Инвалиды люди с ограниченными возможностями здоровья

Поддержка и социальное включение

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют особые потребности и требуют поддержки для достижения социального включения

Государство и общество признают важность обеспечения равных возможностей для людей с ОВЗ и предоставления им социальной поддержки

Социальное включение – это процесс, направленный на создание равных возможностей для всех членов общества, включая лиц с ОВЗ. Оно предполагает создание условий, при которых люди с ОВЗ имеют доступ к образованию, здравоохранению, трудовым ресурсам, культурным и развлекательным мероприятиям и другим видам социальных услуг.

Для обеспечения поддержки и социального включения лиц с ОВЗ, государство и общество предоставляют следующие меры поддержки:

  • Условия адаптации – создание физической и социальной среды, обеспечивающей полноценное участие лиц с ОВЗ в различных сферах жизни общества. Это может включать доступность архитектурных объектов, транспорта, информационных технологий и других средств коммуникации.
  • Образование – обеспечение доступа к качественному образованию для лиц с ОВЗ. Это включает специальные образовательные программы, адаптированные методики обучения и индивидуальную поддержку.
  • Трудовая занятость – создание рабочих мест, адаптированных для лиц с ОВЗ, и предоставление условий для их профессионального роста. Это может включать программы поддержки трудоустройства, профессиональное обучение и адаптацию рабочих мест.
  • Социальные услуги – предоставление различных видов социальной поддержки, таких как медицинская помощь, реабилитационные программы, консультации социальных работников и другие виды помощи.

Для успешного реализации поддержки и социального включения лиц с ОВЗ, необходимо учитывать их индивидуальные потребности и особенности

Важно создавать инклюзивные и доброжелательные условия, где каждый человек может себя чувствовать комфортно и уверенно, независимо от своих возможностей

Это стимулирует развитие самостоятельности и активной гражданской позиции у лиц с ОВЗ, способствует их полноценному участию в общественной жизни и повышает качество жизни в целом.

Жалость

Казалось бы, это самое логичное, что можно испытывать к людям с инвалидностью. И все-таки что-то здесь не так. Возможно, проблема в том, что мы сами придаем этому чувству негативную окраску и проецируем наше собственное восприятие жалости на других людей. Часто нам самим невыносимо, когда нас жалеют, ведь это указывает на нашу несостоятельность в чем-то, уязвимость. А в контексте общей культуры насилия, в которой мы все выросли и где мало кто умеет безоценочно жалеть, бывает небезопасно встречаться с этой эмоцией. Чаще эти попытки приводят к нравоучениям и ощущению дискомфорта. Поэтому нам кажется, что испытывать жалость к кому-то может быть так же небезопасно и для этого человека.

На самом деле в жалости нет ничего унижающего и уязвляющего для другого человека. Это самая поддерживающая реакция, говорящая: «Я вижу тебя, понимаю, как тебе нелегко, и мне не всё равно». Если вам некомфортно от жалости, назовите ее любым другим синонимом: сопереживание, сожаление, сочувствие. Теперь вы уже испытываете не жалость, а нечто другое.

Как быть с жалостью?

Вдохнуть, выдохнуть и дать этому чувству быть. Вам не обязательно его транслировать вербально или невербально. Но если вы находитесь в тесном контакте с человеком с инвалидностью и хотите сообщить ему о своем переживании, то лучше сделать это через «я-сообщение». Говорите от первого лица о своих чувствах. Например: «Мне грустно видеть, что с тобой произошло, не представляю, как тебе может быть тяжело с этим. Мне жаль, что так случилось».

Если вы хотите и можете дать поддержку, то она будет очень уместна: «Я хочу поддержать тебя. Скажи, как я могу это сделать?» Это самая нейтральная формулировка, которая дает понять, что вы не навязываете помощь, а предлагаете именно участие. Это может быть любое неравнодушное отношение с вашей стороны, подходящее человеку: просто посидеть молча рядом, держа за руку, поговорить про ваши чувства, ежедневно созваниваться, чтобы узнать, как дела.

Растерянность

Если вам когда-нибудь приходилось контактировать с человеком с инвалидностью, наверное, вы ловили себя на мысли, что он требует особого отношения. «Нужно ли ему сейчас предложить помощь?», «Я не понял, что он сказал, но вдруг переспрашивать не очень», «Ой, а может, ему что-то нужно, но я не знаю, стоит ли это предложить». В таком потоке сомнений можно потеряться, ведь никто не выдал инструкцию по общению с человеком с инвалидностью. Мы ощущаем ступор и пугающее незнание, что стоит делать.

Решение, возможно, вам уже знакомо. Вы можете задавать все волнующие вас вопросы: это не будет выражением вашего невежества, а наоборот, покажет, как вы участливы. Если бы те же самые вопросы возникли к условно здоровому человеку, скорее всего, растерянности бы не возникло. Так вот, ситуация с инвалидностью ничем не отличается.

Категории

Есть несколько категорий инвалидности, в их основе лежат различные критерии. В России наиболее известны следующие виды, которые выделяют по степени утраты работоспособности:

  • 1 – полностью нетрудоспособные.
  • 2 – частично или временно нетрудоспособные.
  • 3 – трудоспособные в щадящих условиях труда.

Люди с 1 группой лишены возможности самообслуживания. Они зависят от окружающих и нуждаются в уходе. Передвижение возможно только с чужой помощью. Общение с окружающими затруднено, возможно отсутствие контроля поведения.

Лица 2 группы утратили возможность самообслуживания лишь частично: они могут передвигаться и выполнять определённые действия с помощью окружающих или используя специальные приспособления. Трудоспособность утрачена частично. Человек может выполнять некоторые работы, но нуждается в особых условиях.

Для 3 группы характерно самостоятельное обслуживание своих потребностей с помощью вспомогательных средств. Они передвигаются самостоятельно, но медленнее и на меньшие расстояния. Обучение возможно только по специальному режиму. Такие люди способны работать по профессиям, нетребующим квалификации и в меньшем объёме.

Болезни

Есть определённый перечень заболеваний, по которым ставится инвалидность в России в 2020 году:

  • Сахарный диабет.
  • Инфаркт.
  • Астма.
  • Эпилепсия.
  • Онкология.
  • Грыжа позвоночника.
  • Заболевания органов чувств.
  • ДЦП.
  • Гипертония.
  • При депрессии.
  • При замене тазобедренного сустава.
  • При псориазе.
  • Ампутация и др.

Список основных заболеваний для получения инвалидности в России не меняется уже на протяжении нескольких лет. Среди основных причин – общие заболевания и профессиональные увечья. Категория зависит от степени тяжести заболевания.

Как происходит получение инвалидности?

медико-социальная экспертная комиссия

  • После пройденного обследования и курса лечения врачи сами рекомендуют пациенту получить группу инвалидности и направляют его на МСЭК.
  • Пациент сам заявляет о своем намерении получить группу инвалидности лечащему врачу.

здоровья

Какие документы нужно подготовить?

  • Направление врача на МСЭК.
  • Оригинал и ксерокопия паспорта.
  • Заверенная копия трудовой книжки.
  • Амбулаторная карта пациента.
  • Иногда могут попросить предоставить справку о доходах.
  • Выписки из всех больниц, где вы проходили лечение, а также их ксерокопии.
  • Заявление на освидетельствование.
  • Характеристика с места учебы или работы.
  • Акт о профессиональном заболевании или производственной травме (форма Н-1).

Мы не можем контролировать эмоции, но можем контролировать наше отношение

Очень часто мы испытываем те или иные переживания в связи с нашими убеждениями. И если мы не можем изменить эмоции и чувства в моменте, то точно можем работать над убеждениями. В отношении людей с инвалидностью у нас могут быть совершенно разные идеи, но есть две основные мысли, которые мешают их социализации и интеграции.

1. «Disability = неспособность»

Здесь инвалидизация — это отношение к человеку как к неспособному выполнять привычные для здорового человека действия.

Удивительно, но именно в отношении людей с инвалидностью эта мысль очень вредна. Она свойственна в основном родственникам такого человека. Часто после травмы или при врожденном дефекте кого-то из членов семьи у другого (или у всех) включается синдром спасателя и он активно начинает выполнять бытовые задачи за этого человека. «Лежи, не вставай, я сам тебе всё принесу». Такое отношение разрушительно влияет и на самого человека с инвалидностью. У него формируется убеждение, что он не способен выполнять бытовые и профессиональные задачи — тогда не возникает стимула и попыток реабилитироваться.

Это убеждение как раз может порождать в нас жалость и растерянность. Пытаясь справиться с этими переживаниями, мы принимаем неверное решение взять на себя всю ответственность за другого человека.

2. «Лишняя» ответственность

Если верить в то, что вам необходимо контактировать с совершенно не способным ни к чему человеком, страх ответственности может отталкивать и пугать. Возникает ощущение, что вам нужно возиться с младенцем, а это, вообще-то, большой груз ответственности, конец которой видится минимум через 18 лет. Неприглядная перспектива. Тут мы можем столкнуться и со стыдом, и с виной, и со страхом. И всё это не те чувства, которые могут помочь развитию инклюзии.

Хорошие новости в том, что это всего лишь наши убеждения, которые не имеют ничего общего с реальностью. Люди с инвалидностью меньше всего хотят быть кому-то обузой, точно не хотят никого пугать, часто так же, как и условно здоровые, тяготятся гиперопекой, готовы нести ответственность за себя и свои поступки. Единственное «особое» отношение, которое им нужно, — уважение и возможность общаться на равных.

Дети с ОВЗ

В целом, выделяют несколько типов нарушений, при наличии которых можно говорить об ограниченных возможностях здоровья. Общепринятой в нашей стране считается классификация Лапшина В.А. и Пузанова Б.П.

ГруппаНарушениеПодгруппы
1Патологии слухаЛюди с нарушением слуха бывают:

  • неслышащие (полная или почти полная глухота),
  • слабослышащие
2Патологии зренияПри патологии зрения дети с ОВЗ могут быть:

  • незрячими (полная утрата зрения или сохранившееся остаточное, когда остается только светоощущение),
  • слабовидящие
3Патологии речи
  • нарушения устной речи,
  • нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия)
4Нарушения интеллектуального развития
  • умственная отсталость,
  • задержка психического развития
5Нарушения опорно-двигательного аппаратаВ основном, к этому типу относятся дети с ДЦП
6Комплексные патологии психофизического развитияКомбинированные диагнозы (например, умственная отсталость вкупе с глухотой)

Дети с ОВЗ, в том числе инвалиды, из-за состояния здоровья не могут осваивать общеобразовательную программу без специальных условий. Чаще всего для получения дополнительного образования и обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ нужно вспомогательное оборудование и специальные программы.

Обязательные условия для их обучения:

  • работа с детьми с ОВЗ и инвалидами начинается сразу же, как был поставлен диагноз;
  • программа выстраивается с учетом патологии и основного заболевания;
  • разрабатываются индивидуальные программы для ребенка-инвалида с ОВЗ;
  • среда должна быть максимально адаптированной под его потребности и возможности;
  • образовательное пространство не должно ограничиваться стенами класса, но и включать в себя общественные и культурные места.

Коррекционная работа с лицами ОВЗ и инвалидами — это совместный тяжелый труд педагогов, врачей, родителей. Для каждого вида нарушений существуют утвержденные программы обучения. Но их эффективность в первую очередь зависит от профессионализма педагога, его способности наладить контакт с детьми. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в ДОУ требуют особого внимания. В этом возрасте они больше всего нуждаются в поддержке взрослого. От грамотных действий педагога зависит дальнейшая мотивация к обучению, самооценка, общее развитие несовершеннолетнего.

Лица с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) — это люди, чей физический или умственный потенциал значительно ниже среднего значения, из-за чего они испытывают ограничения в своих функциях и возможностях. Эти люди нуждаются в особой поддержке со стороны окружающих.

ЛОВЗ могут переживать множество трудностей в повседневной жизни, такие как трудности при передвижении, потребности в постоянной медицинской помощи, трудности в общении и обучении

Поэтому важно обеспечить им равенство прав и возможностей

Среди примеров ЛОВЗ могут быть люди с инвалидностью, слабовидящие, глухие, люди с недостатками слуха, люди с нарушением умственного развития и многие другие. Эти люди могут больше времени тратить на преодоление физических и умственных препятствий, однако социум должен обеспечить им возможность полноценного участия в жизни общества.

  • Инвалиды — люди, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата или серьезные нарушения зрения или слуха. Для того, чтобы справиться с повседневными делами, они нуждаются в помощи других людей и специальных устройств
  • Дети с ограниченными возможностями — дети, родившиеся с инвалидностью или нарушениями развития, которые требуют особого внимания и подхода в обучении и воспитании
  • Слабовидящие и глухие люди — люди с сильными нарушениями зрения или слуха, которые нуждаются в особой помощи и специальных устройствах для общения с окружающим миром

Общество должно уделять большое внимание проблемам ЛОВЗ и создавать возможности для их полноценной жизни в обществе. Они не должны быть отчуждены от остальной части общества и должны иметь доступ к таким же услугам и возможностям, как и все остальные люди

Льготы и размер пенсии по инвалидности в 2016 году

Инвалидность I группы
  • Инвалид, а также человек, который его сопровождает, имеют право на бесплатный проезд к месту лечения однократно.
  • Бесплатная выдача лекарств, выписанных в рецепте врачом, а также медицинских инструментов и перевязочных материалов, если члены МСЭ решили, что они необходимы.
  • В течение 3-х лет после установления инвалидности человек раз в год получает бесплатную путевку на санаторно-курортное лечение.
  • Бесплатное протезирование зубов.
  • Поступление в средние и высшие образовательные учреждения вне конкурса (если экзамены сданы успешно).
  • Повышенная стипендия при обучении на очной форме.
  • 35-часовая рабочая неделя при сохранении заработной платы.
  • Отпуск за свой счет до 60 дней в течение года.
  • Бесплатный проезд в наземном общественном транспорте, исключая частные маршрутки и такси.
Инвалидность II группы
  • Инвалид (но не сопровождающий его человек) имеет право на однократный бесплатный проезд до места лечения.
  • Бесплатная выдача лекарств, выписанных в рецепте врачом, а также медицинских инструментов и перевязочных материалов, если члены МСЭ решили, что они необходимы.
  • Бесплатное протезирование зубов, конечностей, ортопедические устройства.
  • Поступление в средние и высшие образовательные учреждения вне конкурса (если экзамены сданы успешно).
  • Повышенная стипендия при обучении на очной форме.
  • 35-часовая рабочая неделя при сохранении заработной платы.
  • Отпуск за свой счет до 60 дней в течение года.
  • Бесплатный проезд в наземном общественном транспорте, исключая частные маршрутки и такси.
Инвалидность III группы
  • Скидка 50% на проезд в междугороднем транспорте с 1 октября по 15 мая, а также однократно в течение остального времени.
  • Если человек имеет статус безработного, он имеет право приобретать некоторые лекарства и медицинские изделия по рецепту со скидкой 50%.
  • В определенных случаях – льготы при приобретении ортопедической обуви.
  • инвалиды, являющиеся ветеранами Великой Отечественной Войны – 4481,47 рублей;
  • инвалид I группы – 3137,60 рублей;
  • инвалид II группы – 2240,74 рублей;
  • инвалид III группы – 1793,74 рублей;
  • ребенок-инвалид – 2240,74 рублей;
  • инвалиды, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – 2240,74 рублей (в дополнение к выплатам за группу инвалидности).

Размеры социальной пенсии:

  • для инвалидов III группы – 4053,74 рублей;
  • для инвалидов II группы – 4769,09 рублей;
  • для инвалидов I группы, а также для инвалидов II группы с детства – 9538,20 рублей;
  • для детей-инвалидов – 11445,68 рублей.

Статистика среди людей с ОВЗ

Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения, более миллиарда человек в мире живут с каким-то видом ОВЗ. Это составляет около 15% населения земного шара. В России таких людей более 12 миллионов, что составляет около 8% общей численности населения.

Среди людей с ОВЗ наиболее распространены нарушения зрения и слуха. Также высок уровень заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кровеносной системы.

ОВЗ часто являются причиной социальной и экономической неравенства. Люди с ОВЗ часто сталкиваются с препятствиями в образовании, трудоустройстве и доступе к общественным местам.

  • Из 100 человек работающих в России только 23 человека с ОВЗ имеют работу.
  • 30% молодых людей с ОВЗ не получают образование.
  • 28% людей с ОВЗ не имеют доступа к медицинской помощи.

Среди людей с ОВЗ серьезная проблема представляет насилие. По статистике каждый третий человек с ОВЗ находится в состоянии насилия.

Важно отметить, что люди с ОВЗ являются полноценными членами общества и должны иметь те же самые права и возможности, что и любой другой человек

Примеры ограничений здоровья

Слепота

Люди со слабым или полностью отсутствующим зрением испытывают трудности в выполнении многих важных задач в повседневной жизни, таких как чтение, вождение автомобиля и ориентирование в пространстве.

Отсутствие слуха

Люди со слабым или полностью отсутствующим слухом испытывают трудности в общении с другими людьми и получении информации о мире вокруг них. Они могут не слышать обстановочные звуки, разговоры и предупреждения о дорожной или иной опасности.

Ограничение моторных функций

Люди с ограниченными моторными функциями не могут контролировать свои движения как обычные люди. Они могут испытывать трудности с самообслуживанием, передвижением или выполнением определенных видов работы.

Нарушения памяти

Люди с нарушениями памяти испытывают трудности в запоминании и удержании информации, что может препятствовать выполнению задач в повседневной жизни, таких как планирование, принятие решений и выполнение задач на работе.

Синдром Дауна

Люди с синдромом Дауна имеют генетические аномалии, которые могут вызывать задержки в развитии, обычно связанные с задержкой умственного развития. Это может привести к ограниченности в учебе, работе и повседневной жизни.

Паралич

Люди с параличом не могут контролировать свои мышцы или двигаться по своей воле. Это может приводить к ограничениям в передвижении, самообслуживании и выполнении определенных действий.

Аутизм

Люди с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии и общении с другими людьми. Они могут также иметь поведенческие и эмоциональные проблемы.

  • Слепота
  • Отсутствие слуха
  • Ограничение моторных функций
  • Нарушения памяти
  • Синдром Дауна
  • Паралич
  • Аутизм

Минусы инвалидности

  • Вторичные нарушения. Они возникают на фоне изначально существующего заболевания и, как правило, связаны с ним. Часто такие нарушения можно предвидеть, важны меры профилактики.
  • Раннее старение. Многие люди с инвалидностью начинают стареть раньше, у них более выражены возрастные нарушения.
  • Рискованное поведение. В ходе исследований было выявлено, что люди с ограниченными возможностями зачастую более склонны к курению, нездоровому питанию, малоподвижному образу жизни. Это повышает риск некоторых заболеваний.
  • Более низкая продолжительность жизни. Конечно, этот показатель зависит от вида и степени инвалидности. Ученые из Великобритании показали, что люди, у которых имеются умственные и психические расстройства, как правило, имеют более высокие риски преждевременной смерти.
  • Меньше возможностей получить качественную медицинскую помощь. Это может быть связано с тем, что инвалид физически не может добраться до больницы, не имеет средств, чтобы воспользоваться платными медицинскими услугами, сталкивается с неподготовленными медицинскими работниками, которые не умеют работать с такими людьми.

Инвалидность у ребенка

Когда речь заходит об инвалидности у детей, нужно различить два понятия:

  • ребенок-инвалид – это ребенок в возрасте до 18 лет, которому присвоена группа инвалидности;
  • инвалид с детства – взрослый человек, которому группа инвалидности была присвоена в детстве, пока еще ему не исполнилось 18-ти лет.

Как обычно происходит установление инвалидности ребенку:

  • Обычно изначально такую рекомендацию дают врачи клиники, в которой ребенок проходил стационарное лечение, либо перенес хирургическое вмешательство.
  • Данная информация направляется в поликлинику по месту жительства ребенка. Создается врачебно-консультативная комиссия.
  • Врачи в составе медико-консультативной комиссии составляют медико-социальное заключение. Одну его копию направляют в отдел социальной защиты, вторая остается в лечебном учреждении.
  • В медико-социальном заключении указываются рекомендации по поводу того, нуждается ли ребенок в обучении в специализированном учебном учреждении, на дому, санаторном лечении, вспомогательном оборудовании, расписывается комплекс необходимых реабилитационных мероприятий.

Помимо пенсии, в России дети-инвалиды имеют некоторые льготы*

  • Скидка 50% с 1 октября по 15 мая на билеты на поезд, самолет, междугородние автобусы.
  • Бесплатный проезд (в том числе для сопровождающих взрослых) к месту обследования и лечения на пригородных, междугородних автобусах.
  • Бесплатный проезд на городском транспорте, в том числе для родителей, опекунов и социальных работников, которые едут вместе с ребенком.
  • Если в семье есть ребенок-инвалид, для нее предоставляют скидку на квартплату не менее 50%.
  • Если ребенок-инвалид является сиротой, либо его родители лишены прав, в 18-летнем возрасте ему предоставляют жилье в первую очередь.

*Список льгот актуален на момент написания текста. В настоящее время он мог измениться.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: разница понятий

Так чем ОВЗ отличается от инвалида и так ли существенно это различие? На самом деле, разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неверным цифрам в статистике, но и к тому, что программы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ не учитывают особенности этих двух групп. В результате отсутствуют специальные условия, стандарты, которые бы позволили детям-инвалидам учиться наравне со здоровыми детьми.

Понятия инвалид и лицо с ОВЗ предполагают наличие существенной патологии или заболевания, которое ограничивает возможности человека. При этом разница между людьми с ОВЗ и инвалидами заключается только в одном — наличии или отсутствии официально установленной группы инвалидности. По сути, инвалид — это не только медицинское понятие, но и юридическое. Таким образом, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с особенностями развития (ОВЗ) — инвалиды.

В сети можно встретить упоминание о еще одном отличии детей с ОВЗ и инвалидов — наличие умственной неполноценности при ОВЗ. Однако, такая точка зрения, хотя и имеет весомое подкрепление в виде статистики, абсолютно неверна. Конечно, по официальным данным 80% детей с ОВЗ имеют те или иные психические нарушения и чаще всего отстают в своем развитии. Но необходимо помнить, что в категорию ОВЗ попадают дети с нарушением речи, задержкой в развитии. Подобные отклонения сказываются на умственных способностях, но чаще всего поддаются коррекции. При этом такой диагноз — не основание для получения инвалидности.

Проблемы инвалидов в России

Проблемы инвалидов в России, несмотря на прогресс и развитие коммуникационных технологий, все еще требуют участия людей со стороны. Бывает так – живет себе человек, и не имеет собственных проблем, ни с финансовыми средствами, ни со здоровьем. Но он подозревает, что далеко не у всех в нашей стране ситуация такая же. И он в курсе, что в этом мире есть больные дети, инвалиды детства и инвалиды труда, тяжелобольные старики, люди с ограниченными возможностями, все те, кто остро нуждается в помощи. Знает, и желает оказать посильную помощь, но не знает, как правильно это сделать. Часто люди могут помочь материально, но не делают этого. И главная причина – это опасение (не без оснований), что его деньги уйдут не нуждающимся, а в карман недобросовестным людям (владельцам и работникам фондов, чиновникам, депутатам).

Проблемы инвалидов в России не могут и не должны быть проигнорированы, это огромный класс людей, которые не имеют сил и возможности трудится с нами на равных, а следовательно требуют заботы. В мире, на данный момент, живет примерно 1 миллиард людей с ограниченными возможностями. В нашей стране их тоже немало – более 12 миллионов. Задумывались ли вы когда-либо о том, как им живется, что мешает им наслаждаться этой жизнью, чего не хватает, с какими сложностями и проблемами они сталкиваются ежедневно? Помните ли вы каждый день о том, что инвалиды тоже хотят жить обычной жизнью, использовать свой интеллект и физические возможности, исполнять свои мечты, реализовывать планы и стремления?

Нам, простым обывателям с вроде бы «неограниченными» возможностями, сложно даже представить себе, как живут те, у кого эти самые возможности ограничены! А ведь они ежедневно сталкиваются с сотнями проблем, которые нам неведомы, начиная от пандусов (которых во многих домах просто нет), дверей, общественного транспорта, инвалидных колясок, и заканчивая невежеством, предрассудками, равнодушием и даже злобой окружающих людей!

День инвалида в России сегодня – день очень многогранный:

  1. он посвящается не только помощи и поддержке людей с ограниченными возможностями;
  2. это еще и борьба за их права;
  3. повышение информированности населения о проблемах и потребностях инвалидов;
  4. принятие разного рода мер для улучшения их положения;
  5. напоминание об уважении, не дискриминации, потребности в личной свободе и независимости;
  6. вовлечение общественности в решение проблем людей с инвалидностью и многое другое!

Группы инвалидности

  • I группа. Способность к самообслуживанию полностью утрачена. Инвалид зависит от окружающих, постоянно нуждается в их помощи и уходе. Способность к передвижению утрачена, человек не может передвигаться без чужой помощи. Отмечается дезориентация во времени и пространстве. Человек не может общаться с окружающими, не в состоянии контролировать свое поведение.
  • II группа. Способность к самообслуживанию утрачена частично: инвалид в состоянии себя обслуживать и передвигаться, но только с использованием специальных приспособлений или с помощью окружающих. Трудоспособность утрачена, либо человек может выполнять определенные виды работы, но нуждается в специальных условиях, особом оснащении рабочего места, посторонней помощи. Способность к обучению утрачена, либо человек может обучаться в специальных учебных заведениях, по особой адаптированной программе, либо только в домашних условиях. Ориентация во времени и пространстве, контроль над своим поведением возможны с помощью посторонних. Для того чтобы общаться с окружающими людьми, нужна посторонняя помощь или специальные устройства.
  • III группа. Человек может себя обслуживать, применяя специальные вспомогательные средства. Он может передвигаться, но медленнее, чем здоровые люди, на меньшие расстояния. Способность к обучению сохраняется, но нужен специальный режим, помощь других людей помимо педагогов. Люди с третьей группой инвалидности не могут работать по профессии, вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, в меньших объемах. Для адекватной ориентации во времени и пространстве нужны вспомогательные устройства. Скорость общения снижается, человек способен усваивать и передавать меньшие объемы информации.

Отвращение

Отвращение — одно из базовых чувств, необходимое для выживания, сохранения здоровья, приспособления к внешним условиям. Инвалидность у большинства людей стойко ассоциируется с болезнью. Человек с заболеванием может вызывать брезгливость, визуальный дискомфорт, желание дистанцироваться

В эпоху соцсетей нам особенно важно, как мы выглядим и к какой социальной группе относимся, это имеет значение для выживания в обществе. Поэтому понятно желание установить дистанцию с людьми, которые не соответствуют общим стандартам привлекательности

Отвращение к людям в социальном контексте возникает, когда мы наблюдаем неприятные ценности, убеждения, жизненную позицию, поведение.

Получается, что нормально испытывать отвращение к людям с инвалидностью?

Это может быть первой инстинктивной реакцией, но, к счастью, человек устроен гораздо сложнее и разумнее, чем его первичные паттерны. В нашем сознании есть понятие гуманности, которая не позволяет нам идти против другого человека — независимо от рефлекса, направленного на выживание.

Вы также можете влиять на свои эмоции и чувства через убеждения. Если верить в то, что «уважительного отношения заслуживают только привлекательные и здоровые люди», то вы будете чувствовать отвращение к гораздо большей группе людей, возможно, даже к самому себе. Но если трансформировать свои убеждения в сторону «уважительного отношения заслуживают все люди, вне зависимости от их состояния здоровья и социального статуса», отвращение не будет возникать как реакция на инаковость и нетипичность.

Основные сведения

На сегодняшний день население мира составляет более 7 миллиардов человек. Более 1 миллиарда. человек, что соответствует 15 процентам населения мира, имеют ту или иную форму инвалидности, из них 80 процентов живут в развивающихся странах.

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года. Его цель — продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.

Принятие Конвенции о правах инвалидов в 2006 году стало логическим продолжением многолетней работы ООН в этой области. А Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, и ряд основных глобальных стратегий в области развития закрепляют основы деятельности по дальнейшему продвижению прав инвалидов.

Что означает инвалидность?

Инвалидность – это медицинское состояние или серьезно нарушенная функция организма, существенно лимитирующая или ограничивающая возможности индивидуума в контексте стандартных норм для отдельных групп. Этот термин часто используется для обозначения индивидуальных функций организма, включая физические недостатки, сенсорные нарушения, когнитивные нарушения, интеллектуальные нарушения, психические заболевания, а также различные виды хронических заболеваний.

По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, чем не инвалиды. Отчасти это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, таким как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация.

Эти препятствия могут принимать различные формы, касающиеся, в том числе физической среды, законодательства, политики, общественного отношения или дискриминации.

Люди с ограниченными возможностями подвержены гораздо более высокому риску насилия:

  • Дети с ограниченными возможностями почти в четыре раза чаще подвергаются насилию, чем их здоровые сверстники.
  • У взрослых с некоторыми ограниченными формами инвалидности в 1,5 раза больше шансов стать жертвой насилия
  • У взрослых с нарушениями психического здоровья почти в четыре раза больше шансов стать жертвой насилия.

Факторы, которые содействуют повышению риска насилия в отношении людей с ограниченными возможностями, включают стигму, дискриминацию и невежество, а также отсутствие социальной поддержки для тех, кто заботится о них.

Инклюзивное общество и развитие

Факты и опыт показывают, что при ликвидации всех барьеров лица с ограниченными возможностями получают право в полной мере участвовать в жизни общества, принося ему вполне ощутимую выгоду. Таким образом, барьеры на пути инвалидов наносят ущерб обществу в целом, а элемент доступности является составной частью прогресса и развития.

Конвенция о правах инвалидов (КПИ) признает, что наличие барьеров представляет собой центральный компонент инвалидности. В соответствии с Конвенцией, концепция инвалидности эволюционирует «в ходе преодоления людьми с нарушениями различных поведенческих и экологических барьеров, препятствующие их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Доступность и интеграция — основные права лиц с ограниченными возможностями, которые закреплены в Конвенции о правах инвалидов, являются не только целями, но и предпосылками для осуществления других прав. Конвенция (статьи 9, доступность) стремится наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и принимать активное участие во всех аспектах жизни и развития общества. Она призывает государства-участники принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ ко всем аспектам жизни общества на равных основаниях с другими, а также для выявления и устранения препятствий и барьеров, мешающих доступности.

Цифры и факты

  • Сегодня во всем мире живет 7 миллиардов человек.
  • Более 1 миллиарда человек в мире имеют ту или иную форму инвалидности, а это каждый седьмой.
  • Более 100 миллионов инвалидов — дети.
  • Дети с ограниченными возможностями почти в четыре раза чаще подвергаются насилию, чем здоровые дети.
  • 80% всех людей с ограниченными возможностями проживают в развивающихся странах.
  • 50% инвалидов не могут позволить себе услуги в области здравоохранения.
  • 180 стран ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов.
  • 7 задач целей в области устойчивого развития (ЦУР) напрямую затрагивают инвалидов.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий