Картотека бесед по безопасности во второй младшей группе
Дети 3-4 лет часто становятся жертвами несчастных случаев, поэтому темам безопасности в дошкольном образовательном учреждении нужно уделять особое внимание
К сведению! Важно донести до родителей детей информацию о необходимости профилактики. На родительских собраниях выдавать памятки и разъяснить, как лучше донести информацию до детей в этом возрасте
На родительских собраниях выдавать памятки и разъяснить, как лучше донести информацию до детей в этом возрасте
К сведению! Важно донести до родителей детей информацию о необходимости профилактики. На родительских собраниях выдавать памятки и разъяснить, как лучше донести информацию до детей в этом возрасте
Беседы проводятся с элементами игры, прослушиванием тематических песен, стихов, просмотром раздаточного материала (иллюстраций из книг, карточек, плакатов), а также фильмов, мультфильмов по соответствующей тематике.
Минутки безопасности в младшей группе (картотека тем):
«Ядовитые ягоды» (рассказать об ядовитых ягодах, почему их нельзя есть, особенно обратить внимание на ядовитые ягоды, похожие на съедобные).
«Стой, дорога!» (правила перехода проезжей части, правила поведения у дороги).
«Красный, жёлтый, зелёный» (беседа о светофоре, для чего он нужен, и что означают его цвета, рассказать о видах светофоров).
«Зебра — полосатая подружка. Безопасность на пешеходном переходе.»
«Путешествие в машине.»
«Автобус, троллейбус, трамвай — ты двери свои открывай!»
«Я потерялся» (правила поведения в случае потери в торговом центре, на вокзале или в аэропорту, на улице, в лесу).
«Незнакомец.»
«Что такое высота?»
«Ой, огонь!» (запрет на игру со спичками, зажигалками, газовыми конфорками; детская шалость с огнём; элементарные правила при тушении пожара).
«Опасное электричество.»
«Кто может помочь?»
Беседа по безопасности
«Я умею звонить по телефону» (экстренным службам, родственникам).
«Осторожно, клещи!»
«Как вести себя с чужой собакой» (беседа о мерах предосторожности при общении с собаками, объяснить, как правильно наладить контакт, если хочется пообщаться, как угощать, вести себя при встрече с агрессивной собакой)?
«Кто стучится в дом ко мне?»
«Ядовитые грибы.»
«Бешенство, что должен знать даже ребёнок?»
«Правила поведения в грозу.»
«Как вести себя при сильном ветре?»
Картотеки бесед разных видов для первой младшей группы
ФГОС определены виды бесед, практикуемые в детском саду с детьми 1,5–3 лет. Эта классификация определяется принципом, положенным в её основу. При этом для этой возрастной категории отдельно не определяются беседы по содержанию материала, опирающиеся на учебно-практический опыт малышей, то есть познавательные — эти компоненты, по сути, присутствуют в каждой (!) беседе.
Таблица: картотека бесед по видам в первой младшей группе
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г.Луганск.
- ознакомление с содержанием изучаемого материала;
- выявление опыта в той или иной области.
Апрель, апрель, на дворе звенит, капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.
Педагог рассказывает о капели, сопровождая материал видеороликом или картинками.
Далее педагог рассказывает о том, как животные приспосабливаются к зиме (впадают в спячку, меняют шубки и т. д.), а также о труде человека зимой.
- знакомство с правилами техники безопасности на занятиях;
- приобщение к здоровому образу жизни.
- рассказать о здоровье как основной ценности;
- выделить перечень условий для сохранения здоровья.
- Болеть мне некогда друзья, В футбол, хоккей играю я. И я собою очень горд, Что дарит мне здоровье… (спорт);
- Не везёт сегодня Светке — Врач дал горькие… (таблетки).
Затем воспитатель рассказывает, что такое здоровье, спрашивает малышей о том, что помогает его сохранить.
- объяснение правил обращения с материалами;
- знакомство с последовательностью выполнения творческих задач (например, сначала открываем баночки с гуашью, потом мочим кисть, потом наносим мазок, моем кисточку перед тем, как окунуть её в другой цвет).
- знакомство с группой, устройством детского сада, правилами пребывания в группе;
- закрепление норм личной гигиены (пользование ложкой, салфеткой, мытьё рук, ног, умывание, порядок одевания и т. д.).
Беседа в мини-группах и индивидуально направлена также на ликвидацию пробелов в знаниях детей
Авторские картотеки бесед в первой младшей группе
Ознакомиться с картотекой этических бесед в первой младшей группе можно здесь
Пример картотеки ситуативных бесед с детьми 1, 5–3 лет можно увидеть в публикации Усачёвой О.В., воспитателя МБДОУ Детский сад № 111, г. Сочи, можно увидеть здесь
12. Двигательная активность
- Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
- Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;
- Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
- Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
- Учимся стоять на одной ноге;
- Учимся ходить на носочках;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
- Привыкаем делать зарядку по утрам;
- Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:
Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.
Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).
Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».
Познавательная беседа в младшей группе
Цель: систематизировать имеющиеся знания и дать новые о домашних животных, сформировать познавательный интерес.
Беседа о животных
Задание: слепить из пластилина своего домашнего любимца. Если домашнего любимца нет, то слепить такое, о котором мечтают.
Беседа с детьми 2 младшей группы играет очень важную роль. Малыши нуждаются в получении новых знаний и систематизации уже имеющихся.
Цель: продолжать расширять представления о весне, воспитывать бережное отношение к природе умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело, появилась травка и т. д.). Побуждать детей отражать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности.
Закрепляем знания о сезонных изменениях в природе “от зимы к весне”
Наблюдение за ёлочкой-закреплять умение находить и описывать данное дерево, учить выделять дерево из группы на основе внешних признаков
Подметание веранды веничками – формировать стремление к коллективной деятельности.
Особенности межличностных отношений у дошкольников в коррекционной группе
Особенности межличностных отношений у дошкольников в коррекционной группе Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.
В блогах
Влияние музыки на психику ребенка
+v Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает.
Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей
Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий – строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.
Организовать детей первой младшей группы (1,5–3 лет) на совместную деятельность — методически непростая задача. Однако педагогической практикой найдено несколько зафиксированных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) способов взаимодействия с детьми, позволяющих решать образовательные цели и задачи. Одним из таких приёмов является беседа.
Игры для речевого развития детей 3-4 лет
Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:
- научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
- увеличение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха;
- ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
- развитие речевого творчества;
- ознакомление с образцами детской литературы.
Игра «Громко – тихо»
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).
Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют «Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
Игра «Пускание корабликов»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука на одном выдохе и многократного произношения звука на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.
Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.
— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).
— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).
— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук .
— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки .
Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.
Игра «Светофор»
Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.
Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.
Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.
Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.
Классификация бесед во второй младшей группе
В зависимости от приоритетной цели беседы, а также места её проведения в процессе изучения конкретного материала, Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) выделяется несколько основополагающих принципов классификации бесед, ряд из которых применяется во второй младшей группе.
Таблица: классификация бесед по различным критериям
Принцип классификации
Вид беседы
Цели
Примеры, образовательные задачи
По обучающим целям
Вводная
Подготовить к восприятию материала, участию в той или иной деятельности, наблюдению;
актуализировать опыт детей, необходимый для последующей работы
«Далеко и близко»Задача: познакомиться с понятиями далеко и близко по отношению к себе
Итоговая
Систематизировать, уточнить знания, полученные за довольно длительный отрезок учебного времени
«Одежда, обувь, головные уборы»Задача: закрепить знание предметов одежды и умение описывать их назначение
По количеству участников
Групповая
Включить всех малышей в работу;
проверить общий уровень качества усвоения материала или готовности к восприятию нового
«Наши любимые сказки»Задачи:
развивать инициативную монологическую речь (дети сами включаются в беседу о любимых сказках);
повторить названия изученных сказок, имена персонажей и основные коллизии сюжета
Индивидуальная
Восполнить пробелы в знаниях ребёнка, например, если он болел и пропустил занятия;
объяснить материал малышу, который не уяснил что-то в процессе занятия;
провести воспитательную работу с ребёнком, испытывающим проблемы в общении с товарищами
«Будем вежливы друг с другом»Задача: формировать доброжелательное отношение к другим детям, а также воспитывать умение находить словесное разрешение конфликтов
По месту в учебно-воспитательном процессе
Утренняя
Создать эмоционально-положительную атмосферу в группе;
сориентировать в плане рабочего дня
«Волшебные слова»Задача: учиться быть вежливыми, здороваться, говорить слова благодарности, прощаться
Ситуативная
Обсудить возникшую ситуацию (конфликтную, например, когда мальчики обижают девочек и наоборот) или увиденное, услышанное в процессе занятий, прогулок или выполнения режимных моментов (например, что делать, если неожиданно во время зимней прогулки во второй половине дня отключили электричество)
«Мальчики и девочки»Задачи:
поговорить об интересах, предпочтениях в играх мальчиков и девочек;
определить круг традиционных характеристик девочек и мальчиков;
прийти к выводу о том, что есть вещи, которые присущи только мальчикам или только девочкам
По характеру образовательной деятельности
По ознакомлению с окружающим миром
Цели определяются частными задачами конкретной образовательной деятельности в данный отрезок учебно-воспитательного процесса
«Бабочки», «Грибы», «Овощи», «Фрукты»Задачи:
рассмотреть наиболее распространённые виды насекомых (грибов, овощей, фруктов);
повторить времена года;
определить их значение для человека
По музыке
«Мы и музыка»Задачи:
расширять музыкальный кругозор за счёт знакомства малышей с произведениями классиков и современников (Моцарт, Шаинский);
развивать представления о жанрах музыки
По физкультуре
«Делай зарядку и будешь здоров»Задача: составить представление о важности физических упражнений для здоровья.«Для чего человеку сон»Задача: формировать представление о необходимости сна для полноценной жизнедеятельности человека
По основам безопасности жизнедеятельности
«Опасности, которые есть в доме»Задача: познакомить с возможными источниками опасности в доме (плита, вода, электроприборы).«Огонь: добрый и злой»Задача: составить представление о правилах безопасного использования бытовых приборов
По воспитанию культурно-гигиенических навыков
«Важно быть опрятным» Задача: воспитывать привычку следить за своей внешностью.«Правила гигиены рук»Задачи:
закрепить навык правильно мыть руки;
повторить алгоритм использования мыла
В зависимости от организатора беседы
По узкой специализации
Беседа с врачом на тему «Почему важно закаливание», с полицейским на тему «Что делать, если потерялся»Задача: выяснить конкретный алгоритм действий в той или иной ситуации
Беседа в работе с детьми 3–4 лет часто используется для обобщения пройденного материала
Игры для познавательного развития детей второй младшей группы
Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:
- развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
- формирование навыков познавательной деятельности;
- формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
- ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.
Игра «В лес за грибами»
Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».
Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.
— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).
— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).
Педагог должен спросить каждого ребенка.
— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).
Игра «Упакуй подарок»
Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.
Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).
Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».
После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.
Игра «Что где растет»
Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.
Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Ситуативная беседа во второй младшей группе
К сведению! Ситуативная беседа может помочь воспитателю объяснить детям то, как нужно себя в той или иной ситуации.
Ситуация: мальчик Ваня подошёл к девочке Наташе, которая играла игрушечным паровозиком, и забрал его. Наташа начала плакать.
Воспитатель начинает ситуативный разговор: «Ваня, посмотри внимательно. Почему это Наташа плачет?»
Ваня: «я забрал у неё паровозик.»
Воспитатель: «почему ты забрал его?»
Ваня: «хотел поиграть.»
Разбор ситуации в ДОУ
Воспитатель: «Ваня, если ты хочешь взять игрушку, которой играет кто-то, то нужно спросить разрешения. Нужно подойти и узнать, может ли Наташа дать тебе паровозик поиграть. Если она согласится, то ты можешь взять. Если она откажется, то тебе придётся подождать, когда она согласиться или пойти и выбрать другую игрушку. Ещё можно было предложить Наташе поиграть вместе.
Кто первый должен извиниться? Давай, подойдём к ней вместе, ты извинишься за то, что обидел её и предложишь ей поиграть вместе?»
В данной ситуации воспитатель сразу подсказала ребёнку, что он повёл себя неправильно, как этого можно было избежать, а также вариант решения сложившейся ситуации.
К сведению! Ребёнку, особенно если возраст ясельный, легче усвоить эту информацию, так как она предоставлена ему не через длительное время после сложившегося случая, а сразу же, пока ещё свежи эмоции.
Планирование образовательной деятельности с детьми с 3 по 7 февраля
Тема недели: «Неделя доброты. Волшебные слова (культура общения)»
Цель: Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.Задачи: Формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, развитие умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Учить детей правилам речевого этикета. Развитие навыков использования в речи вежливых слов. Закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей на неделю: Набор картинок «Эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Беседы, игровые ситуации – «Доброе утро»; «Передай настроение»; «Сделаем куклам разные прически»; «Как поступают добрые дети»; «Встречаем в группе гостей»; «Как мы моем ладошки»;
Д/И игры – «Найди такую же игрушку»; «Скажи доброе словечко»; «Разложи фигурки по домикам»; «Разрезные картинки»;
С/Р игры – «Маша умывается, в гости собирается»; «Гости»
П/И, М/П игры – «Перебежки – догонялки»; «Догони меня»; «Мячики»; «Птички в гнездышках»; «Найди свой домик»; «Бегите ко мне»; «Найди погремушку»; «Автомобили»; «Самолеты»; «Топчем дорожки»; «Доползи до машинки» и др.
Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика – «В гости»; «Дружат в нашей группе»; «В гости к пальчику большому»; «Если пальчики грустят»;
«Гномик по лесу гулял»; «Расческа»; «Маляр» и др.
Чтение худож. лит-ры. – потешки, прибаутки, стихи; стих. С.Черного «Приставалка»; К Чуковский «Мойдодыр» и др.
Итоговое мероприятие: игра-инсценировка «Репка»
Дата проведения – 8 февраля Ответственные – воспитатели группы
Формы организации освоения образовательных областей
Понедельник – 3 февраля | Вторник – 4 февраля | Среда – 5 февраля | Четверг – 6 февраля | Пятница – 7 февраля |
1. Физическая культура (кн. С.Я.Лайзане, с. 108) 2. Ознакомление с окружающим миром «В гости к солнышку добра» – Формирование у детей навыков хорошего тона, воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками. (см. конспект) | 1. ФЭМП – «Строим башенки» – Развитие умения детей различать разные по величине кубики и называть их «большие кубики», «маленькие кубики». Формирование умения сооружать простые постройки по образцу. (кн. И.А.Помораева, В.А.Позина, с. 23 + см. конспект) 2. Музыка (по плану муз.руководителя) | 1. Физическая культура (кн. С.Я.Лайзане, с. 109) 2. Рисование – Коллективная работа «Солнце дружбы» – Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладошками). Воспитывать аккуратность; развивать творческую активность ребят. (см. конспект) | 1. Развитие речи Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка!» – Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку) (кн. В.В.Гербова, с. 50 + конспект) 2. Музыка (по плану муз.руководителя) | 1. Лепка «Погремушка для Танюшки» – Формирование навыка лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки. Воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность (см. конспект) 2. Физическая культура (кн. С.Я.Лайзане, с.109) |
Утреннее приветствие «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх фонариками)
Здравствуй, носик-пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками – «почмокали». Зубками – «пощелкали»
Руки вверх подняли, и ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе – «Здравствуйте!» – сказали.
Добрым быть совсем не просто,
не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)
Приёмы, используемые в беседах во второй младшей группе
Как уже отмечалось, беседа — это разновидность словесной группы средств взаимодействия с детьми. Но при организации работы в рамках этого приёма остальные способы взаимодействия важны ничуть не меньше.
Для реализации образовательных целей беседы педагог комбинирует все группы методических приёмов, в том числе и практические
Таблица: приёмы для проведения беседы во второй младшей группе, автор — Наталья Василишин
Группа приёмов Вид На каком этапе беседы используется Пример Словесные Объяснение На основном Обычно этот приём я использую для введения новой информации в процессе беседы. Например, во время беседы о семье понятия двоюродная бабушка и двоюродный дедушка я разъясняю так: «У вас есть братья и сёстры, точно так же и у ваших бабушек, дедушек есть братья и сёстры. Они вам хоть и не близкие, но родные, поэтому называются двоюродными» Рифмовки (загадки, стихотворения) На вводном или заключительном
Разучивание стихотворений, если этот вид работы предполагается, или составление подборки загадок осуществляется на подготовительном Перед началом беседы о дружбе я зачитываю малышам стихотворение: Сказки На основном При обсуждении темы, касающейся важности мытья рук, своим воспитанникам я рассказываю сказку про Микроба.«Жил-был Микроб, маленький и вредный. Любил он вызывать у детей боли в животе
Только кто-то из малышей возьмёт грязными руками грушу или яблоко, тут как тут Микроб. Но надоело детям болеть, и тогда Фея Чистоты посоветовала ребятам не забывать мыть руки перед едой
Стало Микробу скучно, и он ушёл, а малыши перестали болеть».После обсуждения вопросов («Почему болели дети?», «Что посоветовала Фея Чистоты ребятам?» и пр.) мы приходим к выводу о важности соблюдения личной гигиены Чистоговорки На заключительном Завершить беседу о личной гигиене можно чистоговоркой: Наглядные Картинки, плакаты, макеты На всех В процессе беседы о ПДД я предлагаю своим детям рассмотреть макет проезжей части, повторить сигналы светофора, действия пешеходов Демонстрация На основном Этот приём подразумевает, что педагог показывает какие-то действия детям, например, порядок выполнения движений в подвижной игре или алгоритм мазков кисти при выполнении рисунка (ёлки, травы и пр.) Показ презентаций, видеороликов На основном Для углубления рассмотрения вопроса гигиены в беседе я использую показ тематического видеоролика о Смешариках Наблюдения На подготовительном Перед беседой о жизни в городе я предлагаю детям на прогулке и на пути домой понаблюдать за потоком машин на дорогах, отметить загрязнённость снега, лежащего у автодорог, а также обратить внимание на выбросы котельных труб Игровые Дидактические На заключительном Завершить разговор об овощах можно игрой «Подбери вершки к корешкам»: дети находят части мягких игрушек-овощей, соединяя их липучками Театрализованные Завершение беседы о транспорте в городе я практикую в виде сюжетно-ролевой игры «В автобусе», в которой малыши повторяют правила поведения в общественном транспорте Подвижные Разговор о труде человека осенью со своими воспитанниками я завершаю подвижной игрой на имитацию «Две сестрицы, две руки»: Практические Рисунки, аппликации, поделки Беседу о деревьях родного края со своими воспитанниками мы завершаем рисунком рябины, который выполняется пальчиками
Методика проведения обобщающей беседы во второй младшей группе
Структура подготовки и проведения беседы с малышами не зависит от её вида и состоит из четырёх этапов. При этом хронометраж определяется задачами и содержанием, поэтому колеблется от 5 минут (например, если разговор индивидуальный и ситуативный) до 15 минут, когда речь идёт об обобщающей, утренней беседе или любой другой.
Таблица: этапы организации беседы во второй младшей группы
Этап Суть Пример Подготовка Определить задачи беседы, подобрать подходящее содержание, сформулировать основные вопросы Перед беседой на тему «Растения и кустарники»: педагог подбирает подходящую наглядность (картинки с изображением дуба, рябины, берёзы, шиповника и др.), дети рассматривают засушенные листья этих растений, воспитатель готовит запоминающиеся факты о растениях (в сказке о спящей красавице заросли шиповника вокруг замка были непроходимыми, вокруг берёзы в народе принято было водить хороводы и пр.) Введение Вызвать яркий образ из памяти детей при помощи рассказа, наглядности в виде картинок, игрушки, загадок, стихотворений по теме Беседу на тему «Здоровый образ жизни в большом городе» можно начать с рассматривания картинок пешеходов на улице с разным выражением лица
Сосредоточив внимание на грустном человеке, идущем по пыльному тротуару, приходим к выводу, что эмоциональное здоровье зависит от физического Основной этап Педагог задаёт вопросы для направления активности детей в нужное русло, воспитатель обобщает сказанное малышами, привлекает наглядность, словесные приёмы (чтение, объяснение), углубляет и уточняет знания детей В беседе «Мы дружим со спортом» основной этап начинается с вопросов: Какие виды спорта вам нравятся? Чем можно заниматься летом, зимой? Затем педагог читает ребятам стихотворение Т. Волгиной «Два друга» и предлагает ответить на вопросы: Почему заболел мальчик? Почему, занимаясь спортом, мы реже болеем? В какую подвижную игру вы любите играть? Воспитатель подводит к выводу о необходимости заниматься спортом Заключительный этап Педагог предлагает ребятам спеть песню по теме, вспомнить стихотворение или поиграть в игру Беседа о транспорте может быть завершена обучающей настольно-печатной игрой «Кто на чём ездит?»: воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий, дети определяют на каком транспорте они ездят, ориентируясь на карточки на своих столах
Проведение беседы состоит из трёх этапов работы плюс подготовительный этап, включающий выбор наглядности и содержания игр
Видео: беседа как элемент занятия по теме «Овощи и фрукты» во второй младшей группе
https://youtube.com/watch?v=oHiRPhYlx6U
Беседы во второй младшей группе являются важным элементом учебно-воспитательного процесса, требующим от педагога тщательной организации. Это касается выбора и содержания, и приёмов взаимодействия с детьми. При этом нельзя забывать о том, что малыши 3–4 лет сами не смогут полноценно анализировать и систематизировать информацию, поэтому воспитатель должен помогать ребятам делать выводы по теме на каждом этапе разговора.