Социальная адаптация это приспособление индивида к

Примеры

Примеры биологической адаптации:

  1. Структурная. В качестве примера можно привести морфологические изменения в организмах, средой обитания которых являются сухие жаркие пустыни. Суккуленты имеют короткие толстые стебли и листья, в которых они накапливают воду. У верблюдов есть специфические приспособления на спине в виде горба. Они не только хранят запас жировых веществ, но и предохраняют от горячих солнечных лучей.
  2. Поведенческая. Типичным примером является замедление жизненных процессов животных в определенные периоды, когда наблюдается дефицит корма. В этот период происходит торможение нервной деятельности, падает уровень метаболизма, животные впадают в глубокий сон. Зимняя спячка характерна для медведей, барсуков и енотов. Летняя спячка наблюдается у некоторых видов пустынных животных.
  3. Физиологическая. Физиологическая адаптация связана с химическими процессами в организме. Например, цветок испускает аромат, который служит для привлечения опылителей.

Ярким примером адаптации под воздействием антропогенных факторов является английская перечная моль. Ученые проследили зависимость между наиболее часто встречающимся цветом этой бабочки и промышленным загрязнением. До XIX века наиболее распространенными были популяции с кремовым цветом крыльев. В результате промышленной революции изменились условия окружающей среды. Это привело к тому, что в городской атмосфере стали преобладать мотыльки более темного цвета. Они сливались с деревьями, окрашенными сажей. Мотыльки кремового цвета начали возвращаться после того, как Великобритания приняла законы, ограничивающие загрязнение воздуха.

Перечная моль

Примеры адаптации людей:

  1. Физиологическая. Ее действие можно наблюдать в организмах жителей высокогорных мест. Например, тибетцы прекрасно себя чувствуют на высотах, где уровень кислорода на 40% ниже, чем на уровне моря. Вдыхание такого разреженного воздуха может вызвать у большинства людей плохое самочувствие, но в организме тибетцев произошли изменения, которые позволяют им использовать кислород намного эффективнее. 
  2. Социально-психологическая. Примерами являются перемена человеком места работы и учебы, переезд на новое место жительства. Изменения условий жизни приводят к необходимости адаптироваться в новом окружении, искать оптимальный баланс между индивидуальными и коллективными интересами. Часто проблемы с адаптацией испытывают люди, вернувшиеся из мест лишения свободы и уязвимые категории населения. Для предотвращения дезадаптации создаются специальные социальные службы поддержки.

Что такое социальная адаптация?

В биологии термин «Адаптация» означает приспособление организмов к условиям окружающей среды для существования, а в социальных процессах адаптация интерпретируется как приспособление индивида к социальной среде, поэтому принято выделять два ее типа:

  • Биофизиологическая адаптация – это приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Например, человек создает одежду, строит жилье или проявляет способности к произвольной психической регуляции биологических состояний.
  • Социально-психологическая адаптация – процесс приближения внутреннего мира личности к социальным требованиям среды в интересах реализации соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация взаимодействий личности и группы, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений.

Несмотря на сходство терминов и процессов, не стоит путать социальную адаптацию и социализацию. Хотя в обоих случаях происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований социальной среды, эти понятия различаются своим происхождением и функциями.

Социализация личности – это формирование и становление личности через овладение социальным опытом и наращивание социальных связей. Для выполнения социальных функций человеку необходимы знания, умения и качества, а каким образом он их приобретает? Только преодолевая разного рода противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности, а это как раз и есть социальная адаптация.

Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации. Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, т.е. социализироваться.

Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, т.е. социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации – достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью .

Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека.

Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности.

В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Д. Калайковым были выявлены три формы адаптации:

  • Внешняя – выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью.
  • Внутренняя – полная адаптация личности, т.е. перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств.
  • Смешанная (реадаптация) – личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» .

Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением.

Диагностика

Проблемы с адаптацией у ребенка родители могут заметить уже в раннем возрасте. В норме дети заинтересованы во взаимодействии со взрослыми. Их уровень развития психики еще не позволяет воспринимать себя и других людей как отдельных равноценных личностей. Потребность регулярного взаимодействия продиктована тем, что младенцы не могут выжить без помощи взрослых. Дети в возрасте 5–6 месяцев могут манипулировать родителями с помощью плача.

Если проблема не была диагностирована в раннем возрасте, она проявится еще острее, когда ребенок войдет в детский коллектив. Дети с проблемами адаптации не общаются с окружающими. Они играют сами, не отвечают на попытки вовлечь их в общую игру. Реакция на окружение у детей с дезадаптацией проявляется либо боязнью общества, либо агрессией и негативизмом. Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляются симптомы. В возрасте 10–12 лет ребенок, не способный взаимодействовать с коллективом, может полностью замкнуться в себе.

У взрослых проблемы дезадаптации проявляются теми же симптомами: боязнью людей и общим негативизмом. Чтобы защитить психику от разрушающего осознания действительности, индивид может бессознательно противопоставить себя социуму. При этом он ведет себя так, словно это он сам отказался от вхождения в общество, а не требования коллектива оказались невыполнимыми для него.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Личностный потенциал

Личностный адаптационный потенциал — это способность человека проявлять психологическую устойчивость в изменяющихся условиях.

Чем выше этот потенциал, тем больше вероятность того, что под воздействием внешних факторов человек сможет проявить нормальную работоспособность, высокую производительность и стабильное психическое состояние.

То есть у одного человека эти показатели могут снижаться при незначительных внешних воздействиях, а у другого они могут оставаться на нормальном уровне даже при сильном давлении.

Адаптивный потенциал индивида состоит из следующих характеристик:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • восприимчивость стресса;
  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • наличие поддержки;
  • уровень конфликтности;
  • опыт социального общения.

Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации

Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.

Определение 1

Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.

В ходе социализации:

  • индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
  • происходит формирование, развитие и становление личности;
  • обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
  • происходит адаптация индивида в обществе.

Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация – это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.

Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.

Замечание 1

Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности.
Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.

Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.

Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.

Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.

Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.

Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.

Определение социальной адаптации

Определение 1

Социальная адаптация играет для социологии одну из значимых ролей за счёт её значения для каждого члена общества. Она представляет собой способность индивида приспосабливаться к происходящим изменениям и корректировать свои представления, взгляды, способы взаимодействия и так далее. Наличие такого навыка позволяет человеку даже при изменении среды обитания, условий и окружения оставаться собой, не испытывая стресса при перестройке на новый уклад. Современный мир – это постоянная, динамичная смена обстоятельств и ролей, с чем и связано особое значение такого навыка. Проще говоря, социальная адаптация – это приспособление человека к изменяющимся условиям для гармоничного функционирования в обществе.

Если адаптация проходит успешно, то человек может с лёгкостью найти своё место как в межличностном, так и в профессиональном плане, раскрыть свой потенциал и гармонично сосуществовать. Навыки коммуникации в этом случае также получают развитие, такой человек быстро реализовывается и добивается целей, несмотря на то, что попадает в новую, незнакомую среду. Он имеет возможность выстраивать крепкие связи, умеет находить выгодные предложения и заинтересовывать других людей во взаимодействии. Такой человек очень быстро понимает какова структура системы, как она работает и что нужно для поддержания баланса.

Новые условия могут подразумевать не только смену окружения или ролей, но и смену институциональных основ – там могут работать другие законы, а институты функционируют на основе других принципов. Неведение не избавляет индивида от необходимости соблюдать новые нормы и законы, тем более что для него самого их незнание будет служить препятствием. Усвоение новых стратегий позволяет пересмотреть свои взгляды, сформировать лояльность к системе и понимание её алгоритмов, уйти от дихотомии «свой-чужой». Предполагается, что если человек хочет стать частью какой-либо общности, то он должен быть готов к исполнению новых обязательств.

Примечание

Адаптация – это не единовременный процесс, он является продолжительным и имеет свои особенности, в том числе временные. Даже если человек не осознаёт потребности к солидаризации с обществом и принятыми нормами, он всё равно, будучи его частью, перенимает правила взаимодействия. Это связано с быстрой сменой окружения, условий существования, собственных представлений. Чтобы иметь вес в обществе, адаптацию невозможно игнорировать и пресекать. Но нельзя сказать, что она самостоятельна, ведь человеку всё же придётся узнавать что-то о новом укладе, наблюдать, перестраивать свои представления. В этой связи возникает несколько вопросов: как найти своё место в новых условиях? Как найти смысл жизни в новой реальности?

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Приемы и методы социальной адаптации

Итак, вы приступаете к собственной адаптации или решили создать комфортные условия для новых учеников, работников, членов семьи. Очевидно, что помимо организации психологической поддержки понадобится организовать и другие шаги. Конечно, некоторые из них неподвластны одному конкретному человеку, но вы можете инициировать их запуск. Вот перечень:

  • сбор и анализ информации для прогнозирования изменений и сложностей;
  • обзор социальной статистики для анализа эффективности тех или иных программ, инструментов, применяемых в социальных группах;
  • социально-экономическая помощь для повышения материального состояния и включенности в общество социальных групп, находящихся в кризисном положении;
  • социальная терапия в групповой или индивидуальной работе для нормализации поведения;
  • воспитательные мероприятия на тему ценностей и норм общества, поощряющие позитивную социальную деятельность;
  • приобщение к историческому наследию и культурным традициям;
  • профилактические работы по поддержанию здоровья;
  • формирование и закрепление методов управления или организации деятельности системы;
  • посредничество в разрешении конфликтов.

Часто такую работу выполняют специальные организации (для молодежи, пенсионеров, людей с ОВЗ, беженцев и т.п.) или отделы (например, HR в компаниях или студенческий актив в университетах), организующие воспитательные и обучающие мероприятия. Также они анализируют общее состояние адаптированности, подбирают необходимые инструменты для большей инклюзивности и поддерживают на пути к полной ассимиляции.

Совет № 3. Наблюдайте и анализируйте происходящее

В любом коллективе есть устоявшиеся правила. На первых порах попытайтесь понять, что в новом классе не приемлют, и по максимуму избегайте таких действий. Если вам что-то не нравится, не стоит беспорядочно диктовать всем свои условия. Лучше не пытаться изменить жизненный уклад класса, особенно пока вы в нём новичок. Помните, что людей с огромной звездой гордости во лбу никто не любит. Возможно, лучше в некоторой степени пойти наперекор самому себе, чем своими принципами навлечь на себя беду.

И, наконец, последнее напутствие. Невозможно предугадать, как поведут себя люди из нового коллектива. Они могут проявить инициативу первыми или вовсе не обращать на новичка внимания. Будьте готовы ко всему и никогда не унывайте, а тем более не принимайте броские фразы забияк на личный счёт

В большинстве случаев это просто попытки привлечь внимание. Вспомните, сколько раз вы сами скептически относились к новеньким

Не переживайте, если чувствуете себя не в своей тарелке, это естественно. Стеснение и неловкость уйдут, когда у вас появятся первые товарищи в новом классе, а это обязательно произойдёт в течение двух-трёх недель. Считайте, что этот период – некий испытательный срок, преодоление которого закалит Ваш характер и непременно подарит новые знакомства.

Ссылки по теме:

  • https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html
  • https://sociology_encyclopedy.academic.ru/974/социальная_адаптация
  • https://studbooks.net/511478/sotsiologiya/sotsialnaya_adaptatsiya_mehanizm_sotsializatsii_lichnosti
  • https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/lithg-ucheby/sovety-po-socialnoj-adaptacii-rebenka/

Функции социальной адаптации

Социальная адаптация позволяет мобилизовать членов системы, то есть объединить их в борьбе за общие ценности. Она стимулирует перенимать новые ценности и правила, участвовать в жизни общества, инициировать и принимать важные решения в обществе за счёт желания стать «своим» в новых условиях.

Социальная адаптация – это возможность проявить себя, несмотря на тотальную перестройку многих сфер. По факту, человек заново учит сосуществовать с другими людьми, формулировать свои потребности и взгляды, выражать своё мнение и при этом действовать по новым правилам и алгоритмам.

Основная цель адаптации заключается в возможности личности гармонично вписываться в любые рамки, не теряя при этом свои навыки, интересы, потенции и выстраивая здоровую ролевую стратегию.

Постепенно у человека растут потребности, он начинает чувствовать себя более уверенно, приобретает какие-либо представления о происходящем и формирует собственное мнение на этот счёт. Человек, успешно прошедший адаптацию, перестаёт чувствовать свою чужеродность и не прекращает поиски своего места.

Процесс усвоения новых ценностей и культурных особенностей, пересмотр старых взглядов и мобильность становятся одними из ключевых «вложений» в становлении личности при смене условий. Поэтому исследователи квалифицируют адаптацию как положительное явление, в основе которого лежит развитие личности.

Факторы социальной адаптации

Замечание 2

Факторы социальной адаптации – объективно или субъективно существующая реальность, способствующая или препятствующая адаптации. Факторы адаптации – это условия, определяющие сроки, течение, темпы, результаты адаптации, воздействующие на значение показателей социальной адаптации.

К основным факторам социальной адаптации относятся:

  • ведущие – менталитет, отражающий ценностное, рациональное, подсознательное и чувственное отношение личности к элементам социальной реальности;
  • личные – социальные и психологические особенности индивида;
  • объективные – различные экономические показатели (прожиточный минимум, уровень жизни и т.д.);
  • субъективные – уровень самооценки индивида;
  • региональные – экономический и демографический потенциалы, уровень образования населения, степень урбанизированности, социальная структура населения территории;
  • институциональные – социально-обеспечивающие, организационно-экономические, организационно-политические;
  • глобальные – политическое и социально-экономическое устройство общества.

Основные факторы, оказывающие влияние на социализацию и успешность адаптационных процессов: группы средств, адаптационные ресурсы, обеспечивающие адаптацию к новым условиям; барьер, препятствующие адаптации.

Адаптивные барьеры включают внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, препятствующие и тормозящие процесс адаптации к различным адаптивным ситуациям. Адаптивные барьеры: эмоционально-психологический, возрастной, мировоззренческий, тезаурусный, знаковый, контрасуггестивный, национально-культурный, ситуативный, режимный, временной.

Преодоление адаптивный барьеров подразумевает использование различных средств. В процессе адаптации на индивида обычно воздействует несколько адаптивных барьеров.

Адаптация индивида к социальной среде будет принципиально невозможной, если он осознанно будет отказываться от попыток приспособления

Важно применять стратегии, основанные на щадящем, косвенном, опосредованном влиянии структур гражданского общества

Виды и типы адаптации

В биологии выделяют три основных вида адаптации:

  1. Структурная — это изменения в структуре живого организма, направленные на лучшее приспособление к существующим условиям. Структурные модификации влияют на биологический вид на различных уровнях. Морфологические изменения обычно легко идентифицируются. 
  2. Поведенческая — это изменения в поведении организма для лучшего выживания в окружающей среде. Их сложнее идентифицировать, чем структурные модификации. Часто для этого требуются тщательные полевые и лабораторные исследования.
  3. Физиологическая — это изменения в способах реагирования организма на раздражители из окружающей среды. Эти трансформации основаны на изменениях в обмене веществ и химическом составе, поэтому их нельзя увидеть невооруженным глазом. Для их отслеживания необходимы лабораторные исследования.

В виде специфического способа приспособления также выделяется коадаптация.

Коадаптация — это взаимное функциональное приспособление разных органов одной особи, а также разных форм живых организмов, обитающих совместно.

Пример 1

Примером коадаптации могут послужить взаимоотношения между колибри и некоторыми видами цветов. Удлинение клюва колибри помогает собирать нектар с определенных растений. При этом колибри посыпается пыльцевыми зернами и при движении помогает распространять пыльцу.

Колибри

Существует три типа адаптации человека:

  1. Физиологическая — подразумевает способность организма человека поддерживать необходимые для нормальной жизнедеятельности параметры при изменении внешних условий.
  2. Психологическая — обеспечивает нормальную работу психических структур человека при воздействии разнообразных внешних факторов, в том числе неблагоприятных.
  3. Социальная — выражается в приспособлении индивида к социальной среде.

С социальной адаптацией тесно связано понятие «социализация».

Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных достижений, в результате которого происходит интеграция личности в структуру общества.

В социально-психологической адаптации личности выделяют несколько основных компонентов:

  • когнитивный — способность получать знания и познавать мир;
  • профессионально-деятельностный — встраивание в систему трудовых отношений;
  • поведенческий — способность корректировать свое поведение для налаживания оптимального взаимодействия с окружающими;
  • эмоциональный — приспособление эмоционально-чувственной сферы человека к внешним раздражителям;
  • мотивационно-ценностный — способность согласовывать свои личные цели, интересы и ценности с коллективными.

Примечание 2

Оптимальной считается такая социально-психологическая адаптация, при которой соблюдается баланс между личностными и общественными мотивационно-ценностными установками.

При нарушении взаимодействия индивида с окружающей средой происходит дезадаптация.

Дезадаптация — это частичная или полная потеря человеком способности приспосабливаться к социальным условиям.

Пример 2

Например, при переходе из детского сада в школу иногда возникает дезадаптация, которую называют «синдром первоклассника». Он преодолевается с помощью совместных педагогических усилий учителя, психолога и родителей.

Негативными формами социальной адаптации являются:

  1. Девиантная — реализуется за счет нарушения поведенческих норм и ценностей.
  2. Патологическая — подразумевает приспособление с помощью патологических форм поведения, вызванных нарушениями деятельности психики.

Пример 3

Например, хулиганство является девиацией, пограничное расстройство личности — патологией.

Виды социальной адаптации

Определение 2

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям

По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

  1. Управленческая адаптация, или как ее еще называют «организационная» – она подразумевает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.

  2. Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.

  3. Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Классификация

В процессе социализации человек использует один из двух видов адаптации: прогрессивную или регрессивную. В первом случае личность успешно занимает место в коллективе, во втором — адаптация становится формальной, неполной.

Если встраивание в общество идет по регрессивному пути, личность не принимает социальные нормы и требования общества. Индивид может выполнять их, но делает это вынужденно. Противоречие, неизбежно возникающее в такой ситуации, вызывает сильное напряжение. Если индивид не имеет возможности изменять требования общества, напряжение провоцирует развитие психологических расстройств. Это приводит к невозможности реализовать свой потенциал.

Полноценной социализации личность может достичь только при прогрессивном варианте адаптации. Человек принимает нормы группы, соглашается с ними и реализует себя в обучении, труде, творчестве и других сферах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий