Методика обучения шахматам детей дошкольного возраста

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Как вырастить чемпиона: углубленное изучение шахмат

Научить ребенка играть в шахматы с нуля несложно. Намного сложнее сделать из развлечения на несколько вечеров любимое хобби. Для этого требуется последовательное обучение, освоение шахматных стратегий, базовых ходов. Все это объяснить не так просто

К тому же, важно самому досконально знать все эти приемы и понимать, когда их использовать

Перечислим базовые практические рекомендации, которые помогут обучить малыша шахматам и привить интерес к игре:

Двигайтесь постепенно. Вводите фигуры по одной-две, начинайте с самых простых — пешек.

  1. Введите правило, что расставлять фигуры должен ребенок. Это помогает лучше запомнить их и развивает мелкую моторику.
  1. Демонстрируйте разные ситуации «шаха» и «мата». Маленький ученик должен понимать, что фигуры могут стоять по-разному, а шах и мат могут поставить разные «бойцы». Обязательно предлагайте ребенку повторять изученные задачки на доске.
  1. Выигрывайте. Постоянно выигрывать нельзя, ребенок может потерять интерес. Но и проигрывать каждый раз не нужно. Соблюдайте баланс, учите ребенка анализировать, как он ходит, как ходит соперник.
  1. Партию можно начинать только после всех изученных фигур. Первые партии необходимо проводить с комментариями от родителей или учителя. Каждая сбитая фигура, каждый ход, каждое наступление и отступление должны получить объяснение.
  1. Играйте каждый день (или хотя бы несколько раз в неделю). Регулярность и делает шахматы полезной игрой, которая развивает интеллект и логическое мышление. Для тренировки можно еще проводить 1-2 партии онлайн.
  1. Купите красивые шахматы. Если ребенок заинтересовался, сразу купите ему свою доску и красивый набор фигур. Дорогой комплект брать не нужно, но найдите такой, который понравится вашему чаду.
  1. Не принуждайте, а уговаривайте. Если ребенок отказывается играть, сделайте паузу. Если пауза затянулась, играйте с другим взрослым или сам с собой, чтобы пробудить интерес у ребенка.
  1. Не ругайте за проигрыши. Поражение — нормальная ситуация. Также нормально, когда ребенок забывает какие-то ходы, названия фигур. Помните, что обучение может занимать несколько лет, особенно, если ваш сын или ваша дочь еще малы. Не требуйте результатов, но хвалите за победы и не отказывайтесь от турниров.

Приучаем ребенка к шахматам: зачем это нужно, как заинтересовать и научить

Игра в шахматы – не только интересное, но и полезное занятие, которое развивает способности головного мозга. В т.ч. благоприятно влияет на логику, аналитическое и абстрактное мышление. Особенно хороша игра тем, что вырабатывает такие полезные качества как планирование, усидчивость и умение мыслить на перспективу. Помимо этого, шахматы делают ребенка более организованным и преуспевающим в школе.

Данное занятие позволяет с легкостью осваивать точные и технические дисциплины. Несмотря на то, что шахматы признаны одним из видов спорта, они не требуют хорошей физической подготовки и крепкого здоровья. Игра доступна для каждого ребенка. Этот вид спорта является универсальным. Заниматься им могут как мальчики, так и девочки в любом возрасте. На момент, когда дети гонятся за престижем, шахматы всегда остаются модным и актуальным занятием.

А сейчас давайте поговорим о пользе этого вида спорта и расскажем подробнее как заинтересовать своего чада и научить его играть.

Как поддержать мотивацию

Просто рассказать о фигурах и цели игры мало. Нужно поддержать интерес ребенка к игре. Для этого рекомендуем:

читать книги о шахматах. Есть много полухудожественной литературы для детей, где интересно рассказывается о фигурах и даются небольшие шахматные загадки;

смотреть мультфильмы и передачи о шахматах;

посетить шахматные турниры или шахматную секцию, чтобы показать, что в шахматы играют дети его возраста и старше;

найти соперника и компаньона, который будет обучаться вместе с ребенком.

Последнее очень важно, т. к

без компаньона у ребенка быстро пропадет интерес. Но важно, чтобы дети были примерного одного уровня по знаниям и по возрасту, чтобы вы давали им одинаковые задания и они могли играть вместе. Занятие в маленькой группе (2-4 человека) повышает мотивацию, делает игру интереснее и помогает ребенку лучше запоминать материал.

Еще один важный момент: заниматься необходимо на реальных досках. Так намного проще как научить ребенка 10 лет играть в шахматы, так и объяснить пятилетке особенности фигур. Необходимость реальной шахматной доски объясняется особенностями детской психики: очень многое малыши запоминают через тактильные ощущения. Поэтому дайте ему возможность пощупать фигуры, покрутить их в руках, присвоить их. При этом не имеет значения, как вы занимаетесь. Если ребенок проходит обучение онлайн, решать задачки, которые дает преподаватель, тоже нужно на реальной доске, даже если в обучении используется специальная программа для игры в шахматы.

От простого к сложному

Серия «Шахматы с енотом» состоит из 4-х рабочих тетрадей. В каждой из них — по 25 занятий.

Екатерина Прудникова, кандидат педагогических наук, мастер FIDE по шахматам, руководитель Школы шахмат и интеллектуального развития «Мыслитель»:

Мы разрабатывали тетради специально для детей от трех лет, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Здесь шахматные задания чередуются с развивающими и творческими, чтобы во время занятий ребенок не уставал и не терял интерес к игре.

Авторы тетрадей используют их для занятий с начинающими шахматистами. Поэтому все задания опробованы на практике.

Занятия в тетради развиваются от простого к сложному. На первых страницах малыш просто знакомится с шахматной доской, слушает легенду о происхождении шахмат, выполняет задания-искалки. Заодно вместе с родителями узнает удивительные факты об игре.

Страница из рабочей тетради

Прародителем шахмат считают игру чатуранга. В неё играли четверо игроков фигурами четырёх цветов: чёрного, зелёного, жёлтого и красного.

Затем задания становятся сложнее. Ребенок узнает, как правильно расположить шахматную доску, что такое вертикаль, горизонталь и диагональ, как называются фигуры. Запомнить новые названия помогают загадки и игры в ассоциации. Например, игра «Сундучок»: сложите шахматные фигуры и пешки в коробку. Пусть ребенок достает их оттуда с закрытыми глазами и на ощупь угадывает, что это за фигура.

Вскоре малыш научится расставлять фигуры на доске и делать первые ходы.

Страница из рабочей тетради

К концу первой тетради ребенок будет знать, какова цель шахматной игры, что такое шах и мат, и сможет играть свои первые партии.

Страница из рабочей тетради

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

В конце учебного года по итогам занятий с шашками или шахматами обычно устраивается турнир. Для детей он должен стать настоящим праздником, который только усилит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Сценарий здесь тщательно продумывается, к подготовке следует подключить музыкального руководителя (например, чтобы разыграть вначале мероприятие небольшой танец-сражение шахматных или шашечных фигур). Сюжетной линией турнира может стать бой средневековых рыцарей или война грибов и ягод (по мотивам русской народной сказки). Обязательные атрибуты такого праздника — яркие декорации (проводится всё обычно в музыкальном зале) и игровые персонажи (взрослые наряжаются в соответствующие костюмы).

На турнире обязательно должны быть игровые персонажи в соответствующих костюмах

Следует красиво обыграть открытие турнира. Это может быть танец, сценка либо просто торжественная речь воспитателя.

Турнир может включать в себя элементы театрализации или хореографии

Главная же часть турнира — это соревнования между парами дошкольников. Если они играют в шашки, то поединков можно сделать несколько: победившие в первом туре ребята играют ещё раз уже друг с другом и т. д. Если используются шахматы, то выделяются трое ребят, которые первыми одержали победу над противником.

Основная часть турнира — непосредственно игра

Самая торжественная часть — это подведение итогов с вручением почётных грамот.

Победителей турнира обязательно нужно поощрить грамотами

На шахматный или шашечный турнир обязательно приглашаются родители, другие педагоги детского сада. Организуется жюри, арбитры, которые контролируют выполнение всех правил.

На турнире обязательно присутствует жюри из педагогов или родителей

К турниру можно приурочить семейный конкурс на изготовление поделок шашечной или шахматной тематики, например, самых креативных шашек (из любого материала). При этом родители также поощряются небольшими призами или грамотами.

К турниру можно приурочить конкурс на изготовление самых оригинальных шашек

Советы

Расставление шахматных фигур на доске / Фото: freepik.com

Начните с базовых правил игры, а затем переходите к более сложным тактикам. Дайте ребенку возможность научиться играть постепенно. Не стоит ждать, что он сразу поймет все нюансы.

Объясняйте, почему вы делаете тот или иной ход. Поощряйте вопросы и идеи, которые будут приходить детям на ум.

Учитывайте возраст и уровень развития вашего ребенка. Игра в шахматы может быть сложной для маленьких детей.

Играйте регулярно, чтобы ребенок не забывал правила и быстро улучшал навыки.

Поощряйте детей, когда они ищут собственные решения. Шахматы научат принимать самостоятельные решения и доводить их до конца.

Записывайте партии и рассматривайте их вместе после игры. Это поможет понять ошибки и улучшить игру в будущем.

Играйте с разными людьми, чтобы ребенок видел разные стили игры и узнавал новые приемы.

Полезно обучаться шахматам через интернет. Существует множество бесплатных ресурсов, где можно играть онлайн, смотреть видеоуроки и решать шахматные задачи.

Расположите доску так, чтобы ребенок мог легко рассматривать поле и фигуры. Это поможет ему лучше понимать расположение фигур и делать обоснованные ходы.

Обучайте ребенка не только основам, но и элементам тактики и стратегии. Например, объясните ему, что перекрытие линии атаки может помочь защитить фигуру или что захват ценной фигуры противника может дать преимущество в будущем.

Не забывайте об этике игры. Научите детей здороваться с противником, не отвлекаться в процессе, играть без помощников и справочников. Все это поможет стать уверенным и самостоятельным игроком.

Планируйте время, когда будете играть в шахматы, чтобы не отвлекаться на другие дела. Это создаст полезную привычку и укрепит отношения между вами.

Научите не бояться проиграть. Это нормально: даже опытные игроки ошибаются и проигрывают

Помогите ребенку понять, что проигрыш в шахматной партии ‒ это не конец, а возможность извлечь урок и стать лучше в следующей игре.

Обратите внимание на другие варианты шахмат: «шахматы для 4 игроков», «блиц-шахматы» или «шахматы на платформе». Это расширит кругозор ребенка и даст ему новые возможности для развития.

Наконец, будьте терпеливы и поощряйте ребенка

Шахматы ‒ это сложная игра, но с правильным подходом и практикой ваши дети смогут овладеть этим искусством и превзойти вас в ближайшем будущем!

Шахматы ‒ прекрасный способ провести время с ребенком. Самое ценное ‒ наблюдать, как дети развиваются и находят собственные уникальные решения в игре.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»)

Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Подробная инструкция по рисованию шахмат для детей с использованием карандаша

Рисование шахмат – увлекательное занятие для детей. Шахматная доска состоит из черных и белых клеток, а каждая фигура имеет свою форму и расцветку. В этой инструкции мы покажем, как нарисовать шахматы для детей поэтапно с использованием карандаша.

  1. Возьмите лист бумаги и карандаш.
  2. Начните с рисования шахматной доски. Нарисуйте прямоугольник, состоящий из 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий.
  3. Разделите прямоугольник на клетки. Поделите каждую горизонтальную и вертикальную линию на 8 равных отрезков.
  4. Затем закрасьте чередующиеся клетки черным и белым цветами. Чередуйте цвета, начиная с черной клетки в левом верхнем углу.
  5. Теперь перейдем к рисованию фигур. Нарисуйте пешки в первом ряду, разместив их на черных клетках. Пешки имеют форму укороченного конуса.
  6. Во втором ряду нарисуйте ладей, которые имеют форму прямоугольника с прорезями по бокам. Расположите ладьи на оставшихся черных клетках.
  7. В третьем ряду нарисуйте коней. Кони имеют форму буквы “Л”. Расположите коней на белых клетках.
  8. В четвертом ряду нарисуйте слонов. Слоны имеют форму укороченного конуса с прорезями по бокам. Расположите слонов на черных клетках.
  9. В пятом ряду нарисуйте ферзей. Ферзи имеют форму женского символа “”. Расположите ферзей на белых клетках.
  10. В шестом ряду нарисуйте слонов. Расположите слонов на черных клетках.
  11. В седьмом ряду нарисуйте коней. Расположите коней на белых клетках.
  12. В восьмом ряду нарисуйте ладей. Расположите ладей на черных клетках.
  13. На последнем шаге нарисуйте королей. Короли имеют форму горизонтально-вертикального прямоугольника. Расположите королей на белых клетках.

Поздравляю! Теперь у вас есть рисунок шахмат для детей. Вы можете использовать свои фантазии для раскрашивания фигур и доски в разные цвета.

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Шахматы с 5 лет и старше

Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.

Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.

Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:

После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.

Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.

Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.

Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.

Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.

Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски.
И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление

Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
Развивают память и пространственное воображение.
Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу

Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Шахматные фигуры

 

ШахматыКартинки и изображения шахматных фигур для распечатывания. Названия: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешки.Расстановка (расположение) фигур, описание, как ходят.

Эти фигуры подходят к вот этой классической шахматной доске.Скачать шахматную доску >>>

В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Всего в шахматах два набора фигур отличающихся по цвету: черные и белые. В каждом наборе 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым — ладья и ферзь, пешки фигурами называть не принято, и король из-за своей особой роли в партии ни к тяжелым ни к легким не относится.

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Король

King

 Король — самая важная фигура на поле, так как невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит к проигрышу. Ходит он только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке.

Ферзь

Queen

 
Ферзь — вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю

Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья

Rook

 Ходит на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни.

Слон

Bishop

 Ходит на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников (капюшона), что соответствует английскому названию «bishop» — «епископ».

Конь

Knight

 Ходит русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивал через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка

Pawn

 Ходит на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника ( взятие «энпассан»). У каждого игрока по восемь пешек, которые в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка шахматных фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй — пешки.Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так:Белые фигуры — Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.Черные фигуры — Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный — на черном.

Ссылки:Шахматы на ВикипедииРоссийский шахматный портал

Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

Занятие по игре в шашки или шахматы вполне можно сделать открытым мероприятием. Ведь это актуальное и оригинальное направление (тем более, если методика проведения этих настольных игр является темой самообразования воспитателя либо он ведёт соответствующий кружок). Данное занятие лучше всего сделать обобщающим: не стоит сообщать на нём ребятам какие-то совершенно новые для них сведения или правила. Педагог должен придумать яркое запоминающееся название мероприятия, например, «Шахматное королевство» или «Путешествие в страну шашек».

Чтобы занятие получилось по-настоящему интересным, следует придумать определённый занимательный сюжет. Например, ребята отправляются в путешествие в Шахматное королевство, там они встречают Шахматного короля. Ребята должны показать ему свои знания о шахматах: они делятся на 2 команды, и педагог задаёт им вопросы и загадки. Можно провести мини-эстафету (например, кто из команд быстрее расставит пешки на доске, участвуют соответственно по 8 детей).

На открытом занятии по шашкам можно немного поговорить об истории этой настольной игры (какие-то сведения дети уже знают). Затем педагог даёт дошкольникам несколько полезных советов (например, продумывать действия на несколько шагов вперёд, стараться занимать своими фигурами центральные поля доски и пр.), которые помогут им побеждать. Для наглядности обязательно используется магнитная доска. В конце следует провести небольшой шашечный турнир (каждый ребёнок играет одну партию).

Рекомендуется украсить помещение, где будет проводиться открытое занятие

Важное значение для успешного проведения мероприятия имеет оформление помещения: это может быть не только группа, но и музыкальный зал. Для самих же детей можно придумать оригинальные костюмы

Изготовить накидки шахматной тематики не сложно, однако за счёт подобных костюмов мероприятие будет смотреться более выигрышно

Практические материалы для родителей и педагогов по обучению детей игре в шахматы и шашки

  • КНИГИ о ШАХМАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Консультация для родителей- Шахматное образование детей
  • Правила игры в шахматы за 15 минут
  • Шахматная тетрадь для дошкольников
  • Великие шахматисты мира
  • Шахматы в детском саду

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. От сказки – к шахматам.
  2. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
  4. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
  4. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  5. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
  6. Остер Г. Полезная девчонка.
  7. Пермяк Е. Вечный Король.
  8. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  9. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

  1. Берестов В. В шахматном павильоне.
  2. Берестов В. Игра.
  3. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
  4. Ильин Е. Средневековая легенда.
  5. Квитко Л. Турнир.
  6. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
  7. Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
  2. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  3. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  4. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  5. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  6. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  7. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  8. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий