Детская речь как средство общения: этапы развития и функции

Как родителям разговаривать с ребенком

От того, как близкие люди общаются с ребенком, зависит, будет ли его речь богатой и образной. Даже с малышом грудного возраста нужно активно разговаривать, приучая его использовать слова. Детям показывают яркие предметы, игрушки, называют их. Двухлетним детям надо показывать игрушки, яркие картинки, разговаривать об окружающих предметах. Очень хорошо пополнять знания об окружающем на прогулке, рассказывая малышам о том, что происходит вокруг. Для развития речи полезно читать малышам сказки, потешки, прибаутки и стихотворения.

На третьем году жизни взрослые могут не только называть предметы, но и рассказывать о том, для чего они нужны

Важно обращать внимание на цвет и форму вещей и предметов на картинках, называть изображенных животных и их детенышей. С трехлетними малышами уже можно обсудить прочитанную сказку. Пусть они договаривают слова в знакомых стихотворениях

Пусть они договаривают слова в знакомых стихотворениях.

На пятом году жизни ребенка родители обращают его внимание на правильность речи, точность употребления слов, звукопроизношение

В этом возрасте важно не уклоняться от детских вопросов, а давать на них полные содержательные ответы. Для укрепления артикуляционного аппарата можно разучить специальные упражнения

При пересказе сказок, рассказов, чтении стихов родители обращают внимание ребенка на интонацию, «веселое» или «грустное» чтение, на быстрый или медленный темп произношения

Для укрепления артикуляционного аппарата можно разучить специальные упражнения. При пересказе сказок, рассказов, чтении стихов родители обращают внимание ребенка на интонацию, «веселое» или «грустное» чтение, на быстрый или медленный темп произношения.

Старших дошкольников учат составлять рассказ по картинкам, подбирать похожие или противоположные по значению слова, делить предметы по группам. Все дефекты звукопроизношения к началу школьного обучения нужно устранить. Очень полезны различные игры на выделение из слова звуков и слогов.

Зная, что включают в себя этапы речевого развития детей, можно своевременно выявить отставание речи ребенка и начать коррекционную работу

Если есть отклонения от нормы, важно заметить их как можно раньше, чтобы обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше начата коррекция нарушения речи, тем меньше времени потребуется для компенсации отставания от нормы

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Какие функции выполняет речь

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка. 1) Коммуникативная функция речи одна из наиболее ранних

Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций

1) Коммуникативная функция речи одна из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций.

2) Познавательная функция речи связана с коммуникативной стороной, они формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи получает новую информацию, приобретает возможность ее по-новому усваивать. Доктор педагогических наук, психолог А.А. Люблинская утверждала, что пассивное овладение речью ребенком на первом-втором году жизни способствует развитию обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный, поисковый характер.

При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Большая роль отводится речи и развитию памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок постепенно осваивает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. При олигофрении прежде всего недоразвивается обобщающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

3) Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4–5 годам, когда у него развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения. Эта функция речи связана с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления.

При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:

  • знать и использовать большое количество слов;
  • понимать речь и связно говорить;
  • используя речь, получать разную познавательную информацию;
  • общаться со взрослыми и ровесниками.

Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.

Методы развития речи у дошкольников

Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

  • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
  • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
  • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
  • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
  • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

Слайд 6В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову

у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Способность человека к анализу и синтезу речи связана:• с левым полушарием головного мозга;• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Какие особенности имеет речевое развитие в норме

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие». Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии

Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Слайд 10К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего

или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (аеу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Слайд 16Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Показывайте

и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!Пойте! Слушайте и пойте с ребенком, разучивайте детские песенки. Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.Стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку, потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т. к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально- волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю-логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.

Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания учителя-логопеда, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания — отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

Также среди трудностей детей с нарушением речи:

  • неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;
  • недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
  • проблемы с дыханием — когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Речь — не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Рекомендации

Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения

Читайте вслух В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.

Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет)

Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких. Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша

К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют

Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.

Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей. При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.

Повторенье – мать учения

Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий