Эдвард Мунк. «Крик» норвежского художника

Экелю. Последние годы

В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании
небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в
Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа
стали для художника бесконечным источником вдохновения.

Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля,
деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской
жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой.
Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.

Эдвард Мунк «Женщины на мосту» 1940

Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил
некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание.
Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности
человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.

На последнем автопортрете, найденном только после смерти
художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами,
окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама,
который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится.
Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что
над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая
любимая картина «Кроткая».

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1943

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На
столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов»
Достоевского.

Эдвард Мунк «Голгофа» 1900

Биография Ван Гога

В 1853 году появился на свет Винсент Ван Гог. Картина “Крик” была написана в 1893 году, когда художник уже скончался. Но по стилистике и настроению она походит на многие его произведения. Чем же они так похожи и кто на самом деле написал знаменитое полотно? Обо всем по порядку.

Ван Гог родился в небольшой деревушке Грот-Зюндерт в Нидерландах. Совсем рядом пролегала граница с Бельгией. Его отец был протестантским пастором, а мать – дочерью успешного книготорговца из Гааги.

Будущий художник был вторым ребенком в семье, назвали его в честь дедушки по отцовской линии. Когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в деревенскую школу, но проучился в ней только год. Образование он продолжил получать дома вместе с сестрой. В 11-летнем возрасте уехал в интернат в Зевенберген. И хотя заведение находилось неподалеку от родного дома, разлука с близкими доставляла Ван Гогу серьезные страдания.

В интернате он проявлял тягу к языкам и рисованию, что не удивительно. В 15 лет паренек бросил интернат посреди учебного года и вернулся домой. На этом его официальное образование закончилось.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Хорош везде

Он одинаково силен в рисовании, живописи, травлении и гравюре на дереве, что будет видно на предстоящей выставке его гравюр в Британском музее. Многие из его символических фигур — например, персонаж «Крика» — повторяются в каждой картине серии.

И он не боится показаться нелепым или гиперболическим во многих десятках автопортретов, где Мунк показывает себя отвергнутым любовником, одиноким, пьющим, жертвой испанского гриппа или убитым. В поздних (и возможно, величайших) своих автопортретах Мунк изображает себя пожилым и депрессивным человеком, стоящим между напольными часами и узкой кроватью.

Он по-прежнему героически честен, но прислушивается к тому времени, которое тянется к смерти. Его отчаяние великолепно проявляется в сотнях работ незабываемой графической силы. И какими бы автобиографичными они ни казались, мировоззрение Мунка охватывает все человечество.

Это то, что предлагают названия его работ: «Крик», «Пустошь», «Тоска», «В смятении» — кто не чувствовал себя так в то или иное время? История жизни Мунка становится нашей собственной в этом живописном катарсисе. Плохие времена всегда хороши в его искусстве.

Джоконда XX века

«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.

Фото: Национальный музей Осло

«Крик», масло, 1893 год

«Как обеспечить три рубежа охраны, не понимает никто»

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о безопасности в российских музеях, столетней идеологической шелухе и новом взгляде на Репина

В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.

Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:

«Йозефу К. снилось: стоял погожий день и К. захотел прогуляться. Но едва он ступил два шага, как уже был на кладбище. Там пролегали очень искусственные, до неудобного извилистые дорожки, однако он скользил по одной из таких дорожек, словно по бурной воде, в незыблемо парящей позе».

Фото: Музей Мунка

«Крик», 1910 год

На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.

Линия эксперимента: Русский музей представил редкую графику Малевича

В Санкт-Петербурге впервые экспонируются 117 рисунков авангардиста из собрания его ученицы

Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».

Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.

«Темная тревога в его работах действительно напоминала мою», — Давид Лагеркранц

Давид Лагеркранц – журналист и писатель из Швеции. Мунк был одной из серии тотемных фигур, которые нависали над детством Давида благодаря его отцу. Папой был Улоф Лагеркранц, шведский писатель, критик и редактор ведущей шведской ежедневной газеты Dagens Nyheter. Он был одним из самых влиятельных интеллектуалов своего времени, и во многих отношениях Давид боролся за то, чтобы выбраться из его тени, всю свою жизнь.

Когда Давид был подростком, он написал оригинальную биографию Августа Стриндберга, великого сотрудника Мунка, друга, соперника и такого же любителя выпить.

Так что в раннем возрасте он читал письма Мунка и Стриндберга друг другу, и дом был полон громких разговоров о двух мужчинах и их работе, а также о том, что они сделали для скандинавской культуры. Отец продолжал писать биографии Джеймса Джойса и Марселя Пруста, и, по мнению шведского журналиста, Улоф стал одной из причин, почему Давид был заинтересован в написании популярной художественной литературы. Хотя он совсем не хотел идти по стопам папы в любом случае.

«Даже если бы он не был биографом Мунка, я вырос бы с картиной «Крик» в моем мозгу, как и любой другой скандинав. Каждый шестилетний или семилетний ребенок должен попытаться нарисовать свою собственную версию этого в школе. Я помню, как ходил на вечеринки, где нужно было стоять за гигантской копией картины, просунуть лицо в отверстие в середине и сфотографироваться. Это оставило огромный след в моей жизни!» — признался Давид.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Рубрика: Арт, искусство, Август 01, 2017 – 11:48, Tags картина, Крик, художник, Эдвард Мунк

Каждое произведение искусства имеет свою уникальную, не похожую ни на одну другую историю, свой символизм и свои тайны. И в новой рубрике «Pic of the Week» Styleinsider будет рассказывать о судьбе и историях создания самых знаменитых шедевров мировой живописи. И первой станет одна из самых загадочных картин в истории — «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка.

Год создания

1893-1910

Версии картины

Всего существует четыре варианта картины. В Музее Эдварда Мунка находятся две картины. Одна из них выполнена маслом, а ещё одна — пастелью. В Национальном музее Норвегии экспонируется наиболее известная версия картины, написанная маслом. Ещё одна картина, написанная пастелью находится в частных руках и принадлежит американскому бизнесмену Леону Блэку.

История создания

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мы видим, что на картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Существует также версия, что картина стала отчасти плодом психического расстройства, ведь есть документальные сведения о том, что художник действительно страдал маниакально-депрессивным психозом, вызванным тяжёлым потрясением от смерти сестры.

Интересные факты

— «Крик» несколько раз похищали злоумышленники. Так, в 1994 году картина пропала из Национальной галереи, однако, через несколько месяцев она была возвращена на своё место. А в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были  похищеныиз музея Мунка. Обе картины также были возвращены в 2006 году. Работы получили несколько повреждений и после реставрации снова были выставлены на показ в мае 2008.

— По мотивам «Крика» Энди Уорхол создал серию принтов-копий в нескольких цветах.

— Именно на основе картины была создана знаменитая маска из фильма «Крик»

— «Крик» в числе прочих работ Мунка был признан образцом дегенеративного искусства в нацистской Германии и был запрещён. Спас полотно от уничтожения и выкупил у Германии норвежский бизнесмен Олсен.

— На момент продажи с аукциона в 2012 году выполненная пастелью версия картины, принадлежавшая миллиардеру Петеру Олсену, стала самым дорогим произведением искусства, выставленным на открытых торгах. Работа была продана в течении 12 минут за сумму более, чем 119 миллионов долларов.

— Многие считают картину проклятой, так как люди, которые так или иначе соприкасались с этим полотном, часто заболевали, ссорились с родными, впадали в депрессию и внезапно умирали, что отчасти подтверждается реальными историями.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Конфликт с Гогеном

Конфликт с Гогеном достиг апогея за неделю до Нового 1889 года. Ван Гог набросился на коллегу с бритвой, и только чудом Гогену удалось спастись.

До сих пор доподлинно неизвестны причины и обстоятельства того конфликта. Есть версия, что Ван Гог напал на Гогена, когда тот спал, последнего спасло только то, что он вовремя проснулся.

Достоверно известно лишь то, что после неудачного покушения Ван Гог отрезал себе мочку уха. Но и здесь нет единого мнения относительно того, зачем он это сделал. Одни считают, что это произошло в порыве раскаяния, другие полагают, что это было проявлением безумия, приступы которого все чаще посещали художника из-за регулярного употребления абсента.

На следующее утро Ван Гога увезли в психиатрическую клинику.

Эдвард Мунк: биография

Эдвард Мунк — ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Его произведения, глубоко эмоциональные, пропитанные отчаянием и страданием, увидев однажды, их забыть невозможно.

Художник воспринимал жизнь, как череду уходящих от человека любимых вещей. Она как река, которая уносит все самое дорогое, но не пополняется новыми водами. В конечном итоге, она высыхает, заканчивается. И ужас перед этой неумолимостью и быстротечностью, необычайно тонко передавал в своих произведениях Мунк.

Эдвард родился в норвежской губернии Хедмарк 12 декабря 1863 г. Когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. В 1877 г. от этой же болезни умерла сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Шестнадцатилетний Эдвард поступает в Высшую техническую школу в Осло. Вскоре он переходит в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Мунк страдал психическим расстройством, это отразилось в его манере рисования.

В 1885 г. он совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 г. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Писать начал в возрасте 20 лет. Но признаны были его картины только в последние годы его жизни.

У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу. Это негативно сказалось на его работах. Эдвард Мунк умер в 1944 г., спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

Картины Эдварда Мунка

«Больная девочка»

Одна из картин периода его становления – «Больная девочка», написанная в 1885 г. Однако художник до конца жизни считал ее одной из главных в своем творчестве. На полотне изображена рыжеволосая девушка, которая полусидит в своей постели, опершись на большую белую подушку.

Лицо девушки обращено к женщине, которая плачет, опустив голову на ту же подушку. Девушка с добротой смотрит на женщину и кажется, утешает ее. Они держатся за руки и явно ведут беседу, которая прерывается рыданиями родственницы, убитой горем.

Вся картина в мрачных, зеленоватых тонах, единственное светлое пятно здесь, фигура умирающей. Эта картина, как и все последующие в творчестве художника, глубоко автобиографична. Он сам признавался, что прообразом главной героини послужила его сестра, Софи Мунк. Она умерла от туберкулеза в 15 лет.

От той же болезни умерла их мать за девять лет до этого. Отец художника, был глубоко религиозным человеком, его сын говорил, что тот подарил ему «ростки сумасшествия».

Скорбь по любимым женщинам еще больше усугубила религиозность этого человека. Он превратил жизнь Эдварда в череду мрачных, наполненных горем дней. Мотивы смерти любимого человека, скорбь и утраты чего-то очень родного, легко читаются в картине.

Эта работа не была признана во время первого явления в свет. Сейчас она, безусловно, одна из самых узнаваемых в галерее живописца.

«Крик»

Самое знаменитое полотно Эдварда Мунка — «Крик». Эту картину знают все, даже те, кто не увлекается изучением искусств. На холсте мы видим человека, лицо которого исказилось в безмолвном крике отчаяния и ужаса. Он стоит на мосту. За ним – алое небо и темно синяя река, сливающиеся воедино на горизонте.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Изначально, живописец назвал картину «Крик природы».
Идея картины пришла к нему, кода он с товарищами прогуливался по мосту. В одном из своих дневников он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. И он остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе. Силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.

Некоторые критики приписывали картине пророческие мотивы, относящиеся к бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка. Это одна из самых эмоциональных картин в истории стала эмблемой экспрессионизма.

Впоследствии, этот образ оттуда, не раз использовался даже в популярной культуре. Например, тот же самый крик читается в знаменитой маске маньяка в фильме ужасов «Крик».

«Расставание»

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Художник видел любовь неотделимой от страданий и смерти. Поэтому на этом его полотне, главный герой безутешно страдает, вспоминая свою возлюбленную.


Он изображён на первом плане. Очертания его четки, глаза закрыты. Рука жирно обведенная красным контуром, приложена к тому месту, где находится сердце человека. Однако очевидно, что от сердца героя мало что осталось. Человек изображен мрачным и страдающим.

Возможно именно так страдал художник в реальности и поэтому картина так отчаянно печальна. На заднем фоне светлое пятно. Это силуэт девушки, которая удаляется, унося за собой весь видимый радостный мир. Мужчина вспоминает ее и с болью чувствует, как она безвозвратно для него потеряна.

Печальный образ девушки в белом. Девушка радостно и надменно удаляется, воплощает то, как мастер видел любовь и жизнь в целом.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эдвард Мунк: краткая биография и картины»

Последние работы

В периоды просветления Ван Гог просил отпустить его из клиники, чтобы продолжить работу над картинами, но жители городка Арля попросили этого не делать, опасаясь его вспышек безумия.

В итоге художник поселился в клинике для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Там он в течение целого года усердно работал над новыми полотнами. Творчество Ван Гога этого периода лучше всего характеризует картина “Звездная ночь”, в которой наиболее ярко проявляется огромное нервное напряжение и динамизм. Всего же за этот период постимпрессионист написал около 150 полотен.

В 1890 году он обосновался под Парижем, где продолжил работать. Здесь написал свое знаменитое “Пшеничное поле с воронами”. Вскоре после этого его жизнь трагически оборвалась.

Отправившись на прогулку с красками и холстом, он выстрелил себе в грудь из револьвера, который купил незадолго до этого, чтобы отпугивать птиц. Пуля прошла под сердцем, он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, но спасти его не смогли. 29 июля 1890 года скончался Винсент Ван Гог. Картину “Крик” он так и не увидел, с ее автором не познакомился, хотя они и жили в одно время, в одной части планеты.

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий