Восьмой мальчик, названный Рембрандтом

Биография Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в обеспеченном семействе мельника из Лейдена и стал младшим из восьми детей. Произошло это событие 15 июля 1606 года. Вероятно, мальчик с юного возраста проявил выдающиеся способности, потому что родители сначала отдали его в престижную школу, а затем в Лейденский университет — один из лучших в Европе. Когда же юноша решил посвятить себя живописи, отец с матерью и здесь пошли ему навстречу: забрали из университета и устроили учеником к художнику. Про братьев Рембрандта известно, что кто-то из них стал пекарем, а кто-то сапожником.

У кого Рембрандт Харменс ван Рейн начал получать художественное образование — неизвестно. Вторым учителем стал малопримечательный лейденский художник-маньерист Якоб ван Сваненбург (Jacob van Swanenburgh), а третьим — выдающийся живописец из Амстердама Питер Ластман (Pieter Lastman). Через последнего Рембрандт перенимает приемы Караваджо (Michelangelo da Caravaggio): смелый натурализм и резкий контраст света и тени, придающий пространству глубину.

Уже в 18 лет художник возвращается в Лейден и открывает мастерскую. Поначалу, когда заказчиков еще не было, он писал искусно исполненные портреты своих родных и персонажей Библии, но успех пришел быстро.

В 1631 году Рембрандт навсегда переезжает в Амстердам, где за ним столь же быстро закрепилась слава профессионального портретиста. Групповой портрет амстердамских врачей под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» принес ему множество поздравлений и дорогих заказов. С этого момента знающий себе цену художник начинает подписывать работы не аббревиатурой из имени и фамилии, а одним только именем — как (Tiziano Vecellio) или Рафаэль (Raffaello Sanzio).

В 1634 Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург (Saskia van Uylenburgh) — красивой девушке с большим приданым, дочери бургомистра. Семья входит в высшее общество и переезжает в роскошный дом. Художник изображает Саскию на многочисленных портретах, использует ее образ для аллегорических сцен. Через восемь лет счастливого брака красавица-жена умерла от туберкулеза. Из четырех детей выжил лишь младший сын Титус, также запечатленный на многих картинах Рембрандта.

Вслед за смертью Саскии приходят и другие несчастья. Завершенный в том же году знаменитый «Ночной дозор» вызвал скандал. Многие участники этого группового портрета были изображены в нелестном для себя виде и не хотели платить. Нежелание художника отступить от правды в угоду заказчикам привело к потере многих влиятельных клиентов. Финансовое положение ухудшалось, а экономить живописец не привык: в течение многих лет он собирал коллекцию вдохновлявших его произведений искусства.

Тяжелые времена скрашивает общество молодой служанки Хендрикье Стоффельс, которая стала гражданской женой Рембрандта и родила ему дочь Корнелию. Жениться на ней официально художник не мог, так как потерял бы право на наследство Саскии. Девушку порицают за непристойную связь и отлучают от церкви, но она остается с любимым до конца жизни. Результатом этих отношений стали полные нежности портреты.

В 1656 году Рембрандт терпит финансовый крах. Нажитое за всю жизнь имущество уходит с молотка. Торги были организованы так, что даже полотна Рафаэля, Яна ван Эйка (Jan van Eyck) и Рубенса (Pieter Paul Rubens) из коллекции продавались очень дешево. Вырученных средств не хватило на покрытие долгов. Из прежнего дома живописец с семьей переезжает на окраину города.

Умер великий Рембрандт 4 октября 1669 года и был похоронен как бедняк. К тому времени он потерял и Хендрикье, и единственного сына с невесткой и внучкой. В последний год с ним оставалась лишь 15-летняя дочь Корнелия. Лица умерших близких людей состарившийся мастер изобразил на вымышленном «Семейном портрете», оставшемся незавершенным. В 18 лет Корнелия вышла замуж за художника, такого же бедного сироту. Своих сына и дочь она назвала Рембрандтом и Хендрикье.

Новый всплеск интереса к творчеству Рембрандта пришелся на эпоху Просвещения. Чуть позднее глубокий психологизм его картин оценили представители романтизма, особенно Франсиско Гойя (Francisco de Goya) и Эжен Делакруа (Eugène Delacroix). Во второй половине XIX века Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) гордился, что приходится земляком великому мастеру, а Огюст Роден (Auguste Rodin) счел кощунственным сравнение своих работ с рембрандтовскими портретами. Он считал, что этого гения нельзя ни с кем сравнивать, а можно лишь поклоняться ему. Так 2019 год был объявлен годом Рембранта.

Симон с Иисусом

В Евангелии от Луки можно прочитать о благочестивом праведнике Симеоне Богоприимце. Когда родители Иисуса принесли его в храм, чтобы по традиции принести жертву за младенца мужского пола, они там встретили Симеона.

Он по вдохновению пришел в храм, произнес благословения и сказал пророческие слова Марии. Считается, что сразу после этих событий Симеон умер.

Именно этот момент изобразил художник в своей картине «Симон с Иисусом». Старец трепетно держит Христа, а Дева Мария смотрит на младенца с грустью.

Эта картина была написана в год смерти Рембрандта. Но, несмотря на то, что он был болен и держал кисть в дрожащей руке, его произведение получилось гениальным. Он смог передать чувства старца, который знал о свой предстоящей смерти.

Милена Подсинева

Музыкально одаренные дети – редкое явление. Милена Подсинева – один из таких талантов.

В 7 лет девочка виртуозно играла на домре. Она участвовала и занимала призовые места в городских, областных и международных музыкальных конкурсах. Юное дарование прозвали нижегородским вундеркиндом.

Девочка мечтала о Гнесинке, но все сложилось иначе.

Родители Милены были алкоголиками. Несмотря на все уговоры дочери, они продолжали пить. Мама девочки умерла, отец был помещен в реабилитационный центр, а сама Мила – в детский дом.

Ни о каком музыкальном образовании не было и речи. Об уникальном таланте девочки быстро забыли.

Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида

Во второй книге Царств можно прочитать о царе Давиде, который гулял по крыше своего дворца и увидел в купальне обнаженную женщину, которая мылась.

Давиду захотелось ей обладать, и он спросил у слуг, кто она. Ему ответили, что это дочь Елиама, жена одного из самых храбрых войнов Урии Хеттеянина, которую зовут Вирсавия.

Но Давида это не остановило. Он велел ее привести в свои покои, спал с ней, а потом, беременную, вернул мужу, обрекая на верную смерть.

Обычно художники изображали тот момент, когда царь увидел женщину и влюбился в нее. Но Рембрандт на картине «Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида» запечатлел ее в купальне с письмом. Она влюблена, что придает ее лицу мечтательное выражение.

Тысячи художников писали обнаженных женщин, но Рембрандт единственный смог сделать тело одухотворенным, показать не предмет вожделения, а объект сочувствия.

Саския — жена и муза

В 1634 году Рембрандт связал себя узами брака с обаятельной и веселой девушкой Саскией ван Эйленбюрх. Юная спутница жизни стала его моделью. По уши влюбленный художник наряжал свою жену в изумительные одежды, изображал на полотнах в виде богини. При этом он никогда не открывал наготы своей музы, будто бы охранял ее от чужих взглядов.

И вот в 1642 году, когда Рембрандт был в зените славы, счастье изменило ему. Прекрасная Саския, его горячо любимая супруга, скоропостижно скончалась от воспаления легких, оставив художнику годовалого сына Титуса, свою живую копию. Сказать, что Рембрандт был в отчаянии, — ничего не сказать. Он забросил живопись, отказался от приема гостей. Единственной его отрадой был Титус, за которым присматривала Гертье Диркс, сначала его кормилица, а затем бонна. Между Гертье и художником пробежала искра. Но когда последний сошелся с юной служанкой Хендрикье Стоффелс, Диркс, к тому времени полновластная хозяйка в доме живописца, обратилась в суд, обвинив Рембрандта в нарушении обещания взять ее в законные супруги. Суд предписал художнику ежегодно выплачивать экс-возлюбленной 200 гульденов. По тем временам это была неподъемная сумма. Так начался самый тяжелый период в жизни живописца.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот,  уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.

Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Лейденская мастерская

  • Вернувшись в Лейден в 1627 году, художник и его приятель Ян Ливенс открыли мастерскую, где занялись созданием картин и обучением желающих живописи.
  • Влияние стиля Ластмана весьма заметно в творчестве молодого Рембрандта, его картины «Крещении евнуха», «Сцена из древней истории» и другие, значительно красочней, чем произведения более позднего времени, в них тщательно прорисована каждая деталь. Художник старался передать в них атмосферу праздника, изображая персонажи в красивых нарядах Востока с блеском драгоценностей.
  • В картинах «Валаам и ослица» и «Товит и Анна», которые считаются итоговыми произведениями лейденского периода, выходит на первый план приём передачи эмоций персонажей с помощью резкого контраста света и тени. Это позволяло мастеру более выразительно показать их переживания.
  • Период с 1628 по 1631 годы для специалистов представляет определённую проблему, связанную с совместным творчеством Рембрандта со своим другом Ливенсом. Они иногда одновременно, работали над одним и тем же сюжетом. Оба художника восхищались творчеством Рубенса, пытаясь дотянуться до высот его творчества. В процессе работы над картинами молодые дарования порой делились друг другом творческими открытиями.
  • В 1629 году друзья познакомились с известным поэтом и меценатом Константином Гюйгенсом, имевшем очень высокое мнение об их творчестве. Особенно ему нравилась картина Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребреников». С помощью нового знакомого, давшего им высокие рекомендации, художники смогли выйти на богатых клиентов и получать выгодные заказы.

В молодости (автопортрет)

Сюжет

Шедевр библейского искусства, наполненный сильными эмоциями, еще раз подтверждает статус Рембрандта как одного из величайших художников всех времен. Картина представляет сцену из притчи о блудном сыне в Евангелии от Луки (15: 11-32). Притча также называется притчей о пропавшем и найденном сыне или притчей о милосердном отце, в которой блудный сын возвращается домой, после того как растратил свою долю наследства на веселье и утехи.

Но Рембрандт интерпретирует библейский сюжет по-своему. Согласно Библии, как только отец узнает блудного сына, он бежит ему навстречу на полпути к дому. Старший брат в это время находится на поле.

Долой внешнюю красоту

Рембрандта не волновала внешняя красота человека. Его Блудный сын истерзан жизнью по-настоящему. Его вид неприятен. Дыра на спине. Стертые ноги. Голый череп.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. 1669 г. Государственный Эрмитаж

А теперь посмотрите на Блудного сына Николая Лосева.

Да, его одежда изношена. Даже чересчур. Это уже скорее театральный атрибут. Фальш, конечно. Ведь под этим дырявым тряпьем мускулистое, красивое тело. Хорошо стрижен к тому же. Отец в белых одеждах и вовсе похож на сказочного пророка. Очень красиво. Даже пёс прекрасен.

Николай Лосев. Возвращение блудного сына. 1882 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Wikipedia.org

А теперь сравните эту картину с работой Рембрандта. И поймёте, у кого вышло правдивей. Эмоциональней.

Полина Осетинская

В свои пять лет талантливая Поля играла композиции на рояле, а в 6 лет уже состоялся ее первый сольный концерт.

Девочку обучал игре на музыкальном инструменте ее отец, который мечтал об известности его дочери. Она обучалась в Петербургской консерватории, в классе Марины Вольф, стажировалась у Веры Горностаевой в Московской консерватории.

В возрасте 13 лет девочка убежала из дома и рассказала журналистам жестокую историю о том, как отец учил ее музыке по своей собственной методике «Дубль-стресс». Отец избивал ее, заставлял играть часами, а порой и сутками, и даже применял гипнотическое воздействие на девочку.

Сегодня Полина – известная пианистка, она выступает по всему миру, принимает участие в фестивалях, создает собственные произведения.

Немногие дети-вундеркинды в России смогли преодолеть переломные моменты в жизни — и нарастить свой талант. В их числе — Полина Осетинская.

Творчество

Во время обучения у Ластмана, Рембрандт перенял у своего наставника пристрастие к пестроте и детализации. На полотнах того периода преобладали яркие насыщенные цвета. Мастер прорисовывал каждую мелочь, пытаясь достичь совершенства.

Позднее Рембрандт, как и другие последователи барокко, начал уделять большое внимание игре теней, посредством которых удавалось выразительно передавать эмоции персонажей. Работая в одной мастерской, Рембрандт и Ливенс нередко писали картины на одинаковые сюжеты

Рембрандта в молодости

Интересен факт, что оба художника восторгались работами Рубенса, который тогда считался одним из самых талантливых живописцев в Европе. Первое признание пришло к Рембрандту после написания ряда детализированных полотен, среди которых:

  • «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625);
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626);
  • «Давид с головой Голиафа» (1627);
  • «Похищение Европы» (1632).

Одновременно с этим молодой живописец создал цикл гравюр с портретами, на которых изображал себя и родственников. В 1629 г

на творчество Рембрандта обратил внимание заместитель секретаря принца Оранского Константин Гюйгенс, который являлся популярным меценатом

Когда Гюйгенс увидел полотно Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать серебряников», он отозвался о нем как об одной из лучших работ в истории Италии и даже античности. Благодаря поддержке мецената Рембрандт начал получать заказы от состоятельных клиентов.

В частности, принц Оранский заказывает у мастера несколько религиозных полотен, включая «Христос перед Пилатом» (1636). Настоящая слава пришла к Рембрандту в Амстердаме. Здесь он создал ряд выдающихся картин и обрел высокое положение в обществе.

Тогда же мастер знакомится с дочерью зажиточного бюргера Саскией ван Эйленбюрх. Черпая вдохновение в красоте девушки, он пишет много ее портретов, а также изображает ее в качестве разных персонажей на других полотнах.

В 1632 г. Рембрандт представил свою знаменитую работу «Урок анатомии доктора Тульпа», которая принесла ему еще большую популярность. Его начали заваливать заказами разные высокопоставленные чиновники и деятели культуры.

Живописец существенно поправил свое материальное положение, купив для себя роскошный особняк и начав коллекционировать разные предметы антикварного искусства: картины, скульптуры, оружие, музыкальные инструменты и т.д.

После этого Рембрандт написал такие шедевры, как «Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Похищение Европы» и «Пир Валтасара». В 1642 г. свет увидела одна из самых известных его картин – «Ночной дозор», которая была недооценена современниками художника.

Кроме этого, кисти голландца принадлежит немало пейзажей и натюрмортов. За годы творческой биографии он написал много автопортретов, созданных в разных ракурсах. В середине 1650-х годов он испытывал серьезные финансовые трудности и в 1656 г. объявил о своем банкротстве.

На протяжении всей жизни Рембрандт совершенствовал свою технику, часто прибегая к экспериментам. Особенный интерес представляют его последние произведения, которые сегодня считаются уникальным явлением в истории живописи.

Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок по сей день остается не разгаданным. Персонажи монументальны и намеренно расположены на передней плоскости композиции. Мэтр стремиться изображать наиболее сильные человеческие эмоции.

Рембрандт использовал минимум красок, но не смотря на это ему удавалось создавать полотна «живыми», за счет игры света и теней. За годы биографии он написал порядка 350 картин, свыше 100 рисунков и примерно 300 офортов.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году,  лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Урок анатомии доктора Тульпа

Была написана в 1632 году. В центре – доктор Николас Тульп, который объясняет другим, как устроена мускулатура руки человека.

Такие анатомические уроки в то время проводились по всей Европе. Они проходили раз в году, обычно зимой, когда тело лучше сохранялось, и длились по несколько дней.

Присутствовать на уроке могли коллеги, студенты, а также уважаемые граждане или горожане.

Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» заказала гильдия хирургов. Обычно на таких полотнах присутствующие были нарисованы сидящими рядами и смотрящими на зрителя. Но Рембрандт показал их сосредоточенными на трупе.

Все происходило в Весовой Палате, где и прошел этот урок анатомии. Картину повесили там же, где она провисела почти 2 столетия, пока ее не продали Королеве Нидерландов.

Родители, детство и юность

15 июля 1606 года в семье голландского мельника Хармена Герритсзона ван Рейна появился на свет шестой ребёнок. Родители дали ему имя – Рембрандт. Мать новорождённого – Корнелия, была дочерью состоятельного булочника. Семья великого художника и гравёра жила в Лейдене и придерживалась католической веры.

Мать – Хармена Герритсзона ван Рейна

Как и большинство лейденских детей того времени, мальчик начал получать начальное образование с 4 лет. Хотя оно было в основном религиозное, но через три года ученик уже умел читать, писать и считать, а также знал основы католической религии.

В 7 лет Рембрандт пошёл в шестилетнюю латинскую школу, хотя обычно дети поступали туда только к 12 годам. В учебном заведении давали углубленные знания по религии, а также по каллиграфии, риторике, логики и греческому языку.

После её окончания, 13-летний вундеркинд поступил в местный университет на факультет филологии, но через несколько месяцев покинул его. Причины до конца не ясны, возможно, это связано с вопросами веры.

Родители решили развивать в сыне талант художника, который был заметен уже в юношеском возрасте. Молодой человек брал уроки живописи у признанного лейденского мастера Якоба ван Сваненбюрха. Работ молодого художника того периода не сохранилось.

В 1623 году Рембрандт уехал в Амстердам, чтобы продолжить образование в мастерской живописца Питера Ластмана, отдающего предпочтение в своём творчестве мифологическим и библейским сюжетам.

Рембрандт в возрасте 23 лет (автопортрет)

Детство

Будущий мастер гениальных художественных полотен появился на свет 15 июля 1606 (или 1607) года в многодетном католическом семействе Хармена Герритзона ванн Рейна, проживающего в городе Лейден, Голландия. Мальчик оказался младшим из восьми детей уважаемого горожанами мельника.

В детстве талантливый подросток посещал латинскую школу при местном университете, с ранних лет интересуясь живописью. Тринадцатилетнего Рембрандта родители отдали учиться в студию Якоба ван Сваненбюрха, специализировавшегося на историзме изображаемого. Насколько сильно повлиял этот художник на становление своего впоследствии знаменитого ученика достоверно неизвестно, поскольку работ того периода до наших дней не сохранилось.

На пути к цели

Более опытный Питер Ластман (учился в Италии) стал следующим наставником молодого дарования. На его уроках в Амстердаме Рембрандт осваивает мифологические и библейские сюжеты. Здесь, в столице, он находился с 1623-го по 1627 год. Столь длительные занятия у Ластмана оказали существенное влияние на формирование стиля Рембрандта на том этапе жизни – он пишет ярко, контрастно, красочно, облачая героев картин в необыкновенные наряды и увешивая их драгоценностями. Тяготение к визуальному украшательству и особенное отношение к одежде персонажей Рембрандт сохранит на всю жизнь.

По возвращении в Лейден уверенный в своих силах художник открывает свою мастерскую (совместно с другом и коллегой Яном Ливенсом). Набор учеников, успешные занятия с ними внесли вклад в рост репутации молодого и решительного художника. У многообещающего живописца появились первые заказы, в том числе от лиц, приближённых к королю. Работы Рембрандта того периода сравнивали с произведениями Рубенса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий