Нейродинамическая гимнастика для тренировки мозга у детей

Первые признаки деменции

  1. Происходит нарушение как долговременной, так и кратковременной памяти. Человеку становится сложно вспомнить события, которые произошли недавно или запомнить новую информацию.
  2. Человек теряет навыки ориентации в пространстве и времени. Нередки случаи, когда больные терялись даже в привычной для них местности.
  3. Появляется безразличие к некогда любимым занятиям, исчезает желание познавать новое. Это происходит потому, что мозг уже не в состоянии получать и обрабатывать информацию.
  4. Снижение критичности собственного восприятия. Обычно этот симптом проявляются при планировании ближайшего периода жизни.
  5. В дальнейшем отмечается как прогрессирование этих симптомов, так и появление других, по своему воздействию более мощных. Одна из явных отличительных черт деменции – человек живет своим прошлым.

При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру)

Пять упражнений для нейропластичности

Суть нейробики заключается в том, чтобы постепенно изменить шаблонные действия на новые, тем самым повысив пластичность связей между нейронами. Делать это нужно, используя пять чувств в разных комбинациях. Это естественный и интересный процесс.

Упражнение «С закрытыми глазами». Предложите ребенку игру: с завязанными глазами нужно убрать игрушки или собрать вещи на занятия в детский развивающий центр. Это не так просто как кажется. Благодаря такому упражнению развивается внимательность и память, улучшается чувствование тела и ориентация в пространстве.

Упражнение «Немой телевизор». Включите фильм или передачу без звука. Задача ребенка «озвучить» то, что происходит на экране, «читая» по губам. Трудно по губам? Можно следить за мимикой актеров, пытаться угадать сказанное по жестам. Получается два в одном: и развитие мозга, и занятия актерским мастерством.

Упражнение «Смена рабочей руки». Предложите ребенку на день сменить рабочую руку. Если он правша, то путь чистит зубы, держит вилку и даже записывает домашнее задание по английскому языку для детей левой рукой. Если левша — правой. Это упражнение развивает межполушарные связи.

Упражнение «На ощупь». Положите в непрозрачный пакет или мешочек монеты разного номинала. Предложите ребенку запустить в пакет руку и на ощупь определить, какая монета ему попалась. Вместо монет можете использовать бусины, мелкие игрушки и другие небольшие предметы.

Упражнение «Нестандартный ответ». На большинство стандартных вопросов, мы и отвечаем стандартно, по привычке, особо не осознавая, что говорим. Задача этого упражнения — потренироваться в необычных ответах на обычные вопросы. Поиграйте с ребенком в игру, где нельзя использовать клише и избитые фразы.

Кроме этого Лоуренс Кац считал, что развитию мозга способствуют следующие занятия:

  • Чтение журналов и изучение непривычных областей знаний (даже если ваш ребенок увлекается только техникой или шахматами для детей, ему следует почаще предлагать почитать также о природе, искусстве, космосе и т. д.)
  • Изучение иностранного языка. Английский для детей с носителем — отличный способ формировать новые нейронные связи.
  • Разгадка ребусов и головоломок, развитие логического мышления через решения математических и других задач.
  • Знакомство с новыми словами и понятиями, обогащение словарного запаса. Речевое развитие ребенка стимулирует развитие мозга и наоборот.

Еще подсказки, чтобы не надоели упражнения

Я знаю, что большинству из вас, дорогие друзья, сложно не то, что зарядку заставить малышей делать, их поднять спозаранку невозможно. Но у дисциплинированных родителей и детки такие же. Если не приучили вовремя ложиться в постель вечером, то логично, что утром вас ждет ежедневная суматоха. Постарайтесь изменить ситуацию, пока ребенок в саду

К школе чрезвычайно важно выработать грамотный режим дня с обязательной утренней зарядкой

Чтобы не наскучил быстро первый комплекс, даю еще список упражнений для чередования

Как вы сможете заметить, для их выполнения не всегда потребуется участие обеих рук, но это неважно. Как бы там ни было, регулярные занятия обеспечат прекрасное развитие правого и левого полушария мозга

Советую и вам серьезно к ним отнестись. Говорят, что таким образом можно спастись от всепоглощающего склероза (замечали уже за собой?):

  • Массаж: ребром то правой, то левой ладони растираем лобик от корней волос до переносицы и обратно.
  • Кинезиология: руки в замок, переплетя пальцы. Теперь каждым пальцем по очереди делаем круговые движения, не разжимая замок.
  • Физкультура: руки в стороны, закрыли глаза и шагаем по воображаемому бревну.
  • Шарик: соединяем пальцы обеих рук шарообразно. Надавливаем пальцами на пальцы, одновременно широко раскрывая рот.
  • Для развития творческих способностей: левую ручку кладем на животик, правую – на лобик по центру. Глазки закрыты. Массируем круговым движением лобик, представляя себе голубой шар.
  • Обеими ручками одновременно рисуем в воздухе круги, петли, буквы.
  • Сидя на полу, сгруппировавшись, перекачиваемся вперед-назад, как мячик.
  • Сложное, но эффективное кинезиологическое упражнение: пальцы одной руки показывают знак «окей», а второй – знак «мир». Теперь наоборот и чередуем, набирая скорость.
  • Повороты головы: голову поворачиваем вправо, затем медленно ведем подбородок вниз через грудину и влево. Затем обратно.
  • Гладим себя: ладошкой ведем мягко от макушки по лицу, по шее на грудь, второй рукой – от макушки до основания шеи.

Как развить правое полушарие мозга?

Развитие левого полушария мозга

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте витамины для улучшения работы мозга

Развитие правого полушария мозга

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки

Упражнение для развития мозга

В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.

Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши:

  • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация». Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
  • Упражнение «Золотая Рыбка». Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

Посчитаем?

По мнению японских специалистов, лучший способ потренировать мозг – устный счёт. Когда вы считаете без калькулятора, мозгу приходится задействовать обширные участки в обоих полушариях. Лучше считать быстро – исследования показали, что при решении простых примеров на скорость мозг более активен, чем при размышлениях над сложными математическими задачами в течение долгого времени.

Устный счёт позволяет не только дать мозгу необходимую нагрузку, но и улучшает процесс запоминания. Был проведён эксперимент, в ходе которого школьникам называли последовательность из случайно подобранных слов. За две минуты дети в среднем запомнили 8,3 слова. После того как школьники решили несколько простых арифметических примеров, этот показатель возрос до 9,8 слова за две минуты!

Учитывая такой эффект устного счёта, японские учёные разработали специальные задачники для взрослых с простыми примерами на сложение, вычитание, умножение и деление. Такая брошюра может быть легко заменена задачником по математике для начальной школы. Для тренировки мозга нужно решать по 50 примеров в день, стараясь сделать это как можно быстрее. Японские специалисты предлагают засекать время и записывать свой результат, ежедневно наблюдая за его динамикой.

Что такое нейрогимнастика?

Yekatseryna Netuk/Shutterstock.com

Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением или углублённым изучением точных наук не получится: нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».

Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.

Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

развивает речь и мышление;
улучшает кровообращение;
улучшает память и внимание;
помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
повышает скорость обработки информации;
развивает общую и мелкую моторику и т.д.

Зачем детям нужна нейрогимнастика?

Yekatseryna Netuk/Shutterstock.com

Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.

Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг.

Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.

Как понять, что ребёнку необходима нейрогимнастика?

Ground Picture/Shutterstock.com

Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх, благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.

Но бывают и случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:

  • ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;
  • он быстро устаёт;
  • у него проявляются признаки гиперактивности;
  • он очень плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением школьной программы;
  • ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;
  • он отстаёт от сверстников в развитии;
  • испытывает сложности с социализацией и адаптацией в коллективе;
  • у него плохо развита мелкая моторика — всё буквально валится из рук;
  • он часто выходит из себя и испытывает сложности с выражением эмоций.

Если вы заметили у ребёнка один или несколько таких тревожных симптомов, после выяснения точной причины их появления специалист, вероятно, подберёт для вашего ребёнка оптимальный комплекс упражнений для нейропсихологической коррекции.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Как подготовить мозг к тренировкам

Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.

  1. Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
  2. Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
  3. Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.

Развитие левого полушария

Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;
  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;
  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

Развитие правого полушария

Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:

  • посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);
  • сочинять стихотворения или рассказы;
  • задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
  • визуализировать различные образы;
  • воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Освоение нейробики

Нейробика — это упражнения, которые развивают внимание, память и мышление. При этом ее главная цель — задействовать в работе разные участки мозга. Это достигается путем изменения привычек, новый подход к обыденным задачам, нестандартные решения

Благодаря этому выстраиваются новые нейронные сети, что положительно влияет на работу мозга в целом

Это достигается путем изменения привычек, новый подход к обыденным задачам, нестандартные решения. Благодаря этому выстраиваются новые нейронные сети, что положительно влияет на работу мозга в целом.

Включить упражнения нейробики в свою жизнь достаточно легко, и это не потребует отдельного времени и места. Уделяйте хотя бы 10 минут в день простой методике. Ниже представлены способы интеллектуальной тренировки.

  1. При просмотре фильма мы задействуем зрение и слух. Но здесь можно пойти другим путем. Выключите звук и постарайтесь по мимике и губам считать информацию с действующих героев. Постарайтесь прочувствовать их эмоции просто без звука.
  2. Ваш путь на работу всегда на авто или общественном транспорте? Попробуйте прогуляться пешком, если позволяет удаленность от дома. Или выйдите на пару остановок раньше и дойдите пешком.
  3. Чаще путешествовать и исследовать новые места. Даже если нет возможности уезжать за границу. Можно изучать собственный город. Почему бы не погулять по новым районам города?)
  4. Задействуйте обоняние по-новому. Изучайте разные запахи специй, трав, парфюмерии. Мозг включится в активную работу и будет формировать новые связи для запоминания ароматов.
  5. Тактильные ощущения тоже требуют внимания. Попробуйте закрытыми глазами написать на бумаге слово или целое предложение. Или аккуратно пройдитесь по квартире также закрыв глаза. Поверьте, мозг при этом взбодрится не на шутку. Будьте осторожнее, держите руки перед собой, чтобы обогнуть острые углы и обезопасить себя.
  6. Попробуйте поднять что-то не рукой, а ногой — также отличная тренировка.
  7. Переверните просматриваемые картинки и фото. Да, изображение не поменялось, но такой угол обзора активирует правое полушарие мозга.

Читайте еще: Дефицит ацетилхолина ухудшает память

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий