Диагностика мышления дошкольников

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях

Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное. К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.

Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 -высокий уровень

5-7 — средний уровень

0-4 — низкий уровень

Хлюпин Ю.А., Осотов В.Н. Методы диагностирования высоковольтного маслонаполненного силового электрооборудования (Документ) Костюков В.Н., Науменко А.П. Автоматизированные системы контроля качества и диагностики (Документ) Развивающая игра логические таблицы (Документ) Презентация — Психофизиология внимания (Реферат) Грудянов А.И., Зорина О.А. Методы диагностики воспалительных заболеваний пародонта Руководство для врачей (Документ) Величковский Б.М. Современная когнитивная психология (Документ) Клюев В.В Неразрушающий контроль и диагностика. Справочник (Документ)

Виды мышления

Специалисты выделяют три вида мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, логическое и наглядно-образное.

Наглядно-действенное

«Наглядно действенное мышление, это какой возраст?» — интересуются родители. Этот вид мышления используется малышами преимущественно в возрасте до трёх-четырёх лет. Он связан с практической деятельностью.

Мышление развивать необходимо

Младший ребёнок обязательно:

  • посмотрит, как всё устроено;
  • разберёт и попытается собрать игрушку;
  • откроет и закроет детский ящик;
  • бросит и поднимет какую-то вещь.

К сведению. Мышление ребенка этого возраста развивается с помощью этих действий и постепенно переходит на новый уровень.

Малыши любят все разбирать

Наглядно-образное

Наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста осваивается после четырёх лет и является преимущественным примерно до семи лет. Дошкольник по-прежнему мыслит во взаимосвязи с практическими действиями, но уже периодически начинает отходить от этой связи. Уже нет обязательной потребности потрогать руками новый предмет. Не требуется постоянной практики в отработке каких-то действий, но ещё сохраняется потребность наглядно представлять или видеть объект, в отношении которого осуществляется действие.

Логическое мышление

Основной период, когда этот вид мышления становится активным, это возраст пяти-шести лет. Ребенок начинает анализировать свои действия, давать им объяснения, становится способным видеть взаимосвязи. Ему уже не нужно видеть предыдущий объект, чтобы выполнить действие.

К сведению. Он способен сопоставить имеющиеся у него знания и практические навыки, провести параллель и выполнить действие с новым объектом. Каждый последующий год эти навыки у ребенка будут совершенствоваться, он будет больше и больше следовать логике.

Логика важная часть развития

Слайд 40НелепицыОценка результатов10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае,

если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7

имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.Выводы об уровне развития10 баллов – очень высокий.8-9 баллов – высокий.4-7 баллов – средний.2-3 балла – низкий.0-1 балл – очень низкий

Особенности воображения дошкольника

Богатое воображение или…

Так зачем же все это дополнительно развивать? Зачем будить «спящего медведя» и провоцировать появление воображаемых друзей и несбыточных грез?

Тем не менее, профессиональные педагоги-психологи предупреждают об опасности таких суждений. Так как дети, в большинстве случаев — это не маленькие музыканты, художники и поэты с богатой, красочной, живой фантазией.

Вполне возможно, рассказанная вами сказка будет занимать малыша несколько дней. Более того, он придумает множество вариантов развития событий. При этом игрушки оживут, элементарные предметы превратятся в фантастических животных и проч.

Характерные черты

Итак, отличительные черты детских фантазий:

  1. Невозможность четкого разделения сказочного от реального. Поэтому-то дети и увлекаются вымышленными историями и персонажами. Для них сказка – это реальная история, она вполне может случиться и с самим малышом и с другом соседом.
  2. Представление различных сюжетов отличается необыкновенной яркостью. Это происходит не от богатого воображения, а, наоборот – от недостаточной психологической насыщенности жизни, уже увиденное или рассказанное возведено в гротеск.
  3. Ребенок любит сказки не потому, что они волшебные, а потому что простые и понятные. Если читать более сложные «фентези», он начнет скучать именно по причине неразвитого воображения и скудного опыта.
  4. Наделение человеческими особенностями и способностями любых предметов. Даже если ребенок уже распознает одушевленные и неодушевленные предметы, он все равно наделяет последние знакомыми качествами.
  5. Увлеченность разнообразными играми – это не богатое воображение, а активность и подвижность, любопытство и желание постигать мир. Психологи предлагают понаблюдать за  игрой детей. Вы удивитесь, как они мало изобретательны.

Если родители и воспитатели не принимают дополнительных мер по развитию воображения, ребенок вырастет, исчезнут мечты, и он превратится в обыкновенного прагматика (в лучшем случае) или пессимиста  (если все сложится плохо).

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла! — Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:

1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия. 2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием. 3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Слайд 45Методика “Определение понятий”1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться,

соединять, кусать, острый.2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться,

объединять, бить, тупой.3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

 инструкция:”Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово “велосипед”. Как бы ты объяснил это?”Оценка результатовМаксимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное – 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

У малышей с ЗПР

Внимание. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) снижена познавательная активность. Здесь несколько особенностей: кто-то медлителен и пассивен, кто-то, напротив, расторможен и многословен.

Здесь несколько особенностей: кто-то медлителен и пассивен, кто-то, напротив, расторможен и многословен.

Если ЗПР имеет церебрально-органическое происхождение, то, как правило, страдают все виды процесса мышления. Но наглядно-действенное бывает менее затронутым. Это связано с тем, что при подобных формах развития замедлено:

  1. формирование локомоторных функций;
  2. зрительно-моторной координации;
  3. наблюдается низкий уровень способности анализа, сравнения и обобщения свойств явлений и предметов.

Такие особенные дети могут рассказать лишь о поверхностных, несущественных качествах, и то не полно и точно. У детей с ЗПР образное мышление появляется позже полутора – двух лет (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о методах и техниках его развития).

Дети дошкольного возраста с ЗПР действуют методом проб и ошибок. Для того, чтобы выполнить задачу, им нужна не одна попытка и помощь взрослых. Большие затруднения дети с ЗПР испытывают, когда нужно установить логические связи среди аналогичных понятий.

Дети растут и организация их нервной системы, психики год за годом становится все сложнее. Чтобы мышление ребенка успешно развивалось, нужны не только его способности, но и непосредственное участие и помощь взрослых. Именно они, с их знаниями и жизненным опытом, могут сформировать интерес детей к окружающему миру, развить его мышление и перевести его в следующую фазу.

Слайд 46Методика определения понятий Специфика тестированияребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной

наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь,

газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: “Знаешь ли ты это слово?” или “Понимаешь ли ты смысл этого слова?” Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то- после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.Если предложенное ребенком определение слова оказалось не достаточно точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов.

Особенности развития

У дошкольников

У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».

  1. Сначала ребенок может понять окончательную цель.
  2. Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
  3. И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.

Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.

В раннем возрасте

Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность. Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях

Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.

У школьников младших и средних классов

Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.

У подростков

С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные

На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате

Игры и задания

Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия. Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.

Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.

Для 4-5 лет

В этом возрасте малыш умеет:

  • находить сходство и различия между предметами;
  • конструировать по образцу;
  • соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
  • удерживать учебную задачу на несколько минут;
  • называть группу предметов общим словом;
  • определять пару для предмета;
  • находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
  • подбирать несложные слова — антонимы.

Игры для этого возраста используются следующие:

  1. Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями: найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
  2. Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
  3. Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики: продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
  4. Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий: угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.

Для 5-7 лет

В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике. Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.

Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.

Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.

  • Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
  • Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).
  • Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
  • Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
  • Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.

Требования к педагогу, организующему диагностику познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы проводимая диагностика была результативной и успешной, к педагогу, который ее организует и проводит, предъявляется ряд профессиональных требований.

Требования к педагогу, проводящему исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста:

Умение точно, выразительно, кратко и логично излагать материал, добиваться понимания детьми диагностического материала, уметь использовать в работе разнообразные методы изложения и активизации детей в учебно-познавательном процессе.
Умение удерживать интерес и внимание детей на диагностическом материале, использовать собственные знания на практике, самостоятельно адекватно оценивать свою учебно-познавательную деятельность, поведение и поступки.
Владение конструктивно-организаторскими умениями, которые включают в себя умения: планировать педагогический процесс, подбирать методические и диагностические материалы, организовывать деятельность детей в разных режимных моментах.
Диагностические навыки, которые заключаются в умении определять особенности психического и физического состояния детей старшего дошкольного возраста.
Уметь устанавливать эффективные взаимоотношения с детьми, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий