Как обучить ребенка счету – действенные и проверенные способы

Лучший возраст для начала обучения

Чтобы научить ребенка быстро считать в уме, необходимо понять, когда лучше начать процесс обучения. Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям. А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик. Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям. Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие.

Несколько полезных советов

О чем нужно помнить в процессе тренировки устного счета?

  1. Продолжительность занятий. Каждый «урок» должен длиться не более 10 минут. Можно проводить такие занятия 2-3 раза в день, например, после завтрака в обед и вечером (но не перед сном). Главное, ориентироваться на желание чада. Ни в коем случае нельзя учить чему-то насильно.
  2. Сложность. Не нужно давать слишком сложных заданий. Невозможность решить задачу может быстро свести на нет весь интерес крохи к учебе.
  3. Закрепление пройденного. Повторение – мать учения. Это действительно работает, особенно с детьми. Главное не забывать про игровую форму.

Чем комфортнее будет ребенку заниматься, тем быстрее появятся результаты.

Курс ментальной арифметики от SMARTUM для развития навыков быстрого устного счета

Как научить ребенка устному счету? Научить считать в уме школьника так же легко, как и дошкольника. Центр обучения Smartum поможет вашему ребенку быстро и легко научиться считать про себя.  В основу обучения положена известная более 2000 лет японская методика со счетами соробан, которая не только учит считать, но и развивает умственные способности ребенка, открывает его потенциал и помогает успешно реализовать его.  Методика построена на использовании традиционных счетов, которые научат не только складывать и вычитать, но и делить, умножать сложные цифры без калькулятора и какой-либо зубрежки.

Польза ментальной арифметики состоит в том, что у ребенка повышаются все интеллектуальные способности, вне зависимости от его склада ума. Если малыш был гуманитарием, у него возникнет интерес к математике и физике. Если сын или дочь хорошо считали в уме и решали задачи, то они начнут читать художественную литературу или изучать анатомию.

Благодаря этому курсу ваш ребенок достигнет успехов по всем предметам школьной программы. Кроме того, что он будет быстрее калькулятора считать арифметические примеры с многозначными числами в уме, он ещё сможет сократить время на выполнение домашнего задания, при этом делая уроки максимально правильно и грамотно.

В каком возрасте появляется навык

Дети с самого рождения проявляют интерес ко всему, что их окружает, что им рассказывают и показывают взрослые. Но не ко всему их можно приучить.

Новый материал должен подаваться не просто дозировано, но и в определенной форме, а также в определенном возрасте. Только так ребенок с радостью воспримет и усвоит то, чему его хотят научить.

Обучение математическим вычислениям

Обратите внимание! Методика обучения счету будет отличаться в разных возрастных группах. Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:

Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:

  • до трех лет;
  • 3-4 года;
  • 4-5 лет;
  • 5-7 лет.

Уже в возрасте двух-трех лет ребенок способен обучаться счету. Он понимает простой порядковый счет и может показывать, что идет по порядку. Например, одна конфета, две конфеты, три яблока.

С 3 и до 4 лет дети способны научиться складывать небольшие группы предметов, делить их между игрушками. Например, дать мишке 2 конфеты, кукле 3 яблока. А в 4 года может выполнять несложные приемы счета.

После того как малыш усвоит счет до цифры десять, ему становится неинтересно. Обычно это происходит к 5 годами. В этом возрасте ребенок способен выучить цифры до 20 и считать до них от единицы.

Важно! Обучение счету детей 5-6 лет можно начинать и в школе, но лучше делать это заранее. В легкой игровой форме в домашних условиях ребенок быстро усвоит новую информацию

5-7 лет — возраст, когда ребенку доступен счет до 100, сложение и вычитание. Дети с радостью ходят с родителями в магазин и способны устно посчитать, сколько монеток нужно дать продавцу, чтобы купить мороженое.

Трехлетний малыш считает на пальцах

Методика изучения сложения и вычитания для дошкольников

Перед началом занятий устным счетом малыш должен научиться:

  • перечислять предметы окружающего мира по порядку, от 1 до 10 (и больше). Основные игры, способствующие развитию этого навыка, – прятки (проговаривая считалочку);
  • изображать числа графически. Дошкольник должен знать, как выглядит число, и что оно обозначает. Один из легких способов, развить данную способность – многократно проговаривать встречающиеся на пути числа (номера кабинетов, машин, домов и т.д.);
  • раскладывать числа в пределах 10 по порядку возрастания или убывания. Вместе с этим изучаются понятия сравнения, продолжения ряда, объединения и исключения лишнего предмета. Эффективны упражнения на соединение чисел по точкам (при этом двузначные используются в дошкольном возрасте крайне редко).

Как научить ребенка складывать и вычитать, если базовые понятия о числе у него уже имеются? Специалисты применяют следующие приемы:

  1. Изучение счета на пальцах. В настоящее время этот метод не принимают многие, однако в качестве основы для решения простых примеров в пределах десятка он подойдет. Не следует слишком долго использовать данный метод. Оптимальный возраст ребенка – от 2 до 4 лет.
  2. Основываясь на составе числа. Нецелесообразно начинать изучение до 5-летнего возраста. Обязательно нужно разобрать в деталях понятие «состав числа» и графически изобразить его для каждой цифры. Наиболее распространенный вариант изображения – домик с окнами в 2 столбика, где крыша – это целое число, а в окнах – его слагаемые. В качестве дополнительного материала можно взять разноцветные кубики и коробку с ячейками из методики Полякова.
  3. Изучение и заучивание таблиц сложения и вычитания. Данный прием эффективен лишь при многократном повторении.

Счет на пальцах

Решение примеров в пределах 10

Как научить ребенка складывать, вычитать и решать небольшие примеры в пределах 10? Зная значения понятий сравнения, дошкольник сможет отвечать на простые вопросы, такие, например, как:

  • У Оли 3 яблока, а у Антона 4. У кого яблок больше?
  • Мама приготовила 3 печенья. Вася съел одно. Сколько печений осталось?
  • На ветку сели 6 синиц и 2 вороны. Сколько всего птиц сидит на ветке?

Для малыша важна наглядность. Примеры на сложение и вычитание чисел вначале следует сопровождать наглядным материалом, например, счетными палочками:

  • выложить 5 палочек и попросить убрать 2. Спросить, сколько палочек осталось;
  • обратная задача – положить 1 палочку и попросить прибавить еще 4. Спросить, сколько теперь палочек на столе.

Вместо специального материала можно использовать карандаши, мелки, кукол, продукты, ветки и т. д. Процесс счета также можно проводить в любом месте и в любое время – считать проезжающие на улице машины, ступеньки в подъезде, пролетающих птиц.

Решение примеров в пределах 20

К счету в пределах 20 нужно переходить только в том случае, если дошкольник может уверенно сложить и отнять числа первого десятка, а также хорошо ориентируется в составе числа.

В первую очередь предлагается слагать числа, близкие к 10. Например:

Маша съела 8 пельменей, а затем еще 2 (8 + 2 = 10). Потом мама положила Маше добавки – 5 пельменей (10 + 5 = 15). Сколько пельменей всего съела Маша?

Далее  можно предложить задания на вычитание. Поначалу основным лучше брать число, близкое к десяти (11, 12, 13). Пример:

Катя принесла в садик 13 конфет. Сначала она дала 3 конфеты Васе (13 – 3 = 10), а потом столько же конфет Саше (10 – 3 = 7). Сколько осталось у Кати конфет?

Знакомимся с отношениями и математическими действиями

Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами. У ребенка в возрасте 5 – 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере

У ребенка в возрасте 5 – 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.

Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.

Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.

Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.

Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».

Зачем нужен ребенку навык устного счета

Навык устного счета играет большую роль в формировании будущего интеллекта, а именно:

запускает процессы логического мышления;
развивает память и речь;
учит абстрактному мышлению нахождению закономерностей и совпадений;
помогает ребенку с концентрацией;
стимулирует внимание и наблюдательность.

В наше время высоких технологий навык устного счета стали недооценивать и это плохо отражается на общем развитии ребенка. Мозг в любом возрасте необходимо подвергать регулярным тренировкам. Их отсутствие негативно влияет на продуктивность умственной деятельности.

Навык устного счета – один из факторов раскрытия потенциала ребенка. Математика относится к наукам, которые не просто учат думать, но и оперативно принимать решения комплексно мыслить.

Почему не стоит злоупотреблять счетом на гаджетах

Доказано, что частое использование электронных вычислительных устройств минимизирует мыслительные процессы, притупляет концентрацию и память.

Более того, увлеченность этим цифровым видом техники рассеивает внимание, ухудшает аналитическое мышление. Людям, часто пользующимся электронными вычислениями, свойственна нелогичность мышления

Навык устного счета, наоборот, позволяет сосредоточенно решать сложные, требующие вычислений и времени задачи, развивает способности к аналитике, учит видеть логические цепочки и делать закономерные выводы.

Учимся считать — первые шаги в обучении

Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у «ученика» желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.

Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ — поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки

Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10

Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой — медведи

И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры «2», «5» и т.д. Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.

Как научить ребенка складывать и вычитать

Дети должны ежедневно практиковаться в сложении и вычитании. Есть много возможностей обучать сложению и вычитанию, а также решению простых математических задач в течение дня. Эти возможности должны быть реализованы по мере их появления в повседневных ситуациях, таких как покупки в магазине, сервировка стола, складывание одежды и т. д.

Используйте счетный материал и другие подходящие инструменты, чтобы помочь детям решать задачи на практике. Приведенные ниже упражнения помогут развить понимание и овладеть навыками сложения и вычитания. Вы можете использовать их в неизменном виде или адаптировать к своим потребностям.

Есть много способов сложения и вычитания, которым следует обучать детей раннего возраста. Изучение различных методов помогает им выбирать, что им подходит в данный момент. Пока дети маленькие, они, как правило, используют собственные пальцы для решения примеров. По мере того, как они совершенствуют освоенные и изучают новые способы, они развивают математические навыки и реже нуждаются в математических инструментах.

Варианты счётных инструментов:

  1. Счетный материал – инструмент без которого не обходятся ни воспитатели, ни учителя начальных классов, обучая детей математике. Двухцветные элементы полезны для решения примеров из двух чисел.
  1. Таблица с числами от 1 до 100 – это универсальный инструмент, имеющий множество применений. Её можно легко использовать для решения примеров.
  1. Числовые линии – еще один важный инструмент, которым должны овладеть дети. Используйте его для быстрого решения примеров, перемещаясь вперед или назад, чтобы найти ответы.

Задания и игры на сложение и вычитание

  1. Играйте в боулинг с вычитанием. Установите десять кеглей (или пластиковых бутылок) и используйте шар, чтобы сбить их. Записывайте примеры вычитания, чтобы представить, что осталось (например, 10 – ? = ?).
  1. Используйте тарелку с разделителями на части и небольшие предметы, чтобы попрактиковаться в решении примеров. Ребенок может пересчитывать и складывать предметы в разные секции и перемещать их, чтобы найти ответ. Это идеальный способ научить и показать метод «часть + часть».
  1. Изучайте сложение и вычитание с помощью колоды карт. Каждый из игроков переворачивает две своих карты, игрок с большей суммой (вариант: большим числом разности) забирает все выложенные карты. Играйте, пока один из игроков не заберёт все карты.
  1. Игры с кубиками – это просто и эффективно! Ребенок бросает два кубика и складывает или вычитает количество выпавших на них точек. Если использовать кубики большого размера, можно получить больше удовольствия от процесса.
  1. Предложите ребенку решать примеры, выбирая и фиксируя правильный ответ бельевой прищепкой. Научите его делать проверку сложения вычитанием (вычитая каждое из слагаемых из числа, на котором закреплена прищепка).

Устный счет с опорой на состав числа

Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.

Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры “выходящие” за десяток, например 8+5. Для этого нужно:

  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Как научить ребенка считать в уме

Ментальная арифметика – это далеко не новая система быстрого счета, ведь она зародилась еще в древности, около пяти тысяч лет назад. С тех пор данная методика не претерпела серьезных изменений и дошла до нас в практически первозданном виде. В ее основе лежат вычисления на абакусе – специальных счётах. Сначала человек учится решать простейшие примеры на них, а затем постепенно переходит к более сложному этапу обучения – учится представлять абакус в уме и производить вычисления на нем в своем воображении.

Лучше всего ментальная арифметика подходит именно детям. Нет, взрослые также могут ее освоить, но для этого им придется абстрагироваться от привычных методов операций с числами, а ребенок справляется с этим намного легче. Для него ментальная арифметика является не только помощником на уроках математики, но и способом развить свои интеллектуальные способности до очень высокого уровня.

Весь секрет этой методики в том, что она подразумевает разностороннее развитие человека. За логику и анализ отвечает правое полушарие мозга, именно оно задействуется на обычных уроках математики, когда мы решаем примеры или задачи. Правое полушарие, отвечающее за креативное мышление и фантазию, в этом случае к работе почти не подключается, а значит и не развивается должным образом. А ведь все области человеческого интеллекта необходимо тренировать.

Так как ментальная арифметика задействует и аналитическое мышление, и воображение, она является даже не столько способом быстро решать математические задачи, сколько средством для всестороннего развития. Другие методики чаще всего направлены на тренировку какой-то одной способности, а данная техника работает комплексно. Именно это выделяет ее среди прочих и делает одной из самых популярных систем развития интеллекта ребенка.

Обучение ментальной арифметике занимает достаточно много времени, но те преимущества, которые она дает, оправдывают затраченные усилия

Когда речь идет об обучении ребенка по данной методике, важно подобрать правильную программу тренировок. Ключевым фактором успеха является соблюдение плана занятий и контроль их регулярности. Несмотря на то, что в открытых источниках в интернете можно найти много информации по этому запросу, не всегда удается самостоятельно освоить ментальную арифметику

Поэтому большинство родителей предпочитают обучать ребенка этой технике в детских центрах дополнительного образования

Несмотря на то, что в открытых источниках в интернете можно найти много информации по этому запросу, не всегда удается самостоятельно освоить ментальную арифметику. Поэтому большинство родителей предпочитают обучать ребенка этой технике в детских центрах дополнительного образования.

Принципы и методы обучения математике

1. Индивидуальный подход

Один из ключевых принципов обучения математике — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возраст, уровень знаний, интересы. Необходимо учитывать скорость усвоения материала и варьировать объемы домашних заданий в зависимости от этого.

2. Игровые методы

Игры и развлечения помогают детям лучше усваивать математические понятия. Игры в математику или конструкторы могут быть полезны в освоении новых знаний и умений.

3. Выводы и решение проблем

Постановка задач и их последующее решение – это важный шаг в обучении математике. Задания должны быть связаны с реальной жизнью, чтобы ребенок мог увидеть их в практических примерах своей жизни. Кроме того, детей необходимо учить анализировать ситуацию и находить оптимальные решения проблем.

4. Терпение и поощрение

5. Повторение и контроль

Повторение – это важный элемент обучения математике. Необходимо регулярно повторять основные понятия и упражнения для закрепления полученных знаний. Контроль и проверка знаний помогут определить результативность обучения и выявить возможные проблемы.

Основные ошибки в обучении математике и как их избежать

Математика – это предмет, который многие дети считают сложным и непонятным, однако, правильный подход к обучению может помочь превратить его в любимый предмет. Однако, при обучении математике детей часто допускаются ошибки, которые затрудняют усвоение материала и приводят к отрицательным результатам.

Первая ошибка заключается в недостаточной практике. Для того, чтобы научиться решать математические задачи, необходимо упражняться не только на уроках, но и дома. Дети должны проводить достаточное количество времени на выполнение заданий, написание формул и изучение правил.

Вторая ошибка – использование только одного типа материалов для обучения. Для того, чтобы усвоить материал, необходимо применять разные методы и подходы. Обучение математике должно включать не только учебники, но и видеоуроки, игры и другие интерактивные формы, которые помогут детям лучше понять материал и запомнить его.

Третья ошибка – отсутствие понимания материала. Очень часто дети учат материал наизусть, не понимая его сути и не умея применять на практике. Чтобы такого не происходило, необходимо стимулировать детей задавать вопросы, проводить более детальное объяснение материала и давать возможность применять полученные знания на практике.

Четвёртая ошибка – недостаток мотивации. Если ребенок не видит в математике практической пользы или не может найти интерес, он будет учиться математике хуже, чем другие предметы. Поэтому необходимо показать детям, какие возможности дает знание математики и как применять её на практике. Или нужно подобрать возможный пример из жизни, где математика может помочь ребенку.

Этапы обучения

Процесс умственного счета у детей складывается из двух компонентов: речевого и двигательного.

Речевой компонент выражается в проговаривании счетных действий, затем в прошептывании (один плюс один будет два). И только после этого ребенок будет готов считать «глазами», про себя.

Двигательный элемент состоит в перекладывании считаемых предметов. Так ребенок наглядно представляет – больше или меньше предметов стало. Сначала малыш следит за появляющимися предметами пальчиком, потом – только глазами. И лишь затем он будет готов считать в уме: сначала до 5, затем до 10 и так далее.

Таким образом, для того чтобы научить ребенка считать в уме в пределах десятки, нужно совместить перекладывание предметов с запоминанием этого количества. А к этому ребенка нужно подготовить.

В самом начале дошкольника нужно научить:

  • осознавать разницу между понятиями «один» — «много»;
  • понимать, что значит «больше», «меньше», «столько же» (равно);
  • различать порядковый (первый, второй) и количественный (один, два) счет;
  • понимать, что такое состав числа (например, что 4 – это 2+2, 3+1);
  • связывать в сознании количество с его письменным числовым выражением (то есть понимать, что 5 морковок обозначается цифрой 5).

Учитывая наглядно-действенный способ мышления маленьких детей, объяснять эти понятия нужно на конкретных предметах. Лучше – любимых ярких игрушках малыша, позволяя ему в процессе игры перемещать их, чтобы сделать поровну, больше, меньше, много. Умение сравнивать количество поможет быстрому освоению счета в уме.

Начальным этапом освоения устного счета является усвоение счета сначала до 5, затем до 10. Далее нужно помочь ребенку запомнить все результаты сложения-вычитания чисел первой десятки. После этого дошкольники смогут освоить способы выполнения этих действий в уме с двузначными числами. Здесь уже главным будет научить ребенка понимать и запоминать методику сложения-вычитания в следующих десятках.

На каждом этапе важно не механическое зазубривание, а именно понимание и запоминание каждого шага

Способы

Есть несколько способов обучить ребенка устному счету.

Состав числа

Один из способов – умение раскладывать любое число на составляющие. Например, 7 состоит из 1 и 6, 2 и 5 или 3 и 4.

При вычислительных операциях можно пользоваться правилом состава числа. При сложении 8 и 6 первое число дополнить до 10 (8 + 2 = 10), а из второго вычесть добавочное (6 – 2 = 4), а затем сложить 10 и 4 и получить в сумме то же число, что и при сложении 8 и 6.

Освоить это правило можно с помощью различных игр: раскладывание мелких предметов по блюдцам или кучкам, расселение жильцов в нарисованный дом, раскрашивание кружочков до задуманного числа, дорисовывание точек до заданного числа (такая игра называется «Домино»).

Вычислительные приемы

Также для быстрого устного счета полезно пользоваться вычислительными приемами.

  1. Присчитывание – актуальный способ для небольших чисел. Например, чтобы посчитать, сколько будет 5 + 3, необходимо к 5 три раза прибавить по 1.
  2. Перепрыгивание – напишите в ряд числа от 0 до 10, рассказав ребенку, что при сложении, например, 7 и 2 ему необходимо сделать два прыжка вправо от цифры 7, а при решении примера 9 – 4 – четыре прыжка влево.
  3. Частичное присчитывание – такой способ помогает быстрее решать примеры с двузначными числами: 38 + 7 = 38 + 2 + 5.

Тренируйтесь с помощью таких приемов каждый день, уделяя им около 5 минут времени, чтобы навык быстро и легко закрепился у малыша.

Использование популярных методик

При обучении устному счету можно придерживаться методик известных специалистов и педагогов.

Мария Монтессори создала методику развития детей с помощью разнообразных материалов, воздействующих на тактильные ощущения. Можно использовать камни, кубики, монетки, цветные бруски. Педагог объясняла успешность своей методики подключением тактильности, из-за чего развитие ребенка идет быстрее.

Американский врач Гленн Доман при обучении ребенка счету предлагал использовать карточки с разным количеством красных точек на них. Начинать рекомендуется с изучения счета до 10, а затем переходить к освоению простых математических операций.

Сергей Поляков, автор методики раннего обучения детей, предлагает также изучать счет структурно – познакомиться с цифрами от 0 до 10, научиться их складывать и вычитать, а затем переходить к изучению двузначных чисел.

До 5-летнего возраста используйте кубики и коробку, играйте в игру, в которой коробка – это дом, а кубики – жильцы и гости, которые живут в нем, приезжают навестить кого-то или уезжают в путешествие.

Осваиваем простые математические действия

Для того чтобы научиться хорошо складывать и отнимать, ребенок должен манипулировать одними и теми же однородными предметами, соотнося их с представлением каждого числа. Это помогает включать зрительную и тактильную память дошкольника для запоминания результатов действий с целыми числовыми группами, а не по единице. Поэтому на этом этапе всевозможные разнородные предметы или игрушки уже не подходят. Лучше заменить их простыми и понятными кубиками.

Для начала понадобится 5 кубиков, коробка с расчерченными клетками под них и карточки с изображением чисел от 1 до 5. Расположение (конфигурация) и количество кубиков откладываются в памяти дошкольника, чего не приносит работа с палочками или пальцами – они расположены хаотично, не давая зрительного представления об определенной «конфигурации числа». Поэтому в голове ребенка не отложится конкретная «вычислительная картинка».

Малыша просят поставить в коробку 1 кубик, спрашивая, сколько это. При ответе – «один», он должен положить рядом с кубиком карточку с изображением цифры 1. Затем он добавляет второй кубик. Произносит: кубиков 2, меняет карточку с изображением единицы на карточку с изображением двойки. Повторив манипуляцию несколько раз, малыш запомнит изображение двух кубиков и далее будет называть их количество сразу, не пересчитывая. Таким же образом учат считать остальные цифры.

Далее обучаем непосредственно сложению и вычитанию. Ребенку нужно сказать, что кубики – это, например, веселые клоуны, клеточки в коробке – их домики. Теперь заселяем одного клоуна. Сколько клоунов станет, если придет еще один? Два. А сколько останется, если один уйдет? – Один. И так далее.

С помощью такой простой методики дошкольник довольно успешно освоит навыки устного счета и простые математические действия. А это, как уже говорилось, полезно не только для будущих уроков математики.

https://youtube.com/watch?v=rSaxEYe4JyQ

Польза устного счета

Способность человека быстро устно считать свидетельствует об аналитическом складе ума, он может существенно отдалить время слабоумия и маразма, связанного с естественным процессом старения организма человека. Умение позволит не обмануть себя при совершении ежедневных покупок. При отсутствии такого навыка, человеку сложно быстро принимать выверенные правильные решения, просчитывать различные векторы развития событий и искать рациональные варианты сложных профессиональных задач. При тренировке мозга методом устного счета наблюдается рост умственных способностей человека, как следствие этого, растет его самооценка, что способствует профессиональному росту. Для детей, умение считать в уме позволяет существенно быстрее осваивать речь, убыстряется мысленная реакция, формируется способность принимать неординарные решения. Устный счет развивает память, и также как у взрослых людей, придает уверенность в себе.

Особенности вычитания

В математике существует всего два «полноправных» действия — сложение и умножение. Вычитание и деление являются обратными от этих двух. Кроме того, их всегда можно заменить умножением, подставив число «x», или сложением, подставив знак минус к неизвестному слагаемому. Именно поэтому, чтобы научиться вычитанию, сперва необходимо научиться складывать числа. Ведь в любой момент можно просто поменять в уме переменные и проверить правильность решения с помощью «x». Методика вычитания трехзначных чисел практически ничем не отличается от сложения. Вот небольшой пример: 553−192, а также подробный разбор:

  • Разбить имеющиеся числа на сотни, десятки и единицы: 500=500+50+3, 192=100+90+2.
  • Провести вычитание с сотнями: 500−100=400.
  • Вычесть десятки, заняв одну сотню: 150−90=60.
  • Вычесть единицы: 3−2=1.
  • Сложить остатки, не забыв о заемных сотнях или десятках: «300+60+1=361».

То есть даже в вычитании будет обязательно присутствовать сложение. Основная сложность расчета таких примеров заключается в постоянной необходимости занимать десятки. Однако если проводить такую тренировку ежедневно, то со временем считать трехзначные числа будет ненамного сложнее, чем двухзначные. Самое главное — верить в себя и собственные силы.

https://youtube.com/watch?v=prss6ysMGJY

А в чём же методика

Всё вышеописанное выглядит достаточно простым. Это и в самом деле так. Но просто это выглядит для родителей, которые учились значительно больше, чем два класса. Так что суть методик не столько в том, какие действия нужно делать в уме, сколько в поэтапном грамотном объяснении и отработке навыков путём постоянных тренировок.

Работать с ребёнком нужно регулярно. Объяснив один из алгоритмов в течение некоторого времени нужно закреплять навык, доводя его до автоматизма. Сильно мучить второклассника при этом не следует. Достаточно заниматься 10-15 минут в день, а если ребёнок хорошо справляется с заданиями, то хватит и 3-4 примеров. Но даже в последнем случае останавливаться на достигнутом не стоит. Если прекратить тренироваться, то алгоритмы могут забыться, а навык пропасть.

Занятия можно проводить по дороге в школу или из неё. Благо каких-то инструментов для этого не нужно. А можно делать это и дома, в форме игры, например: «В магазин». Можно играть и в развивающие счётные способности настольные игры типа математического лото.

Неплохим подспорьем в современном мире, где правят удалённые технологии, может стать и множество специально разработанных приложений для обучения быстрому счёту в уме, а также онлайн игры и сервисы. Кстати, в этом случае тоже нужно следить, чтобы младший школьник не слишком долго сидел, уткнувшись в телефон или монитор компьютера. Пятнадцати минут в день – вполне достаточно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий