Упражнения на концентрацию внимания для детей

Что делать, если подросток невнимательный?

Работать над развитием способности концентрироваться. Ведь это такой же навык, как и любой другой. Тем более, что для его тренировки существуют простые, понятные и эффективные упражнения. Главное, поймите: подросток уже умеет быть внимательным, просто сейчас этот навык находится под контролем эмоций.

Простой пример: попросите ребёнка рассказать о компьютерной игре, в которую он сейчас играет или о фильме, который недавно посмотрел. Вы удивитесь, как много запомнил «невнимательный» подросток.

Дело в том, что люди от природы легко концентрируются на интересных вещах

Это называется непроизвольным вниманием. Наша задача — научить ребёнка контролировать внимание, сделать его осознанным

В этом помогут регулярные тренировки, а чтобы подросток занимался с удовольствием превратите скучные занятия в интересную игру.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают абстрактно-логическое мышление, воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, геометрические фигуры, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях

Желаем удачи в развитии ваших детей!

Задачи на логическое мышление

Логическое мышление является важным навыком, который можно развить у школьников с помощью специальных задач. Задачи на логическое мышление помогают развить аналитическое мышление, умение находить закономерности, делать логические выводы и решать сложные задачи.

Вот несколько примеров задач на логическое мышление:

  1. Задача «Логический ряд»

    Даны числа: 2, 4, 6, 8, ?. Какое число должно стоять на месте вопросительного знака?

  2. Задача «Логический шаблон»

    Даны числа: 1, 3, 5, 7, ?. Какое число должно стоять на месте вопросительного знака?

  3. Задача «Логическая последовательность»

    Даны числа: 3, 6, 9, 12, ?. Какое число должно стоять на месте вопросительного знака?

Эти задачи требуют от школьников внимательности, анализа и логического мышления. Они помогают развить навыки решения сложных задач и применение логики в повседневной жизни.

Для разнообразия, можно использовать также задачи с картинками или головоломки, которые требуют умения видеть связи и закономерности.

Непростые детские загадки на логику и внимательность

Мальчик с собакой идет к лесному озеру. Ему навстречу движется класс из 25 человек и 2 учителя, родители 10 детей также принимают участие в прогулке. Пять матерей еще везут своих детей на колясках, учитель ведет собаку, а двое детей несут своих крыс. Сколько ног идет по дороге к лесному озеру?

Узнать ответ

По дороге к лесному озеру идут только 2 ноги – ноги мальчика, лапы собаки не считаются, а все кого он встретил, возвращаются с озера.

Пять пломбиров пять ребят Ровно в пять минут съедят. А за сколько смогут съесть Шесть ребят пломбиры, если И пломбиров тоже шесть?

Узнать ответ

Сколько б ни было пломбиров, если столько же ребят, то ребята все пломбиры в те же пять минут съедят.

Источники

  • https://vashrebenok.org/intellektualnoe-razvitie/razvitie-logiki-u-detej-6-7-let.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/voprosy-na-logiku-dlya-detej-6-7-let-s-otvetami.html
  • http://www.fun-edu.ru/poleznye-materialy/logicheskie-zadachi-dlya-detej-6-7-let-otvety-vnutri/
  • https://heaclub.ru/zagadki-na-logiku-luchshaya-podborka-dlya-detej-i-vzroslyh-120-zagadok
  • https://mishka-knizhka.ru/logika-vnimanie-pamyat/
  • https://logiclike.com/math-logic/zagadki-na-logiku/detskie

Развитие внимания полезно в любом возрасте

Современный ритм жизни таков, что человеку всегда не хватает времени на развитие собственной личности, интеллектуальных способностей, на хобби и даже на развлечения.  Наши тренажеры помогут восстановить тонус вашего мозга, дать ему интеллектуальную встряску, которая улучшит концентрацию, внимание и память. Если регулярно тренироваться, думать над собственным развитием и шаг за шагом улучшать свои показатели по скорости реакции, вниманию, точности, объему внимания, можно поднять собственную жизнь на новый качественный уровень

  • Вы забудете о рассеянности;
  • Сможете выполнять больше интеллектуальных задач за более короткое время;
  • Легче начнете запоминать адреса, телефоны, рабочую информацию.

Тренажеры BrainApps улучшают скорость переключения внимания, его объем и устойчивость, помогают ощутить прилив интеллектуального потенциала!

Рисунок по образцу

Это визуальные задания на внимательность, суть которых в следующем: вы показываете детям определённый рисунок, даёте им несколько секунд на то, чтобы его изучить, потом убираете образец и просите их быстро нарисовать на своих листках точно такой же.

Вот авторская игра, придуманная Анатолием Засобой, в таком ключе. Попросите детей нарисовать на своих листках шесть точек — вот так:

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Затем покажите им заранее сделанный образец (подготовьте сразу несколько вариантов, чтобы провести несколько туров игры). Дайте десять секунд на запоминание.

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Попросите детей за те же десять секунд соединить на своих листках шесть точек точно так же, как было на вашем рисунке, и показать результат. Правильно воспроизведут фигуру далеко не все, но это будет весело и включит азарт для следующей попытки (уже с другим образцом).

Лайфхак: если вы проводите занятие онлайн, некоторые дети, скорее всего, постараются схитрить и незаметно от вас сразу перерисовать фигуру в то время, когда вы показываете образец. Чтобы это исключить, попросите учеников держать обе ладошки поднятыми, пока вы демонстрируете им свой рисунок.

Это задание развивает не просто визуальную кратковременную память, но и ассоциативное мышление (подскажите детям, что для лучшего запоминания того, как соединены точки на образце, нужно проассоциировать получившуюся фигуру с каким-то предметом или образом, на который она похожа).

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Задачу можно постепенно усложнять — уменьшать время запоминания (до пяти секунд, до трёх и, наконец, до одной), увеличивать количество точек (до восьми, десяти). Главное — помнить правило: усложнение должно быть постепенным, начинать нужно с самого простого варианта, который у детей точно получится, иначе, если задание окажется им не по силам, они быстро потеряют интерес к процессу.

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Ещё один вариант задания на визуальное запоминание: попросите детей нарисовать четыре (постепенно количество можно увеличивать) пустых прямоугольника. Потом покажите им картинку с домино, дайте время запомнить расположение точек и предложите точно так же расставить точки в своих прямоугольниках.

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Кстати, недавно шведские учёные выяснили, что подобные задания на визуальную кратковременную память помогают младшеклассникам развивать свои математические навыки. Так что перед уроком математики они будут особенно полезны.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания.

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.

Упражнение 3

Попробуйте читать вдумчиво. Не отвлекайтесь. Если поймали себя на этом, вернитесь снова к чтению. Полностью сконцентрируйтесь и попробуйте понять глубинный смысл книги.

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.

До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.

Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.

В эзотерическом мире существует такое понятие как знаки. Они позволяют внимательным и наблюдательным людям получать подсказки от вселенной. Когда вы научитесь следить за изменением окружающего пространства, в обычный ход вещей будут нарушать определенные происшествия.

На них вы будете обращать особо пристальное внимание и удивляться. Вот именно это чувство — удивление, является опознавательным и главным признаком знака

За сим спешу откланяться, с вами был Сергей Меньков, до новых встреч!

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

У ребенка ужасный почерк? Это можно исправить!Правда придется немного потрудиться. Но с интересом, красочно!Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Развитие внимания у детей

Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.

У детей внимание развивается в несколько этапов:

В первые недели жизни младенец лишь адаптируется к миру. И только к концу первого месяца начинает замечать яркие предметы и может концентрироваться на них, а также учится различать лица

В этот период и появляется внимание.
В течение первого года малыши легко отвлекаются на любой шум, разговоры, игрушки и т.д. – их внимание рассеянное и нестабильное

Однако ближе к 10-12 месяцам у детей формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс.
С 1 года и до 2 лет у детей преобладает фиксированное внимание. Занимаясь своим делом, они могут сильно увлекаться и не замечать ничего вокруг. Также на этом этапе обнаруживаются первые признаки произвольного внимания: малыши уже могут самостоятельно перемещаться и производить манипуляции с предметами, а также понимают речевые конструкции взрослых, когда их просят посмотреть в указанную сторону или на предмет.

В 2-3 года наступает стадия, когда ребёнок способен заниматься только одним делом одновременно, и, если его отвлекли – переключается, не возвращаясь к своему занятию

Но к 4-5 годам это меняется, и дети учатся удерживать в фокусе сразу 2 занятия хотя бы на короткое время (играть и параллельно разговаривать со взрослыми и т.д.)
К 5-6 годам формируется произвольное внимание, появляется сила воли. Ребёнок уже понимает сложные инструкции и может им следовать, а также предпринимает первые попытки управлять своим вниманием и удерживать его на объекте.

И затем, только в возрасте 6-7 лет, когда основные функции психики сформированы и начинается процесс совершенствования навыков концентрации, считается, что ребёнок готов к обучению.

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать.

Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя

Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок. Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.
Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил. Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Виды внимания

Важно понимать, что внимание бывает  трех видов: непроизвольное и произвольное, после произвольное. Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание. Оно возникает в случае, когда наше сознание не включено в деятельность

То есть мы не осознаем эти процессы и не прилагаем никаких усилий для вовлеченности в конкретный объект

Оно возникает в случае, когда наше сознание не включено в деятельность. То есть мы не осознаем эти процессы и не прилагаем никаких усилий для вовлеченности в конкретный объект.

Примеры непроизвольного внимания

Допустим, ты поставила в духовку пирог и пошла, заниматься своими делами. Однако вдруг ты резко почувствовала запах горелого, что спровоцировало тебя побежать на кухню

То есть, ты была сосредоточена на другом объекте, однако резкий запах привлек твое внимание к пирогу

Или, например, ты увлекаешься профессиональным макияжем

Проходя мимо девушек, ты непроизвольно обращаешь внимание на то, как они накрашены. Это происходит из-за твоей увлеченности конкретной сферой

А вот еще пример: ты сильно голодна и идешь по улице, твое внимание невольно падает на людей, которые кушают мороженое и на кафе, встречающие на твоем пути. Так тоже проявляется непроизвольное внимание, основанное уже на инстинктах

Исходя из примеров, возможно, сделать вывод, что непроизвольное внимание – это та часть внимания, которая возникает самопроизвольно, которую мы никак не контролируем. Такое внимание занимает основную часть нашей жизни, в основном его мы используем

Повышаем концентрацию и внимание

Произвольное внимание. Здесь уже задействовано наше сознание

То есть произвольное внимание формируется нами с какой-либо определенной целью. В связи с тем, что нам приходится задействовать нашу волю и прилагать некоторые усилия, чтобы сконцентрироваться на объекте, такое внимание часто называют волевым, активным

Здесь уже задействовано наше сознание

То есть произвольное внимание формируется нами с какой-либо определенной целью. В связи с тем, что нам приходится задействовать нашу волю и прилагать некоторые усилия, чтобы сконцентрироваться на объекте, такое внимание часто называют волевым, активным

Примеры произвольного внимания

Допустим, тебе необходимо подготовить доклад. Это твоя цель. Поэтому ты открываешь книги по теме и концентрируешься на поиске подходящих для тебя материалов. Ты сосредоточена на процессе и в результате отвлекаешься лишь, когда работа будет окончена.

Или, например,  ты катаешь ребенка на карусели. В это же самое время тебе позвонили, и ты ведешь разговор. Твоя задача, следить за ребенком, чтобы он не упал

Именно поэтому тебе приходится концентрировать внимание на малыша, совершая некоторое усилие

После произвольное внимание. Такой вид внимания представляет собой «микс» непроизвольного и произвольного внимания

Если быть точнее, произвольное (волевое) внимание плавно перетекает в непроизвольное (неосознанное)

Такой вид внимания представляет собой «микс» непроизвольного и произвольного внимания

Если быть точнее, произвольное (волевое) внимание плавно перетекает в непроизвольное (неосознанное)

Пример после произвольного внимания

Например, ты собираешься приготовить новое блюдо. Для начала тебе необходимо изучить рецепт, подготовить продукты и сосредоточиться на процессе

Тебе приходится переключать свое внимание с рецепта на собственно само приготовление. Это требует конкретных усилий

Однако когда все ингредиенты заброшены и остается лишь помешивать, твоя концентрация ослабевает, тебе не приходится сосредотачиваться и напрягаться, все течет своим чередом, без глубокого включения в процесс. Так и происходит переход от произвольного внимания к непроизвольному.

 В связи с тем, что внимание развивается в детстве, мы способны тренировать и развивать лишь произвольное внимание. То есть волевое, которым нам приходится управлять

Именно этим мы сегодня и займемся.

Развитие внимания с помощью музыки

Музыка является мощным инструментом для развития внимания у школьников. Ее ритм и мелодия способны активизировать мозговую деятельность и помочь сосредоточиться на задаче. Вот 10 эффективных упражнений, которые можно проводить с использованием музыки:

Ритмический отбой Задайте ребенку задачу маршировать или топать ногами в такт музыке. Попросите его менять скорость и ритм движений в зависимости от изменения музыки

Это поможет развить внимание к ритму и синхронизировать движения с музыкой.

Музыкальная память Воспроизведите короткий музыкальный фрагмент и попросите ребенка повторить его после вас. Постепенно увеличивайте сложность, увеличивая длительность фрагментов или добавляя новые инструменты

Это поможет развить аудиотекстовую память и внимание к звукам.

Игра в «Музыкальные стулья» Расставьте стулья в круг и включите музыку. Когда музыка играет, дети должны ходить вокруг стульев, а когда музыка останавливается, они должны сесть на свободный стул. Убирайте по одному стулу после каждого раунда. Эта игра развивает внимание к звукам и требует быстрой реакции.

Музыкальное чтение Включите музыку и попросите ребенка читать вслух. Попросите его подстроиться под ритм и настроение музыки. Это поможет развить внимание к интонации и ритму речи.

Танцевальная история Выберите музыкальный фрагмент и попросите ребенка представить, что он рассказывает историю с помощью танца. Попросите его выразить настроение и сюжет музыки через движения. Это поможет развить внимание к музыкальным выражениям и интерпретации.

Музыкальный пазл Разделите музыкальное произведение на несколько фрагментов и попросите ребенка установить их в правильном порядке. Это поможет развить внимание к деталям и умение анализировать музыку.

Музыкальный слух Играйте на музыкальных инструментах или используйте различные звуковые источники, и попросите ребенка определить, какой инструмент или звук он слышит. Это поможет развить внимание к звукам и музыкальный слух.

Музыкальные головоломки Предложите ребенку разгадать загадки, в которых используются музыкальные термины или названия инструментов. Это поможет развить внимание к деталям и музыкальную эрудицию.

Музыкальное сравнение Воспроизведите два разных музыкальных фрагмента и попросите ребенка найти различия и сходства между ними. Это поможет развить внимание к деталям и аналитическое мышление.

Музыкальные задачи Создайте задачи, в которых ребенок должен использовать музыку для решения проблем. Например, попросите его создать музыкальное сопровождение к заданному тексту или нарисовать звуковую карту для музыкального произведения. Это поможет развить внимание к деталям и креативное мышление.

Музыка является уникальным и эффективным инструментом для развития внимания у школьников. Она помогает активизировать мозговую деятельность, улучшает концентрацию и тренирует различные когнитивные навыки. Попробуйте провести эти упражнения с вашим ребенком и наблюдайте за его прогрессом в развитии внимания и музыкальных способностей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий