6.7. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Какие игровые технологии востребованы в ДОУ
Игровые технологии – способ обучения с элементами игры, способствующий самореализации и раскрытию творческого потенциала воспитанников. Это метод обучения и воспитания, который полностью соотносится с возможностями дошкольного возраста.
Цель игровых технологий состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок успешно постигает новые знания, формирует навыки, осваивает общественные функции, характерные социуму, и соответствующие нормы поведения.
В детском саду чаще всего практикуют дидактические игры, ребусы, кроссворды, виртуальные экскурсии, ТРИЗ, квесты и другие интересные приемы. Игровые технологии готовят базис для новой ведущей деятельности – учебной, которая необходима будущему первокласснику.
Классические подходы в организации деятельности детей
Спектр игровых технологий в дошкольном учреждении вариативен для разных возрастных групп. Игровые приемы используются во всех режимных моментах, как наиболее действенный метод активизации воспитанников.
Например, чтобы научить малышей умываться, педагог использует игрушку-зайку и потешку «Зайка серый умывается». Дети заинтересованы, стараются повторить слова и действия, постепенно овладевают навыком умывания.
Приглашая детей средней группы на занятие по изобразительному творчеству, педагог непременно использует игровую мотивацию. Например, за одним столиком дошкольники лепят «бублики для куклы Маши», за другим «морковку и капусту для зайчика» и пр. Или вся группа создает «Бабушкин дворик», получив следующую задачу: «У бабушки в деревне живут разные животные. Однажды она проснулась, а они все спрятались. Давайте поможем их найти. Слепим их из пластилина».
Воспитанников старшей группы вовлекают в интегрированное занятие «Путешествие в лес» или поход по «Экологической тропе», где на каждой остановке-станции дети получают доступный их пониманию объем информации.
Активно используется сюжетно-ролевая игра. Например, «Дорога и транспорт» помогает закреплять правила дорожного движения. «Супермаркет», «Поликлиника», «Корабль» дают представление о профессиях, развивают коммуникацию.
Инновационные игровые приемы
Современная действительность диктует новые формы игровых технологий. Они должны соответствовать новым веяниям общественного развития и должны быть интересны детям. Педагогу необходимо найти баланс между желанием ребенка и пользой для его развития. Поэтому в детском саду используют инновационные игровые приемы с использованием ИКТ.
Например, дети с удовольствием рисуют на световых столах, проявляя творческое воображение. Дошкольники создают образы на песке. Стол подсвечивается снизу, что дает необычный эффект. Ребенок воодушевляется, когда получает задание, адресованное лично ему: «Создай букет цветов для мамы», «Изобрази наряд принцессы», «Можешь нарисовать свою любимую машинку?».
Интерактивные столы можно применять в работе с детьми от 3 – 4 лет. Управление сенсорное, нажимом на экран, что вполне по силам малышам. Большая рабочая поверхность помогает использовать стол не только на индивидуальных занятиях, но и групповых. В программном обеспечении интерактивного стола заложены развивающие игры, счет, рисование, сортировка по группам и т.д. Такое разнообразие деятельности развивает у детей познавательные процессы, моторику, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.
Бонус
Напоследок хотелось бы привести примеры гаджетов, способных внести серьезные изменения в процесс обучения. Давайте посмотрим на этот список:
- Ручка Phree (способна писать на любой поверхности, синхронизируясь с вашим гаджетом, на котором и будет появляться выведенный текст).
- Virtuali-Tee (футболка, визуализирующая все внутренние органы, если её надеть и навести на неё камеру гаждета).
- Arduino Coding Kit (электронный конструктор на базе платы Adruino, позволяющий программировать ваши идеи).
Вот такие новшества появляются у современных детей. Торопитесь и вы осваивать эти технологии образования, которые станут повседневностью уже в недалеком будущем.
Желаем вам успехов!
Применение игровых методов для укрепления здоровья
Укрепление здоровья воспитанников – приоритет в работе ДОУ. При организации всех видов деятельности воспитатель использует игровую форму. Это занятия-путешествия, сюжетно-игровые пятиминутки, спортивные и подвижные игры, динамические паузы, тропа здоровья, релаксация, досуги, соревнования, «День здоровья».
Физические упражнения и спортивные состязания и сами по себе достаточно привлекательны для дошкольников. Однако даже они нуждаются в обновлении игровой мотивации. Ребенок хочет не просто побегать наперегонки или выполнить зарядку. Ему гораздо интереснее принять условия воображаемой ситуации и действовать по ее законам.
Игровые технологии помогают разнообразить занятия на тропе здоровья. Детям можно раздать план-инструкцию, на которой отмечено, в какой последовательности они должны пройти короба с наполнителями, сколько раз обойти тропинку вокруг и пр. Выполнение подобных задач с наглядными инструкциями особенно привлекает старших дошкольников.
Ценность игровых технологий заключается в том, что в них рационально сочетается игровая и дидактическая задача
Чем разнообразнее и интереснее условия, тем дольше дошкольник удерживает внимание на выполнении задания и получает больше пользы для своего развития
Применение информационных технологий в образовании: почему необходимо
Применение информационных технологий в образовании на сегодняшний день необходимо каждому без исключения вовлеченному или просто соприкасающемуся с образовательным процессом человеку.
Это касается учеников, их родителей, преподавателей и всего рабочего состава любого образовательного учреждения.
Применение ИТ в образовании повышает уровень организации образовательного процесса
Вот лишь некоторые возможные преимущества применения информационных технологий, которые способствуют большему удобству и доступности учебного и рабочего процесса, а также более эффективной их организации:
- электронные материалы онлайн;
- возможность быстрого доступа к образовательной информации;
- программированное обучение;
- дистанционное обучение;
- электронные базы, содержащие оценки, расписание, напоминания;
- доступ родителей к оценкам ребенка и возможность регулярного контроля;
- возможность проведения разных видов контрольных работ для учеников и студентов;
- возможность проведения психолого-педагогических тестирований для преподавателей;
- возможность финансовых расчетов;
- равный доступ всех к информации и информационным ресурсам;
- возможность быстро и своевременно оповещать всех учеников и работников образовательных учреждений о важных новостях и чрезвычайных событиях;
- использование экспертных управляющих систем;
- концентрация всей необходимой информации об учреждении в одной базе данных.
Использование информационных технологий качественно повышает уровень организации образовательного процесса.
Особенно ощутимую пользу применение их приносит главным участникам данного процесса – преподавателям и учащимся.
Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные;
- исследовательской деятельности.
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее
Основные критерии педагогических технологий в ДОУ
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
- Концептуальность. Опора на научную концепцию.
- Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
- Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
- Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
- Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.
Виды образовательных технологий
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Положения для детского сада
- Положение о профессиональной этике работников ДОУ
- Положение о комиссии по профессиональной этике работников ДОУ
- Положение об официальном сайте ДОУ
- Положение о запрете курения в детском саду
- Положение о контрольно-пропускном режиме в ДОУ
- Положением о привлечении и расходовании добровольных пожертвований в ДОУ
- Положение об организации питания воспитанников ДОУ
- Положение об административном контроле организации и качества питания в ДОУ
- Положение о бракеражной комиссии в ДОУ
- Положение о порядке взимания родительской платы в ДОУ
- Положение о работе контрактного управляющего в ДОУ
- Положение о сотрудничестве ДОУ с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
- Положение о премировании и материальной помощи в ДОУ
- Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат, надбавок, премий, материальной помощи в ДОУ
- Положение о системе видеонаблюдения в ДОУ
скачать: инструкции для пищеблока (кухни) Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 05.04.2021
Онлайн-обучение как современная технология в образовании
Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.
Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.
Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.
Краткосрочные образовательные практики технической направленности в ДОУ
КОП технической направленности в ДОУ («В мире машин», «Самолёт», «Аэроплан»)
Краткосрочная образовательная практика технической направленности в ДОУ «Весёлый маятник»
Технологическая карта КОП ТН Оригами рыбки из квадрата бумаги с элементами аппликации «Рыбки в аквариуме»
Программа КОП в ДОУ «Рисование деревьев»
Краткосрочная образовательная практика в ДОУ «Шляпка»
Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Электролампа»
Краткосрочная образовательная практика технической направленности «Божья коровка»
КОП «Веселые игры» для развития навыков общения
КОП технической направленности «Конструктор Funny Bricks» для детей 5-7 лет
КОП технической направленности «Аэроворонка» для детей 5-7 лет
Методическая работа в ДОУ: | | в ДОУ | | , в ДОУ | в ДОУ |
Физическое развитие
Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:
- организация двигательной деятельности;
- выполнение упражнений на координацию и гибкость;
- правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие моторики;
- формирование представлений о видах спорта.
Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.
Охрана и укрепление здоровья
Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:
- воздушные ванны;
- пальчиковую гимнастику;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- спортивные игры на свежем воздухе.
Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей
Физкультминутка в ДОУ
Развитие физических качеств
Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.
Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.
Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Технология игрового обучения
Игровая технология представляет собой способ организации обучения в форме различных педагогических игр, предполагает моделирование ситуаций, создание сюжета и персонажей, а также поиск необходимых действий для выполнения задания в соответствии с установленными правилами.
Основным субъектом игрового процесса является ребенок: им осуществляется действие и на него же направлен конечный результат. Вместе с тем педагогические игры организуются по инициативе и под контролем воспитателя. Им осуществляется выбор и подготовка материала, вовлечение детей, управление ходом самой игры и подведение итогов.
Обучающий процесс осуществляется в рамках заданной последовательности:
- Постановка дидактической цели в форме задания.
- Определение правил и условий, установка границ допустимых действий.
- Обучение посредством выполнения задания.
- Достижение цели, связанное с игровым результатом.
Использование игрового материала в воспитании дошкольников имеет ряд преимуществ:
повышает эффективность освоения знаний;
развивает память, внимание, творческое мышление;
учит отличать и обобщать предметы по характерным признакам;
отделять вымысел от реальности;
развивает быстроту реакции и смекалку.
Сфера применения игровых технологий в работе ДОУ практически безгранична, так как игра — основной вид активности ребенка. Действуя в игровой ситуации, дошкольники (в том числе дети коррекционных групп) эффективнее усваивают материал любой сложности. Так, например, использование словесных, настольных и подвижных игр с текстами на занятиях по развитию речи позволяет обогатить словарный запас ребенка и способствует повышению его речевой активности.
Образовательные области по ФГОС ДО
16 июля, 2014 admin
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).
1. Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие
Задачи:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Речевое развитие
Задачи:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5. Физическое развитие
Задачи:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
— развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования