Логотерапия Франкла: Что Это Такое? Основные Принципы

Основы логотерапии

Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Принципы, значения и инструменты логотерапии

Логотерапия держится на трёх столпах:

Свобода воли, которая реализуется через уникальную человеческую способность — самоотчуждение. Это навык воспринимать себя отдельно от окружающей среды, инстинктов и наследственности, быть свободным от внешних условий и самостоятельно распоряжаться свободой. Каждый несет ответственность за реализацию своих желаний и ценностей.

  • Воля к смыслу, тесно связанная с самопревосходством. Человеку всегда тесно внутри тюрьмы, в которую он себя заключил. В логотерапии удовольствие — это следствие, а не цель. Это объясняет, почему люди, отчаянно желающие жить в роскоши, покупать самые дорогие машины и носить самую модную одежду, получая это, испытывают разочарование.
  • Смысл жизни. Логотерапия борется с самым главным страхом человека — страхом смерти. Она говорит о том, что завершение жизненного пути вызывает ужас только у тех, кто не знает, чем заполнить отведённое ему время.


Фото автора Anna Shvets: Pexels

Для раскрытия смысла логотерапия использует три одинаково важных элемента.

  • Творчество — то, что ты отдаешь миру, благодаря своей работе, хобби и саморазвитию. Это становится своеобразным даром мудрости другим.
  • Опыт — то, что ты получаешь из внешнего мира, взаимодействуя с людьми, природой и животными.

Отношение — ты не можешь повлиять на то, возникнет ли определённая ситуация или нет, но можешь выбрать, как на неё реагировать.

Смысл логотерапии заключается в постоянном напоминании, что у каждого человека есть право выбора даже перед лицом «трагической триады» боли, вины и смерти, обозначенной Франклом.

  • Ты можешь превратить боль и страдание в стремление;
  • Ты можешь превратить чувство вины в возможность измениться к лучшему;
  • Ты можешь рассматривать неизбежность смерти, как стимул к достойной жизни.

Как это работает на практике? Например, когда в семье Анны родился ребёнок-аутист, она пришла в ужас от своей беспомощности, когда поняла, что её любимой дочери никогда не будет доступно всё то, чего с лёгкостью добьются её сверстники.


Фото автора EKATERINA BOLOVTSOVA: Pexels

Он не сможет поступить в университет, сделать карьеру, выйти замуж. Но осознание, с какой бедой она столкнулась, помогло ей правильно использовать свои природные задатки. Анна стала проводником для семей, которые столкнулись с аутизмом. Её поддержка и сочувствие помогли объединить таких людей, научить их, чем они могут помочь своим близким.

Это позволило многим детям получить водительские права, закончить учёбу в школе, устроиться на лёгкую работу. Её собственная семья нашла свой смысл существования через трагические события, которые невозможно изменить.

Логопедия Виктора Франкла

Виктор Эмиль Франкль (1905-1997) был неврологом и психиатром Австриец, который родился в еврейской семье. В 1944 году он, его жена, его родители и его брат были отправлены в концлагеря; Когда война закончилась, Франкл был единственным, кто еще был жив.

Франкл развил свою теорию и свою психологическую терапию из своего опыта заключенного, хотя он уже начал создавать их заранее. В 1959 году он опубликовал свою ключевую книгу «Человек в поисках смысла», где описал свою модель: логотерапия.

Логотерапия является частью экзистенциального анализа тип терапии с выраженным философским характером, который фокусируется на поиске жизненного значения в экзистенциальном вакууме, вызывая психологические, эмоциональные и физические симптомы. Влияние Кьеркегора, Хайдеггера и Гуссерля заметно в работе Франкла.

По словам Франкла, люди мы всегда можем придать смысл нашей жизни независимо от обстоятельств, в которых мы находимся; Этот поиск смысла составляет основную жизненную мотивацию. Кроме того, у нас всегда есть определенная степень свободы, так как мы можем решить, по крайней мере, какое отношение мы предпринимаем перед лицом бедствий.

Статья по теме: «Экзистенциальный кризис: когда мы не находим смысла в нашей жизни»

Теория человека: страдание и смысл

Франкл считал, что человеческий опыт имеет три измерения: соматическое или физическое, психическое и духовное. По словам этого автора, происхождение психологических изменений недостаток силы в духовном измерении , а также смысл в жизни.

Он описал три типа ценностей, которые привели к значению и, следовательно, к счастью: ценности творчества, связанные с работой и вкладом в общество, ценности опыта (взаимодействие с людьми и опыт ощущений) и отношения , которые связаны с преодолением страданий.

Для Франкла Причиной психических расстройств является значение, которое мы придаем страданию и не дискомфорт сам по себе. Этот базовый подход был противопоставлен редукционизму бихевиоризма того времени и ожидаемым когнитивистским подходам.

Основные концепции

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенционалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия

В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования

С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

  • созидание;
  • получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
  • нахождение смысла в страданиях.

Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях, нужно использовать только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:

Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: «Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?» Он ответил: «О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!» После чего я заметил: «Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её». Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.

— Виктор Франкл, “Man’s Search for Meaning”

Что такое логотерапия

Логотерапия — это направление экзистенциальной психологии. Оно помогает обнаружить смыслы в жизни, предотвратить кризисы и найти выходы из них. А ещё логотерапия взращивает в человеке ответственность перед собой и миром.

В этом направлении (как и в экзистенциальной психологии вообще) ставится акцент на уникальности личности, отдельных событий и любого опыта.

В основе логотерапевтического подхода лежит мысль: каждая жизнь и каждая ситуация имеют смысл. Это универсальный тезис. В логотерапии он напрямую связан с философскими представлениями о том, что каждый человек обладает свободой воли, волей к смыслу и смыслом в жизни.

Логотерапия подразумевает, что человеческая жизнь ценна в любых обстоятельствах, даже в самых тяжёлых. И что её ценность не зависит от поступков самого человека. На этом строится отношение логотерапевта к клиенту как к уникальной личности, имеющей потенциал обнаружить собственные смыслы в жизни.

По заветам логотерапии смыслы в жизни невозможно придумать, потому что они всегда есть. Смысл можно только обнаружить. И для этого есть методы и техники, которые обращаются к ноэтическому (духовному) измерению человека.

А ещё видов смысла по этому подходу целых три.

Смысл каждого момента/ситуации. Он определяется как лучшее из того, что мы можем сделать в конкретной жизненной ситуации. К такому смыслу нас направляет голос совести. Он же помогает делать лучшие выборы, подсказывает, как можно изменить положение, если мы допустили в чём-то ошибку.

Когда возникают неприятности, мы склонны уходить в себя, думать о том, как нам плохо и как несправедлива жизнь. Углубляясь в жалость к себе, мы убегаем от рационального восприятия и теряем возможность извлечь из ситуации пользу. В логотерапии используется способность человека к самодистанцированию — восприятию ситуации шире, с учётом обстоятельств, потребностей и особенностей других людей. Так человек учится прислушиваться к голосу совести не через уход в себя, а через целостное осознание ситуации.

Смысл жизни. Это о глобальном смысле, который можно понять только на закате жизни, подводя итоги и смотря на свой опыт как на единый путь, который привёл вас к финальной версии себя.

Сверхсмысл. Это философское/религиозное/индивидуальное понимание бытия, которое невозможно осознать на человеческом уровне, но можно интуитивно ощутить. Например, как некую высшую цель существования человечества или как неясную, но значимую мотивацию для развития и постоянных стараний.

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Расскажи мне обо мне

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

«Доброделатель»

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

«Жилетка»

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

: Арт-терапия

https://youtube.com/watch?v=4yP6bNH2hvw%27

,Одно из популярнейших направлений в психологии и психотерапии на сегодняшний день — арт-терапия. Несмотря,По всему миру увеличивается количество специалистов, работающих в рамках этого подхода. Его эффективность доказывают,К играм у многих людей формируется слишком несерьёзное отношение: для большинства это не более,Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов,

В поисках смысла

Так как же нам найти смысл?
Франкл обсуждает три широких подхода.

  1. Первый — это опытные (эмпирические) ценности, то есть переживание чего-либо. Самый важный пример эмпирических ценностей — это любовь, которую мы чувствуем к другому. Благодаря нашей любви мы можем позволить нашим любимым развить смысл, и тем самым мы развиваем смысл сами. Любовь, говорит он, «является конечной и высшей целью, к которой может стремиться человек». Франкл указывает, что в современном обществе многие путают секс с любовью. Без любви, говорит он, секс — не что иное, как мастурбация, не более чем инструмент, который нужно использовать, средство для достижения цели. Сексом можно в полной мере наслаждаться только как физическим выражением любви. Любовь — это признание уникальности другого человека как личности с интуитивным пониманием их полного потенциала как людей. Франк считает, что это возможно только в моногамных отношениях. Пока партнеры взаимозаменяемы, они остаются объектами.
  2. Второе средство раскрытия смысла — через творческие ценности, «совершая поступок», как он выразился. Это традиционная экзистенциальная идея обеспечения себя смыслом, вовлекаясь в свои проекты или, что лучше, в проект своей жизни. Она включает в себя творчество, вовлеченное в искусство, музыку, письмо, изобретения и так далее. Франкл рассматривает творчество (а также любовь) как функцию духовного бессознательного, то есть совести. Нерациональность художественного производства такая же, как интуиция, которая позволяет нам распознавать добро. Он дает нам интересный пример: Нам известен случай, когда скрипач всегда старался играть максимально осознанно, начиная от того, что он положил свою скрипку на плечо до самых мелких технических деталей  он хотел делать все осознанно, выполнять в полной саморефлексии. Это привело к полному художественному срыву. Лечение должно было вернуть пациенту его доверие к бессознательному, заставив его понять, насколько музыкальнее его бессознательное, чем его сознание.
  3. Третий способ обрести смысл — это установочные ценности. Относительные ценности включают в себя такие добродетели, как сострадание, храбрость, хорошее чувство юмора и так далее. Но самый известный пример Франкла — достижение смысла посредством страдания. Он приводит пример одного из своих клиентов: доктор, чья жена умерла, оплакивал ее. Франкл спросил его: «Если бы ты умер первым, что бы это было для нее?» Доктор ответил, что это было бы невероятно трудно для нее. Затем Франкл указал, что своей первой смертью она избавилась от этих страданий, но теперь ему пришлось заплатить цену, выжив и оплакивая ее. Другими словами, горе — это цена, которую мы платим за любовь. Для доктора эта мысль дала смерть его жены и его собственный смысл боли, который в свою очередь позволил ему жить с этим. Его страдание становится чем-то большим: со смыслом страдание можно выдержать с достоинством.

В конечном счете, однако,
эмпирические, творческие и установочные ценности являются лишь поверхностными
проявлениями чего-то гораздо более фундаментального, что он называет сверхсмыслом
или трансцендентностью.

3 основных принципа логотерапии

Три основных принципа или основы логотерапии следующие:

  1. Свобода воли.
  2. Воля смысла.
  3. Смысл жизни.

Свобода воли

Свобода воли развивается через особую человеческую способность, известную как «самоудовлетворение». Это возможность видеть, принимать, регулировать и визуализировать себя. Согласно учению Франкла, это дает нам свободу от трех источников влияния:

  1. Инстинкты.
  2. Наследие.
  3. Окружающая обстановка.

Человек обладает всеми этими тремя вещами, но они не определяют нас. Мы свободны от этих трех аспектов. Человек свободен быть ответственным, потому что он свободен. 

Из этого экзистенциального анализа человек несет ответственность за реализацию смысла и ценностей. У человека есть призыв осознать смысл своей жизни и те ценности, которые придают ему смысл. Человек является единственным ответственным за этот призыв.

Воля смысла

Воля смысла и самопреодоление, которое характеризует людей, тесно связаны. Человек всегда указывает за пределы себя, на значение, которое он должен сначала открыть, и чью полноту он должен достичь. Воля к удовольствию(Фрейд) и воля к власти(Адлер) ведут человека к имманентности. Однако эти концепции противостоят самопревосхождению и могут нарушить наше существование.

С точки зрения логотерапии удовольствие и сила — это последствия достижения цели, но не сама цель. Поэтому люди, которые стремятся только к удовольствию или власти, живут в отчаянии. Они чувствуют себя втянутыми в огромный экзистенциальный вакуум. Воля к смыслу не ищет силы или удовольствия. Он даже не ищет счастья. Его цель — найти аргумент — причину — быть счастливым.

Смысл жизни

Два упомянутых нами принципа говорят о человеке, готовом встать перед жизненными обстоятельствами, с полной свободой, основанной на значении, которое передает это. Это профиль человека в поисках смысла. Жизнь имеет смысл. Это значение уникально для каждого из нас. Таким образом, наш долг как сознательных и ответственных существ состоит в том, чтобы открыть нашу собственную версию этого значения.

Мы делаем это по трем основным каналам, которые относятся к трем категориям ценностей.

  1. Иногда это направляет нас к реализации творческих ценностей.
  2. В других случаях это будет влиять на нас с опытом. Например, когда мы наблюдаем закат или кто-то держит нас за руку.
  3. В других случаях мы столкнемся с ограничениями самой жизни (смерть, страдание).

В любом случае жизнь всегда будет содержать скрытый смысл до конца. Это неотразимый, постоянный призыв открыть и осознать это. Это три основополагающих принципа логотерапии Виктора Франкла. Как мы уже видели, это гуманистически-экзистенциальный взгляд на людей. И это может быть трудно понять, если мы не знакомы с экзистенциализмом. 

Ноогенный невроз – черная метка цивилизации

Изначально в человеке содержатся возможности стать святым или превратиться в свинью.
Способности, инстинкты и окружение человека во многом влияют на его выбор, но окончательное решение, кем или чем становиться он
принимает сам.
Дилемма современного человека, по глубокому убеждению Виктора Франкла в том, что «инстинкты не в состоянии подсказать ему, что
он должен делать, а духовные традиции общества больше не определяют, что следует и не следует делать».

Состояние человека, не видящего смысла в своей жизни и не стремящегося обрести этот смысл Франкл назвал
экзистенциальным вакуумом.
В случае, если к тягостному состоянию пустоты и апатии подмешивается невротическая симптоматика может развиться ноогенный или
экзистенциальный невроз. Клинические формы ноогеных неврозов могут быть различны, но общее для них – блокировка воли к смыслу.
Согласно Б. Уолману ноогенный невроз проявляет себя в полной неспособности человека отыскать смысл жизни и сопровождается
тягостным ощущением того, что жизнь, борьба и надежда абсолютно бессмысленны.
Подверженный неврозу не в состоянии определить цель и направление дальнейшего развития с полным безразличием относится к тем
успехам, которых достигает в социуме.

Логотерапия дает человеку возможность разорвать порочный круг, связанный с неразрешенными философскими и духовными проблемами
и обозначить пути решения задач, которые поставила перед ним жизнь.
Принципиально важно, что уже одно понимание того, что сверхсмысл существует, оказывает на человека положительное
психотерапевтическое воздействие.

Логотерапия Франкла

Логотерапия Франкла включает в себя принципы, методы, цели и техники, основанные на нахождении смысла жизни, проявлении воли и желании к свободе. Психиатр считал человека свободным. Несмотря на то, что общество создает свои рамки, убеждения, традиции, правила, человек продолжает внутри оставаться свободным. Только ему решать, как жить и к чему двигаться, как действовать и с какими результатами сталкиваться. Однако многие люди теряются, поскольку начинают жить по общественным правилам, отказываясь от своей возможности самостоятельно решать, как жить.

В логотерапии Франкла используются такие принципы:

  1. Свобода воли – когда человек волен выбирать и самостоятельно принимать решения. Если все это подкрепить силой отстаивать свою позицию, несмотря на то, что кому-то решения человека будут не нравиться, тогда личность действительно становится здоровой.
  2. Воля к смыслу – свобода сама по себе бессмысленна. Человек обретает смысл, когда начинает видеть цель и стремиться к ней.
  3. Смысл жизни.

Техниками логотерапии Франкла являются:

  • Дерефлексия. Здесь человек переключается от необходимости себя контролировать и соответствовать чьим-то ожиданиям, переключаясь на своего партнера.
  • Логоанализ. Составляется шкала ценностей, обсуждая всю жизнь человека, где он говорит о важных для него вещах. Это позволяет человеку видеть, что у его жизни все-таки есть смысл и ценность, которые лежат вне той проблемы, из-за которой он заболел невротически.
  • Парадоксальная интенция. Человек боится определенной ситуации, поэтому избегает ее, что порождает страх и тревогу, особенно если она снова может возникнуть. Чтобы устранить замкнутый круг, нужно изменить свое отношение к ситуации.

Целью логотерапии является побуждение человека изучать самого себя, достигать инсайта и понимания того, что у него есть много важных аспектов в жизни. Многие современные люди жалуются на то, что живут бессмысленно. Однако они могут ошибаться, поскольку даже то, что они живут, как «загнанные лошади» или «ходят по кругу», тоже включает некую цель, которую они хотели достичь, просто пошли по неправильному направлению.

Нахождение смысла жизни можно назвать самокопанием, когда человек погружается в собственные переживания, рассказывает про свою жизнь, говорит о радостях и разочарованиях. Все это и является целью логотерапии, поскольку посредством обсуждения произошедших событий с человеком приходит понимание того, что она на самом деле была полна интересных событий и преследовала какую-то цель. Просто на сегодняшний день человек находится в расстроенных чувствах и не может увидеть свою цель из-за переживания своего разочарования или горя.

В каждой ситуации, в которой человек оказывается, есть свой смысл. Даже трудности и проблемы не возникают просто так. Все в человеческой жизни является важным и ценным. Просто сам человек негативно воспринимает какие-то события, позволяя себе забывать о своем смысле жизни.

На самом деле у каждого человека есть свой смысл жизни. Человек может его не осознавать, однако он постоянно куда-то идет, к чему-то стремится, действует, потому что хочет достичь каких-то целей. Маленькие цели формируют одну большую цель, которая и определяет смысл жизни человека. А все проблемы и неприятности, из-за которых человек начинает страдать и забывать о своем смысле жизни, просто воспринимаются негативно. Человек не видит в них смысла, хотя на самом деле даже в самых трудных и сложных ситуациях индивид в той или иной мере стремился к своей главной цели.

Итог

Есть одна большая цель – смысл жизни, который придает ценность всем поступкам и ситуациям, которые случаются с человеком. А есть маленькие цели, которые ставятся человеком по мере продвижения к главной. Человек не должен желать за короткий период времени достичь своей главной цели жизни, поскольку это, скорее всего, будет невозможно. Однако можно поставить много маленьких целей, достигая которых можно постепенно продвинуться к главной.

Пожалуй, самый главный урок, который должны усвоить все люди, гласит следующим образом: идите с целью по жизни. На каждый день ставьте цель, которую вы будете достигать в течение дня. На каждую неделю и месяц нужно ставить маленькие цели, над которыми вы будете работать, чтобы в течение года или нескольких лет достичь самой главной цели.

Ошибкой, которую совершают многие люди, является отсутствие каких-либо целей. Люди мечтают, чего-то хотят, желают. Но если посмотреть на то, чему они посвящают каждый день своей жизни, то можно увидеть, что меньшую часть времени они уделяют достижению своих целей. Цели есть, но их никто не достигает ни через месяц, ни через год, ни через много лет.

Успешный человек – тот, который идет с целью по жизни. Успешный человек – тот, который совершает лишь те действия, которые соответствуют достижению его целей. Нет ничего лишнего в том, чем занимается успешный человек. Все, что он делает, направлено на то, чтобы достичь каких-то целей. Он ставит большие цели, а их уже разбивает на маленькие, которые достигает в короткий промежуток времени.

Идите с целью по жизни. Вы идете куда-то – поставьте цель, которую хотите достичь там, куда идете. Вы находитесь где-то – поставьте себе цель, которую хотите достичь, пока пребываете в том или ином месте. Вы общаетесь с кем-то – поставьте цель, которую вы желаете достичь по итогам разговора с собеседником. Вы занимаетесь чем-то – достигайте собственно поставленной цели. Другими словами, на каждом шагу достигайте цели. Не общайтесь с людьми без цели. Не идите в какое-то место без цели. Не занимайтесь делом без цели.

Вспомните мудрые слова: «Пока у вас нет цели, вам ее ставят другие люди… Пока у вас нет направления, в котором вы идете, вам его определяют другие люди… Если вы не знаете, ради чего что-то делаете, вами легко можно манипулировать…». Если не свои цели вы будете достигать, тогда вам придется достигать цели других людей. А оно вам надо?

Идите с целью по жизни. Любое мало-мальское дело, каким бы вы ни занимались, должно быть подчинено какой-то вашей цели. Если вы общаетесь с человеком, сначала поставьте цель, что вы хотите получить от него, после чего действовать лишь в рамках этой цели. Вы уже не будете кричать на человека, если хотите получить его любовь. Вы уже не будете ему угрожать, если хотите сотрудничать с ним. Поставьте перед собой цель и действуйте в рамках этой цели.

Другие записи журнала

  • Злость
  • Инстинкт
  • Как воспитывать мальчика 2, 3, 4, 5 лет – советы психологов
  • Как свести мужчину с ума?
  • Амнезия
  • Депрессия перед месячными
  • Психоанализ в психологии
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий