Звуковая культура речи во второй младшей группе

Ход НОД:

Воспитатель:

-Сегодня по дороге в детский сад я нашла этих малышей.

-Давайте с ними познакомимся: это барашек Боря и его друг щенок Бобик.

-Давайте повторим их имена (все вместе)

-Ульяна, повтори пожалуйста, как зовут наших гостей? (Cтепа, Лера)

-А теперь вы представьтесь Борьке и Бобику (дети по очереди называют свои имена)

Воспитатель: Ребята наши Боря и Бобик очень любят играть c кубиком.

-Хотите поиграть вместе с ними?

-Давайте вспомним, что нужно сказать, чтобы куб закрутился.

Воспитатель бросает кубик, предлагая детям проговаривать присказку.

«Крутись, вертись на бочок ложись».

На картинке колокол.

Воспитатель: Что изображено на картинке.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем как поет колокол (включает звук колокола).

-Как поет большой колокол? (громко, звонко)

Дети: бом – бом, бом – бом.

Воспитатель: Ребята, а что у нашего бычка висит на шее? (ответы детей)

-Правильно, это маленький колокольчик.

-Давайте послушаем как он поет.

-Маленький колокольчик звенит бим-бом, бим-бом.

-Давайте все вместе повторим.

Дети: бим-бом, бим-бом

Воспитатель: Ариша, как ты думаешь, маленький колокольчик звенит громко или тихо по сравнению с большим?

Ответы детей.

Воспитатель крутит куб, приговаривая: «Крутись, вертись на бочок ложись».

На картине кран с капающей водой.

Воспитатель: Послушайте как льется водичка (включает звук воды).

Дети: буль-буль, буль-буль.

Воспитатель: Ребята, скажите водичка плещется громко или тихо? А ты, Мира, как думаешь?

Ответы детей.

«Крутись, вертись на бочок ложись».

Воспитатель: Что на картине? (автомобиль)

Воспитатель: Какие звуки издает автомобиль?

Дети: бип – би – бип.

Воспитатель: Давайте послушаем (включает звук сигнала автомобиля).

Воспитатель: Миша, скажи автомобиль сигналит громко или тихо? Давайте все вместе посигналим как автомобили.

-Ребята Боря и Бобик устали играть, давайте вместе с ними немножко разомнемся.

Физкультминутка :

«Мы во двор гулять ходили» (шаг на месте)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (наклонились, катаем ручками «комок»)

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили (показываем руками)

С горки мы потом катались (стоя, руки внизу, затем руки вытянуть вперед)

А еще в снегу валялись (приседаем)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем одежду)

Борщ поели (едим)

Спать легли (ладошки под щеку).

Воспитатель: Давайте продолжим играть «Крутись, вертись на бочок ложись».

На картине ведро.

Воспитатель: Дети, а какие звуки может издавать ведро? Как гремит покатившееся по ступенькам ведро? Послушаем (включает звук падения ведра).

Дети: бам – бам – бам.

-Правильно, молодцы ребята

«Крутись, вертись на бочок ложись».

На картине дверь.

Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой картинке?

– Как стучат в дверь, давайте послушаем (включает звук «Бах-бах»).

Воспитатель: Давайте хором повторим.

Дети: бах– бах – бах.

Воспитатель: «Крутись, вертись на бочок ложись».

На картине барабан.

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, а что это!

Ответы детей.

Дети, а какие звуки может издавать барабан? Послушаем! (включает звук удара в барабан).

Дети: бум-бум, бум-бум.

Воспитатель: Молодцы ребята

Воспитатель: Ребята, посмотрите Боренька устал, давайте споем колыбельную, которую любит Боренька: «Баю-баю-баю, Бореньку качаю» (исполняется хором и индивидуально с детьми, которым педагог передает засыпающего барашка).

Появляется щенок, он тявкает. Дети говорят ему: «Не лай, Бобик. Не буди Борю».

Воспитатель: Бобик тоже хочет чтобы ему спели колыбельную.

Желающие дети (по-одному) качают Бобика и поют: «Баю-баю-баю, Бобика качаю».

Воспитатель: ребята, вы должно быть и не заметили, но именно сегодня ваши язычки научились четко и правильно произносить звук б : бум, бам, бип.

Какие звуки были тихими?

Какие звуки были громкими?

А что еще мы сегодня с вами делали?

Какую песенку мы пели барашку Боре?

Какую песенку мы пели Бобику?

Ход образовательной ситуации

1. Способствовать формированию у детей внутренней мотивации.

– Ребята, смотрите, что у меня есть?

(ответы детей)

– Ой, кого я там вижу?

(ответы детей)

– Я даже вижу свой язычок! А у вас есть язычки? Ну-ка покажите мне их!(ответы детей)

– А мой язычок научился петь песенку! А ваши язычки умеют петь песенки?(ответы детей)

– Скажите, а кто еще из животных умеет говорить так?

(ответы детей)

– Ребята, а хотите посмотреть, как живет семья Мышки и Курочки, и их детки?(ответы детей)

2. Способность планированию детьми их деятельности

– А как мы сможем это сделать?(заглянуть в их домики)

(ответы детей)

– У меня есть картинки. Кто изображен на первой картинке?(ответы детей)

-А навторой?

(ответы детей)

– Как они живут там? Что они там делают?

(ответы детей)

– Ребята, хотитепоиграть?

– Я предлагаюпоиграть в игру«Заводные цыплята и мышата». Вот в этой коробочке есть что то, что в этом нам поможет, и мы можем с вами превратиться в самых настоящих цыплят и мышат!

(играетмузыка и дети переодеваются)

-Ну, вот мы с вами и преобразились!

Артикуляциязвука П, ПЬ.

1.Игра«Заводные цыплята и мышата»

(воспитатель обращается к детям по очереди)

-Скажите, как пищат мышата?

(ответы детей)

-А можно я буду вашей мамой Мышкой ипоиграю вместе с вами?

(ответы детей)

(под музыку дети изображают мышат и пищат)

-А вы не против, если я стану мамой Курочкой? Как пищат цыплятки?

(ответы детей)

(под музыку дети изображают цыплят и пищат)

-Как здорово получилось у вас изображать маленьких деточек!

2.(Далее педагог выставляет на магнитную доску картинки)

-Ой, ребята, посмотрите, к вам в гости пришли мышата.

– А давайте спросим, как же их зовут?

– Этот мышонок сказал, что его зовут Пик. Как его зовут?

(ответы детей)

– Этот мышонок сказал, что его зовут Пак. Как его зовут?

(ответы детей)

– Этот мышонок сказал, что его зовут Пок. Как его зовут

(ответы детей)

– Они знают смешнуюпесенку:

Мы веселые мышата-

Пик, пак, Пок!

Никого мы не боимся, .

Пик, пак, Пок!

Даже кошки не боимся

Пик, пак, Пок!

Ой, спасите, помоготе!

Пик, пак, Пок!

(вовторойраз дети помогают воспитателю называть имена мышат)

Динамическая пауза.

– Вышли Мышки как- то раз,

Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре-

Мышки дернули за гири,

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали Мышки вон.

3. Реализация детского замысла

1. – Как у вас все хорошо получается!(играет музыка)

Дидактическая игра«Ярмарка».

– Ой, ребята, слышите музыку? Куда мы с вами попали? Да это жеЯРМАРКА! А кто из вас знает, что такоеярмарка?

(ответы детей)

-Ярмарка– это Народный Базар, где люди продают все то, что делают своими руками.

– Что здесь мы видим?

(ответы детей,(ложки расписные, самовар, баранки, печенье, пирожки, погремушки)

– А может кто-то хочет стать настоящим продавцом? А остальные тогда будут покупателями.

– Чтобы купить товар, что нам надо?

(ответы детей)(деньги)

– А чтобы у нас все получилось, ну что одеть?

(ответы детей)(платочки и кепки)

– Да у нас получилась настоящаяярмарка!

– Чтобы продать товар его нужно разрекламировать!

(ответы детей)

(играет музыка)

– Внимание! Внимание! Продаются пироги, покупаем пироги! Вкусные пироги с повидлом! Берем печенье! Покупаем печенье!

4. Проведение детской рефлексии по итогам деятельности.

2. (Чтение стихотворения В. Орлова«Три пингвина»)

– Как здорово у вас все получилось!

– Ох, и устала же я. А вы? Хотите отдохнуть?

(ответы детей)

-Хотите, присядем?

– А сейчас я прочитаю стихотворение В. Орлова«Три пингвина».

Жили-были три пингвина

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку

Пик, Пак, Пок.

Зашагали в перевалку

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы…

Пик, Пак, Пок.

-Скажите, как зовут пингвинов?

(ответы детей)

– Точно, наших пингвинов зовут также как и мышат! Оказывается, разных героев могут звать одним и тем же именем!

– Ребята, скажите, а что мы с вами сегодня делали?

-А как звали наших мышат и пингвинов?

– А куда сегодня мы с вами попали?

– Какие товары вы продавали и покупали?

Похвала ребят.

– Анечка, какая ты умница! Ты знаешь, как говорят маленькие мышата!

– Ваня, ты все продал пирожки!

– Аня, ты громче всех говорила«Пи-пи»за мышку, как здорово это у тебя получалось!

– Какая дружная команда получилась у нас сегодня!

– Сегодня вы меня очень порадовали, мои маленькие цыплятки!

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте.
Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Речевое развитие во 2 младшей группе

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из самых главных. Общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • воспитания звуковой культуры речи,
  • совершенствования грамматической правильности речи,
  • формирования разговорной (диалогической) речи,
  • развития связной речи,
  • подготовки к обучению грамоте.

Развитие речевой деятельности во второй младшей группе

Уровень владения речью как средством общения и культуры

Аттестация педагогических работников детского сада. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими осуществляется на основе овладения литературным языком.

Обогащение активного словаря

Этот этап происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от правильного подобранного материала, а также словаря родителей. Как утверждают специалисты, для расширения словаря детей необходимо создать благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.

Развитие связной, грамматически правильной речи

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (связная речь состоит из двух частей –диалога и монолога. Воспитатель подбирает материал, который помогает ребятам в освоении грамматического строя речи. Благодаря богатому словарному запасу малыши учатся правильно менять слова, вставлять в предложения.

Как формировать грамотную правильную речь

Развитие речевого творчества

Это достаточно сложный процесс. Развитие речевого творчества – это этап, при котором дети во 2-й младшей группе самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки. Для стимула можно подобрать книжки с рисунками.

Важно! Все это становится возможным, если для этого создаются условия

Открытое занятие по развитию речи по сказкам в младшей группе

Программное содержание «В гостях у сказки» расширяет словарный запас детей младшей группы. Воспитатель должен вовлечь детей в беседу во время рассматривания иллюстраций.

Обратите внимание! Они должны называть предметы своими именами

Открытый урок, направленный на развитие речи по сказкам

Закрепление знаний детей о русских народных сказках

Народные русские сказки развивают творческие способности малышей. В первую очередь дети начинают строить ролевой диалог, развивают умение согласовывать свои действия, а также обогащать словарный запас.

Поддержание интереса к русской народной сказке

Чтобы поддержать интерес к народной сказке, нужно вовлечь ребенка в игру. То есть подготовить красивые иллюстрации с любимыми персонажами.

Создание радостного эмоционального настроения при общении с детьми и взрослыми

Занятие по развитию речи во 2 младшей группе может создать радостное эмоциональное настроение.

Обратите внимание! Воспитатель должен применить определенные методы и приёмы: сюрпризный момент, создание игровой ситуации, задания, игра, вопросы, игра-драматизация, беседа, анализ

Задачи занятия

К обучающим задачам относится:

  • учение ребёнка отвечать на вопросы старшего;
  • умение описывать сюжет мультфильма или сказку.

Развивающие:

  • развивать умения детей использовать в речи все части речи;
  • развивать творческие способности детей, воображение, фантазию;
  • развивать навык рассказывания четверостишия, выученного наизусть.

Задачи

Немаловажная задача – научить детей отгадывать сказки по литературным фрагментам, загадкам, иллюстрациям, ключевым словам.

Дети должны научиться открывать для себя что-то новое, узнавать и называть персонажей из знакомых любимых сказок, имитируя движения по сюжету, а также выговаривая слова песни.

Развитие речевого навыка

Дети учатся называть знакомые сказки, имена сказочных героев, образных выражений, сравнений. По изображенному сюжету дети пересказывают отрывок из сказки, при этом развивается словарный запас.

Задача узнавать и называть персонажей сказок по описанию

В ходе занятия малыши вспоминают названия прочитанных сказок. Участвуют в беседе с воспитателем. Дети отгадывают загадки. При правильном ответе на слайде появляется картинка с правильным ответом. Узнают сказки по изображению, умеют пересказывать сюжет сказки. Грамотно строят предложения при пересказе.

Воспитание эстетического отношения к произведениям устного народного творчества

Дети учатся подбирать рифму к словам. Увлекательная забава выглядит следующим образом:

  • Колобок – румяный бок
  • Лягушка – квакушка
  • Буратино – картина
  • Медведи – соседи
  • Кувырком – верхом
  • Кит – спит
  • Царица – девица
  • Великан – океан
  • Утка – шутка
  • Мышка – книжка.

План-конспект занятия

Организационный момент проводится под ритм музыки. Мелодия переносит в чудесный мир сказок. Детишки отправляются в путешествие по сказкам. Затем воспитатель задает детям вопрос: «Какие сказки вы знаете»?

Важно! Малыши вспоминают, какие они знают русские народные сказки

Публикация «Конспект НОД „Звуковая культура речи“ во второй младшей группе» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Темочки

– развивать голосовой аппарат;

-учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки.

Оборудование и материалы: большой модульный куб с изображениями, волшебный мешочек, ноутбук, игрушка барашек Боря, игрушка щенок Бобик.

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий