Двухлетний ребенок не слушается что делать

Правила общения с ребенком 2-х лет

Малышу в возрасте двух лет особенно необходимо понимание со стороны родных и близких ему людей. Если он капризничает и не слушается, необходимо спросить у него самого, почему он поступает именно так. Зачастую это помогает ему самому осознать собственную неправоту.

Так, если после игры ребенок не собирает свои игрушки, можно собрать их в коробку и временно спрятать. Через некоторое время он поймет, что может потерять все свои любимые игрушки. Если же он проявляет чрезмерный интерес к бьющимся предметам в шкафу, то их нужно просто убрать в недоступное место. В случае необоснованных капризов, родители могут просто уйти в другую комнату. По прошествии некоторого времени малыш, успокоившись, последует за ними

До прекращения истерики внимание на него обращать не стоит

Для того чтобы ребенок в 2 года слушался родителей, специалисты советуют им придерживаться трех основных правил:

  1. Ребенка до 3 лет наказывать бессмысленно. До этого возраста они еще не осознают, из-за чего получил наказание. Поэтому в этом возрасте лучше предпочесть путь подробного объяснения его поведения.
  2. В общении с двухлетним ребенком важна последовательность. То есть, если прыгать с дивана ему не разрешается, то даже в самом лучшем расположении духа родителей, разрешать это делать ему нельзя. Иначе он просто обидится, ведь ребенок не поймет, почему то, что можно вчера, сегодня уже нельзя.
  3. Общаться с ребенком нужно на равных. Его нельзя ни оскорблять, ни унижать даже за разбитую посуду.

Но в отдельных случаях ребенок 2 лет может беспричинно истерить. В таком случае ему стоит дать вволю поплакать. Вполне возможно, что его нервная система перегружена и нуждается в разрядке.

Причины конфликтов с ребенком в два года

Уже со 2-го года жизни в словарный запас каждого малыша входит слово «нет». Зачастую он может произносить его в ответ на каждую просьбу взрослых и даже родителей. Специалисты выделяют этот период развития в так называемый «период протеста». Он может продолжаться до трех лет и выражаться в постоянных проявлениях злости. При этом ребенок может падать на землю, кричать, стучать ногами и даже замахиваться на близких.

Родители должны осознавать, что избежать этого времени становления ребенка просто невозможно. Но сократить численность конфликтов под силу каждому. Дело в том, что все приступы непослушания ожидают соответствующего внешнего эффекта. Поэтому если реакция взрослых будет правильной, то и ребенку не будет смысла много не слушаться. Другими словами, задача родителей в общении с ребенком сводится к предотвращению приступов протеста и упрямства.

Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:

  1. Если его принуждают к тому, что он не хочет насильно.
  2. Если ему запрещают делать то, что он хочет.

От родителей потребуется, прежде всего, умеренная требовательность, и к поведению малыша, и к его поступкам. То есть ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки нельзя. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны ребенка двух лет.

Иногда, когда ребенок в 2 года не слушается, что делать родители не знают. Они попросту не понимают, что их малыш слишком избалован. Такое может случиться, если родители разрешают не все, а вот у бабушки царит вседозволенность. Допускать такого нельзя, так как в будущем это приведет к получению эгоиста, мало приспособленного к жизни.

Кроме того, капризничать и не слушаться ребенок 2 лет может просто потому, что он заболевает. Поэтому родители должны быть всегда внимательны к поведению своего малыша.

Будьте стойкими и снисходительными

Луиза Истомина

Осваивать правила и нормы поведения дети начинают еще в младшем дошкольном возрасте. Но детское послушание может быть непостоянным и неровным.

Маленькие дети могут игнорировать просьбы или проявлять сопротивление, временно не слушаться, но не потому, что хотят вас разозлить и показать, кто в доме хозяин. Психологи считают такое поведение нормальным и расценивают как часть развития ребенка.

Послушание напрямую зависит от двух вещей: от речи в самом широком смысле и того, насколько у ребенка развита произвольность.

Порой дети не реагируют на взрослого, не выполняют его просьбы, потому что элементарно не понимают, что от них требуют. Это не значит, что родитель говорит непонятно. Гораздо чаще это связано с недостаточной сформированностью понимания обращенной речи. До полутора лет все, что говорит взрослый, может быть слишком сложной инструкцией для ребенка. Сложная инструкция влечет за собой трудности с выполнением того, что от ребенка ждет родитель. На выходе имеем «непослушного» ребенка.

Произвольность — способность управлять собственным поведением, выстраивать его в соответствии с инструкциями и просьбами взрослого, а также владение эмоциональной регуляцией. Произвольность связана с созреванием определенных зон головного мозга и соответствующих этому процессов. Отвечают за нее лобные доли и фронтальная кора. Именно от качества функционирования этих зон мозга будет зависеть то, как ребенок станет принимать решения, насколько будет способен себя контролировать.

Мозг ребенка и отдельные его зоны формируются поступательно, а некоторые довольно долго. Главное, в каждом отдельном случае созревание будет происходить по индивидуальному маршруту.

Очевидно, что с каждым годом дети будут понимать взрослых все лучше и лучше, причем не только собственных родителей. Послушание будет становиться более стабильным. К пяти годам его можно уже ожидать. К этому моменту дети действительно хорошо понимают правила, а к семи годам окончательно. В этом смысле, родителям нужно быть терпеливыми. Так что первое, что хочется порекомендовать: учитесь стойкости и снисходительности.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности. Сверху – вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Сверху – вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Что делать?

Иногда простые психологические рекомендации не дают выраженного эффекта, поэтому родители находятся в смятении: ребёнок 2 года не слушается, что делать – совершенно не понятно. Мамочки буквально впадают в оторопь, представляя, как они будут справляться в будущем с этим непослушным чадом.

-угроза и переход к наказанию;

– абсолютное игнорирование ребёнка;     – переключение детского внимания на более интересный объект. В силу возрастных особенностей применять по отношению к малышам-двухлеткам можно лишь третий вариант. Причину наказания они пока не понимают, а игнорировать ребёнка в таком возрасте просто опасно. Достаточно трёх минут, а он уже найдёт опасное приключение.   Если же вы считаете, что если ребёнок 2 года не слушается, закатывает истерики, то его наказывать всё-таки необходимо, запомните правила адекватных дисциплинарных воздействий в раннем возрасте:

  – малышу необходимо объяснять причину наказания; – будьте последовательны;   – согласуйте свои поступки с супругом;   – не наказывайте кроху, будучи разгневанным;   – не унижайте его;

– извиняйтесь, если наказали неправомерно; – не припоминайте его проступок после наказания;

-не наказывайте при чужих людях;

– нельзя наказывать больного малыша, во время приёма пищи, перед или после сна, во время увлечённого занятия. Ребёнку жизненно необходима родительская любовь и понимание. Поэтому всё же не прибегайте к суровым дисциплинарным мерам по отношению к двухлетке.

Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу

И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Мнение доктора Комаровского

Популярный детский врач Евгений Олегович Комаровский с присущим ему юмором отмечает, что непослушание – это явление нормальное. Чтобы его преодолеть, молодым родителям следует иметь большой запас терпения и успокоительных средств.

Доктор Комаровский

Известный педиатр считает, что возраст 2 лет – это благодатный период для того, чтобы начать учить тоддлера проговаривать свои эмоции и объяснять чувства. Конечно, на самом примитивном уровне – из-за неразвитой речи и неустойчивой детской нервной системы – но пробовать стоит.

Комаровский выделяет самые частые причины непослушания:

  • малышу ранее было все дозволено, но потом многое запретили;
  • крохе не разрешали так много, что со временем он перестал слышать и реагировать на запреты.

Профилактикой этих явлений станет общение с сыном или дочкой с позиции старшего, контроль над запретами (все члены семьи одинаково запрещают или разрешают что-либо), разъяснение своего «нельзя».

В каком возрасте лучше учить малыша проговаривать свои эмоции?
2 года 69.39%

3 года 26.53%

4 года 4.08%
Проголосовало: 49

Если сцена непослушания все же произошла, врач рекомендует не вмешиваться и не отзеркаливать эмоции непоседы. Физические наказания применять категорически не стоит – они только усугубят ситуацию.

Советы психологов

У детских психологов есть несколько общих рекомендаций на тему, как приучить ребенка слушаться родителей.

Основное , начать зарабатывать родительский авторитет как можно раньше, непосредственно с рождения малыша.

Шаги, которые помогут вырастить ребенка, прислушивающегося к родителям:

  1. Пристройка подходит для малыша до 3-х лет. Он делает то, что ему нравится, а родные его подбадривают: &laquo,Как ты здорово прыгаешь, давай еще!&raquo,.
  2. Похвала за каждый эпизод, когда ребенок сделал то, о чем его попросили.

Учить ребенка управлять телом: подойдут подвижные игры, спортивные секции. У человека координация тела и последовательность поведения тесно взаимосвязаны.

Договариваться на равных, объяснять последствия каждого поступка.

Не давать реакции на чрезмерные капризы, делая то, что необходимо. Не только не завышать требования (изучать 5 иностранных языков двухлетнему малышу, например), но и не занижать (7-летний школьник в состоянии самостоятельно одеться и обуться).

Делегировать часть обязанностей по дому и учить нести за них ответственность. &laquo,Забыл помыть посуду? Тогда сейчас откладываешь игру и идешь на кухню&raquo, (начиная с младшего школьного возраста).

Эти шаги постепенно научат ребенка делать то, о чем просят родители, без лишних споров.

Мнение Комаровского

Евгений Олегович Комаровский вывел три правила для воспитания в ребенке послушания:

  1. Не прогибаться ни при каких обстоятельствах, если желания чада неразумны. По этой же причине минимизировать влияние бабушек , они склонны идти на поводу у капризных внуков.
  2. Использовать запреты редко, но всегда их исполнять. Сын или дочь должны знать, что слово &laquo,нельзя&raquo, обсуждению не подлежит.
  3. Если отец или мать не могут удержаться от криков и рукоприкладства, то воспитывать им нужно себя. Когда справиться самостоятельно не выходит, на пользу пойдет поход к семейному психологу.

О том, как правильно говорить с ребенком, чтобы он слышал взрослых, хорошо написали американские психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш.

Их главный совет: проявлять сочувствие и вставать на место сына или дочери.

Разговор в духе: &laquo,Я понимаю, что ты устал и тебе тяжело сразу взяться за уроки&raquo, принесет больше пользы, чем приказное &laquo,Садись за учебники немедленно!&raquo,.

Тон беседы с маленьким человеком должен быть дружеским, а не с позиции &laquo,сверху&raquo,. Кроме того, стоит воздержаться от указания на очевидные вещи (&laquo,Если не уберешь мороженое в холодильник, оно растает&raquo,).

Ребенку может показаться, что мама считает его глупым. Даже если он и совершит промах, то в следующий раз скорее прислушается к родителям.

И напоследок: из детей, которые беспрекословно слушаются любого старшего вырастают безынициативные взрослые.

Психологи говорят, что дети с высоким уровнем интеллекта склонны не всегда слушать родителей. Поэтому непослушание , нормальный этап в развитии ребенка.

Почему ребенок не слушается? Советы психолога родителям:

Основные принципы грамотного воспитания

Как воспитать послушного ребенка, адекватного и разумного? Это не так уж и сложно, если придерживаться основных принципов воспитания. Родители должны вести себя так, как того требуют от малыша. Главное – собственный положительный пример. Нельзя идти на поводу, необходимо подробно рассказывать своему сокровищу, почему и зачем вы приняли какое-то решение, связанное с запретом или осуждением поступка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие книги о воспитании и психологии детей

https://youtube.com/watch?v=JJs-JTggFp4

Похвала и объяснения

  • Похвала за хорошее поведение должна звучать из уст родителей так же часто, как и порицание за плохие проступки. Многие папы и мамы забывают об этом, воспринимают хорошее поведение как должное, но взрываются гневными тирадами при плохом. Если ребенок не слушается, это не означает, что у него плохой характер. Малыш по мере своих сил выстраивает модель поведения, ориентируясь на родителей и других членов семьи. Почаще хвалите сына или дочку, тогда малыш постарается вести себя так, чтобы радовать вас и слышать ласковые слова в свой адрес.
  • Судить малыша за капризы, переходя на личностные обвинения, нельзя. Задача родителей – осудить совершенный поступок. Например: мальчик Коля играет с другими детьми на детской площадке, толкает их, отнимает игрушки, обзывается, мешает. Естественно, взрослые говорят, что Коля плохой, жадный, злой. Такое осуждение относится к личности мальчика, а не к его поступкам. Если постоянно бросать такие слова, мальчик свыкнется с ними и будет считать себя плохим. Ругать надо правильно. Скажите ему, что он хороший. Спросите, из-за чего поступил плохо, накажите именно за проступок.
  • Любые требования, предъявляемые малышу, не должны выходить за рамки разумного.

Как правильно наказывать?

Отсрочка наказания – грубейшая педагогическая ошибка. Лишив трехлетнего кроху вечерних мультиков за то, что тот совершил утром, вы поставите его в тупик. Сознание малыша не способно соединить такой временной разрыв в единое целое, ему просто не понять, за что его наказали.
Наказывая ребенка, сохраняйте спокойствие, разговаривайте с ним тихо, без крика

Психологи говорят о том, что даже взрослый человек лучше слышит, когда с ним говорят без крика, тем более это важно в общении с ребенком. Есть риск просто напугать малыша, а не исправить ситуацию.

  • Пытаясь поговорить с сыном или дочкой в момент, когда ребенок не слушается, следите за своей манерой разговора. Подумайте, как бы вы реагировали, если бы на вас кричали и обвиняли плохими словами.
  • Разговаривая и объясняя, вы должны быть уверены, что ваше сокровище вас понимает. Находите способы донести ваши требования до ребенка, исходя из его индивидуальных качеств. Проще говоря, ищите действенный подход к маленькой личности.

Сила личного примера

  • Сколько бы вы не объясняли крохе, как надо правильно поступать, добиться понимания можно только личным примером. Показывайте ему правильные действия, призывая делать так же. Воспитывайте на личном примере, который подействует эффективнее, чем много сказанных слов. Станьте положительным образцом для вашего чада, тогда из него вырастет хороший человек.
  • Разбирая плохой или нежелательный поступок, донесите до малыша последствия его действий. Например, когда кроха выкидывает игрушки из кровати, не поднимайте их. Оставшись без игрушек, привереда поймет, к чему привел его поступок. Старшим детям, допускающим более серьезные проделки, предлагайте проследить всю цепочку негатива, которая потянется за их «подвигом».
  • Будьте готовы пересмотреть свое окончательное решение, особенно при разборе полетов с непослушными детьми 8-10 лет и старше. Выслушайте доводы вашего 12-летнего сына или дочки, пусть объяснит, почему поступил так. Возможно, его объяснения изменят ваше решение, не пугайтесь этого, ведь вы должны олицетворять для него саму справедливость. Покажите маленькой личности, что вы уважаете его, что готовы принять разумные аргументы.

Сложности воспитания преодолеваются легче, если вы стоите на позиции не противника ребенка, а его мудрого союзника. Учитесь разговаривать со своим отпрыском, цените его мнение, уважайте личностные качества. Направляйте разумно и справедливо. Закладывайте хорошее поведение с раннего возраста, чтобы позже не столкнуться с плохим. Служите достойным примером для своего чада и у вас все получится.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать родителям, если ребенок не хочет учиться?

Малыш не слушается только маму

Бывает так, что ребенок слушается всех: папу, бабушку, воспитателя, учителей, но только не маму.

В этом случае матери впадают в две крайности: винят всех вокруг (тех, кого слушаются) или только себя (&laquo,я плохая мать!&raquo,).

Обе позиции неверны. На самом деле не виноват никто.

Причин капризов именно в обществе мамы несколько:

  1. Ребенок расслабляется и чувствует себя в безопасности. Целый день он примерно себя вел в детском саду или школе, это утомляет. А мама , самый родной человек, с ней можно стать, наконец, самим собой. Это не проблема и делать с таким поведением ничего не надо, если оно не выходит за разумные рамки.
  2. Дома нет установленного порядка, такого как в детском саду или в гостях у бабушки. Тогда стоит пересмотреть распорядок дня семьи в пользу более привычного для сына или дочери.
  3. Между родственниками нет единства. Например, папа говорит прекращать игру и ложиться спать, а мама разрешает продлить удовольствие.

    Всем родственникам надо договориться об одной манере воспитания, чтобы у маленького человека не возникало сомнений, кого слушать.

  4. Ребенок подражает маме. Если мать сама эмоциональна и не слишком выдержана, то мальчик или девочка копируют ее поведение. Здесь можно придумать, как направить общую энергию в правильное русло: поиграть вместе в подвижные игры, отправиться на прогулку.

Узнаете своего малыша?

Вы думаете, я преувеличиваю? Тем лучше: это значит, что ваш ребенок не ведет себя так. Если Поль просто невыносим, то многим детям его возраста свойственны те или иные черты характера, делающие жизнь с ними очень непростой. Если вы найдете хоть какое-то сходство со своим случаем, то знайте: нет ничего необратимого. Существуют эффективные способы научить малыша слушаться, чтобы сделать семейную жизнь спокойнее. Вам придется посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы понять, как обстоят дела на самом деле.

Синдром детской гиперреактивности очень хорошо изучен. Среди характерных симптомов фигурирует также расстройство внимания. Тем не менее многие двухлетки, поражающие своей активностью и постоянно переключающиеся от одного занятия на другое, на самом деле не подвержены гиперреактивности как таковой.

В случае сомнений обратитесь к детскому психологу, который посоветует вам, какую стратегию воспитания выбрать. Давайте сразу оговоримся: затруднения в процессе обучения никак не связаны с уровнем умственного развития ребенка. Это лишь неблагоприятные последствия проблем с концентрацией внимания, которые можно побороть с помощью специальных упражнений.

Выводы и рекомендации

Воспитание – процесс сложный и ответственный. Иногда детям нужен небольшой повод, чтобы закатывать истерику, ломать игрушки, отказываться спать, хотеть невозможное, драться – словом, любыми способами показывать свой формирующийся характер

Маме и папе важно запомнить, что в 2-3 года довольно сложно проявить послушание

Мир вокруг интересный, хочется исследовать, трогать, пробовать на вкус.

Дети не понимают, что некоторые вещи могут быть опасны, поэтому и не хотят отклоняться от выбранного маршрута. Поэтому запреты действуют удручающе. Мальчики и девочки начинают отстаивать самостоятельность, отказываясь буквально от всего. Так проявляется кризис негативизма – явление, помогающее крохе взрослеть.

Стратегия родителей должна быть направлена на мягкое урегулирования конфликта, поддержку чада, проговаривание чувств и поиск компромисса в возможных ситуациях. Если отец и мать сумеют сохранить сильную позицию, то двухлетка вновь станет добрым и ласковым благодаря сформированной ранее привязанности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий