Культура поведения и этические нормы общения

— 6 основных этических принципов делового поведения.

_______

1) Пунктуальность (делайте все вовремя).
Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 % к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. Нарушение этого принципа рассматривается как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход последующего разговора.

2) Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Не следует и пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3) Любезность, доброжелательность и приветливость.
В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4) Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
Оно должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5) Внешний облик (одевайтесь как положено).
Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6) Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов; даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Фундаментальными принципами в деловом мире являются: ответственность, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Также читайте статью. «Как научиться общаться с людьми«.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Этические принципы

Этика общения подразумевает соблюдение следующих принципов:

  1. Вежливость. Основополагающий принцип этики, предписывающий уважение к партнеру.
  2. Кооперация. Предполагает вклад в общее дело от каждого из участников для того, чтобы добиться эффективного взаимодействия.

Паритетность. Согласно этому принципу, равны все участники общения, исключая доминирование какого-либо из них. При этом даже при различном социальном статусе общающиеся должны соблюдать принцип вежливости, уважать друг друга.

Правдивость. Партнеры по общению обязаны предоставлять друг другу полную и неискаженную информацию по какому-либо вопросу.

Понятность. При речевом взаимодействии каждый из его участников должен представлять информацию так, чтобы его партнер не прикладывал излишних усилий для правильного ее восприятия.

Последовательность. Этот принцип предписывает последовательное развитие диалога , например, приветствие подразумевает такую же ответную реплику, за поздравлением должна следовать благодарность и т. п.

Соблюдение этических принципов при коммуникации приводит к взаимному уважению и доверию всех партнеров, которые становятся основой для развития дальнейшего взаимодействия между людьми.

Культура эффективного общения

Культура общения всегда закладывается в детстве родителями, друзьями, школьным окружением. Часто те модели общения, которые использовались в детстве, могут быть неэффективны при общении во взрослом состоянии. Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать некоторые правила:

Необходимо установить контакт с собеседником. Без него общение может полностью потерять смысл.
Необходимо придерживаться одинакового темпа в речи.
Желательно занять аналогичное положение тела.
Не следует говорить много и витиевато

Лучше всего, чтобы речь обладала конкретикой.
Постоянно обращать внимание на невербальные инструменты общения.
При окончании разговора лучше всего сделать некий вывод, правильно ли собеседники поняли мысли и слова друг друга.

В современном мире необходимо знать правила ведения бесконфликтного диалога с людьми в разных ситуациях, уметь наладить контакт с людьми любого социального статуса. Каждый уважающий себя человек должен усвоить культуру эффективного общения. Возможно написание личной памятки со всеми правилами общения с людьми.

Правила этикета должны знать те, кто стремится быть успешным человеком вне зависимости от пола, расы, социального статуса и возраста.

Этические нормы поведения

Давайте разберемся, что такое этические нормы, и какими они бывают. Этика (от греческого etos — обычай) — ветвь философии, которая изучает мораль.

Считается, что первым, кто решил объединить сразу несколько понятий о человеческом поведении под одним словом, был всем известный Аристотель. В своих трактатах он предлагал понятие «этика» как «добродетели или достоинства, проявляющиеся в поведении человека». По его мнению, этика должна помочь понять, какие действия допустимы, а какие нет.

Если говорить в двух словах, то сегодня под этическими нормами понимается совокупность ценностей, накопленных обществом и моральные обязанности человека по отношению как к этим накоплениям, так и к самому обществу в целом.

Правила этикета, культура поведения, мораль – все это этические нормы поведения, которые представляют собой регуляторы отношений. Они затрагивают абсолютно все межличностные действия между людьми: от простого дружеского общения, до большого свода правил корпоративной или профессиональной этики.

Неформально нормы поведения делятся на виды:

  • Реальные – это, по сути, любые действия, которые совершает человек;
  • Вербальные – это словесная или речевая форма общения.

Эти два понятия неразрывны между собой. Едва ли вас будут считать вежливым, если ваше пусть даже очень культурное слово идет в разрез с некультурным поведением. Представьте себе человека, который здоровается с вами, при этом смачно ковыряется в зубах вилкой. Не очень приятно, правда?

У каждого пределы этических норм свои, они зависят, прежде всего, от окружающих людей, уровня воспитания и образования. Эталон культурного человеческого поведения – когда этические нормы перестают быть правилами и становятся личностными нормами, внутренним убеждением.

Виды

Общение можно разделить на два вида:

  • вербальное;
  • невербальное.

Вербальное общение осуществляется при помощи слов, его можно разделить на письменное и устное. В любом виде вербального общения используется язык. Язык понимается как система знаков и способов их соединения в одно слово, следом в одно предложение или мысль. Любой язык неоднороден, его можно разделить на литературный и нелитературный. Литературная форма языка является образцом с устоявшимися нормами и правилами.

Основой вербального общения являются речевые ситуации. Их можно разделить на:

  • говорение – применение языка для передачи информации;
  • слушание – восприятие информации на понятном языке;
  • письмо – перенос речи в письменный вид;
  • чтение – воспроизведение текста на знакомом языке с бумажного носителя.

Невербальное общение сложнее для восприятия, но, познав его основы, можно лучше понять собеседника, увидеть его истинные отношение и чувства. Если рассматривать средства невербального общения, то к нему можно отнести любые внешние проявления эмоций при разговоре.

Жесты – движения руками и головой. Такой метод передачи информации между людьми признан самым древним из всех существующих. В современных реалиях пытаются создать общепринятый словарь жестов, однако в каждой стране жесты имеют разный исторический смысл. Поэтому при общении лучше всего заранее узнать про значение излюбленных вами жестов.

Мимика – движение мышц лица. Основную информацию для собеседника при общении несут губы и брови. Отдельно стоит рассмотреть контакт глазами как часть мимики. Визуальные контакты тоже несут определённую смысловую нагрузку:

  • Деловой взгляд – в данном случае вы глядите в лоб партнёру, это помогает создать более серьёзную атмосферу.
  • Социальный взгляд устремлён в треугольник между глазами и ртом. Это помогает разрядить обстановку и сделать её более дружественной.
  • Интимный взгляд чаще всего направлен на шею или грудь. Если такой взгляд взаимен, это говорит о высокой заинтересованности друг к другу.
  • Взгляд искоса чаще всего рассматривается как знак враждебности или пренебрежения.

Пантомимика – движения всего тела. Сюда можно отнести осанку, позу и походку.

Важность следования этике делового общения

Соблюдать принципы делового общения в коллективе очень важно. Достижение общих профессиональных целей становится более эффективным благодаря тому, что обмен информацией между коллегами выдержан в рамках этических норм

Соблюдать этические нормы важно по нескольким причинам.

В первую очередь, этика делового общения способствует тому, что сотрудникам проще понимать профессиональные цели и способы их достижений.

Также соблюдение норм деловой этики не допускает переход рабочих взаимоотношений в русло личного общения, а поддерживает трудовую атмосферу в коллективе.

Производительность труда во многом зависит от соблюдения принципов регламентированности. Так, поддерживаемая деловая обстановка на рабочем месте поможет каждому сотруднику чувствовать себя равноправным членом коллектива и выполнять свои профессиональные задачи более качественно.

Человек, владеющий деловым этикетом, выгодно отличается от остальных. Он:

  • Представляется другим воспитанным и образованным;
  • Имеет хорошие позиции в профессиональной среде;
  • Легко находит общий язык с другими людьми;
  • Ценит свое время и с уважением относится к времени других.

Правила поведения в театре и кинотеатре

Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:

  • Приходить к началу спектакля и сеанса вовремя, без опозданий.
  • Воздержаться от употребления пищи и напитков в зрительном зале.
  • Выключить или перевести гаджеты в беззвучный режим на время киносеанса или спектакля.
  • Не снимать происходящее, если организаторы запретили съемку.
  • Сидеть спокойно, не наклоняться вправо-влево и вперед-назад, чтобы не мешать соседям и сидящим сзади вас.
  • Пришедшим вдвоем нельзя сидеть, положив голову на плечо спутника, или наклонив голову в направлении друг к другу, т.к. это мешает сидящим сзади зрителям.
  • Если на сеанс или спектакль пришли две пары М+Ж, в зрительном зале женщины сидят по центру, мужчины – с обеих сторон, каждый возле своей спутницы.
  • В антракте перемещаться на выход вдоль ряда лицом к сидящим, а не спиной.
  • Не стоит беседовать во время сеанса или спектакля – следует дождаться окончания или антракта.
  • Не следует жестикулировать, подпевать или отбивать такт ногой, если по ходу фильма или спектакля заиграла музыка.

Уточним, что для концертов правила более демократичны. Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе с ними или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!» Многим группам даже приятно, если зрители знают наизусть тесты их песен. Кроме того, например, ни один рок-концерт никогда не начинается вовремя, поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.

Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.

Соблюдайте правила личной гигиены

Еще одна вещь, которую вроде бы в приличном обществе можно и не обсуждать, но посещение отечественных кинотеатров каждый раз убеждает в обратном, где 4D-эффект от забывших принять душ соседей по местам добавляет просмотру новые и неприятные ощущения. Поэтому одной строчкой следует напомнить, что даже в московском метро, даже несмотря на сезон отключения горячей воды, даже для самых наглых соблюдение правил личной гигиены всегда остается в качестве обязательной составляющей приемлемого общественного поведения.

5. Администрация кинотеатра сети «Мир Кино» отказывает в продаже билетов:

Несовершеннолетним, не достигшим возраста 12 лет, если они приобретают билеты на сеанс (фильм) разрешенный к просмотру для лиц старше 12 лет;

Несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, если они приобретают билеты на сеанс (фильм) разрешенный к просмотру для лиц старше 14 лет;

Несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, если они приобретают билеты на сеанс (фильм) разрешенный к просмотру для лиц старше 16 лет;

Несовершеннолетним, не достигшим возраста 18 лет, если они приобретают билеты на сеанс (фильм) разрешенный к просмотру для лиц старше 18 лет;

Лицам с признаками явного алкогольного или наркотического опьянения;

Лицам, нарушающим правила поведения в общественных местах, в том числе в кинотеатре.

5. Пропускной режим

5.1. Вход в зрительный зал начинается за 10 минут до начала сеанса.

5.2. Вход в зрительный зал разрешается на тот сеанс, на который куплен билет.

5.3. Билет должен сохраняться зрителем для контроля до конца сеанса.

5.4. В случае выхода зрителя из зала во время сеанса, при входе зрителя обратно в зал, контролер вправе потребовать предъявить билет.

5.5. При демонстрации фильма в формате 2D дети до 2-х лет имеют право проходить на сеанс по билету сопровождающего, однако, в этом случае ребенок не должен занимать отдельного кресла.

Это интересно: Правила поведения в музее

Сущность этического поведения и его компоненты

Определение 1

Этическое поведение – это соблюдение основных правил и требований, установленных в том обществе, в котором существует человек.

Этическое поведение включает в себя формирование опыта культуры поведения в общественных местах, навыки дисциплинированного и организационного поведения, навыки положительного взаимодействия с окружающими людьми, навыки самоорганизации и самостоятельности, умение «подать» себя правильно, поддерживать в окружающей обстановке порядок и чистоту.

Этическое поведение достаточно объемное понятие, включающее в себя совокупность элементов и сторон жизни человека.

В первую очередь под этическим поведением понимается культура повседневного поведения человека (в труде, быту, взаимодействии и общении с окружающими и т.д.). Культура проявляется в форме соблюдения человеком моральных и этических норм, манер общения, этикета, поступках и действиях.

Статья: Культура овладения этическим поведением

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Этическое поведение не подразумевает формального соблюдения этикета, оно связно со многими нравственными представлениями и чувствами, которые в свою очередь и подкрепляют его.

Содержание этического поведения, представлено рядом следующих компонентов:

  1. Этическая культура деятельности – характеризуется поведением человека в разных видах деятельности. В процессе формирования этической культуры поведения у ребенка воспитывается умение содержать в порядке окружающее его пространство, доводить начатое дело до конца, бережно относится к вещам, книгам и игрушкам, регулировать собственную деятельность и досуг.
  2. Этическая культура общения – направлена на формирование у ребенка умения соблюдать нормы и правила общения с окружающими в зависимости от их социального статуса, относится к людям уважительно и вежливо. Для формирования данной стороны этического поведения особое значение имеет развитие и совершенствование словарного запаса ребенка.
  3. Культурно-гигиенические этические навыки – представляют собой одну из важнейших сторон культуры человека. В процессе воспитания ребенку обозначают значимость опрятности, содержания в чистоте своего тела, обуви, одежды и т.д. Ребенок с ранних лет должен понимать, что все это необходимо не только для того, чтобы окружающим было приятно общаться с ним, но и для сохранения и укрепления собственного здоровья. Опрятный внешний вид показывает уважительное отношение к окружающим людям.
  4. Культура еды – зачастую этот элемент этического поведения относят к культурно-гигиеническим навыкам, одна он имеет самостоятельный этический аспект. Связано это с тем, поведение за столом подразумевает соблюдения ряда этических правил, основанных на уважении к тем, кто находится рядом за столом, а так же к тем, кто занимался приготовлением еды.

Личное и общее

Интересно, что в разных странах этические нормы поведения разные. Например, в Испании, просто зайдя в лифт, от всех, кто там уже находится вы услышите приветливое «Hola». В нашей стране беспричинное приветствие совершенно незнакомых людей в обществе не практикуется. И никто на вас не обидится, если вы, зайдя в раздевалку бассейна, не начнете жать всем руки. То есть у нас традиции общения совершенно другие.

Это еще один принцип деления этических норм – личностные и групповые.

«Я художник, я так вижу!»

Личностные нормы — это то, о чем я говорила выше – наши внутренние рамки, обусловленные обществом, воспитанием и образованием. Это наш внутренний мир, самоощущение. Следование личностным нормам этики можно определить, как уровень внутреннего достоинства. Например, только вы решаете, сможете ли выкинуть фантик от мороженного в кусты, если вас при этом никто не видит.

Групповое поведение

Все человечество, так или иначе, объединено в группы. От семьи или коллектива на работе до целого государства. С самого рождения человек принадлежит к какому-либо обществу, и не может не подчиняться определенным правилам. В том числе этическим нормам поведения. Групповая этика — это правила взаимодействия внутри такой группы.

Попав в любой коллектив, человек вынужден принять общепринятые в этом обществе правила. Помните поговорку – со своим уставом в чужой монастырь не ходят? Это и есть отсылка к групповым этическим нормам. Причем у каждого коллектива, как видно из примера выше про приветствия в Росси и Испании, свои принципы общения: и в том числе языковые или даже нравственные.

Вы скажете: нормы, шаблоны, правила, рамки – где же свобода? Мы живем в обществе, где границы нашей свободы строго ограничиваются границами свободы другого человека. Поэтому и нужны правила. С ними проще жить.

На сегодня это все, о чем я хотела поделиться с вами, жду от вас комментариев, и не забудьте добавить мой Блог в закладки, чтобы не упустить интересные записи. Всем желаю удачи!

Особенности формирования

Никто не рождается воспитанным. Для того чтобы человек стал культурным, применяется комплекс мер. Он реализуется не только родителями, но и образовательными организациями.

Важно! Определенные нормы ребенок усваивает в процессе взаимодействия с другими детьми. В детском саду малышей учат правильно обращаться с взрослыми, какие вежливые слова использовать в повседневной жизни

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать разницу между «ты» и «вы», обращением по имени-отчеству

В детском саду малышей учат правильно обращаться с взрослыми, какие вежливые слова использовать в повседневной жизни. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать разницу между «ты» и «вы», обращением по имени-отчеству.

Воспитание – это небыстрый процесс, но при постоянном воздействии результат не заставит себя ждать. Родители объясняют дошкольнику, как вести себя в общественных местах, как просить незнакомых людей, и другие важные аспекты существования в обществе.

Воспитание продолжается и в школьном возрасте. Детей учат правильно вести себя в разных ситуациях, показывают им, как проявлять культуру общения в письменном виде. Например, как писать письмо в деловом стиле и т.п.

Помочь в развитии представлений может художественная литература. Сказки, рассказы и прочие произведения дают детям возможность перенимать опыт героев, анализировать поступки персонажей.

Формирование представлений о том, каким должен быть вежливый контакт, – первостепенная задача воспитания. Без этих знаний человеку будет сложно существовать в обществе.

Как научиться культурно разговаривать?

Человек не появляется на свет с врожденными навыками культурного общения , все знания он приобретает при воспитании, они зависят от среды, в которой он растет и проживает.

Это означает, что научиться культурно разговаривать, освоить этические нормы речевой коммуникации может каждый.

Для того, чтобы научиться культурно разговаривать, необходимо следовать таким рекомендациям:

  1. Постоянно пополняйте словарный запас. Для этого можно читать литературу или заняться углубленным изучением языка , постепенно новые речевые обороты, высказывания и фразы перейдут в ваш лексикон, обогатят ваш язык. Это даст вам возможность правильно высказывать свои мысли, делать их более доступными для восприятия собеседником , то есть, позволит следовать одному из основных принципов этического общения , понятности.

Исключайте из лексикона слова-паразиты. Приучитесь постоянно следить за своей речью, обращая внимания на слова-паразиты и тавтологии. Это сделает вашу речь более разнообразной, интересной, привлекательной для собеседника.

Соблюдайте грамотность речи. Даже если вы уверены, что ее в данный момент никто не оценит , такой подход должен стать привычкой.

Тренируйтесь пересказывать полученную информацию , попробуйте мысленно повторить ее про себя или написать на бумаге. Данный прием позволит вам натренировать способность формулировать ваши мысли, выделять главное и второстепенное из того, что вы узнали и желаете передать другому.

Не поленитесь перечитать правила речевого этикета , даже если вы уверены, что знаете его на должном уровне.

Тренируйтесь декларировать , такой прием позволит вам &#171,поставить&#187, голос, научиться говорить четко и внятно.

В процессе коммуникации следите за речью других людей.

Особенно обратите внимание на тех людей, кто, по вашему мнению, умеет культурно разговаривать , на их фразы, интонацию голоса, паузы, выражение лица , все это воспринимается собеседником, как неотъемлемая часть речевой коммуникации. Человек вынужден общаться с окружающими, быть частичкой социума

И в его силах сделать это взаимодействие приятным и выгодным для обеих сторон коммуникации, соблюдая культуру речи и принципы нравственности или же общаться деструктивно, что приведет к невозможности получения данных благ всеми участниками взаимодействия

Человек вынужден общаться с окружающими, быть частичкой социума. И в его силах сделать это взаимодействие приятным и выгодным для обеих сторон коммуникации, соблюдая культуру речи и принципы нравственности или же общаться деструктивно, что приведет к невозможности получения данных благ всеми участниками взаимодействия.

Этикет и культура общения:

Виды

Общение можно разделить на два вида:

  • вербальное;
  • невербальное.

Вербальное общение осуществляется при помощи слов, его можно разделить на письменное и устное. В любом виде вербального общения используется язык. Язык понимается как система знаков и способов их соединения в одно слово, следом в одно предложение или мысль. Любой язык неоднороден, его можно разделить на литературный и не литературный. Литературная форма языка является образцом с устоявшимися нормами и правилами.

Основой вербального общения являются речевые ситуации. Их можно разделить на:

  • говорение – применение языка для передачи информации;
  • слушание – восприятие информации на понятном языке;
  • письмо – перенос речи в письменный вид;
  • чтение – воспроизведение текста на знакомом языке с бумажного носителя.

Невербальное общение сложнее для восприятия, но, познав его основы, можно лучше понять собеседника, увидеть его истинные отношение и чувства. Если рассматривать средства невербального общения, то к нему можно отнести любые внешние проявления эмоций при разговоре.

Жесты – движения руками и головой. Такой метод передачи информации между людьми признан самым древним из всех существующих. В современных реалиях пытаются создать общепринятый словарь жестов, однако в каждой стране жесты имеют разный исторический смысл. Поэтому при общении лучше всего заранее узнать про значение излюбленных вами жестов.

Мимика – движение мышц лица. Основную информацию для собеседника при общении несут губы и брови. Отдельно стоит рассмотреть контакт глазами как часть мимики. Визуальные контакты тоже несут определённую смысловую нагрузку:

  • Деловой взгляд – в данном случае вы глядите в лоб партнёру, это помогает создать более серьёзную атмосферу.
  • Социальный взгляд устремлён в треугольник между глазами и ртом. Это помогает разрядить обстановку и сделать её более дружественной.
  • Интимный взгляд чаще всего направлен на шею или грудь. Если такой взгляд взаимен, это говорит о высокой заинтересованности друг к другу.
  • Взгляд искоса чаще всего рассматривается как знак враждебности или пренебрежения.

Пантомимика – движения всего тела. Сюда можно отнести осанку, позу и походку.

При общении в ходьбе всем собеседникам следует применять одинаковый темп ходьбы, желательно одинаковую походку.

Условия воспитания этического поведения и культура овладения им

Замечание 1

Культура овладения этическим поведением начинается с раннего возраста. Основную роль в этом процессе играют родители и педагоги дошкольного учреждения.

В ДОУ воспитатель, воспитывая у детей нормы этического поведения, в первую очередь показывает данные нормы посредством собственного личного примера этического поведения.

Кроме того, воспитатель должен дать детям четкое представление о целесообразности и необходимости освоение каждого правила этического поведения. Только осознав ценность этих правил дети будут стремиться активно ими пользоваться в повседневной жизни, в результате чего они станут нормой их поведения.

Воспитание этического поведения требует от воспитателей большого терпения. Весь процесс начинается в младшей группе ДОУ, когда воспитатели учат детей бережно относиться к своим вещам, складывать их аккуратно перед сном и после прогулки. Ежедневно воспитатели напоминают детям правила поведения за столом, на прогулке, во время занятий и т.д. Постепенно эти знания закрепляются у детей, а умения переходят в навыки и ежедневную естественную потребность.

Таким образом, роль воспитателя ДОУ в культуре освоения детьми этического поведения очень велика. Их работа представляет собой ежедневный и систематический труд, направленный на формирования необходимых этических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Все что будет усвоено ребенком в период дошкольного детства, является фундаментом для последующего развития у него культуры и этики поведения.

Особо необходимо отметить роль родителей в овладении ребенком этическим поведением. С самого раннего детства родители закладывают в детях привычки чистоплотности и аккуратности, приучают самостоятельно одеваться, застилать свою кровать, убираться в своей комнате. Все это формирует не только этическое поведение, но и приучает детей к труду и самостоятельности.

При формировании этического поведения у ребенка в условиях семьи, родителям необходимо в первую очередь понимать, что выполняя ту или иную работу за своего ребенка, они не помогают ему, а напротив, мешают выработке полезных навыков и привычек. В дальнейшем ребенок попросту не сможет жить самостоятельно в среде сверстников

Поэтому крайне важно, ежедневно заниматься воспитанием у него культуры и этики поведения

Замечание 2

Основные приемы, которые могут быть использованы родителями –совместное выполнение работы по дому, показ норм и правил поведения посредством собственного поведения.

Таким образом, задача окружающих ребенка взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма

Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением

Подробный список правил этикета и вежливости

  • Приветствуй людей, когда входишь в помещение или обращаешься к ним.
  • Говори “пожалуйста” и “спасибо”, когда просишь что-то или в виде благодарности за оказанную помощь.
  • Оставляй место в очереди для тех, кто пришел раньше.
  • Слушай и не перебивай других, когда они говорят.
  • Используй вежливые формы обращения, если они соответствуют ситуации.
  • Не используй грубые или оскорбительные слова, даже если разговариваешь со своими друзьями.
  • Пожимай руку, когда знакомишься или прощаешься с кем-то.
  • Следи за своей внешностью, чтобы она соответствовала ситуации, в которой ты находишься.
  • Не говори громко или шумно, особенно в общественных местах.
  • Не распространяй сплетни, не говори о других людях за их спиной и не участвуй в клевете.
  • Будь внимательным слушателем, проявляй интерес к рассказам других людей и задавай вопросы, чтобы прояснить их мысли.
  • Не пользуйся грубыми или оскорбительными выражениями в общении с другими людьми, даже если ты взволнован или раздражен.
  • Уважай чужое имущество и не бери без разрешения вещи или деньги у других людей.
  • Приноси извинения и исправляй свои ошибки, если ты сделал что-то неправильное или обидное.
  • Не показывай агрессию и не разводи конфликты, старайся разрешать споры мирным путем и находить компромиссные решения.
  • Не вмешивайся в частную жизнь других людей без их согласия, не рассказывай их личные дела третьим лицам.
  • Будь уважительным к правилам дорожного движения, не нарушай ПДД и не создавай опасные ситуации на дороге.
  • Будь внимателен к окружающей среде, не выбрасывай мусор на улицах или в природе, сортируй отходы и береги природные ресурсы.
  • Уважай личные границы других людей, не нарушай их приватность и не фотографируй или записывай видео без их разрешения.
  • Не критикуй внешность, одежду, вес или внешние особенности других людей, это неприемлемо и может вызвать обиду.
  • Не выражай предвзятость или дискриминацию по расовым, религиозным, половым, сексуальным или иным признакам.
  • Не вмешивайся в личные решения других людей, такие как выбор профессии, брака, родительства и других личных дел.
  • Уважай чужое время и расписание, не опаздывай на встречи, не отменяй важные встречи без серьезных причин.
  • Не разглашай личную информацию других людей, такую как адрес, телефон, электронную почту или другие конфиденциальные данные.
  • Будь уважительным к своим коллегам и сотрудникам на работе, сотрудничай, не проявляй конкуренцию, не критикуй или не обсуждай их за их спиной.
  • Не пользуйся на работе или в бизнесе чужими идеями, информацией или интеллектуальной собственностью без разрешения.
  • Будь внимателен и заботлив к своим близким, проявляй заботу, любовь и поддержку, уважай их чувства и мнения.
  • Будь внимателен к нежеланиям других людей, не настаивай на том, что им неприятно или неудобно.
  • Не мешай другим людям во время их работы, отдыха или сна, уважай их личное пространство.
  • Будь вежливым и терпеливым на дороге, не выражай агрессию или грубость водителям или пешеходам.
  • Будь внимателен к желаниям и потребностям своих детей, руководствуйся их возрастом, интересами и развитием.
  • Уважай личное пространство и время отдыха своих соседей, не создавай излишнего шума, не нарушай спокойствия и тишины.
  • Будь вежливым и уважительным к представителям службы безопасности, не препятствуй их работе, не нарушай правила безопасности.
  • Не злоупотребляй алкоголем, не нарушай законы и правила публичного поведения в состоянии алкогольного опьянения.
  • Уважай правила и этикет в спортивных мероприятиях, не проявляй агрессию, не оскорбляй других болельщиков или команд.
  • Будь уважительным и заботливым к домашним животным, не допускай жестокого обращения с ними.

В заключении можно отметить, что этикет и вежливость играют важную роль в нашей жизни, помогая установить нормы поведения и общения, формировать личностные качества и создавать благоприятную атмосферу в обществе. Знание правил этикета и умение проявлять вежливость являются ключевыми компетенциями, которые необходимы для успешной социальной адаптации и взаимодействия с другими людьми.

7000

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий