Особенности интеллектуального развития школьников
Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. Младший школьный возраст относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика
Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д
Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.
Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников — наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.
Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:
- уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
- уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
- уметь выделять главное, видеть цель.
Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.
Свойства интеллекта и деление на виды
Способности, которые в комплексе подразумевают высокий уровень интеллектуального развития, делятся на следующие виды:
Умение анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию. Эта способность человека видеть происходящее, находить истоки, компоновать в блоки и определять взаимосвязи;Наличие логического мышления — основа для интеллектуального развития личности. Человек должен уметь составлять логические цепочки, начиная от истоков проблемы, последовательно проходя все этапы ее формирования, и делая четкие выводы;Еще одно свойство интеллектуального ума – развитые дедуктивные качества. Это способность наблюдать и формулировать мысли в четкие фразы. Умение обобщать полученные данные и группировать их по похожим признакам;Возможность оценивать каждую ситуацию не спонтанно, а с критической точки зрения. Отсеивать ненужное, и выделять рациональное зерно. Данная способность позволит человеку противостоять постороннему влиянию, и основываться в выводах только на собственных убеждениях;Умение прогнозировать предстоящие события, исходя из жизненного опыта, знаний, умений. Это подразумевает способность формулировать несколько вариантов исхода, постепенно выбирая наиболее приближенный к действительности;Наличие абстрактного мышления дает шанс человеку проникать в тайны неизведанного для него мира, создавая поистине гениальные открытия. Это позволяет формулировать и строить в голове математические схемы, задачи и сложнейшие исчисления;Образное мышление помогает сравнивать, разные по смысловой нагрузке вещи, выводя итог. Эта способность дает человеку сложнейшую задачу объяснить доступным языком обывателя;Умение концентрироваться на задаче достигается усилием воли над собой.
Advance. Эффективное чтение
Описание. Чтение – основной инструмент для улучшения мышления, освоения новых знаний и навыков. Но что делать, если на прочтение одной книги уходит много времени, а половина информации сразу вылетает из головы? В таком случае вам поможет новый онлайн-курс от школы Advance «Эффективное чтение».
После прохождения курса ваш словарный запас станет значительно шире. Это значит, что вы навести конструктивные диалоги с людьми на самые разные темы. Успешное общение – залог успеха в карьере и личной жизни.
Помимо этого, после прохождения курсов вы сможете:
- читать в два раза быстрее текущего уровня, при этом вся полученная информация будет надолго оставаться в вашей памяти;
- максимально концентрироваться на чтении, что позволит существенно улучшить восприятие;
- без труда запоминать большие объемы текстовой информации и применять ее там, где это необходимо;
- читать вслух с идеальной дикцией – вас легко поймет любой человек.
В основе данной программы лежат семь уникальных методик скорочтения. И главное, что они ориентированы не только на скорость чтения книг и полезных статей, а также на расширение кругозора, концентрацию внимания, улучшение речи, обогащение словарного запаса и т. п
Когда ваше внимание будет полностью заточено на чтении, вы начнете лучше усваивать любой материал. Следовательно, его дальнейшее применение на практике не составит труда
Программа включает в себя 16 уроков и занимает 1 месяц (если просматривать один урок за два дня). Длительность каждого урока – 80-120 минут. В них содержится максимум полезной информации. А если вы не уверены, стоит ли проходить обучение, авторы подготовили первый урок бесплатно. Просмотрев его, вы поймете, нужен вам этот курс или нет.
Авторы: Advance.
Стоимость: полная цена курса – 20 000 рублей, но в данный момент действует скидка, поэтому оплата снижена до 14 900 рублей. Бесплатный урок можно получить на странице с курсом.
Пройти курс
Как развивается мышление
Когнитивные способности, такие как мышление, рассуждение и решение проблем, могут считаться одними из главных характеристик, которые отличают людей от животных.
Проблемы, с которыми сталкивается человек или общество, в целом решаются с помощью мышления и рассуждения. Таким образом, способность мыслить и рассуждать можно считать важнейшими инструментами благосостояния и осмысленного существования как личности, так и общества.
Определение 2
Мышление – это заключительный этап обработки информации, представляющий собой процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Способность человека учиться и решать проблемы зависит от способности правильно мыслить, которая помогает ему в адаптации и необходима для успешной жизни. Только те люди, которые могут мыслить конструктивно, могут внести значительный вклад в развитие общества.
Человек должен приобретать знания техники и практики правильного мышления. Есть несколько характеристик процесс обучения, которые помогают развивать мышление:
Адекватность знаний и опыта считается основой системного мышления. Поэтому человеку должны быть предоставлены возможности для получения опыта, и его следует поощрять к самообучению, обсуждению и участию в здоровых и стимулирующих спорах.
Мотивация помогает мобилизовать энергию для мышления
Это создает неподдельный интерес и внимание в процессе мышления и, таким образом, очень помогает в повышении его эффективность. Таким образом, нужно пытаться мыслить определенным образом с определенной целью
Проблемы, которые человек решает, должны иметь тесную связь с его насущными потребностями и мотивами, и такое мышление должно быть направлено на творческую и продуктивную деятельность.
Мышлению не следует препятствовать, накладывая ненужные ограничения и сужая область мыслительного процесса. Если прошлый опыт или привычные методы не помогают в решении проблемы, человек должен стремиться к новым связям, отношениям и возможностям для достижения удовлетворительных результатов.
Интеллект определяется как способность правильно мыслить, и, следовательно, правильное развитие интеллекта необходимо для выработки адекватного мышления. Надлежащее внимание следует уделять использованию интеллекта и других способностей для осуществления процесса мышления.
Неправильное развитие и формирование понятий не только препятствуют прогрессу мышления человека, но и оказываются фатальными, поскольку они могут спровоцировать извращенное мышление и ошибочные выводы.
Нелогичные рассуждения часто приводят к неправильному мышлению. Логика – это наука о правильном мышлении, которая помогает правильно мыслить. Поэтому нужно развивать привычку логических рассуждений среди детей.
Практикуйте медитацию осознанности
Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе — в книге «Осознанность»
Совет из нее:
«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.
Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз
Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке
Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.
Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».
Влияние развития интеллекта на мышление
Развитие интеллекта основано на накоплении знаний, обучении и тренировке разума. Чем больше информации мы усваиваем, тем больше возможностей открывается перед нами для развития креативного мышления. Кроме того, интеллектуальное развитие помогает нам решать сложные задачи, анализировать информацию, принимать обоснованные решения и развивать навыки логического мышления.
Важным аспектом развития интеллекта является комплексное обучение, которое включает в себя не только получение знаний в различных областях, но и развитие навыков решения проблем, творческого мышления и критического анализа. Такая тренировка позволяет нам использовать интеллектуальный потенциал более эффективно и достигать лучших результатов в разных сферах нашей жизни.
Преимущества развития интеллекта на мышление: |
---|
1. Увеличение способности к абстрактному и логическому мышлению. |
2. Развитие креативности и способности генерировать новые идеи. |
3. Повышение уровня концентрации и внимания. |
4. Улучшение способности к решению сложных задач. |
5. Развитие навыков критического мышления и анализа. |
В целом, развитие интеллекта играет ключевую роль в повышении качества мышления и способствует достижению лучших результатов в учебе, работе и личной жизни
Поэтому важно постоянно развивать свой интеллект, обучаясь новому, тренируя разум и открывая новые горизонты для креативного мышления
Образ жизни
Отдых – важное условие
Если человек испытывает дефицит сна, то его организм и мозг не может сконцентрировать внимание на чем-либо, и поэтому оно рассеивается. Согласно результатам проведенных исследований, ученым удалось установить, что усталость способствует многократному снижению уровня IQ у человека
Для активирования умственных способностей перед важными событиями достаточно всего лишь раньше лечь спать и больше времени уделить сну.
Разрываем стандарты
Изменяя ежедневные однообразные, зазубренные и доведенные до автоматизма действия мы не способствуем напряжению мозга, поскольку он в подобных ситуациях работает «на автомате», познавательный процесс сведен к минимуму. Это говорит о том, что необходимо изменить свои повседневные привычки и поведение. Допустим, чтобы активизировать мозговую деятельность и дать толчок новой связки между нейронами мозга, пробуйте открывать двери с закрытыми глазами, переставляйте мебель с одного места на другое и смените свой маршрут из дома на работу и обратно.
Физкультура
Благодаря физическим нагрузкам в организме человека происходит формирование белка (нейротропный фактор мозга). Именно белок отвечает за развитие нейронов, являющихся базисом интеллектуальных способностей.
Оздоровительная физкультура будет полезна не только для мозга, но и для всего организма.
Есть еще много факторов, влияющих на интеллект, и способов его развития. Мы лишь коснулись некоторых из них. Однозначно можно сказать: активная жизненная позиция и здоровый образ жизни помогут вам как в развитии интеллекта, так и для достижении жизненных целей.
Интеллектуальное развитие ребенка
Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:
- умственные способности;
- эмоциональное мировосприятие;
- физическую культуру.
Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:
- быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
- применять приобретенные знания на практике;
- на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.
Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:
- вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
- логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
- физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
- эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
- социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
- духовный – обогащает внутренний мир человека;
- творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.
Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией
Структура интеллекта
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; память; способность к рассуждению; быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как кубическую модель. Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским). У Бине и Векслера интеллект – это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального (действенного и образного) характера. По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.
Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого.
Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по определению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств – внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков. В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия – интеллект и мышление – рассматриваются как синонимичные, что вызывает терминологическую путаницу.
Качества интеллекта
Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.
При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.
Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).
Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности.
Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).
Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.
Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.
Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.
Типы множественного интеллекта
Визуально-пространственный
Дети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.
Лингвистический
Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.
Музыкальный
Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.
Межличностный
Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.
Внутриличностный
Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.
Натуралистический
Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.
Телесно-кинестетический
Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.
Логико-математический
Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.
Экзистенциальный
Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.