Дыхательная гимнастика для детей в старшей группе детского сада

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<�…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит. Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом). А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут. Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки. Дети показывают 1–2 упражнения…> <�…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми). Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым. Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего. Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться. Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов – Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся…>
Цит. по: https://maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе с целями по ФГОС

Сотрудниками государственных органов разработана картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями. Благодаря ей можно самостоятельно начинать практиковать ДГ. Лучше первый раз потренироваться с воспитателем, посмотреть, как правильно. Можно обратиться к инструктору по дыхательной гимнастике. Если данная возможность отсутствует, переживать не стоит, так как все задания достаточно простые, им вполне можно обучиться своими силами.

Наклоны вперед

Базовый комплекс

База может выполняться в двух простых вариантах. Первый комплекс предусматривает следующие упражнения:

  1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Руки располагаются на талии.
  3. Далее их нужно поднять вверх (на вдох).
  4. При наклоне вбок — выдох.
  5. Возврат в исходное положение (ИП).
  6. Не бросая рук — вдох.
  7. Наклон в противоположную сторону — выдох.
  8. Возврат в ИП.

Утренняя зарядка для малышей под музыку

Второй комплекс:

  1. Положение прямо.
  2. Обнять себя за плечевой пояс и немного склонить голову.
  3. Руки в стороны на максимум, стараясь развернуть лопатки как можно активнее поднять голову и глубоко вдохнуть.
  4. Снова вернуться в ИП, расслабив руки, и выдохнуть.

Обратите внимание! Эти несложные упражнения смогут выучить и дети, и взрослые. Главное — практиковаться ежедневно

Дополнительные упражнения

ДГ для ребят 5-6 лет может включать в себя дополнительные упражнения:

  • «Близко-далеко». Можно выполнять из сидячего или стоячего положения. Нужно попросить детей вдохнуть носом так, как будто они нюхают ароматный цветок. Выдыхать ребенок должен через рот, сложив губы трубочкой. При этом дети должны выдыхать наиболее интенсивно, как будто они отпихивают от себя какой-либо невесомый предмет.
  • «Хомячок-охотник». Это задание обожают дошкольники всех возрастов. В ходе его выполнения нужно надуть щеки как можно сильнее. Потом выпустить воздух резко, хлопнув по щекам ладонями. За новой порцией «запасов» хомяк отправляется после предварительного обнюхивания — малыш делает носом ряд мелких и частых заборов воздуха.
  • «Дракон Тотоша». Это задание нужно делать с ребятами, которые хорошо представляют себе, как выглядит дракон. Предварительно стоит рассказать, что дракоша болен и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. Смысл упражнения — по очереди делать выдохи через одну ноздрю, вторую закрыв пальцем.

Обратите внимание! Данные упражнения несложные, но очень полезные для оздоровления и общего укрепления иммунитета

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем. Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса

Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Применение на практике в ДОУ

Детская дыхательная система несовершенна, и чем меньше малыш, тем уже дыхательные пути, слизистая оболочка, которая их выстилает, очень нежная, легко подвергающаяся воспалениям, даже под воздействием частиц пыли. Потребность в кислороде малыша велика, поэтому ребенок учащенно и поверхностно дышит

Вот почему в комплекс оздоровительной физкультуры важно включать ДГ

Вдохи через одну ноздрю

Применение зарядки на практике:

  • укрепляет мускулатуру органов дыхания;
  • развивает подвижность грудины;
  • ведет к углублению и стойкости ритма дыхания.

ДГ способствует полноценному физическому развитию дошкольников, является профилактической мерой патологий органов дыхания. Также занятия помогают увеличить возбудимость коры больших мозговых полушарий, активизировать ребят на разминке.

Важно! Упражнения в детсадовском возрасте направлены на увеличение общего жизненного тонуса детей и сопротивляемости, закаленности и стойкости их организма к патологиям органов дыхания

При составлении комплексов ДГ важно принимать во внимание ряд важных критериев:

  • результативность каждого задания для закаливания и оздоровления дошкольников в условиях ДОУ;
  • доступную степень сложности занятия для дошкольников разных возрастных групп;
  • степень влияния занятий на укрепление дыхательной мускулатуры.

Воспитатель должен анализировать занятия и проводить диагностику, а для этого вести конспект, чтобы делать выводы.

Достаточно редко упражнения дыхательной гимнастики вызывают у детей негативные эмоции. Наоборот, они с удовольствием занимаются, принося всестороннюю пользу организму. И в этом главный плюс ДГ.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Важные аспекты теории

Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться, что наиболее актуально для гиперактивных малышей, называется дыхательной гимнастикой.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в старшей группе ДОУ

Цели проведения гимнастики следующие:

  • обучить каждого ребёнка правильно и глубоко дышать;
  • тренировать умение координировать свои движения;
  • развивать речевой аппарат;
  • весело и с пользой проводить время.

Дыхательная гимнастика для детей должна носить игровой характер, так, развивать силу струи выдыхаемого воздуха можно при помощи масок природных явлений и соответствующих им осадков

Достижение поставленных целей осуществляется путём решения ряда задач:

  • создать благоприятные условия для обеспечения всех тканей организма кислородом;
  • развить и укрепить дыхательные мышцы;
  • разрабатывать голосовые связки.

Польза дыхательных упражнений для ребёнка очевидна и в период лечения простудных и других заболеваний. Стоит отметить и тот факт, что у этой гимнастики практически нет противопоказаний. Хотя если родители сомневаются, подходит ли их малышу то или иное упражнение, они могут проконсультироваться с педиатром.

Цели и задачи разработанных комплексов упражнений едины для детей любого возраста. Однако наборы заданий будут отличаться, что связано с привлечением подручных средств, интересных и полезных для того или иного периода развития.

Для дыхательной гимнастики можно использовать атрибуты настольных игр, кусочки ваты, наклейки и т. п

Виды дыхательной гимнастики

Существует несколько авторских вариантов упражнений, и педагог вправе выбрать один из комплексов или сделать сборный. Отечественные детские сады работают по ряду методик:

Способы и приёмы проведения упражнений

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, дыхательная гимнастика проводится в доступной и интересной для детей форме — игровой. Существуют различные виды упражнений:

  • работа с разными способами вдыхать и выдыхать без подручных средств;
  • укрепление органов дыхания с помощью подручных средств (воздушных шаров, ватных шариков, мыльных пузырей, губной гармошки, дудочки, вырезанных из бумаги фигурок, трубочек для коктейлей и пр.).

Приёмы проведения дыхательной гимнастики могут быть следующими:

  • ритмичное чередование вдоха и выдоха;
  • имитация надувания;
  • выдувание/сдувание (мыльных пузырей/лёгких шариков, например, ватных);
  • свист;
  • игра на духовых инструментах.

Требования к проведению гимнастики

Несмотря на кажущуюся лёгкость, выполнение упражнений не является таким уж простым. Но благодаря игровой форме и соблюдению правил проведения дыхательная гимнастика является одним из любимейших занятий у детей в группе, причём малыши даже не замечают, что серьёзно поработали над укреплением здоровья.

  1. В старшей группе упражнения проводятся 2 раза в день по 10 минут не раньше чем через час после еды. Оптимальный вариант — это десятиминутка утром во время зарядки.
  2. В летнее время дети для выполнения заданий выходят на улицу.
  3. Перед тем как начинать работать, помещение нужно хорошо проветрить и сделать влажную уборку.
  4. Для того чтобы ребята были вовлечены в процесс выполнения, каждое упражнение нужно назвать оригинальным и по возможности смешным именем.
  5. В группе обязательно должны быть картинки, которые помогают малышам лучше понимать сюжет, сопровождающий выполнение движений гимнастики.
  6. Родители и педагоги должны действовать слаженно, поскольку выполнение упражнений не терпит праздного расслабления и забывчивости. Родители должны знать, какую гимнастику делают малыши в группе, и периодически повторять комплексы упражнений, особенно в выходные дни и во время каникул.

Родители должны повторять с детьми те упражнения дыхательной гимнастики, которые разучивались в садике, например, дуть на одуванчики для тренировки силы выдоха

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<�…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит. Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом). А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут. Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки. Дети показывают 1–2 упражнения…> <�…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми). Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым. Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего. Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться. Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов – Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся…>
Цит. по: https://maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<�…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит. Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом). А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут. Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки. Дети показывают 1–2 упражнения…> <�…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми). Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым. Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего. Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться. Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов – Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся…>
Цит. по: https://maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.

При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.

Меры предосторожности

Оглавление

Выполняя комплекс дыхательной гимнастики, нужно соблюдать простые правила:

Чувство голода может привести к головокружениям, поэтому ребенок должен хорошо поесть и подождать после приема пищи полчаса. Ребенок должен быть в хорошем расположении духа, на занятии ему должно быть интересно

Осторожно с астматиками — у них может быть приступ. Если ребенок болеет астмой, нужно присутствие врача с необходимыми медикаментами

Начинайте с нескольких упражнений и увеличивайте нагрузку постепенно, чтобы определить, не принесет ли вред комплекс дыхательной гимнастики. При одышке, боли в мышцах, побледнении кожи нужно прекратить занятия и уведомить о проблеме врача, чтобы установить причину невосприятия организмом упражнений дыхательной гимнастики. Нужно дышать только чистым воздухом — выбирайтесь на улицу, или, при непогоде, занимайтесь в проветренном помещении. Учтите, что в непроветренном помещении в воздухе может быть множество микробов, в том числе болезнетворных.

Меры предосторожности

Выполняя комплекс дыхательной гимнастики, нужно соблюдать простые правила:

Чувство голода может привести к головокружениям, поэтому ребенок должен хорошо поесть и подождать после приема пищи полчаса.
Ребенок должен быть в хорошем расположении духа, на занятии ему должно быть интересно.
Осторожно с астматиками — у них может быть приступ. Если ребенок болеет астмой, нужно присутствие врача с необходимыми медикаментами.
Начинайте с нескольких упражнений и увеличивайте нагрузку постепенно, чтобы определить, не принесет ли вред комплекс дыхательной гимнастики.
При одышке, боли в мышцах, побледнении кожи нужно прекратить занятия и уведомить о проблеме врача, чтобы установить причину невосприятия организмом упражнений дыхательной гимнастики.
Нужно дышать только чистым воздухом — выбирайтесь на улицу, или, при непогоде, занимайтесь в проветренном помещении

Учтите, что в непроветренном помещении в воздухе может быть множество микробов, в том числе болезнетворных.

Гимнастика Толкачева

Дыхательная гимнастика Толкачева очень простая и интересная, ее можно исполнять, когда нужно расслабится.

  1. Качалка — сидя, руки поставить на колени. Раскачиваемся вперед и назад со звуком «Фр-о-о-х».
  2. Елочка растет — стоять прямо, руки опущены, ноги расставлены, приседаем на выдохе со словом «Страх-х-х», руки поднимаем перед собой, на вдохе встаем в исходное положение.
  3. Зайчик — стоим с расставленными ногами и опущенными руками, приседая, на выдохе произносим «фр-р», сгибаем руки в локтях, подводя тыльную сторону ладоней к плечам, словно зайчик. Делаем медленно.
  4. Гуси шипят — ноги расставить, ступни держать параллельно, гимнастическая палка на сгибе рук, наклоняемся вперед со звуком «ш-ш-ш», вытягиваем шею и смотрим вперед.
  5. Прижимаем колени — садимся с вытянутыми ногами, гимнастическая палка под коленями, притягиваем ноги за колена палкой к груди со звуком «уф-ф», на выдохе выпрямляем ноги и опять опускаем руки.
  6. Гребцы — сесть и расставить ноги, палка у груди. Наклоняемся вперед на выдохе со звуком «гу-у» касаемся палкой пальцев ног, опять выпрямляемся, подводя палку к груди.

Важные аспекты теории

Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться, что наиболее актуально для гиперактивных малышей, называется дыхательной гимнастикой.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в старшей группе ДОУ

Цели проведения гимнастики следующие:

  • обучить каждого ребёнка правильно и глубоко дышать;
  • тренировать умение координировать свои движения;
  • развивать речевой аппарат;
  • весело и с пользой проводить время.

Дыхательная гимнастика для детей должна носить игровой характер, так, развивать силу струи выдыхаемого воздуха можно при помощи масок природных явлений и соответствующих им осадков

Достижение поставленных целей осуществляется путём решения ряда задач:

  • создать благоприятные условия для обеспечения всех тканей организма кислородом;
  • развить и укрепить дыхательные мышцы;
  • разрабатывать голосовые связки.

Польза дыхательных упражнений для ребёнка очевидна и в период лечения простудных и других заболеваний. Стоит отметить и тот факт, что у этой гимнастики практически нет противопоказаний. Хотя если родители сомневаются, подходит ли их малышу то или иное упражнение, они могут проконсультироваться с педиатром.

Цели и задачи разработанных комплексов упражнений едины для детей любого возраста. Однако наборы заданий будут отличаться, что связано с привлечением подручных средств, интересных и полезных для того или иного периода развития.

Для дыхательной гимнастики можно использовать атрибуты настольных игр, кусочки ваты, наклейки и т. п

Виды дыхательной гимнастики

Существует несколько авторских вариантов упражнений, и педагог вправе выбрать один из комплексов или сделать сборный. Отечественные детские сады работают по ряду методик:

Способы и приёмы проведения упражнений

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, дыхательная гимнастика проводится в доступной и интересной для детей форме — игровой. Существуют различные виды упражнений:

  • работа с разными способами вдыхать и выдыхать без подручных средств;
  • укрепление органов дыхания с помощью подручных средств (воздушных шаров, ватных шариков, мыльных пузырей, губной гармошки, дудочки, вырезанных из бумаги фигурок, трубочек для коктейлей и пр.).

Приёмы проведения дыхательной гимнастики могут быть следующими:

  • ритмичное чередование вдоха и выдоха;
  • имитация надувания;
  • выдувание/сдувание (мыльных пузырей/лёгких шариков, например, ватных);
  • свист;
  • игра на духовых инструментах.

Требования к проведению гимнастики

Несмотря на кажущуюся лёгкость, выполнение упражнений не является таким уж простым. Но благодаря игровой форме и соблюдению правил проведения дыхательная гимнастика является одним из любимейших занятий у детей в группе, причём малыши даже не замечают, что серьёзно поработали над укреплением здоровья.

  1. В старшей группе упражнения проводятся 2 раза в день по 10 минут не раньше чем через час после еды. Оптимальный вариант — это десятиминутка утром во время зарядки.
  2. В летнее время дети для выполнения заданий выходят на улицу.
  3. Перед тем как начинать работать, помещение нужно хорошо проветрить и сделать влажную уборку.
  4. Для того чтобы ребята были вовлечены в процесс выполнения, каждое упражнение нужно назвать оригинальным и по возможности смешным именем.
  5. В группе обязательно должны быть картинки, которые помогают малышам лучше понимать сюжет, сопровождающий выполнение движений гимнастики.
  6. Родители и педагоги должны действовать слаженно, поскольку выполнение упражнений не терпит праздного расслабления и забывчивости. Родители должны знать, какую гимнастику делают малыши в группе, и периодически повторять комплексы упражнений, особенно в выходные дни и во время каникул.

Родители должны повторять с детьми те упражнения дыхательной гимнастики, которые разучивались в садике, например, дуть на одуванчики для тренировки силы выдоха

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий