Теракты в московском метро. Без паники!

РАССЛЕДОВАНИЕ

Серия терактов для Москвы 1977 года стала беспрецедентным событием — подобного ранее не случалось, и практического опыта реагирования на ЧП такого рода у правоохранительных органов не было. Однако в ходе дальнейшего расследования советские органы госбезопасности проделали масштабную и скрупулезную работу.

Крошечный предмет, найденный после растопки снега, стал впоследствии одним из вещдоков по делу под кодовым названием «Взрывники». Специалисты установили, что это стрелка от часов, изготовленных на Ереванском часовом заводе, — они являлись компонентом самодельной бомбы.

Вагон метро после взрыва:

При вскрытии тела одного из погибших в вагоне метро нашли другой важный вещдок — ручку от чугунной утятницы производства Харьковского завода. Исследуя по отдельности все компоненты бомбы, следователи составляли списки городов, где производились эти предметы или материалы и куда они поставлялись.

Список городов, где могла быть собрана бомба, постепенно сокращался. Большинство улик указывало, что взрывное устройство изготовили либо на юге России (Ростов-на-Дону), либо в Закавказье (Ереван). Одной из последних улик в пользу Еревана стала хозяйственная сумка, в которой террористы пронесли бомбу в вагон: материал, из которого её сшили, был произведён в Горьковской области и поставлялся в определённые города, в том числе на юге СССР.

Специалистам удалось воссоздать внешний вид сумки, которую при взрыве разорвало на клочки, однако определить производителя изделия не могли ещё долго. Только осенью 1977 года молодой сотрудник КГБ в аэропорту Ташкента заметил у одной из пассажирок сумку, очень похожую на ту, что фигурировала в ориентировке. Из информации на бирке следовало, что сумку сшили на кожгалантерейной фабрике в Ереване. Собрав все эти доказательства, оперативно-следственная группа в октябре 1977 года отправилась в Армению, чтобы искать «взрывников» там.

Подземные дворцы Кагановича

Если вам кажется, что московские пробки — это сугубо современное явление, позвольте вас разубедить. Регулярные транспортные коллапсы стали происходить в новой столице практически сразу после того, как большевики перенесли в город свое правительство. Гражданская война и голод гнали в Москву сотни тысяч искателей лучшей доли со всей России. С 1920 до 1926 года население столицы увеличилось в 2 раза (с одного миллиона до двух)

Всем этим людям нужно было где-то жить, что-то есть, а также, что немаловажно, каждый день ездить на работу. Поэтому посадка на утренний или вечерний трамвай превращалась в настоящую баталию, где только самые хитрые и ловкие успевали занять места

Не лучше обстояли дела и на городских улицах: на основных транспортных узлах регулярно случалось настоящее столпотворение из трамваев, извозчиков и пешеходов. Все это привело к ожидаемому результату, когда знаменитый затор зимой 1931 года полностью парализовал движение в городе. Понимая, что дальше будет только хуже, большевики приняли решение о строительстве метро. Опыта таких масштабных строек никто в Союзе не имел, поэтому первый котлован копали вручную, а землю отвозили на лошадях. Первоначально речь шла о наземном метро, которое лишь в некоторых особенно загруженных участках планировалось пустить под землей на небольшой глубине. Однако спустя некоторое время был принят проект инженера Маковского, который обосновал возможность строительства глубинного метро. Для этих целей Москва вызвала инженеров и шахтеров с Донбасса. Инженер-геолог Евгений Пашкин рассказывает, что во время строительства метро разведка почвы велась одновременно со строительными работами. Иными словами, шахтеры часто копали вслепую, то и дело натыкаясь на подземные воды и прочие препятствия.

«Девять дней я пролежала в коме»

— В тот понедельник я была на работе. В обеденный перерыв решила съездить в наркодиспансер за справкой — хотела получить права и поступала в автошколу. 

Пока шла к станции метро «Горьковская» и спускалась на эскалаторе, говорила с мужем по телефону. Кажется, в моем вагоне людей было не очень много, да я ни на кого и не обращала внимания. Села на свободное место, включила фильм. А потом случился взрыв…

Это все, что я помню о том дне.

Фото: Global Look Press

Родные до меня дозвониться не могли. Они еще не знали, что произошло. Коллега прислала моему мужу фотографию, как меня на носилках выносят из метро. Он узнал меня по одежде, начал искать больницу. Но сделать это было не так просто, потому что я поступила без документов, просто под номером. Каким — уже и не помню.

Когда все-таки узнали, что я попала в НИИ Джанелидзе, мама и брат взяли билеты и прилетели из Мурманска в Санкт-Петербург.

Девять дней после взрыва я пролежала в коме. У меня были открытая черепно-мозговая травма, открытый перелом голени, сквозное ранение предплечья, грудной клетки. За это время уже сделали несколько операций. 

Помню, как я лежу с закрытыми глазами, и первая мысль: «Я так долго сплю! Пора проснуться».

Открываю глаза, вижу какие-то приборы, по соседству еще одна девочка, около нее сидит папа… Я еще не понимала, что это больница.

Потом в палату зашел мой брат — он моряк, хотел увидеться перед очередным долгим рейсом. Но я вообще не могла ничего сказать. После комы было ощущение, как будто связки атрофировались.

Он стоит, пытается со мной как-то разговаривать. А я лежу и хлопаю глазами, причем сама ему мысленно задаю вопросы, представляю, что он мне отвечает, и принимаю это все за реальность!

Через несколько лет муж сказал мне, что в тот день тоже стоял рядом. Но я его почему-то не заметила. 

Про теракт мне в больнице рассказала мама. Поверить было невозможно.

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Серия терактов в Москве (1977)

7 погибших, 37 раненых. Величина имущественного ущерба неизвестна

8 января 1977 года в Москве прогремело сразу три мощных взрыва. Первый раздался в 17:33 в вагоне метро на открытом перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская», второй — спустя около получаса в продуктовом магазине на улице Дзержинского (сейчас Большая Лубянка), а третий — ещё через пять минут у другого магазина на улице 25 Октября (Никольская).

Количество жертв и пострадавших оказалось довольно велико: погибли семь человек, включая ребёнка, были ранены ещё 37. Все погибшие и большинство раненых пришлись на взрыв в метро (он считается первым терактом в истории столичной подземки), остальные два были не столь серьёзными. Смертей, без сомнения, было бы намного больше, если бы в момент срабатывания первого взрывного устройства вагон находился в закрытом тоннеле.

Характер взрывов и тот факт, что все они произошли в течение 40 минут, наталкивали на очевидный вывод о террористической атаке, но поверить в реальность подобного в СССР эпохи застоя было нелегко. По распоряжению генсека Леонида Брежнева к делу привлекли лучших сотрудников КГБ. Поймать преступников по горячим следам не получилось, и специалисты приступили к тщательному изучению улик.

Общее направление поисков было понятно, но выйти на след террористов не удавалось до тех пор, пока они не попытались нанести ещё один удар

Осенью 1977 года один из пассажиров на Курском вокзале обратил внимание на бесхозную хозяйственную сумку. Заглянув внутрь, он обнаружил там бомбу, прикрытую спортивной курткой и шапкой-ушанкой

На место прибыли милиция и взрывотехники. В этот раз трагедии удалось избежать.

Сыщики обнаружили на шапке несколько тёмных вьющихся волос. Сотрудникам транспортной милиции по всей стране дали указание искать в поездах кудрявых брюнетов без верхней одежды. Вскоре такой подозреваемый нашёлся в поезде Москва — Ереван. Им оказался 28-летний сварщик Акоп Степанян. Под брюками на нём были надеты спортивные штаны из того же комплекта, что и забытая в сумке с бомбой куртка. Вместе с ним путешествовал его родственник, 23-летний рабочий Завен Багдасарян, которого также задержали. Вскоре появились и другие доказательства их вины: в квартирах подозреваемых нашли элементы взрывных устройств, а сумку, оставленную на вокзале, опознала мать Степаняна.

Через задержанных следователи вышли на третьего фигуранта — одного из основателей Национальной объединённой партии (НОП) Армении Степана Затикяна. НОП ставила целью создание независимой Армении. Ранее Затикян был осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду», а также участие в «антисоветской организации». По версии следствия, именно он был организатором и вдохновителем терактов в Москве, а Степанян и Багдасарян стали исполнителями.

Закрытый суд, по итогам которого всех обвиняемых приговорили к расстрелу, состоялся в январе 1978 года. Вскоре приговор привели в исполнение.

Массовый расстрел в Курске (1968)

25 сентября 1968 года из воинской части внутренних войск в Курске сбежали два солдата-срочника — рядовой Виктор Коршунов и ефрейтор Юрий Суровцев. Первый был в этой паре лидером и перед побегом прихватил из части два автомата Калашникова, два пистолета и патроны. Злоумышленники упаковали оружие в чемоданы (предварительно спилив у автоматов приклады) и на попутке добрались до центра Курска.

Причиной импульсивного поступка стало письмо от любимой девушки, которое незадолго до этого получил Коршунов. Его возлюбленная объявила о разрыве отношений и рассказала, что скоро выйдет замуж за другого. Для солдата, который и до этого выражал суицидальные настроения, такой поворот событий стал мощнейшим ударом. Коршунов решил уйти из жизни и был настроен совершить задуманное с шумом.

Подбить на побег своего сослуживца Суровцева не составило труда, поскольку тот обладал повышенной впечатлительностью и ранее даже лечился в психбольнице с диагнозом «психический инфантилизм».

Никакого плана у дезертиров не было: после прибытия в центр города они точно не знали, что делать дальше, и обдумывали несколько вариантов. Одним из них был захват горкома КПСС, но в том же здании находился опорный пункт милиции, поэтому беглецы не решились на штурм. От идеи атаковать прокуратуру тоже решили отказаться из-за возможного сопротивления.

Версии теракта

Предположения о причинах теракта в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года от экспертов СМИ, в том числе зарубежных, и в соцсетях появились незамедлительно – еще до официально высказанных заявлений. Говорили, что это месть Исламского государства или даже украинских диверсантов. Обвиняли силовиков и власть не только в допущении теракта, а непосредственно в его организации. Но потом, немного поостыв и взвесив «выгоду», люди высказали еще одну версию – теракт осуществлен оппозицией.

Однако официальная позиция от «народной» отличается: автономная группа исламистов совершила теракт в Санкт-Петербурге. Ответственность за трагедию Исламское Государство на себя не взяло. Это вполне предсказуемо, говорят эксперты, потому что кроме религиозных фанатиков, экстремистов-исламистов есть много бандитов и убийц. Они могут прикрываться верой, но сути это не меняет. Ситуация осложняется еще и тем, что в исламе нет канонизации, например, что позволяет почти любому стать духовным авторитетом и трактовать столпы веры как вздумается.

Какое-то время существовала версия, что террористический акт – это ответ Исламского государства на вступление России в сирийскую войну.

Третья мировая

Московское метро с честью выдержало налеты Люфтваффе и спасло жизни тысяч москвичей. Однако станет ли оно надежным укрытием во время гипотетической третьей мировой войны, если история человечества пойдет по наименее благоприятному сценарию?

Пока мир знает только один случай боевого применения атомного оружия, а именно бомбардировку японских городов Хиросима и Нагасаки. У нового оружия гораздо больше поражающих факторов, чем у фугасных бомб. Помимо самой ударной волны атомный взрыв выделяет сильнейшее световое излучение (знаменитые «тени Хиросимы»), проникающую радиацию и электромагнитный импульс. Разумеется, за более чем полвека атомное оружие стало еще более смертоносным, поэтому можно предполагать, что атакованный город ждет участь многократно хуже, чем у Хиросимы.

Штрафы для подземки

Пока решение Ленинский районный суд вынес только по одному дела, несколько – в производстве. Петербургский метрополитен обратился с семнадцатью жалобами на постановления управления Ространснадзора, не признавая вины в административных правонарушениях. Однако первый штраф уже выплатила – 50 тысяч рублей. Санкции определены из-за нарушений требований в обеспечении транспортной безопасности на четырех станциях, среди которых «Елизаровская», «Площадь Александра Невского 1» и др. На этих участках не работала группа быстрого реагирования или была сформирована из неаттестованных сотрудников. К тому же на станциях не было достаточного количества технических средств для обеспечения безопасности на транспортных объектах.

«Осколок из ноги медсестра вытащила пинцетом»

Я переживала, что мне сбрили волосы. С левой стороны не было лба, одна кожа — в череп вошли осколки взрывного устройства.

Я лежала с перемотанной головой, со шрамами, вся в зеленке, с аппаратом Илизарова на ноге… Три пальца на стопе были почти оторваны, их пришили, установили туда металлические спицы. Правая часть тела до бедер была обездвижена. Я не могла повернуться и боялась что-то задеть, спала на спине.

Случайно сама нашла осколок, который не заметили врачи. Лежала в палате, начала себя ощупывать и почувствовала в правой груди что-то лишнее. Удалить обещали, когда будет очередная операция. 

Еще один осколок вышел из правой ноги. Я просто провела рукой и поняла, что оттуда что-то торчит. Начала вытаскивать, но не получилось.

Подошла медсестра из нейрохирургии: «Что делаешь?» — «Да вот, у меня что-то в ноге. Мне кажется, это осколок». — «Подожди, сейчас вместе вытащим!»

Она принесла зеленку и пинцет. Осколок оказался неровный, с зазубринами. Кстати, удалить из тела все осколки так и не смогли, я с ними живу.

Больше всего меня волновало, сколько я пробуду в больнице. Последняя операция была в июле, в районе лба мне установили титановую пластину. Она выглядела как сеточка — врачи мне заранее показали. За два с половиной месяца волосы отрасли, но теперь их снова было нужно сбривать. Я переживала, что я лысая! Думала: «Ну что это такое?» Но меня все успокаивали: «Волосы — это не руки и не ноги, отрастут».

Самое тяжелое — что после операции отекло лицо. На следующий день я не могла открыть глаза и больше суток провела в полной темноте.

Меня выписали только 2 августа. Отправили на реабилитацию в санаторий, там я пробыла с мужем две недели, а потом поехала домой — хотелось отдохнуть и от врачей, и от больничной атмосферы.

Исполнители теракта

 

Одна из террористок-смертниц, устроивших теракт в Тушино в 2003 году, носила такие же имя и фамилию.

27 апреля 2010 года «РИА Новости» сообщило о том, что террорист, предположительно причастный к взрывам в московском метро, был ликвидирован 26 апреля в Хасавюртовском районе Дагестана. Сотрудники правоохранительных органов попытались остановить для проверки тонированную «восьмерку», однако из её окон раздались автоматные очереди. Силовики открыли ответный огонь, уничтожив водителя и пассажира. Ими оказались активные участники террористического бандподполья Ахмед Рабаданов и Магомед Исагаджиев. Оба — уроженцы села Костек, откуда родом одна из смертниц — Джаннет Абдулаева. По первоначальным данным, один из этих боевиков и был человеком в бейсболке и куртке с белыми вставками, которого зафиксировали видеокамеры наблюдения в московском метро.

4 июня 2010 года директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что часть боевиков из группировки лидера бандподполья Дагестана Магомедали Вагабова, причастных к взрывам в московском метро, уничтожена в ходе спецоперации.

12 июля 2010 года в Дагестане МВД и ФСБ провели спецоперацию, в ходе которой были задержаны 6 женщин-смертниц и двое мужчин, готовивших новые теракты в центральной части Европейской территории России. Одним из этих мужчин и был террорист, доставивший Джанет Абдуллаеву и Марьям Шарипову на совершение взрывов в московском метро.

21 августа 2010 года в Дагестане МВД и ФСБ провели спецоперацию, в ходе которой был ликвидирован непосредственный организатор терактов в метро — Магомедали Вагабов.

          

Усиление мер безопасности в метро

Петербургский метрополитен проводит реорганизацию контрольной структуры. Процесс должен завершиться к 1 октября. Появится служба транспортной безопасности, созданная по требованиям правительства в направлении транспортной безопасности. Петербургский метрополитен пока не разъясняет подробностей, как будет функционировать структура, известно лишь, что предполагается разделение: одно подразделение будет отвечать за досмотр, другое – за систему безопасности в технике и т. д. Эти меры связаны с заявлением Ространснадзора о том, что среди причин трагедии можно назвать и неудовлетворительное качество действий сотрудников Метрополитена. Был разработан план, работая по которому, петербургский метрополитен устраняет выявленные нарушения. Также были назначены штрафы, однако руководство метро оспаривает их в суде.

Если завтра война…

Проектировщики с самого начала рассматривали метро как объект двойного назначения. Как известно, в 1930-е годы мало кто сомневался в том, что грядет масштабная война. Вопрос стоял лишь один: когда ждать удара. Историк московского метро А. Попов указывает, что первоначально подземку рассматривали в качестве убежища от химической атаки (слишком живыми были воспоминания о Первой мировой войне). Однако на поверку все оказалось иначе: химическое оружие ушло в прошлое (как показали последние события на Ближнем Востоке — временно), зато огромный шаг вперед сделала авиация. Города СССР с первых часов войны подвергались жесточайшим бомбардировкам.

Еще в апреле 1941 года советское правительство поручило переоборудовать московское метро под бомбоубежище. На входах были установлены гермозатворы, которые могли сдержать взрывную волну, оборудованы санузлы, места для отдыха людей. Женщины и дети спали в вагонах или на станциях, мужчины — в самих тоннелях на специальных настилах, которые укладывались на рельсы. Одна станция Маяковская вмещала около 50 тысяч человек, а всего в недрах столицы могло укрыться до полумиллиона москвичей. Под землей были оборудованы магазины, парикмахерские, станция Курская приютила библиотеку, а на Кировской (сегодня называется «Чистые пруды») находилась ставка Генштаба. При этом жизнь метро не останавливалась: поезда исправно ходили до 6 часов вечера, после чего подземка превращалась в бомбоубежище.

Однако были в истории метро и черные дни. Во время массированного налета 23 июля московская подземка сильно пострадала. Одна из бомб пробила перекрытие тоннеля и взорвалась прямо на перегоне Смоленская — Арбатская. У вестибюля самой станции Арбатская авианалет вызвал давку и гибель десятков людей. По мнению А. Попова, повреждение метро во время налета было вызвано тем, что сразу сложилось несколько неблагоприятных факторов: прицельное попадание снаряда и небольшая глубина заложения (около 8 метров). В остальном московское метро показало себя очень надежным укрытием.

Предотвращенные теракты

Силовики предотвратили несколько случаев до взрыва в питерском метро и после. Мы подготовили подборку самых громких задержаний, проведенных спецслужбами России в 2016 и 2017 гг., предотвративших теракты в Санкт-Петербурге и других российских городах.

2016 г.

В декабре ФСБ задержала дагестанскую группировку из семи человек, двоих в Самаре – боевики имели связь с ИГ. ФСБ предотвратила несколько террористических нападений в российской столице, Ростове и Крыму.

В ноябре силовики не допустили дальнейшее планирование серии взрывов в Москве, Санкт-Петербурге и Ингушетии, а также в Севастополе и Республике Крым.

В октябре – ликвидация главаря банды и его сообщников в Кабардино-Балкарии.

В августе ФСБ задержали пособников ИГ и украинских диверсантов. В мае предотвращен теракт в Красноярске, в апреле – в Волгоградской области.

2017 г.

В мае задержаны пособники ИГ, планировавшие взрывы общественного транспорта в Москве. Среди задержанных один россиянин. Помогали террористам сирийские инструкторы. В апреле ФСБ задержали группу на Сахалине. В марте в аэропорту был задержан гражданин Таджикистана, который прилетел в Москву из Стамбула. Он проходил подготовку в Сирии и приехал в столицу для совершения взрывов.

В феврале в Самаре силовики нашли завербованного ИГ, который намеревался подорвать машину МВД и завладеть оружием полицейских.

В большинстве случаев сотрудники госбезопасности подтверждают, что задержанные имели связи с ИГ. Пособники проходили подготовку в Сирии, получали подробные инструкции от эмиссаров и деньги на покупку комплектующих для бомбы и оружия. Но кроме исламистов силовикам приходится бороться и со славянскими террористами – украинскими диверсантами. Во время обысков российские силовики находили оружие, находящееся на вооружении спецподразделений Украины.

При спецоперациях случаются жертвы со стороны ФСБ.

Во время обысков силовики у всех задержанных находили СВУ, набор поражающих элементов, карты и схемы, огнестрельное оружие и средства связи. Нападения планировались на места массового скопления людей, на объекты транспорта и гражданские здания.

Взрыв в Архангельске (2004)

58 погибших, 170 раненых. Величина имущественного ущерба неизвестна

Ещё более странной и сомнительной многие считают официальную версию теракта, произошедшего ночью 16 марта 2004 года в Архангельске. Тогда мощнейший взрыв потряс девятиэтажный жилой дом № 120 на проспекте Советских Космонавтов.

Один из подъездов оказался полностью разрушен, а соседний получил серьёзные повреждения. Взрывной волной выбило стекла в домах, расположенных в радиусе квартала от места происшествия. Под завалами оказались около 80 человек — почти все жильцы того самого пятого подъезда.

Следствие изначально остановилось на версии о взрыве газа. Позднее задержали первого и единственного подозреваемого — Сергея Алексейчика, которого за три года до трагедии уволили из архангельской газовой службы, где он работал слесарем. По версии следствия, из-за этого тот загорелся желанием отомстить, долго вынашивал план и в роковую ночь наконец решился скрутить заглушки с газовых труб в четырёх домах. В одном из них в итоге и произошёл взрыв.

Судебный процесс состоялся в Архангельском областном суде. Семеро присяжных согласились с доводами обвинителей, пятеро высказались за невиновность Алексейчика. При этом коллегия единогласно высказалась за то, что подсудимый заслуживает снисхождения. 16 декабря 2005 года суд приговорил его к 25 годам колонии строгого режима за терроризм, массовое убийство и повреждение чужого имущества.

При разборе завалов спасатели обнаружили труп бездомного, у которого под ногтями нашли «вещества, которые входят в состав взрывчатых, но могут быть следами загрязнения окружающей среды». Следы этих же веществ остались и на плитах рухнувшего подъезда, но в итоге специалисты решили, что это просто «загрязнение».

Кроме того, против версии о газе выступили и некоторые очевидцы. Один из них — таксист, проезжавший мимо дома в момент взрыва, — заметил яркую вспышку на уровне пятого-шестого этажа, после чего вылетела стенная панель, показался дым и подъезд начал разваливаться. Это подтверждал другой свидетель, который находился во дворе дома. Оба заявили, что газ так взрываться не может, причём как минимум один говорил со знанием дела, поскольку 17 лет прослужил в армии взрывотехником.

БОМБЫ НА КУРСКОМ ВОКЗАЛЕ

Практически в те же дни, когда московские следователи готовили оперативные мероприятия в Армении, двое мужчин доставили из Еревана в Москву еще одну сумку с бомбой в утятнице.

Прибыв на Курский вокзал, злоумышленники поняли, что передвигаться с таким багажом по Москве им не следует: в связи с приближающимся юбилеем Октябрьской Революции в городе были серьезно усилены меры безопасности, улицы и вагоны метро постоянно патрулировались. Чтобы не рисковать, они оставили сумку там же, на Курском вокзале, поспешив сесть на обратный поезд до Еревана.

Бомба имела двусторонний тумблер и лампочку: преступники рассчитывали, что тот, кто обнаружит взрывное устройство с включённой лампочкой, повернет тумблер в обратную сторону и тем самым приведёт адскую машину в действие. Однако расчёт не оправдался. Группа пассажиров, приметив бесхозную сумку, решила присвоить её, незаметно спрятав среди собственных вещей.

Рассмотреть опасное содержимое «находки» и отнести её в милицию эти люди удосужились только на следующий день. К тому времени батарея успела сесть, и переключение тумблера, которое должно было спровоцировать взрыв, ни к чему не привело.

В сумке с бомбами остались личные вещи, которые помогли милиционерам составить портрет подозреваемого. Это были синяя спортивная куртка и шапка, в которой остались несколько волос владельца — чёрных, слегка вьющихся. Ориентировку составили на черноволосого мужчину без шапки и багажа, вероятная одежда — синие брюки от спортивного костюма.

Личные вещи подозреваемого:

Проверке подверглись все пассажиры, которые следовали любым транспортом в республики Закавказья — Азербайджан, Грузию и Армению. В поезде Москва — Ереван, который отправился с Курского вокзала, уже на подъезде к Армении оперативники обнаружили подозреваемого: под брюками у него были поддеты синие тренировочные штаны, но ни куртки от костюма, ни багажа, ни шапки не было. Пассажира, 28-летнего сварщика Акопа Степаняна, задержали вместе с попутчиком — им оказался родственник Степаняна, 23-летний художник Завен Багдасарян.

Акоп Степанян в суде:

В Ереване обоих допросили. Степанян выдал себя сам: на вопрос, где он оставил сумку, задержанный поспешил ответить, что сумка не его, — и тем самым продемонстрировал свою осведомлённость. Багдасарян же легко попался на уловку оперативников — выбрал из кучи курток и шапок вещи Акопа, чтобы передать другу в холодную камеру отдела милиции. Таким образом и куртку, и шапку удалось связать со Степаняном. Мать Степаняна сообщила, что сын несколько дней назад отправился кататься на лыжах — с той самой сумкой, которую нашли на Курском вокзале со взрывным устройством внутри.

Завен Багдасарян в суде:

В Армении возникли сложные моменты юридического характера. Прокуратура отказывалась давать санкцию на обыск.

Взрыв в Волгодонске (1999)

19 погибших, 89 раненых. Ущерб оценивается в 337 604 000 рублей

Мощнейший взрыв в Волгодонске прогремел около 6 утра 16 сентября 1999 года — на воздух взлетел начинённый взрывчаткой грузовик ГАЗ-53, припаркованный рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе.

Взрывная волна разрушила фасад дома, привела к обрушению перекрытий и повреждению лестничных проёмов. Кроме того, пострадали больше 30 зданий в радиусе двух кварталов, включая жилые дома, школу, детский сад и отделение милиции.

Госпитализация потребовалась 89 раненым, но общее количество пострадавших составило 16 000 человек. На месте автомобиля со взрывчаткой образовалась воронка глубиной 3,5 м и диаметром 13–15 м.

Взрыв в одном из крупнейших городов Ростовской области стал последним в серии терактов, которые, по официальной версии, организовали террористы Эмир аль-Хаттаб и Абу Умар. 4 сентября взрыв произошёл в дагестанском Буйнакске (погибли 64 человека), 8 сентября — в Москве, на улице Гурьянова (100 жертв), а 13 сентября — также в столице, на Каширском шоссе (124 погибших).

За несколько дней до теракта преступники перенесли взрывчатку в другую машину — специально купленный для этого за $300 и 2200 рублей ГАЗ-53, — а также оснастили устройство самодельным взрывателем с электронным таймером. 15 сентября бывшего владельца автомобиля уговорили припарковать грузовик у дома № 35 на Октябрьском шоссе (мужчина считал, что в кузове находится картофель).

По версии следствия, исполнителями теракта в Волгодонске стали жители Карачаево-Черкесии Тимур Батчаев, Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев. Задержать удалось лишь последних двух (Батчаев позднее был убит в Грузии).

12 января 2004 года Московский городской суд приговорил Деккушева и Крымшамхалова к максимальной мере наказания — пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Осуждённые признали свою вину лишь частично. Деккушев утверждал, что организаторы теракта заставили его совершить преступление, одурманив наркотиками. По словам Крымшамхалова, он не знал, что взрывчатку планировали использовать для взрыва жилых кварталов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий