Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

ВВЕДЕНИЕ

Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Развитие речи дошкольника в большей степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.

Цель работы заключается в исследовании влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что в полных семьях дети развиваются в коммуникативном плане лучше, чем дети в неполных семьях.

Объект исследования – процесс развития речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения – влияние семейного общения на развитие речи ребенка.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
  2. Исследовать влияние семейного общения в полных и неполных семьях на развитие речи ребенка дошкольного возраста;
  3. Разработать методические рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.

2.1 Методы исследования и полученные результаты

Исследование проводилось в ДОУ № 149 г. Ярославля. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 лет в количестве 10 человек.

В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа с воспитателями группы, наблюдение, методика О.С.Ушаковой, позволяющая оценить уровень развития связной речи детей.

На основе беседы с воспитателями группы были получены данные о составе семей и особенностях семейного воспитания испытуемых (результаты см. таблица.

Развитие связной речи (методика О.С.Ушаковой см. Приложение 1) оценивалось по критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания:

1. Содержательность (В повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков и действий).

Если ребёнок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла;

если сюжет заимствован – 2 балла;

если идёт перечисление признаков – 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трёх структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла;

наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

Таблица 1. Состав семьи и особенности семейного воспитания испытуемых

Имя ребёнка

Состав семьи

Особенности семейного общения
(оценка воспитателя группы)

1.

Даниил

Семья полная

Родители с ребёнком не занимаются, общение недостаточно корректное, речевая среда небогатая.

2.

Александра

Семья полная

Мама занимается с девочкой, готовит к школе. Папа много работает. В семье дружелюбная атмосфера.

3.

София

Семья полная

Семья благополучная. Родители занимаются с ребёнком

Общение в семье доброжелательное, атмосфера тёплая.

4.

Роман

Семья полная

Большее внимание уделяется младшему брату. Общение сводится к указаниям

Основное внимание родители уделяют трудовому воспитанию ребёнка.

5.

Полина

Семья полная

Папа пьющий. Мама работает на двух работах. Родители девочкой не занимаются, не заинтересованы в её развитии. Общение сводится к минимуму.

6.

Катя

Семья полная: мама и отчим

Мама не работает, и всё своё время посвящает дочери. Общение с ребёнком корректное. Занимаются подготовкой к школе – читают и считают.

7.

Анна

Семья полная

Родители инвалиды по зрению и в силу своего недуга не могут в полной мере заниматься с девочкой. Ребёнок педагогически запущен.

8.

Павел

Семья неполная

Мама много работает. Ребёнок проводит много времени с бабушкой. Мальчика любят и балуют. К школе не готовят.

9.

Никита

Семья неполная

Воспитанием ребёнка мама занимается в свободное от работы время. В семье доброжелательная атмосфера, но мальчику уделяется недостаточно внимания.

10.

Алексей

Семья неполная

Ребёнка воспитывает только мама, однако времени на это не хватает из-за занятости на работе Мальчик гиперактивный. Готовят к школе.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Таблица 2. Процентное соотношение качеств связного высказывания у детей из полных и неполных семей

качества связного высказывания.

структура семьи

дети из полных семей

дети из неполных семей

содержательность

67 %

77 %

композиция высказывания

76 %

67 %

грамматическая правильность

разнообразные способы связи между предложениями

71 %

77 %

разнообразие лексических средств

71 %

67 %

звуковое оформление высказывания

81 %

67 %

общее развитие связной речи

74%

72%

Библиографический список

1. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М.: Знание, 1983. – 96 с.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Князева М.Г. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе учиться? М.: «Новая школа». – 1993. – 154 с.

3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Елкина В. Н. Дошкольник: Обучение и

развитие. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 256с.

4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994. – 240 с.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М., 1982. – Т. 2. – 452 с.

7. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения от года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 141 с.

8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Сов. Россия, 1979.

–192 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

10. Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Просвещение, 1985. – 251с.

11. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 182с.

12. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.:

Педагогика, 1978. – 169с.

13. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г.Григорьева и др. – М.: Академия, 1998. – 336 с.

14. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. // Дошкольное воспитание, 1988. – № 2. – с. 44 – 49

15. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

16. Тихеева Е. И. Развитие речи ребенка. – М.: Просвещение, 1972. – 120с.

17. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии. – 2001. – 240 с.

18. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Владос, 2004 – 288 с.

19. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М.: Просвещение, 1966. – 235с.

20. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960. – 456с.

Приложение 1. Серия заданий для оценки уровня развития связной речи (методика О.С.Ушаковой)

1. Предложить ребёнку описать ежа (по картинке).

    1. ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина и конец. Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ёжик заботится о своих ежатах;

2)рассказывает, опуская начало (или конец);

3)перечисляет отдельные качества.

2. Предложить серию картинок (3-4), объединённых сюжетом, предложить ребёнку разложить их в определённой последовательности и составить рассказ.

1) ребёнок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Предложить ребёнку составить рассказ (сказку на самостоятельно выбранную тему).

1) Ребёнок придумывает рассказ (сказку), даёт своё название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

  • Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда ( Теоретические основы формирования комплексной системы мотивации персонала предприятия)
  • Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях )
  • Организация и разработка бизнес-плана организации (Теоретические основы бизнес планирования)
  • Управление поведением в конфликтных ситуациях
  • Выбор стиля руководства в организации (ООО «Компас»)
  • Роль мотивации в поведении организации (Теоретические основы системы мотивации персонала )
  • Логистический менеджмент и задачи оптимизации которые он решает в фирме. (Теоретические основы функционирования логистического менеджмента на предприятии)
  • Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда (Теоретические основы изучения системы мотивации в системе управления персоналом )
  • Теоретические основы эффективности  менеджмента
  • Менеджмент человеческих ресурсов (Сущность управления человеческими ресурсами )
  • Формы государственного устройства (Определение понятия «форма государственного правления»)
  • Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников (ТВ и средства массовой информации: описание и сущность)

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая:

Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т

д.);
Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.. Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

Этапы развития речи

Чаще всего выделяют следующие пять этапов развития речи:

  1. Период подготовления словесной речи, или подготовительный, или дофонемный этап – от рождения до конца первого года жизни. В течение данного периода ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающей действительностью, на основе которого у него формируются представления о предметах и явлениях среды, соответству­ющие усваиваемым словам. Восприятие речи взрослых окружающих людей способствует постепенному пониманию слов ребенком. Таким образом, в течение первого периода развития речи ребенка формируется пассивная (импрессивная) речевая деятельность ребенка. Результатом данного периода развития речи является возникновение первых актов активной (экспрессивной) речевой деятельности – первых слов, самостоятельно произносимых ребенком.
  2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи – от возраста одного года до конца третьего года жизни ребенка. Необходимость осуществления активной (экспрессивной) речевой деятельности основана на развитии и усложнении отноше­ний ребенка с окружающим миром и людьми, и потребность в речевом общении становится одной из важнейших потребностей ребенка. Развитие речевой деятельности на данном этапе включает стадию «слова-предложения» и стадию двух-трехсловных предложений и характеризуется быстрым ростом активного словаря ребенка. На переходе от стадии «слова-предложения к стадии двух-трехсловных предложений ребенок обучается комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы, и дальнейшие прогресс от использования таких фраз до применения составных предложений осуществляется очень быстро. Первые три года жизни ребенка являются сензитивным периодом развития речи. Если по тем или иным причинам речь в своем развитии не проходит перечисленные два периода в данном возрасте, то в дальнейшем процесс усвоения речи существенно затрудняется.
  3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (этап самостоятельной речи) – охватывает дошкольный возраст ребенка, т.е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Этот период развития речи связан с переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к логическому мышлению ребенка. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно. Развитие логического мышления приводит к тому, что ребенок усваивает правила словообразования и образования предложений и самостоятельно использует эти правила в своей речи.
  4. Период овладения ребенком письменной речью и систематического обучением языку – охватывает школьный возраст ребенка. Речь становится предметом специального изучения, словарный запас обогащается, правила образования слов и предложений изучаются на осознанном уровне. В результате речь становится более совершенной, осознанной и управляемой. Важнейшую роль в этом играет усвоение письменной и развернутой монологической речи.
  5. Период совершенствования речи после завершения школьного периода – является строго индивидуальным. С завершением школьных занятий после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит у разных людей в различной степени. Для некоторых людей может быть характерно снижение уровня речевой деятельности.

Информация для родителей

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний

Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы

Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Диагностическая беседа

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.

Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.

В картотеку стоит включить следующие упражнения:

  • подбор синонимов и антонимов;
  • классификация предметов по одному признаку;
  • угадывание слов по описанию;
  • склонение слов по числам и падежам;
  • составление из слов предложения;
  • объяснение смысла пословиц, поговорок;
  • заучивание стихотворений;
  • выполнение артикуляционной гимнастики.

Урок развития речи

Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков. Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.

Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции — ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) — недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза — способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость — мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи — ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки — ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики — бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом

Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит)

Первые занятия с ребенком — пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее — стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком — пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее — стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Развитие речи взрослых людей

В современном мире проблема того, как развить свою речь и научиться говорить красиво, особенно актуальна не только для тех, кто картавит или шепелявит, а также для людей с хорошей дикцией и речью.

Для врожденных дефектов есть общие рекомендации посещения врача-логопеда, чтобы устранить недостатки и неумения правильно произносить звуки. Некоторым может понадобиться хирургическая операция, которая дает точную гарантию исключения патологий в будущем.

Развитие речи, как устной, так и письменной, необходимо каждому человеку. Нужно постоянно учиться, работать над собой, чтобы уметь убедительно изложить свои мысли и формулировать идеи. В этом помогут упражнения:

  • Следует запасти богатый словарный запас. Выбрав прозаический текст и взяв лист бумаги, необходимо заменять слова в тексте синонимами. Для этого могут понадобиться словарь русского языка и словарь синонимов.
  • Для развития логики следует работать над ключевыми словами. Выбрав из текста 5 и более любых слов, придумать с ними историю или небольшую зарисовку, используя воображение.
  • Для обретения уверенной и эмоциональной речи необходимо встать перед зеркалом и прочесть сначала текст без эмоций, после – используя спектр уместных эмоций. Понаблюдать за собой, как это выглядит со стороны.

Эффективны тренировки перед зеркалом, глядя на себя со стороны

  • Записать себя на диктофон. Несколько раз можно прочесть эмоционально и, глядя в текст. После попробовать воспроизвести его наизусть. Работать до тех пор, пока речь не покажется идеальной не только себе, но и собеседнику по субъективным ощущениям.
  • Найти напарника и попробовать вести с ним диалог, основанный на 10 ключевых словах, которые предварительно следует выписать. Вести разговор до тех пор, пока речь не будет казаться натянутой и неестественной.

Важно! Сегодня можно пройти множество тренингов дистанционно или онлайн. Некоторые методики обещают научить красоте и культуре языка за короткие сроки. Компания «Лидер» предлагает пройти тренинг «Ваша грамотная речь за год» и получить сертификаты прохождения курса

Компания «Лидер» предлагает пройти тренинг «Ваша грамотная речь за год» и получить сертификаты прохождения курса

По окончанию учащийся сможет заговорить красиво, ярко и научиться удерживать внимание слушателей

Логопедические занятия по развитию речи

Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.

  • Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
  • Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
  • Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
  • Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
  • Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
  • Чтение.
  • Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
  • Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
  • Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.

Упражнения на укрепление мышц

  • «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
  • «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
  • «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий