Что делать, если у ребенка плохая память

Ментальная арифметика для значительного улучшения памяти у детей

Плохую память и внимание у детей нужно тренировать. В академии ментальной математики «Смартум» вы узнаете, как с помощью этой методики научить ребенка без проблем и напряжения запоминать большой объем информации, как улучшить успеваемость в школе, повысить концентрацию внимания, развить самостоятельность и многозадачность

Регулярные тренировки с применением уникальной, авторской онлайн-платформы и абакуса позволяют детям от 5 до 16 лет стать более активными, уверенными в себе и способными не только запоминать объемные данные, но и с легкостью анализировать их, выделяя главное.

Нет детей с абсолютно плохой памятью — важно, грамотно найти индивидуальный подход и применять действенные методы развития памяти, успешно зарекомендовавшие себя. Методика ментальной арифметики насчитывает более 2 000 лет и практикуется во всем мире (США, Европа, Япония) — всё потому, что она даёт потрясающие результаты!. Уже на пробном занятии можно увидеть, какой богатый потенциал скрыт в каждом ребенке и чего ваш малыш сможет добиться,

Уже на пробном занятии можно увидеть, какой богатый потенциал скрыт в каждом ребенке и чего ваш малыш сможет добиться,

занимаясь в академии «Смартум». Приходите и убедитесь сами!

Методы лечения

Когда у ребенка плохая память, что делать? Этот вопрос волнует всех родителей

Важно оградить малыша от перегрузок, которые приводят к рассеиванию внимания

Для профилактики проблем тренировки начинают еще с раннего возраста. Для этого нужно разучивать стихи, песни, читать сказки и рассказы. Рекомендуют использовать сказки, в которых много раз повторяются слова и фразы. Благодаря этому ребенок зафиксирует их в памяти.

Когда малыш начинает сам рассказывать стихи, взрослые должны хвалить его, так как успех положительно влияет на детей, и они начинают стремиться снова получить похвалу.

Важно общаться с детьми, обсуждать разные темы и спрашивать о проведенном дне. Тренировки включают игры

Каждый день нужно играть с малышом, проводить время интересно

Тренировки включают игры. Каждый день нужно играть с малышом, проводить время интересно.

Больше внимания следует уделять питанию. Организм должен получать достаточное количество питательных веществ и витаминов

Важно избегать жирных продуктов, избыточного потребления сахара

Для успешного запоминания информации, устранения рассеянности, следует улучшить снабжение головного мозга кислородом. Этого добиваются танцами, спортом, гимнастикой. Ежедневные прогулки, легкие гимнастические упражнения, позволят улучшить состояние здоровья ребенка.

Дети должны регулярно гулять на свежем воздухе. На улице нужно проводить не менее четырех часов. Если погода плохая откладывать прогулки не следует. Благодаря здоровому образу жизни можно значительно улучшить способности к запоминанию.

Как работать с маленькими детьми с плохой памятью, родителям объяснит психолог. Простой игрой для тренировки памяти является запоминание знакомых малышу предметов. Перед ним раскладывают предметы, похожего размера и рассматривают их вместе несколько минут. После этого родители убирают одни предмет и просят ребенка вспомнить, чего не хватает.

Постепенно игру усложняют. Для этого он не только определяет пропавший предмет, но и определяет его местонахождения.

Тренировать память очень трудно. На быстрый успех рассчитывать не придется. В отдельных случаях причины плохой памяти это неврологические патологии. Определить их наличие или отсутствие врач сможет в ходе беседы с родителями и маленьким пациентом. Если есть показания, назначают лабораторные и инструментальные методы, на основании которых и подбирают лечение.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Как улучшить память своему ребенку?

Начинать тренировку детской памяти полезно еще с пеленок. В этом деле помогают стишки и песенки, сказки и небольшие рассказы. Специалисты в вопросах детской психологии настоятельно рекомендуют присмотреться к фольклорным сказкам, предусматривающим множество повторов слов и фраз. Постоянно слыша одно и то же, ребенок невольно фиксирует услышанное в памяти.

Когда малыш сможет не только запоминать, а и самостоятельно воспроизводить стишки, взрослым следует поощрять это и чаще хвалить малыша за проделанную работу. Ситуация успеха окажет на ребенка поразительное воздействие. Он будет стремиться заучить стих снова и снова, чтобы в который раз получить похвалу. Память в таком случае будет развиваться просто прекрасно.

Не менее эффективно в процессе тренировки памяти ребенка общение. Родители должны как можно чаще разговаривать с чадом, обсуждая любые темы и интересуясь проведенным днем. Пусть ребенок не только отвечает, а и слушает

Взрослым рекомендуется демонстрировать ребенку нечто новое, при этом эмоционально расписывая предмет и акцентируя внимание на незначительных деталях. Спустя несколько дней после беседы нужно расспросить малыша о том, что ему удалось запомнить

Игра еще один немаловажный для тренировки памяти момент. Играть с ребенком нужно ежедневно, а игры должны быть интересными. Существует очень много игр на развитие памяти. Их можно найти в книгах, в Интернете, спросить у психологов. В наш век цифровых технологий существуют также множество мобильных приложений и компьютерных игр, которые помогут натренировать память вашему ребенку.

Виды памяти

Существующие сейчас техники и методики запоминания информации опираются на типологию памяти по нескольким критериям. 

Первый — длительность запоминания. Мгновенная память — отпечаток реальности до 0,5 секунды. Самые яркие его черты, отвечающие интересам и потребностям человека в данный момент (примерно 7-9 единиц информации) — основа кратковременной памяти. Далее данные либо будут использованы для решения конкретной задачи и затем забыты (оперативная память), либо сохранятся в глубинах сознания (долговременная память).

В зависимости от осознанности запоминания — второй критерий — память бывает произвольная и непроизвольная, опосредованная и непосредственная.

По источнику получения информации — третий критерий — различается память:

  • зрительная,
  • слуховая,
  • вкусовая,
  • осязательная,
  • обонятельная.

Последний критерий — материал деятельности. Выделяются такие виды памяти:

  • эмоциональная,
  • образная,
  • вербальная,
  • двигательная.

У школьника чаще всего знания идут в оперативную память. Педагог должен перевести их в долговременное «хранилище», учитывая, что у детей лучше всего развита зрительная и слуховая память.

Три шага к развитию хорошей концентрации у ребёнка

1. Не злитесь и исключите гиперконтроль

Иногда кажется, что ребенок словно специально издевается: в сотый раз забывает сменку, теряет ручку, откладывает выполнение домашнего задания до поздней ночи

Важно найти причину такого поведения, попробовать вместе разобраться

Фото: pexels.com

Используйте таймер, который ребенок сам сможет устанавливать, чтобы контролировать свое время. Делите сложные задачи на несколько простых, составляйте план выполнения, по которому школьник будет сверяться и отслеживать результаты.

Фото: pexels.com

2. Дайте ребенку возможность самому найти решение

Один из первых порывов родителя, когда у ребенка что-то не получается, — дать ему готовый сценарий, быстро решить проблему знакомым способом. «Убери телефон», «выключи музыку», «приберись на столе», «сядь нормально» — кто из нас не давал таких советов школьнику, развалившемуся на куче учебников со смартфоном в руках? Однако эти советы в большинстве случаев воспринимаются в штыки. Дети, особенно подростки, действуют намного эффективнее, если сами решают, что и как им делать. Навык самостоятельного принятия решений и ответственности за них — один из самых важных в жизни. Так почему бы не отрабатывать его и во время выполнения «домашки»?

Спросите: «Как ты думаешь, что мешает тебе сосредоточиться и доделать уроки? Что мы можем предпринять, чтобы тратить на домашнее задание меньше времени?» Попробуйте в течение нескольких дней делать так, как предложит ребенок, и затем вместе оцените эффективность

Не исключено, например, что ваш школьник лучше концентрирует внимание под музыку, а не в тишине

Фото: pexels.com

3. Устраивайте перерывы

Тактика «пока не доделаешь — не выйдешь из-за стола» малоэффективна

Она лишь создает дополнительное напряжение между вами и ребенком, вызывает протест и обиду, но никак не помогает сконцентрировать внимание на уроках. Намного продуктивнее — устраивать регулярные фиксированные перерывы

Главное, чтобы перерыв был активным, а не превратился в зависание в телефоне или перед монитором.

Фото: pexels.com

Небольшая разминка, дурашливый танец или прогулка до ближайшего магазина помогут переключить внимание, сбросить напряжение и вернуться к урокам с новыми силами. После активности не забывайте успокоить ребенка, немного «заземлить»

Фото: freepik.com

Особенности младших школьников и их запоминания

  1. У ребят в младшего школьного возраста классах более развита память наглядно- образная, чем смысловая. То есть они хорошо запоминают конкретику — предметы, факты и т.д. В школьной программе в этом возрасте ученикам дают большое количество конкретного материала. Это способствует ещё большему развитию этого типа запоминания.
  2. Ребята не умеют разбивать материал на группы, правильно организовать процесс запоминания, использовать логические схемы.

Им проще запомнить дословно и неосознанно. Этому способствует ещё недостаточное развитие речи. Часто ребенку проще дословно рассказать текст, чем пересказать его своими словами. С этим необходимо бороться и добиваться понимания того, что учит школьник.

В начальных классах нужно готовить учеников к обучению в средней школе, развивать логическую память, чтобы легко усваивать объяснения, определения, доказательства. Приучать к этому типу запоминания значит развивать их мышление.

Нужно научить ребят в младшей школе резным приёмам запоминания, помочь выбрать наиболее эффективные для них.

Без специального обучения учащиеся младшего звена не умеют запоминать правильно и просто учат наизусть.

Они запоминают только целиком, и не могут воспроизвести информацию частями. Наглядный пример –ребенок выучил длинное стихотворение, сбился в середине и начинает рассказывать его заново. Знакомо?

Осложнения

К основным неблагоприятным последствиям когнитивных нарушений у подростков и детей относятся:

  • отставание в развитии от сверстников;
  • проблемы с усвоением учебного материала, плохая успеваемость в школе;
  • трудности с выполнением обязательств;
  • вспышки агрессии, перепады настроения, непослушание;
  • проблемы с коммуникацией, конфликты со сверстниками, социальная дезадаптация;
  • прогрессирование заболевания от легкой степени к тяжелой (при отсутствии терапии), сопровождающейся нарушением бытового функционирования;
  • депрессия, тревожные расстройства.

Родителям следует обращать внимание на появление у детей признаков когнитивных расстройств с самого раннего возраста. Если малыш отстает в развитии от своих сверстников, поздно начал ходить, говорить, не проявляет интерес к детским играм, общению с другими детьми, стоит проконсультироваться со специалистом в области детской психиатрии.. Лучше не откладывать визит к врачу, так как со временем дефицит когнитивных функций у ребенка будет проявляться более выраженно (в особенности при поступлении в детский сад или школу).

Лучше не откладывать визит к врачу, так как со временем дефицит когнитивных функций у ребенка будет проявляться более выраженно (в особенности при поступлении в детский сад или школу).

На сегодняшний день разработано достаточно эффективных методик, позволяющих скорректировать когнитивные нарушения у детей. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Диагностика

Если проблемы с запоминанием обнаружились во время посещения занятий по подготовке к школе или в первом классе, родителям нужно уделить внимание поведению. Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел. Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел

Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел.

Для проверки общей памяти расспросите ребенка о его дне, прошлых выходных, событиях прошлых новогодних праздников и тому подобных моментах. Ведите разговор о том, что знает не только сын или дочка, но и вы сами, чтобы понимать, правильны ли ответы.

В большинстве случаев дети отвечают на такие вопросы. В случае провалов в памяти стоит задуматься о визите к неврологу, так как это может указывать на дисфункцию мозга.

Далее оцените зрительно-предметную память, например, дайте младшему школьнику 5-6 картинок, на которых изображены понятные ему предметы, например, стул, автомобиль, кастрюля, книга, самолет и так далее. Предложите их запомнить и закрыть глаза, пока вы уберете 1 картинку или перевернете ее. В норме ребенок должен вспомнить, какой предмет «исчез», с одной или двух попыток.

Будет немного сложнее, если вы попросите не просто запомнить предметы, но и порядок расположения их изображений, но и с этой задачей 6-9-летние дети с нормальной памятью должны справляться без проблем.

Для тестирования слуховой и речевой памяти ребенку называют 3 слова. Когда он дважды повторит заданный набор слов, ему называют еще 3 слова и снова дают возможность дважды их повторить. После этого просят сказать, какими были первые слова, а затем назвать вторые слова.

Еще одним тестом на слухо-речевую память является пересказ короткого рассказа. Трудности с такой задачей встречаются при недостатке памяти или образного мышления, слабом слухе, сниженном уровне внимания, плохом речевом развитии.

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  •  занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено

Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Что влияет на формирование памяти?

Дети 4-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определенной деятельности, чаще всего игровой

В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий

Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.

Данные эксперимента говорят о следующем:

Развить кратковременную память помогают терпение и тренировки.

Какие упражнения делать?

Дошкольники хорошо запоминают информацию во время игровой деятельности, поэтому для развития памяти детей 4-6 лет лучше всего подойдут игры.

Перед тем как начать занятие, объясните правила и убедитесь, что ребенок их понял.

Игры и упражнения подбираются в зависимости от вида памяти, которую требуется развить у ребенка.

  • Для стимуляции двигательной памяти хорошо подходят активные игры с повторением движений. К примеру, можно сказать ребенку присесть, встать, поднять руки вверх, а затем попрыгать на одной ноге. Показав движения по порядку, надо предложить повторить их по памяти.
  • Чтобы воздействовать на зрительную и образную память, часто используют дорисовку отсутствующих элементов. Можно показать ребенку картинку, а затем дать ему такой же рисунок, но без некоторых деталей и предложить восстановить рисунок таким, каким он запомнился. Еще одна популярная игра – положить на стол перед ребенком 5-10 предметов, предложить закрыть глаза, убрать 1-3 предмета и попросить ответить, какие предметы исчезли.
  • Для развития слуховой памяти и способности придумывать ассоциации можно предложить ребенку расшифровывать слова. Для такого упражнения нужно назвать любой предмет, попросив охарактеризовать его, например, назвать его цвет, свойства, внешний вид, предназначение.
  • Чтобы развивать долгосрочную память, расспрашивайте ребенка о событиях в течение дня. Пусть малыш расскажет, что он делал утром, в обед, после обеда, вечером. Задавайте наводящие вопросы, например «Что было на завтрак в саду?», «Какая новая тема была на уроке математики?».

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских  нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Развитие логического мышления у дошкольников

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Развитие логического мышления у детей

Исправление почерка у школьников

Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Развитие высших психических функций у детей

Развитие математических способностей

Развитие математического мышления

Подготовка детей к математике в школе

Грамотеи

Левши – особенные дети

Долгожданные зимние каникулы

Как справиться с третьей четвертью

Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.

Консультации психолога для родителей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий