Технологии развития связной речи у дошкольников

Как происходит формирование речи ребенка и в каком возрасте

Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный процесс. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые связи образуются путем подражания и рефлекторного повторения – физиологической эхолалии (вы говорите «это дом», ребенок повторяем «ом?»). Для того чтобы ребенок начал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития речевой аппарат, слух, а также органы артикуляции (ну и готов как к таковой психической функции — речи).

Сначала ребенок начинает кричать — это у него получается рефлекторно. К 2-3 месяцам появляются эмоциональные модуляции: оттенки недовольства или, наоборот, счастья.

До двух месяцев мама может понять интонации только в нескольких вариантах: крик, плач, плач и крик. Во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры головного мозга. При крике он слышит свой голос, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры головного мозга и передаются органом артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2–4 месяца жизни у ребенка появляются короткие звуки — гуканье, а затем и гуление

У них нет никакого смысла, но есть четкая интонация, с помощью которой он привлекает внимание родителей. Затем добавляются другие интонации, которые ребенок снова транслирует в мир. Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора, а ответные голосовые реакции малыша, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор

Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора, а ответные голосовые реакции малыша, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.

Первые 4–5 месяцев жизни ребенка считаются периодом псевдоречевых звуков: у малыша нет артикуляции. К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), и чаще дети акцентируются именно на первом слоге. По мнению разных специалистов лепет рассматривается как игра самим процессом произнесения звуков или как продукт подражания речи окружающих.

Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествует пониманию слов и их произнесению. Об этом мы уже говорили. Вначале в лепете ребенка появляются гласные звуки «а», «э» — они наиболее легкие для произношения. В результате совершенствования мышц рта и челюсти у ребенка появляется возможность говорить затем следующие слоги в период лепета: па, пу, та. К шести месяцам ребенок начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу), а к семи месяцам звуками он обозначает потребности, действия, явления.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит в течение седьмого месяца жизни. Затем процесс накопления звуков замедляется. В возрасте 7–8 месяцев и до года артикуляция практически не развивается, но ребенок начинает понимать речь — через интонацию, ритм и так называемый «общий контур слова».

В 8-9 месяцев ребенок строить целые лепетные цели из стереотипных вокализаций, например, о-а-о-ап. Затем появляются сочетание слогов: тя-ав-ши. А к 10 месяцам — те-тя-те.

Именно в этом возрасте ребенок начинает быть более коммуникативным, ему все интересно, растет мотивация

И именно в этом возрасте наиболее эффективно обращать взрослому внимание на окружающую действительность с эмоциональной реакцией: «Это зеленое дерево (акцент на цвет, например). Сейчас лето! Светит солнце (жест на солнце)». Ребенок начинает подражать взрослому, может уже лепетать так, что это больше похоже на слова

Ребенок начинает подражать взрослому, может уже лепетать так, что это больше похоже на слова.

К концу первого года жизни, в результате игровой деятельности, эмоциональному взаимодействию с родителями, ребенок говорит слова, состоящие из одинаковых парных слогов: баба, мама, папа, тятя (тетя/дядя), гав-гав (через звукоподражание название предмета).

В итоге, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная (предпосылки к пониманию речи) и экспрессивная (собственная доречевая активность) речь, развивается игровая деятельность. Ребенок начинает самостоятельно передвигаться. На этом заканчивается доречевой период. Затем происходит совершенствование и дальнейшее развитие всех сторон речи.

Поэтому если к двум годам у вас речь развита так, как описано здесь на период к развитию в год — это огромный повод обратиться к специалисту: нейропсихологу и логопеду-дефектологу, который занимается растормаживанием речи.

Этапы нормального развития речи у детей

Однозначных показателей нормального развития речи, количества слов, которые может произнести ребенок, нет. Существуют и форс-мажорные обстоятельства: например, кроха может начать говорить вовремя, но в какой-то момент замолчать или остановиться на этом этапе. Считается, что в норме речь ребенка развивается постепенно, в зависимости от его возраста и под влиянием близких взрослых.

Примерные этапы развития речи следующие:

От рождения до двух месяцев. Первым речевым проявлением в этом возрасте является крик, посредством которого малыш сообщает о своих проблемах (когда у него что-то болит, он проголодался или ощущает дискомфорт).

В двухмесячном возрасте кроха общается с родными с помощью гуканья. Так он реагирует на улыбки и слова взрослых, впервые смеется, повизгивает. В этот период формируется комплекс оживления (реакция на появление в обозримом пространстве ребенка родного взрослого человека).

Следующим этапом, который длится примерно до полугода, является гуление (произношение более певучих звуков). Ребенок в этом возрасте начинает реагировать на интонации (улыбается и смеется, если с ним разговаривают ласково и играючи, плачет, если слышит сердитый голос). Малыш еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но чрезвычайно чуток к эмоциям.

С 6 до 10 месяцев кроха начинает лепетать, многократно повторяя слоги. «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба» – примерно так звучат первые лепетные слова, которые ребенок произносит примерно в 9 месяцев. На этом этапе очень важна роль слуха, поскольку малыш внимательно прислушивается к своим звукам и повторяет их вновь и вновь.

В преддверии первого своего дня рождения ребенок способен распознать в словах знакомые предмет или человека (например, услышав название любимой игрушки, может указать на нее пальцем). Позднее малыш требует от родителей назвать все предметы, которые ему незнакомы и на которые он укажет. Этот период носит название развитие предметной речи.

Осмысленная речь появляется в 1 год или чуть позже. В этом возрасте словарь ребенка включает 10-12 слов и продолжает постепенно пополняться

Поскольку малыш копирует речь взрослых, очень важно разговаривать с ребенком много, четко и правильно. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз

В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз. В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Он уже полноценно общается и верно произносит большинство звуков.

На дошкольном этапе (от 3 до 7 лет) словарь включает уже 3000 слов, фразы становятся более развернутыми и сложными. Дошкольник способен осознать свои ошибки в речи и исправить их.

В школьный период ребенок правильно говорит, запоминает грамматические правила, изучает письмо.

Мелкая моторика

  1. Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.
  2. Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).
  3. Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.
  4. Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, “ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!” А я ему говорю – “волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!” Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – “ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока.” Все это волк говорит очень эмоционально.
  5. Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке “Пластилиновые прятки”: нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.
  6. Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat). Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.
  7. Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.

Периодизация аудитивного онтогенеза

Речевой онтогенез ребенка проходит несколько периодов. Многие специалисты сходятся во мнении, что этапы речевого онтогенеза включают в себя:

  1. Подготовительный период. Начиная от рождения и вплоть до одного года, у ребенка происходит создание предпосылок для овладения компонентами языковой системы. Когда малыш впервые проявляет голосовую реакцию, к примеру, крик или плач, то это способствует развитию дыхательного, голосового отдела. В этот момент следует максимально внимательно относиться к развитию чада. В первые недели жизни ребенка он старается проявлять интерес к различным голосам окружающих, реагировать на них. В ходе развития ему удается распознать колыбельные, голос матери, а к концу первых двух-трех месяцев у малыша возникает личная реакция на вербальные отношения со взрослыми (в виде улыбки, двигательных движений). Также возникает реакция на интонационные изменения со стороны родственников и других людей. К двум месяцам онтогенез речевого развития у детей характеризуется проявлением гуления, а затем лепета (к трем-четырем месяцам). С пяти месяцев малыш может повторять артикуляцию за другими, а к полугоду — появляются первые слоги. В результате у ребенка начинает происходить формирование лексики в процессе речевого онтогенеза, что повлияет на его дальнейшую жизнь во взрослом возрасте.
  2. Период от года до трех лет. В это время малыши максимально концентрируются на артикуляции окружения. Детям становится интересно повторять за взрослыми различные движения и стараться произносить сложные слова. В вербальном окружении происходит смешение нескольких фонем, заменяются или искажаются (в силу возраста) слова. К полутора годам у детской речи появляется контекстный характер. Выяснить то, что необходимо малышу, можно, лишь учитывая ситуацию, в которой сказано то или иное слово. К трем годам расширяется словарный запас ребенка.
  3. Дошкольное развитие речи. Большинство детей сталкиваются с проблемой звукопроизношения. Возникает онтогенез речевой коммуникации, проявляющийся в желании высказаться, но понять слова ребенка становится сложнее. Возникает и улучшается навык самоконтроля за собственными фразами, а также речью окружающих, происходит формирование фонетико-фонематических процессов. Этот период характеризуется увеличением словарного запаса, уточнением значения отдельных сложных слов, возникает формирование особого языкового чутья. Кроме того, возраст четырех-пяти лет характеризуется грамматическим строем речи, более связными предложениями, в сравнении с возрастом трех лет.
  4. Школьный этап. Он характеризуется временным периодом с семи до семнадцати лет. Особенностью этого периода выступает осознанное усвоение сказанного, а также овладение навыков звукового анализа, грамматики русского языка. Первоочередную роль получает письменная речь.

В целом, можно изобразить речевой онтогенез в таблице:

ПодготовительныйПоявление крика в момент рождения, гуление, первые слоги к полугоду. К году возникают первые слова.
Период от 1–3 летНачало повторения речи за взрослыми, усложнения вербальных конструкций.
Дошкольный периодРасширение словарного запаса, появление первых сложных слов, формирование языкового чутья, связных предложений.
Школьный периодОсознанное повторение сказанного или прочитанного, на первое место выдвигается не устная, а письменная речь.

В результате речевой онтогенез — это становление речи ребенка, включающий в себя несколько этапов и проявляющийся в усложнении каждого из них (начиная с крика в момент рождения и заканчивая осознанной речью к периоду совершеннолетия). Нормальный речевой онтогенез должен развиваться в спокойствии, под контролем родителей, а в случае возникновения проблем, их решением занимается логопед.

Свойства речи

Содержательность речи – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность речи – это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

Выразительность речи – это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

Действенность речи – это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Осваиваем новое и закрепляем пройденное

Когда ребенок хорошо освоит навык описательной речи, следует дать ему возможность попрактиковаться в новом деле. Задача заключается в том, чтобы сместить фокус внимания со своего внутреннего «я» на личность другого человека. Такая практика не только развивает воображение и учит выражать свои мысли, но и формирует способность сопереживать людям, понимать их чувства и мотивы.

Рекомендации специалистов нашего Центра к занятиям по развитию связной и выразительной речи в дошкольном возрасте следующие:

Во время совместной работы желательно чередовать реалистичные истории и фантастические сюжеты. Это стимулирует развитие воображения и способствует расширению словарного запаса ребенка. Также нужно стремиться использовать в рассказах все разнообразие частей речи и образно-выразительных средств (олицетворений, противопоставлений, синонимов, антонимов, фразеологизмов).
Если в силу своего темперамента ребенок неусидчив, не стоит действовать принуждением

Нужно превратить обучение в увлекательную игру, в которой повествование позволено сопровождать движениями, жестикуляцией, эмоциональными всплесками.
Чтобы получить максимальный эффект от речевых упражнений, можно поддерживать интерес малыша, задавая наводящие вопросы и стимулируя его к рассуждению о причинах поступков и мыслей героев.
Для закрепления навыка связной речи ребенку важно научиться преодолевать страх, возникающий перед выступлением или устным пересказом. Этот момент прорабатывается регулярными тренировками

Постепенно сложный процесс становится привычным занятием даже для самых робких малышей. Спустя некоторое время можно повышать уверенность ребенка в своих силах, превращая рассказы в мини-спектакли.

Учитывая особенности развития связной речи у детей, становится ясно, что освоение навыка выразительно и содержательно высказывать свои мысли основывается на интеллектуальном, творческом и эмоциональном совершенствовании личности ребенка. До поступления в школу он должен научиться говорить связно и осмысленно, наделять речь эмоциональной окраской, использовать в достаточном объеме словарный запас и выразительные средства языка.

Правила развития речи

Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.

Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.

Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.

Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.

Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.

Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.

Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала

Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.. Больше всего времени с детьми проводит мама

Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов

Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.

Основные виды речи и их характеристики

Ниже представлены основные виды речи и даны их характеристики.

Первичный вид речи

Психология разделяет речевую деятельность человека на две категории: внутреннюю и внешнюю.

Занятие педагога с ребенком

Внутренняя

Связана с процессом мышления, не оформляется устно либо письменно, не является средством коммуникации. Образна, отрывочна, в ней участвуют лишь слова, передающие суть мысли, поэтому скорость передачи быстрая.

Внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию перед самим озвучиванием мысли, благодаря ей составляются «наброски» высказываний.

Внешняя

Связана с процессом общения: произнесенная, записанная либо прочитанная. Подвидами внешней речи являются устная и письменная.

Письменная

Оформляется с помощью письменных знаков с соблюдением грамматических правил. Требуются четкое построение фраз, продуманное изложение мыслей, связность полученного текста. К письменной речи относится как само письмо, так и чтение.

Разговорная (диалоговая)

Разновидность устной речи, при которой разговор поддерживается двумя людьми, с использованием простых фраз и оборотов языка. Не требует развернутых выражений, легко понимается собеседником.

Монологическая

Относится к устной форме, произносится одним человеком.

Пример: выступление лектора, оратора.

Монолог близок к письменной речи, ввиду отсутствия обратной связи с собеседником. Требуется соответствие тем же правилам, что и при письме: последовательное мыслеизложение, логичность, умение связно доносить информацию. Монолог считается более сложным видом речи, чем диалог, предполагает контакт с аудиторией и требует подготовки.

Схематическое объяснение речевой структуры

Таким образом, отвечая на вопрос «Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?», однозначно можно говорить об устной разговорной форме. Она является генетически первичной: сначала ребенок овладевает диалогом (с младенческого возраста через взаимодействие со взрослыми). И только потом учится выстраивать мысли в монологе и письме. В доказательство тезиса можно привести тот факт, что до сих пор встречаются языки и диалекты, функционирующие только посредством устной коммуникации. Устная речь естественна по природе, письменная является ее производной.

Интересный факт! Большая группа людей, для которых основной формой коммуникации не являются ни устная, ни письменная речи, — глухонемые, не имеющие слух или голос от рождения, либо утратившие их в результате несчастных происшествий. Для них основным видом передачи информации остается кинетика — жесты, знаки. В историческом плане кинетическая речь — первичный вид общения, существующий с древних времен. Но сравнивать коммуникации глухонемых со способом общения первобытных людей, конечно, не стоит. Речи немых свойственна сложность и систематизированность знаков и понятий.

Развитие речевых форм ребенка в ДОУ

Детский сад — это место, где начинается становление личности ребенка. Профессиональная компетентность педагогов играет огромную роль в данном процессе. Развитие связной речи в виде построения диалогов и монологов, закладывание предпосылок письменной — одна из первостепенных задач ДОУ.

Важно понимать! Это не узконаправленная деятельность, а целый комплекс мер, предпринимаемый специалистами, требующий творческих решений. Важен современный подход к работе и обучению как детей, так и самих педагогов

На сегодняшний день разработан и введен Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), по которому выделяются основные области развития детей:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое,
  • Физическое.

Факторы, влияющие на речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО

Этот стандарт подразумевает грамотную работу специалистов, помогающую детям осваиваться в следующих направлениях:

  • Свободное выражение мыслей, чувств для установления контакта с другими ребятами и взрослыми.
  • Пополнение словарного запаса, умение объединять слова в предложения, изменять форму слов, т. е. освоение грамматического строя.
  • Развитие творческого начала, умение составлять короткие рассказы, продумывать сюжеты сказок.
  • Освоение системы ударений, правильного произношения звуков, умение выразительно говорить и читать стихи.
  • Изучение букв, морфологии слова, синтаксических правил, подготовка к обучению грамоте, осваивание азов письма.
  • Приобретение опыта чтения книг.

ФГОС ДО по речевому развитию

Не останавливаемся на достигнутом

После того, как описательная часть будет даваться ребенку легко, стоит предложить ему новую игру «А что видят другие?». Задача упражнения – в тренировке эмпатии и умении перевоплощаться, составляя связный рассказ-фантазию.

  • Начинать упражнение стоит с перечисления всего замеченного и определения его свойств. А после этого предоставить ребенку выбор от лица кого или чего он будет описывать картину. Это может быть как живой, так и не живой объект.
  • Ребенок должен определить, что может видеть выбранный им рассказчик, а что нет. Поймать его эмоциональное состояние и предположить, какие мысли могут приходить данному объекту.
  • Хорошо, если ребенок проявит артистизм и будет вовлечен в повествование не только словами, но и эмоционально, мимически и интонационно. Так, птичка, сидящая на ветке, будет весела и болтлива, а камень, виднеющийся вдалеке на дороге, наоборот проявит спокойствие, грусть или равнодушие.

Выстраивая рассказ, следует предложить определенную структуру повествования:

  • Пусть ребенок назовет своего героя, при необходимости придумает ему имя.
  • Подумает о том, что чувствует объект, сердится или радуется. В дальнейшем спектр эмоций должен увеличиваться вместе с характеристикой характера.
  • Ребенок может сочинить «проблему», которая встала перед героем, а также ее благополучное разрешение.
  • В конце он должен обдумать вымышленную историю и дать ей название, а по возможности и вывести определенную мораль.

Рассказы могут иметь как чисто практический характер, так и становиться объектом фантазий, где все возможно

Важно стимулировать фантазию малыша и расширять его словарный запас подходящими случаю прилагательными

Если ребенку сложно усидеть на месте, подключайте театральную составляющую. Пусть малыш, рассказывая свою историю, демонстрирует определенные эмоции или мысли, движения должны дополнять сказанное им, не прерывая истории.

Для большей вовлечённости в процесс, рассказы могут быть динамическими. В таком случае задавайте наводящие вопросы и спрашивайте, а как отнесутся к этой мысли или поступку героя окружающие его предметы и как это отразится на нем? Такой подход позволяет расширять кругозор, тренирует умение переключаться между персонажами с различными точками зрения.

Первостепенная цель любого задания на развитие связной речи заключается в преодолении страха в начале рассказа. А в этом поможет постоянные тренировки наблюдательности и внимания к деталям. Подобные упражнения хороши как отдельные игры, так и как большие театральные постановки, которые позволяют задействовать всю семью.

Если вы не знаете с чего начать или видите, что ребенок испытывает затруднения, то наши специалисты помогут не только с развитием правильной речи, но и преодолением страхов. А это в свою очередь гарантирует всестороннее развитие, формирование правильной и красивой речи.

Основные направления диагностики развития речи дошкольников

Определение 1

Развитие речи – это процесс овладения навыками и средствами устной и письменной речи.

Развитие речи имеет свою специфику и, по-разному проявляется на разных возрастных этапах развития.

Речь является необходимым условием развития человека, поскольку без нее невозможно полноценное социальное становление личности. Речь развивается в ходе построения ребенком коммуникативных связей т.е. в общении, при чтении литературы, в культурном социальном пространстве.

Речь лежит в основе коммуникации людей. В ходе общения человек использует разнообразные средства общения, приоритетное место среди которых, отводится речи. Она является способом передачи информационных данных.

Развитие речи начинается с самого рождения и проходит в течении всего дошкольного возраста. Любые нарушения речи требуют корректировки, поскольку речь оказывает воздействие на интеллектуальное развитие ребенка, его коммуникативные навыки, социальное становление и общее развитие.

Рисунок 1. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы устранить проблемы в речевом развитии ребенка, необходимо их своевременно обнаружить и разработать программу коррекции. Поэтому, необходимо диагностировать уровень речевого развития ребенка по следующим направлениям:

  1. Развитие фонематического слуха и звукового анализа. Здесь предполагается определение степени развитости восприятия речи на слух, определение позиций звуков в слове, правильности постановки звуков при произношении отдельных слов. Ребенок должен уметь верно произносить звуки, независимо от того, в какой позиции слова они расположены. Диагностика сводится к определению степени нарушений произношения гласных и согласных звуков в открытых и закрытых слогах, в определенной позиции слова, отдельно от слова или в слове.
  2. Формирование лексического строя речи ребенка. Предполагается определение объема активного словаря ребенка, умения строить связные фразы и высказывания, быстро подбирать слова, отождествляющие конкретный объект и его смысловое назначение. Необходимо проверить качественный и количественный состав слова, умение использовать выразительные средства языка и верно применять их в речевых конструкциях.
  3. Формирование грамматического строя речи. Проводится выявление умений правильного построения простых и сложных предложений, использование верных грамматических конструкций, применение различных частей речи в предложении в верном сочетании, правильное склонение и спряжение глаголов, использование прилагательных в согласовании с существительными в роде, числе, правильный падеж существительного в предложении и др. Ребенок должен понимать устройство грамматических структур. Для этого, как правило, проводится анализ его письменной речи. Потому что устная речь, чаще всего, содержит простые конструкции.
  4. Уровень осмысленности речи. Речь ребенка должна носить осознанный характер т.е. он должен понимать, о чем он говорит, что он имеет в виду. Речь должна отвечать уровню интеллектуального развития ребенка. Связная речь проверяется на основе умения строить связный рассказ, пересказывать текст, строить монологи разной длительности и сложности. Диагностика развития связной речи требует тщательного подбора условий, поскольку, связные высказывания зависят от определенных обстоятельств, условий общения, системы взаимоотношений между участниками диалога.

Рисунок 2. Диагностика речевого развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий