовительного этапа я благодарю всех ребят за помощь и обращаю их внимание на то, что работать в чистом и хорошо организованном помещении нам будет удобно и приятно

Видео: образец организации совместной трудовой деятельности в подготовительной группе

Формы трудовой деятельности старших дошкольников

Труд в подготовительной группе организуется в форме:

  • непосредственной образовательной деятельности (на занятиях),
  • досуговых мероприятий (на прогулке, утренниках и т. д.),
  • самостоятельной деятельности (обычно в виде поручений, например, убрать антураж — кукол, кресло, игрушечную посуду и пр. — после игры «Дочки-матери»).

В хорошую погоду трудовая деятельность организуется преимущественно на улице

Мотивы занятий трудовой деятельностью детей 6–7 лет

Побуждение к той или иной деятельности играет важную роль в успешном освоении детьми конкретного направления образования. Что касается трудовой активности в подготовительной группе, то мотивами могут выступать:

желание почувствовать себя взрослым и самостоятельным (многие методисты стимулирование именно этого мотива называют ведущим, так как с его помощью малыш самостоятельно определяет интерес к овладению новыми навыками, например, научиться сажать картошку, которая является стратегическим запасом для каждой семьи на зиму, о важности этой заготовки дети знают с самого раннего возраста), стремление самоутвердиться среди сверстников (для детей 6–7 лет главным показателем взрослости является определение «будущий школьник», поэтому каждый малыш хочет попасть в этот «сонм избранных», доказывая окружающим, что он может справляться с трудовыми обязанностями и поручениями не хуже Вовы, Насти, а даже лучше), поощрение со стороны авторитетных взрослых — членов семьи и воспитателя (представления о собственной значимости столь важной для самоутверждения ребёнок получает от взрослых, поэтому положительная оценка родителей, педагогов для детей очень важна), желание принести пользу — когда ребёнок видит реальную перспективу своих действий, его включение в трудовую деятельность происходит более результативно (к примеру, если малыш знает, что для того, чтобы все ребята в детском саду летом могли играть в песочнице, её нужно укрепить, он с большим рвением включится в помощь столяру, будет носить гвозди, придерживать рейки)

Поощрение является мощной мотивацией для занятий трудом

Мотивы занятий трудовой деятельностью детей 6–7 лет

Побуждение к той или иной деятельности играет важную роль в успешном освоении детьми конкретного направления образования. Что касается трудовой активности в подготовительной группе, то мотивами могут выступать:

желание почувствовать себя взрослым и самостоятельным (многие методисты стимулирование именно этого мотива называют ведущим, так как с его помощью малыш самостоятельно определяет интерес к овладению новыми навыками, например, научиться сажать картошку, которая является стратегическим запасом для каждой семьи на зиму, о важности этой заготовки дети знают с самого раннего возраста); стремление самоутвердиться среди сверстников (для детей 6–7 лет главным показателем взрослости является определение «будущий школьник», поэтому каждый малыш хочет попасть в этот «сонм избранных», доказывая окружающим, что он может справляться с трудовыми обязанностями и поручениями не хуже Вовы, Насти, а даже лучше); поощрение со стороны авторитетных взрослых — членов семьи и воспитателя (представления о собственной значимости столь важной для самоутверждения ребёнок получает от взрослых, поэтому положительная оценка родителей, педагогов для детей очень важна); желание принести пользу — когда ребёнок видит реальную перспективу своих действий, его включение в трудовую деятельность происходит более результативно (к примеру, если малыш знает, что для того, чтобы все ребята в детском саду летом могли играть в песочнице, её нужно укрепить, он с большим рвением включится в помощь столяру, будет носить гвозди, придерживать рейки)

Поощрение является мощной мотивацией для занятий трудом

Понятие и назначение картотеки в работе воспитателя детского сада

Определение 2

Картотека – это систематизированный и упорядоченный материал по конкретной теме, способствующая быстрому нахождению необходимой информации.

Картотеки, создаваемые воспитателями ДОУ, весьма разнообразны по оформлению и содержанию. Содержание картотеки зависит от темы. То есть, если воспитателю необходимо картотека по трудовой деятельности, то карточки будут содержать информацию для проведения качественного занятия по труду. Внешний вид и оформление карточек картотеки воспитатель выбирает самостоятельно, главным является удобство в использовании.

Картотеки являются одним из тех способов организации педагогического процесса, который способствует разгрузке воспитателей. В связи с тем, что дети не любят однообразия, одной из важных задач, стоящих перед создателем картотеки является ее постоянное пополнение.

Картотека с целями: коллективный труд

Задание № 1 «Зимний лес»

Цель: на большом листе ватмана создать лес из природных и искусственных материалов. Каждый ребенок должен внести свою деталь.

Пример коллективной аппликации «Зимний лес»

Задание № 2 «Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.

Задание № 3 «У нас в шкафу порядок».

Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Конспект занятий по труду можно согласовывать с тематическим годовым планированием НОД. На каждый месяц можно подготовить индивидуальные занятия. Например, в январе можно убирать снег с детьми.

План-конспект по ручному труду

Ручной труд в старшей группе, описанный картотекой, дополнительно тренирует способности к групповой деятельности. Распределение тем занятий по сезонам позволяет тесно связать труд с природой. Но и несезонные работы должны проводиться в ДОУ, направленные на безграничный полет фантазии. Одна из рекомендуемых тем — космос.

Цель занятия

Урок направлен на расширение познаний о космосе, планетах и невесомости. Дети конструируют звездолет из предложенных бросовых, природных и канцелярских материалов.

Ход занятия

Преподаватель беседует с воспитанниками на тему космоса. Вспоминают строение солнечной системы, причины смены дня и ночи, а также чередования осени, зимы, весны и лета. После завершения устной работы предлагают детям создать космический корабль.

Идеи для поделок

За основу чаще всего берут большую картонную коробку, в которую может поместиться несколько космонавтов. Из обрезанных пластиковых бутылок дети сооружают ракетные сопла, огонь имитируют крашенным в красный цвет распущенным лыковым мочалом или бумажными полосками. Корпус корабля украшают вырезанными звездами, надписями и рисунками. Если позволяет размер коробки, в нее помещают стульчики.

Самоанализ занятия

Ручной труд в коллективе учит детей совместной деятельности. Педагог наблюдает за тем, как ребята создают что-то совместно, советуются и обсуждают детали будущей поделки.

Интересно! За такими занятиями часто возникают споры относительно реальных прообразов их поделок, например, нередко во время работой над птицей дети начинают спорить о том, какие птицы являются перелетными, а какие нет. Происходит бурное обсуждение и познавание мира одновременно.

Созданные своими руками поделки, которые были подарены родителям в честь того или иного праздника, развивают в ребенке чувство ответственности и бережливости. Труд, вложенный в подарок, повышает его ценность.

Различные поделки из природного материала в школу и садик

Осенняя погода вызывает множество эмоций. Кто-то не хочет, чтобы заканчивалось лето, а кто-то хочет быстрее дождаться зимы. И есть часть людей которая с нетерпением ждет осени, чтобы погулять по паркам и собрать природный материал для всяческих поделок.

Если нужно подготовить работу для выставки в школу или сад, то в таком случае идеально подойдут природные материалы, так как поделка на тему осень сможет долго стоять храниться. И для дома такие детали могут добавить в интерьер уют, и даже пустое и грустное помещение превратиться в комфортное и теплое.

Прутики, веточки, листья – самые доступные материалы для поделок, из которых могут получиться оригинальные животные, красивые образы, вазочки и многое другое. Сухоцветом можно также украсить рамочки для фото, оформить панно в эко-стиле.

Поделки из шишек

Шишки дают широкий простор для фантазии. Из них можно смастерить множество занимательных изделий. Есть несколько способов соединения шишек – при помощи ниток, проволоки, клея, резинки, зубочистки. Также имеется возможность прикрепления других природных материалов: веточек, сухоцветов, желудей, каштанов, злаков.

Из раскрытых шишек обычно изготавливают звериные и птичьи туловища, закрытые используют для конечностей. Самой простой поделкой из плодов хвойников считается птичка. После наработки навыков, можно попробовать сделать верблюда, оленя или лебедя.

Обратите внимание!

  • Фигурки из пластилина: ТОП-120 фото фигурок из пластилина с пошаговыми инструкциями + простые схемы для детей

  • Поделки для мальчиков — ТОП-180 фото идей дизайна поделок для мальчиков. Простые схемы создания поделок + пошаговые инструкции

  • Аппликация из геометрических фигур: ТОП-110 фото варианты аппликаций для детей. Схемы создания видов аппликаций своими руками

НОЯБРЬ

1. «КОКОШНИКИ»

Пр. сод.: учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.

Материал: кокошники выполненные из картона и наклеенной бархатной бумагой, семена разных растений, засушенные цветы, листья, ножницы, клей ПВА, кисти, образец.

Литература: В. Пудова «Игрушки из природных даров» стр. 41-43

2. «КАТАМАРАНЫ»

Пр. сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; анализировать схему; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.

Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, ножницы, клей, кисти, схемы, образец.

Литература: «Работа с бумагой. Поделки и игры» стр. 22

3. «ПАРОХОД С ДВУМЯ ТРУБАМИ»

Пр. сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.

Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, альбомный лист или картон (1/2 листа), ножницы, клей, схемы, образец.

Литература: «Работа с бумагой. Поделки и игры» стр. 24

4. «РАМКА ДЛЯ КАРТИН»

Пр. сод.: учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая рамку для картин. Развивать умение анализировать чертеж. Выполнять работу аккуратно.

Материал: прямоугольные листы белой бумаги (или обои), карандаш простой, линейка, чертеж.

Литература: Тарловская «Обучение дошкольников конструированию и ручному труду» стр. 173.

Осенний пейзаж

Эта аппликация из листьев на тему «Осень» предназначена для дошкольников старшей группы. Задание здорово развивает фантазию, осенние листья в композиции превращаются в кусты и деревья: листовая пластина – крона, черешок – ствол.

Для работы возьмите:

  • высушенные под прессом листья разных видов деревьев;
  • белый картон для основы;
  • ПВА;
  • акварель.

Пошаговое выполнение работы:

  1. Акварельными красками изобразите на картоне основную композицию, например, небо, озеро, а между ними полосу берега. Дождитесь высыхания картины.
  2. Подберите листья попарно. То есть в паре листочки должны быть максимально похожими.
  3. Создайте на берегу лес. Приклейте листья по одному из пары. Клейте вразнобой, с частичным накладыванием одного листочка на другой. Получится эффект, словно деревья стоят плотно друг к другу, лес подходит к самой воде.
  4. Не забудьте об отражении в воде. Приклейте вторые листочки из пар в перевернутом виде на изображение озера. Прямой и перевернутый парные листья должны состыковаться черешками.

Виды и формы занятий трудовой деятельностью в подготовительной группе

Трудовое воспитание проходит красной линией через все направления образовательной деятельности в ДОУ за счёт организации разных видов занятий.

Поручения

В этом виде занятий реализуются сразу два мотива трудовой деятельности: желание приносить пользу и похвала. Старшие дошкольники с большим воодушевлением получают поручения от авторитетных взрослых. И ради похвалы, желания быть полезным делают всё, чтобы выполнить поручение хорошо и по возможности быстро. Например, убирают игрушки с площадки после прогулки.

Поручения могут быть трёх типов:

  • индивидуальные (воспитанник получает задание полить фикус в группе),
  • групповые (поручения адресуются 2–4 ребятам, к примеру, после проведения досугового мероприятия разложить игровой материал по коробкам — куклы, машинки, настольные игры, спортивный инвентарь),
  • общие (задание получают все дети в группе, например, убрать за собой писчие принадлежности в коробку, разложив отдельно карандаши, отдельно ручки, после того, как закончится занятие по обучению грамоте).

В учебно-образовательном процессе комбинируются все виды заданий, что отображается при составлении картотеки трудовых поручений. Этот вид занятий трудовой деятельностью особенно остро нуждается в поощрении. И не только за достойное выполнение поручения, но и за инициативу, стремление оказать помощь.

Ребёнку при выполнении поручений важно знать, что это принесёт пользу, а самого малыша похвалят

Дежурство

Этот вид трудовой деятельности заключается в получении несколькими (2–4) детьми определённой задачи, выполнение которой требует проявления высокой степени ответственности. Дежурства могут быть следующих видов:

по столовой, предполагающее раскладывание приборов, расстановку по столам тарелочек с хлебом и т. д., по территории, когда ребята после прогулки накрывают песочницу, собирают оставшиеся игрушки, подметают дорожки, по подготовке к занятиям, то есть ребята готовят наборы материалов для каждого воспитанника в соответствии с учебно-воспитательным направлением конкретного урока (краски, кисточки, вода, тряпочка, листы бумаги — на рисовании красками и пр.), в уголке природы — дети поливают цветы, насыпают корм рыбкам и пр. (одним из приёмов работы в этом виде трудовой деятельности является «разговор с животными, цветами», когда воспитанники благодарят растения за цветение, желают доброго дня и т

д., что помогает ребятам понять важность внимания и доброго слова для всего живого)

Дежурства способствуют объединению коллектива малышей, приучают их нести ответственность за свои действия перед группой, а также помогают лучше узнать друг друга.

Совместный труд

Этот вид трудовой деятельности призван формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, устанавливая единый темп работы. Продуктом совместной деятельности является общая польза: убранный участок на улице, оформленное к Новому году помещение группы. Суть занятия заключается в том, что педагог формулирует общую для группы задачу, а затем распределяет обязанности для её выполнения. В конце подводится итог этой работы.

В ходе совместной трудовой деятельности дошкольники учатся договариваться и учитывать мнение товарищей

По своему опыту могу сказать, что совместную деятельность я практикую, например, при подготовке комнаты группы к открытому занятию. Так, один ребёнок собирает необходимые для урока игрушки, сверяя комплект со списком, который я ему дала, второй — раскладывает на столах файлы с комплектами материалов, третий — разносит на каждый стол карандаши, четвёртый — протирает пыль на полках и т. д

После завершения подготовительного этапа я благодарю всех ребят за помощь и обращаю их внимание на то, что работать в чистом и хорошо организованном помещении нам будет удобно и приятно

Видео: образец организации совместной трудовой деятельности в подготовительной группе

Формы трудовой деятельности старших дошкольников

Труд в подготовительной группе организуется в форме:

  • непосредственной образовательной деятельности (на занятиях),
  • досуговых мероприятий (на прогулке, утренниках и т. д.),
  • самостоятельной деятельности (обычно в виде поручений, например, убрать антураж — кукол, кресло, игрушечную посуду и пр. — после игры «Дочки-матери»).

В хорошую погоду трудовая деятельность организуется преимущественно на улице

Проведение занятия по трудовой деятельности в подготовительной группе

В подготовительной группе занятие длится 30 минут. Уроки образовательного направления «Трудовое воспитание» состоят из трёх этапов:

  • вводная часть (ребята настраиваются на выполнение задания при помощи мотивационных приёмов) — до 5 минут,
  • основная часть (собственно выполнение задания, а также физкультпауза) — до 20 минут,
  • заключение (оценка работ педагогом и детьми) — до 5 минут.

Основная часть занятия направлена на непосредственное овладение детьми трудовыми навыками

Видео: занятие по трудовой деятельности «Кулинарная академия» в подготовительной группе

Трудовое воспитание в детском саду реализуется через систематическое введение в работу с ребятами разных видов трудовой деятельности. В подготовительной группе дети обобщают знания, умения и навыки, полученные ранее, а также проявляют большую самостоятельность не только творческого, но и организационного свойства (в выборе материалов, подготовке необходимых материалов для творчества) при занятиях ручным трудом. Всё это требует от педагога грамотного использования методических приёмов для мотивации и организации деятельности дошкольников.

Теоретические аспекты обучения

Конструирование из бумаги (бумагопластика) — вид деятельности дошкольников, который предполагает:

  • составление плана действий;
  • выбор материала для поделки;
  • выполнение манипуляций в выбранной технике.

В детском саду дети конструируют поделки на занятиях, организованных воспитателем в игровой форме.

Цели занятий

Перед планированием занятия педагог должен поставить цель, которую он хочет достичь. Она реализуется через несколько задач.

Образовательные задачи:

  • знакомить со свойствами различных видов бумаги (классической, бархатной, голографической, крепированной);
  • формировать умение вырезать нужные детали для поделки и называть их (квадрат, круг и т.д.);
  • уточнять представления о цветах и их названиях;
  • учить делать объемные формы из бумажных заготовок путем их сгибания, сминания, скручивания или разрывания;
  • побуждать создавать изделия по замыслу (самостоятельно выбирать тему и материал для поделки);
  • учить объединять элементы в композицию (например, дороги и дома — это улица).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать мелкую моторику, мышление, внимание и память;
совершенствовать зрительное и тактильное восприятие;
формировать умение анализировать созданные поделки и на основе этого планировать свои дальнейшие действия;
развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • вырабатывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и складывать инструменты на свое место после окончания работы;
  • воспитывать доброту, любовь к природе и др. (в зависимости от поделки).

Разновидности конструирования из бумаги

Бумагопластика делится на 2 вида:

  • оригами — складывание фигурок путем сгибания бумаги;
  • объемное бумажно-картонное моделирование, предполагающее использование ножниц и клея.

Формы конструирования

Выделяют 7 форм организации конструктивной деятельности:

  1. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фреблем. Образцом выступают действия воспитателя. Дети повторяют показанное, усваивая новые техники работы с различными материалами.
  2. Конструирование по модели, предложенное А. Н. Миреновым. Вместо образца на занятиях используется модель — готовая поделка. Способ создания изделия не показывается. Воспитанники должны сами воссоздать модель. Эта форма организации деятельности используется при работе с детьми 5-6 лет и старше. Она помогает активизировать мышление дошкольников, т.к. им надо мысленно разобрать изделие на составляющие и воспроизвести неизвестный им порядок действий.
  3. Конструирование по условиям, разработанное Н. Н. Поддьяковым. Он предложил не давать детям готовых образцов и способов решения задачи. Основные условия должны носить проблемный характер. Например, учащимся предлагается сделать из бумаги предмет, который можно подарить маме на 8 марта. Этот метод позволяет развивать мышление и воображение. Он используется, если дети уже делали заданные объекты или анализировали похожие по структуре изделия.
  4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Авторы методики — С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. При работе с дошкольниками используют шаблоны. Дети учатся применять чертежи как способ познания предмета и способов его создания.
  5. Конструирование по замыслу. Для воспитанников детского сада эта деятельность сложна. Чтобы они мыслили творчески, педагог должен сформировать у детей представление о создаваемых предметах, умение повторять за педагогом действия и искать новые способы создания поделок. Только после того как дошкольники усвоят существующие способы моделирования из бумаги, они смогут творчески использовать полученные знания.
  6. Конструирование по теме. Эта форма близка к изготовлению поделок по замыслу. Разница в том, что воспитатель ограничивает замысел темой. Например, педагог предлагает детям создать любую поделку на тему «Осень».
  7. Каркасное конструирование, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Этот метод редко используется при работе с дошкольниками. Воспитатель показывает каркас из любого материала, а затем делает то, что изменяет конструкцию. Дети при таком обучении усваивают не только строение каркаса, но и способы его изменения.

Мотивация для детей

Чтобы дошкольникам было интересно, можно превратить занятие в игру: принести игрушку (героя) и предложить детям сделать для него дом или подарок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий