Дидактические игры математического содержания (ФЭМП) в старших группах

Содержание

Слайд 1
ДОКЛАД
по теме: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей 6-7 лет»

Выполнила:
Воспитатель: Прыткова Е.И

2017 год

Слайд 2
«Игра- это искра, зажигающая огонёк  
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.

Слайд 3

Слайд 4
Организация работы по данной теме:
анализ психолого-педагогической литературы,
анализ особенностей использования дидактических игр в процессе непрерывной образовательной деятельности дошкольников,
определение наиболее эффективных методов ознакомления детей 6-7 лет с количественными представлениями

Слайд 5
Методыознакомления детей седьмого года жизни с количественными представлениями:
наблюдения и пояснения,
упражнения,
дидактические игры,
математические физкультминутки.

Слайд 6
Структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая задача – цель обучающего воздействия;
2)игровая задача – определяет игровые действия, преднамеренно завуалирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла;
3)игровые действия – это основа игры, они включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи;
4)правила игры – с помощью заданных правил педагог управляет игрой, направляют внимание детей на выполнение конкретной задачи;
5)результат, заключение игры- отмечаются достижения каждого ребенка.

Слайд 7
Работа по формированию элементарных математических представлений состоит из пяти разделов:
1.  «Количество и счет»,
2. «Величина»,
3. «Геометрические фигуры»,
4. «Ориентировка в пространстве»,
5. «Ориентировка во времени».

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10
Игры с предметами

Числовые домики «Найди цифру»

Слайд 11
«Яблочки «Математическая «Больше,
в мешочках» рыбалка» меньше,
равно»

Слайд 12
Дидактическая игра «Подснежники в корзинках»

Слайд 13
Настольно-печатные игры

Картотеки «Графический диктант»«Состав числа от 1 до 10»
Развивающая игра «Танграм»

Дидактическая игра
«Предмет – число»

Дидактическая игра
«Весёлые клеточки»

Слайд 14
Выкладывание математических пазлов, используя прямой и обратный порядок счета

Слайд 15
Математические пазлы

Слайд 16
Словесные игры:
«Назови соседей»
«Задумай число»
«Число, как тебя зовут?»
«Какой по счету игрушки не стало»
«Сосчитай – не ошибись»
«Сколько»
«Какой по счету»
«Исправь ошибку»

Слайд 17
ВЫВОД:
Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей:
расширяет математический кругозор дошкольников,
способствует математическому развитию,
повышает качество математической подготовленности к школе,
позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности
активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Слайд 18. Посмотреть все слайды

Посмотреть все слайды

ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС

Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.

Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП

Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.

Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.

Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий – сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.

Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.

Методы освоения элементарной математики в ДОО

Метод

Характеристика

Практический

Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.

Игровой

Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников – ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику

Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:
игры-путешествия – раскрывают обыденное через необычное;
игры-загадки – требуют расшифровки понятий;
игры-предложения – развивают фантазию и логическое мышление;
игры-беседы – строятся на диалоге детей с воспитателем.
Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор.

Словесный

Опирается на диалог с детьми и не является ключевым

Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?).

Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:

  • оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
  • учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
  • комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
  • сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
  • методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.

Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:

  • преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
  • реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
  • расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
  • помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово  (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений. 

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Дидактические игры своими руками по ФЭМП для старшего дошкольного возраста

Галина Фундурак Дидактические игры своими руками по ФЭМП для старшего дошкольного возраста

С целью роста познавательного интереса детей педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие проводят собственные, обучающие игры, тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, главное условие — безвредность для детей детского сада.

Цель: закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание;закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

В ходе игры можно:

1. Собирать гусеницу в порядковом счете от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

2. Решать примеры на сложение и вычитание.

3. «Назови соседей»

4. «Что изменилось»

«Посчитай и найди цифру»

Цель: развитие умения считать данное количество кружков и соотносить их с цифрой.

Цель: учить счету, закреплять умение отсчитывать заданное количество фишек.

Ход игры: играют два ребенка. Ребенок бросает кубик и считает точки на кубе. Фишками закрывает столько комаров, сколько точек на кубе. Затем кубик бросает другой ребенок и. т. д. Выигрывает тот кто быстрее фишками закроет комаров.

Цель: закреплять умение решать примеры на сложение в пределах 10;развивать мыслительные операции: анализ. синтез; воспитывать интерес к математической деятельности.

Цель: закрепление умения считать в пределах 10; соотношение количества предметов с цифрой.

Цель: закрепить знания детей в последовательности чисел, развивать внимание, память

Цель: закрепление дней недели.

Ход игры: дети бегают под музыку, в руках разноцветные круги, которые соответствуют определенному дню недели. Как только заканчивается музыка, дети должны встать по порядку.

Источник

Сравниваем предметы

Ребенок в 5 лет должен уметь сравнивать предметы больше, равно, меньше. Добавлять один предмет к предметам с меньшим количеством.

Для сравнения предметов можно взять любые предметы дома, например, игрушки или распечатайте следующую картинку и вырежьте в ней предметы и геометрические фигуры.

Положите перед ребенком с левой стороны один предмет, например, прямоугольник, а с правой два предмета. Сравните прямоугольники справа и слева. Один прямоугольник меньше, чем два прямоугольника. Два прямоугольника больше, чем один прямоугольник.

Теперь положите справа и слева по два прямоугольника. Слева и справа прямоугольников по два, значит равно.

Математические игры своими руками

Елена Маргелова

Математические игры своими руками

Игра «Собери МУХОМОР»

Цель: закреплять умение соотносить количество и число.

Материалы: Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.

Описание: Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)

Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»

Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

Материалы: отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.

Описание: Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.

Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»

Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

Материалы: барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.

Описание: Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.

Игра «РЫБАЛКА»

Материалы: картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.

Описание: Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.

Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материалы: фигурки цыплят с числами от 1 до 10.

Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.

Можно использовать цыплят и в других заданиях,например: вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.

Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка»

.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру«Угадай, которого по счету героя я спрятала?» Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей,объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку?Ребенок считает: Первый — дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.

В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе

Занятия по методике Позиной
и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.

Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:

Занятия по ФЭМП в старшей группе
по методике Помораевой
и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях , поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику.

Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:1. Занятия по ФЭМП в средней группе 2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста 3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста “Спасение Снеговика”

Задания и упражнения по возрасту

Приведем несколько примеров подходящих по возрасту упражнений. По аналогии читатель без труда составит свои игровые задания для прохождения программы обучения.

Ребенка 5 лет заинтересуют следующие виды деятельности.

  • На листе нарисованы цифры. Используя образец, ребенок обводит их определенными цветами.
  • Учиться сложению можно на палочках. Так, для решения примера 3+2 ученик сначала выложит три палочки, потом доложит еще две, внимательно пересчитает общее количество и даст ответ.
  • К концу обучающего курса можно пробовать провести графический диктант. Он требует предварительной подготовки. На тетрадном листе изображается несложный рисунок по клеткам. Учащиеся продублируют его под диктовку: «2 клетки вниз, 4 клетки вправо». Несмотря на свою сложность, упражнение вызывает восторг у дошкольников.

Слайд 11 3. Игры на ориентирование в пространстве В третью группу входят игры на

ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Главной задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида» и т.д.

Слайд 27Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в

игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

Типы занятий по математике для старших групп

В процессе занятий при изучении множеств дидактические игры могут быть следующих типов:

  • Развитие умения образовывать группы на основании цветов, размеров, формы. Возможно использование для этой цели звуков или движений.
  • Разделение групп предметов на части согласно указанным признакам, а также их объединение.
  • Игры, направленные на обучение пониманию соотношения части или целого (например: часть меньше целого).
  • Обучение операциям сравнения численности предметов в различных группах на основании их подсчёта или соотношения.
  • При рассмотрении различных множеств определять соотношение их величин на основании подсчёта количества элементов или установления соотношения.

Развитие навыков счета

Для освоения навыков счета можно использовать следующие игровые упражнения:

  • Показ того, как образуются числа до десяти с помощью демонстрации предметов.
  • Сравнивание между собой чисел, которые различаются на единицу с показом соотношения на предметах.
  • Демонстрация равенства или неравенства множеств с помощью добавления или отнимания предметов из них.
  • Упражнения для обучения счёту в прямом или обратном порядке.
  • Выполнение счёта с опорой на различные органы чувств. Это можно делать с использованием зрения, слуха, на ощупь, используя движения или другими способами.
  • Ознакомление с цифрами 0-9.
  • Умение различать порядковый и количественный счёт.
  • Обучение тому, что количество предметов не зависит от их внешнего вида — цвета, формы, величины и других.

Игры для обучения сравнению предметов:

  • Определение того, насколько один предмет больше или меньше другого.
  • Выполнение элементарных заданий по поиску предметов в ограниченном множестве по абсолютным (например, размер или цвет) или относительным (например, самый большой предмет) характеристикам.
  • Обучение делению предметов на заданные части (на равные части, отделить его четверть или треть).
  • Воспитание понимания соотношения части и целого (часть меньше целого).
  • Выбор условной меры и сравнение с ней различных предметов.

Знакомство с основными геометрическими понятиями:

  • Понимание того, что такое ромб, прямоугольник или квадрат. Сравнение их между собой.
  • Обучение тому, как описывать словами своё пространственное положение относительно определённых предметов.

Принципы обучения

При знакомстве маленьких детей с математикой важно следовать нескольким принципам, позволяющим грамотно построить процесс обучения

  1. Поэтапность. Ребенок только начинает пробовать себя в новой роли ученика – бесполезно требовать от него усвоения всего материала целиком. После каждой пройденной темы следуют занятия на закрепление и повторение ранее пройденного материала. Уровень сложности темы, упражнений также должен быть обоснован.
  2. Комплексность. Математика для детей 5 лет включает в себя не только правила счета, сложение, вычитание, но и задачи на логику, умение ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур и т. д.
  3. Позитивное подкрепление. Похвала важна для малышей. Так они имеют стимул к решению задачи и радуются первым успехам.
  4. Доступность. Не все дети быстро осваивают материал. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания по математике, лучше предложить другое упражнение, с которым он справится.
  5. Предметность и наглядность. Малыши не сразу начинают считать «про себя». Долгое время им необходимо визуальное подкрепление.
  6. Ненавязчивость. Любое упражнение предлагается в форме игры и не носит обязательного характера. Основная цель – заинтересовать и объяснить. Если ребенку неинтересно, он не воспримет информацию должным образом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий