Дидактические игры по математическому развитию для детей

Развивающие игрушки своими руками: Математика, логика.

Предлагаю осегодня подборку развивающих пособий и игрушек на тему «Математика, логика, мышление». Эти пособия несложно сделать своими руками. Данные пособия подойдут деткам от 3х лет. Напоминаю, что все представленные ниже фотографии — наши с дочкой творения.

1. Начнем с логики и мышления. Мне в этом плане очень нравятся пособия Никитиных «сложи квадрат» и «сложи узор» (мы ими с 1,5 лет играли, сейчас играем (дочке 3,5) и еще будем играть). Подробнее о пособиях можете поискать в интернете (гугл Вам в помощь). Сделать же эти пособия самостоятельно несложно.

Вот наш вариант «Сложи квадрат» из картона:

А вот «сложи узор» из старых кубиков и оракала белого, красного, желтого и синего цветов:

Кроме того, мы еще сделали и альбом для занятий с кубиками (такие альбомы продаются, но сделать их несложно самим):

2. Математика. Пособия на соотношение число-количество.

Счёт до 10 (соотносим количество зернышек на каждом яблочке с числом на прищепке)

Опять же пособие Никитиных «Точечки» (почитайте в интернете, интересно):

Пособие из лотка для яиц и блоков лего. Суть игры: пишем в ячейках числа-кладем бусину-закрываем лоток-трясем (любимая часть)-открываем-смотрим выпавшее число-собираем из блоков лего башенки с соответствующим количеством «кирпичиков». Также это пособие поможет закрепить навык счета десятками-максимальный размер башни можно сделать 10 блоков, соответственно числу 16 соответствует 2 башни — в 10 и в 6 блоков высотой(как на фото), можно сравнивать числа (по высоте башни):

3. Математика. Материал для изучения состава числа «Домики». Задание понятно из фото: собрать максимальное число пар, сумма которых есть число на крыше. С обратной стороны квадратов изобразила соответствующее число точек (то есть сначала можно будет собирать пары по количеству точек, а потом по числам им соответствующим):

4. Математика. Игры на сложение-вычитание.

Игра на сложение в пределах дюжины — парковка для домино. Идея использования домино вообще часто встречается на американских сайтах о дошкольном развитии — вот применили её. К своему стыду, дома не нашлось доминошек — нарисовала на картонках аналог. Суть игры — проехать по дороге и припарковать доминошку на парковке с числом, соответствующем сумме точек. Формат А3, заламинирован:

И пособие на сложение-вычитание «Монстрики-глазастики». В игре идут 3 листа формата А4 с монстриками без глаз (закрасила в фотошопе), глазки из картона и 2 кубика с «окошками» (туда можно вставлять бумажки с написанными числами и знаками, буквами и слогами, пр., вообще варианты использования таких кубиков ограничены лишь фантазией пользующегося). Кидаем кубики (с числами два раза, со знаками «+» и «-» — один раз)- выполняем действие (если выпал «+» — складываем два числа, если «-» — отнимаем от большего числа меньшее) — отсчитываем количество глаз, соответствующее полученному результату — украшаем монстрика:

Дидактическая игра по математике «Умные крышки»

«Календарное планирование в ДОУ по ФГОС»

Игра по ФЭМП для старших дошкольников

Цель: обобщить и систематизировать знания о цифрах. А так же игра поможет закрепить порядковый и количественный счет, вспомнить названия и оттенки цветов, развивать воображение , мышление и пространственное восприятие.

Для игры понадобятся крышки разных цветов и карточки для работы. Крышки одного цвета соответствуют определенной цифре (она наклеена внутри крышки) , а на карточках изображены круги с цифрами.

Выкладывая крышки на карточки (соответствующие цифры) получается объемное изображение игрушки, машинки, цветочка и т.д. Карточки с цифрами от 1 до 5 можно использовать со средней группы. Моим малышам очень нравится.

Попробуйте.

Уже скачали 5802

Читать далее bebygarden.ru

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду.
Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное – правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Методические разработки.
В данной рубрике Вы найдете различные методические работы участников портала сайт, консультации и рекомендации для родителей и педагогов, материалы для тематического планирования и организации контроля процессов обучения и воспитания в ДОУ, примеры работ для аттестации.

  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования
  • Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей
  • Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
  • Положение конкурса. Образцы положений о проведении конкурсных мероприятий в ДОУ

Показаны публикации 1-10
из 33218
.Все разделы
| Методические рекомендации и разработки

Консультация для воспитателей «Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников»

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников. Цель диагностики
: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников. Задания для диагностики состоят из нескольких блоков
: блок 1
: упражнения на координацию движений; блок 2
: повторение фигур из…

АКЦИЯ – “ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!” Старшая разновозрастная группа «Золотая рыбка»
Воспитатель
: Третьякова Светлана Николаевна Цель акции
: помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей. В нашей группе «Золотая рыбка»
с..

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется — выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.

Нетрадиционные пособия для детей дошкольного возраста по ФЭМП

Фестиваль «Золотое рукоделие – 2015» Раздел «Педагогическая мастерская»

Номинация «Волшебная игла»

Предлагаю Вашему вниманию методические пособия, выполненные для детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. Работая воспитателем в детском саду, я очень люблю для своих воспитанников мастерить. Шью для ребятишек из фетра и флиса не только игрушки, но и полезные для детей различные дидактические пособия

Они помогают в работе, а дети их любят за необычность и яркость, и с удовольствием подолгу занимаются самодельными играми, развивая мелкую моторику, память, внимание, логику

Игры можно использовать в подгруппах или индивидуально, как в игровой, так и учебной деятельности. Данные игры подойдут для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Их несложно изготовить из подручных материалов, или как я, из фетра и флиса.

Шнуровка «Собери цветочки»

С помощью игры можно познакомить ребенка с цветом, величиной, счетом. Шнуровка способствует развитию мелкой моторики, позволяет воспитывать у детей способность контролировать свои достижения, инициативность и самостоятельность, способность к волевым усилиям.

«Магнитные цифры»

Игра выполненными из фетра на магнитах, помогут ребенку в игровой форме познакомиться с цифрами, самостоятельно соотносить количество фигур с цифрой, познакомиться с числовым рядом, выкладывать цифры в прямом и обратном порядке.

Шнуровка «Геометрические фигуры»

В наборе геометрические фигуры, выполненные из декоративной пенки. По краю фигуры выполнены отверстия для шнуровки, можно крепить фигуры одного цвета или формы, или по количеству.

Игра «Цветное домино»

Игра состоит из 28 карточек, из 7 цветов. Принцип игры как в обычном домино, только вместо цифр разноцветные круги. Игра познакомит детей с 7 цветами, разовьет интерес к настольным играм, научит усидчивости и умению играть с другими детьми.

Игра познакомит детей с делением круга на 2, 4 и 8 частей. Можно придумать и много других игр.

Игра «Гусеница»

Игра на магнитах, для закрепления цифр, соседей числа, прямого и обратного счета. Учит детей подбирать количество предметов к каждой цифре. Можно провести дополнительные игры: «Какой цифры не стало», «Покажи, какое число показывает гусеница» и др.

Вот такие дидактические пособия я мастерю для своих воспитанников в детском саду, дети с удовольствием играют с ними, они долговечны, легко стираются, очень яркие и привлекательные для игры

Спасибо за внимание, буду рада, если Вам понравятся мои дидактические пособия. Удачи в работе!. В работе использованы интернет ресурсы:

В работе использованы интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/matematicheskaja-igra-volshebnaja-gusenica.

htmlhttps://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-veselaja-shnurovka.html.

Методика проведения занятий по ФЭМП в детском саду

В качестве обучающей базы для готовящихся пойти в первый класс, применяют особенные методики:

  • последовательность;
  • системность;
  • индивидуальность;
  • логичность.

Знания, которые педагог передает детям, от занятия к занятию все сложнее, учитывая уровень развития воспитанников. Для повтора используют специальные ролевые игры

Математика становится у воспитанников любимым предметом, они с удовольствием занимаются, ищут сходство и разницу в предметах, сосредотачивают внимание на тонкостях, чтобы ответить на вопрос воспитателя

Игра с воспитателем

Рекомендации по организации занятий

Важно организовать игру позитивно и грамотно. Детсадовский возраст не предусматривает применения неудовлетворительных отметок, порицаний со стороны педагога

Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника

Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника.

Воспитатель должен применять в работе те методики и приемы, которые провоцируют интерес. Занятия «по принуждению» бесполезны, формируют отторжение к математике и алгебре.

К сведению. При наличии личного контакта и позитивных отношений между воспитанником и его наставником будет успешный результат.

Пример календарно-тематического плана занятий по ФЭМП

Утром воспитатель беседует о героях сказки «Репка». Вместе участники смотрят картинки с изображением персонажей. Далее на прогулке участники играют в игру «Постройся, как в сказке репка», в обеденное время педагог рассказывает сказку «Репка». В вечернее время сказка обыгрывается, проходит нетрадиционное рисование геометрических фигур. Во время второй прогулки дети и воспитатель играют в «Съедобное-несъедобное» (с мячиком), собирают пазл «Репка». Создают костюмы к сказке «Репка».

ФГОС для детских садов содержит перечень тех понятий, которые должны формироваться у выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Польза математических занятий для малышей и дошкольников

Математика способна комплексно развивать навыки детей, которые необходимы для дальнейшего применения в учебе. В первую очередь, математические задания для малышей развивают логическое и аналитическое мышление, что позволит ребенку научиться принимать рациональные решения. Навыки счета и изучения базовых фигур ребенок раннего возраста будет применять в жизни практически ежедневно, поэтому печатные игры по математике полезны для применения знаний на практике уже в раннем возрасте.

Подарки Санты

Новогодние пазлы

Адвент календарь

Развивающие математические задания также помогут развить и другие навыки детей, например, мелкую моторику, творческое мышление или речь:

  • большинство математических игр для детей содержит мелкие детали, при работе с которыми малыши разовьют мелкую моторику пальцев (прикреплять прищепки, вырезать, перемещать, искать элементы среди множества и т.д.);
  • после освоения навыков счета в пределах до 10 или 20 ребенок сможет строить предложения с указанием количества объектов, тренируя речевой аппарат;
  • дидактические материалы по математике помогут углубить знаний детей на основные лексические темы во время игр;
  • математические прописи, раскраски с цифрами или рабочие листы потренируют графомоторные навыки дошкольников и дадут положительный результат в подготовке ребенка к школе.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно.
Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
Второй шаг – это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Шаг третий – продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
Шаг четвёртый – подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

Пятый шаг – это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности

А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Лэпбук – это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия – закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

Дидактические игры по математике для дошкольников

цель: изучение и закрепление счета в пределах от 10 до 20. материал: картонные пингвины с цифрами на животе, набор картонных рыбок.

Ход игры: детям раздаются пингвины, все рыбки выкладываются на середину стола.Детям надо «накормить» своего пингвина рыбками, расположив возле него то количество рыбок,Которое указано на животике. Выигрывает тот,кто сделает это быстрее и правильно.

Игра «Пасхальная курочка»Цель: закрепление количественного состава числа и порядкового счета от 1 до 12. Материал: картонная курочка с окошком для линейки, картонная линейка с цифрами, набор картонных пасхальных яиц


Ход игры: в окошечке на курочке выставляется при помощи линейки число. Ребенок подбирает столько яиц для курочки, сколько указано в окошечке.

Игра «Крокодильчики»Цель: ознакомление и закрепление понятия «больше», «меньше» и «равно» Материал: картонные карточки с числами от 1 до 10. картонные знаки «<,>,=» в виде крокодильчиков.


Ход игры: детям выдают по две карточки с числами и набор знаков <,>,= . Дается задание поставить нужный знак между карточками.Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.


возможен и такой вариант игры: детям выдается счетный картонный материал и предлагается выложить определенное количество картинок слева и справа в столбик (например 7 и 5)Дальше детям предлагается поставить знак <,>,= между столбиками.

Игра «Насекомые»Цель: формирование логического мышления, ориентации на листе, на клетках. материал: пустая табличка 4×4 клетки, набор картонных насекомых: мухи, божьи коровки, пчелки, карточки-схемы.


Ход игры: ребенку выдается пустая табличка, схема и набор насекомых. нужно в соответствии с отметками на схеме расположить насекомых на пустой табличке. муха-черный кружочек пчела- желтый кружочек божья коровка — красный кружочек с начала ребенку предлагаются простые схемы, где заполнена не вся табличка, далее задания усложняются.


схемы:

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры — раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет Игры с математическим планшетом для детского сада Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет Игры для дошкольников с палочками Кюизенера

Методики раннего обучения детей математике

Игры для обучения детей 3-6 лет математике

Стихи для обучения детей счету

Математические задачи игры для дошкольников

Логические игры по математике для дошкольников

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий