Психологические особенности пожилого возраста
Психологические и физиологические изменения в пожилом возрасте
Психологические и физиологические изменения тесно взаимосвязаны. Некоторые психологические характеристики пожилых людей (например, негативное восприятие действительности), могут являться следствием физиологических изменений в организме
Специалисты различают физиологическое (нормальное) старение и преждевременное (связанное с заболеваниями).
ВАЖНО: При физиологическом старении человек до глубокой старости остается практически здоровым, он способен к самообслуживанию, сохраняет активность и интерес к окружающему миру. Преждевременное старение начинается раньше (на 5, а иногда 10 лет) и является следствием перенесенных заболеваний, воздействия отрицательных факторов окружающей среды
Преждевременное старение начинается раньше (на 5, а иногда 10 лет) и является следствием перенесенных заболеваний, воздействия отрицательных факторов окружающей среды.
При этом, надо иметь ввиду, что даже при нормальном (физиологическом) старении, происходят возрастные изменения.
Это влияет на восприятие человеком окружающего мира, его самооценку, психоэмоциональное состояние и поведение.
При патологических формах старения, сопряженных с заболеваниями, зависимостью и утратой самостоятельности, изменения, как правило, выражены сильнее.
Старение проявляется в психологических и физиологических изменениях:
- может снижаться физическая и умственная работоспособность,
- труднее вырабатываются новые условные рефлексы, угасают старые,
- замедляются и становятся менее точными движения, изменяется походка.
- пожилые вынуждены больше времени тратить на подготовку и больше контролировать собственные действия.
Когда может понадобиться помощь специалистов (психотерапевтов, психологов и др.)?
Когда длительно отмечается состояние стрессового напряжения, которое сказывается на здоровье.
Негативные переживания, требующие помощи могут выражаться:
- в остром переживании собственной ненужности, опустошенности,
- гневных и раздражительных реакциях на мир («необоснованная агрессия», направленная как на других, так и на себя).
Решающее значение для адаптации к жизни в пожилом возрасте имеет тип личности, ее характерологические особенности.
Положительным вариантом адаптации считают принятие самим пожилым человеком изменившейся жизненной ситуации, достаточное общение и повседневную активность, сохранение интереса к жизни, расширение и изменение окружения и привычной жизненной сферы.
ВАЖНО: отмечая в своем теле возрастные изменения, понимать естественность этих процессов, и несмотря на возникающие ощущения физического нездоровья, уметь найти новые сферы для самореализации, где можно получить новый опыт и сохранить чувство нужности обществу
Социальные особенности
Основополагающей задачей социальных институций ныне считается социальное приспособление лиц, пребывающих на зрелом возрастном этапе.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена сутью старости, заключающейся в переходе к исконно новому социальному положению, ведущему к трансформациям в межличностном общении и групповом взаимодействии.
Парадокс старческого периода состоит в проведении медицинских, реабилитационных, профилактических и ряде иных мер, целенаправленных на увеличение длительности жизни стариков на фоне наличия достаточно сложных социальных условий, в которых пенсионерам приходится доживать отведенные Всевышним дни.
Социальные особенности пожилых людей часто одновременно могут становиться и актуальными проблемами, с которыми приходится порой сталкиваться пожилым лицам.
Ключевым вопросом для особ преклонного возраста является их здоровье, главным фактором которого выступает существенное снижение качества бытия и жизнедеятельности.
Лица, попадающие в категорию пенсионеров, по преимуществу, серьёзно обеспокоены инфляцией, состоянием своего материального положения, стоимостью фармакопейных средств, лечения, продуктов питания. Значительная стоимость хорошего качества продуктов существенно ухудшает рацион пожилых лиц. Многие граждане, относящиеся к описываемой категории лиц, зачастую живут «впроголодь». Минимальное пенсионное обеспечение приводит к невозможности приобретать одежду, качественную удобную обувь. А социально-культурная, развлекательная сферы, путешествия для них и вовсе недоступными оказываются. Приведённые факторы существенно ухудшают психоэмоциональный настрой пожилых лиц.
Ещё одной часто встречаемой социальной особенностью пожилых людей, с которой сталкиваются пенсионеры, является одиночество. Это злободневная проблема стариков. Психологическое состояние обусловлено резкой минимизацией социальных контактов. Узость социального взаимодействия порождает эмоциональную подавленность, отчуждённость.
Особенности людей пожилого возраста могут проявляться и в приверженности одиночеству. Есть отдельные лица престарелого возраста, видящие особенную ценность собственного возраста. Вследствие чего они осознанно минимизируют социальное взаимодействие и отстраняются от коммуникаций с окружением.
Сложнее данный этап переживают индивиды, занимающиеся ранее ответственной деятельностью либо имевшие большие заслуги, а сегодня ставшие невостребованными. Финал профессиональной карьеры отрицательно сказывается на самочувствии. Психическое состояние и жизненный тонус также изменяются по причине отсутствия деятельности. Такие перемены совершенно естественны, ибо труд считается базисом хорошего самочувствия, смягчающим прохождение социальной возрастной адаптации.
Физиологические особенности лиц пожилого возраста
В возрасте 55-60 лет и старше у людей отмечаются изменения во внешнем виде и самочувствии, которые с годами становятся все более выраженными.
Уменьшается подкожно-жировая прослойка, лицо покрывается морщинами, кожа становится дряблой, теряет эластичность, из-за чего на ней часто образуются воспаления и язвочки, которые долго и тяжело заживают.
Волосы седеют, выпадают, образуя проплешины. Некоторые мужчины могут полностью облысеть к пенсионному возрасту, а женщины – пострадать от очаговой алопеции. Интенсивность и момент наступления этого явления зависит от гормонального фона, наследственности, экологии. Наличие этих физиологических особенностей у лиц пожилого возраста отмечается после 60 лет. Избежать их не удается по причине дегенеративных изменений в волосяных луковицах.
Общее количество костной ткани у людей преклонного возраста на 15 % меньше, чем у молодых. Также с возрастом истончаются суставные хрящи, что приводит к появлению болей в спине, шее, коленях. В медицинской карте появляются диагнозы «коксартроз», «остеохондроз» и им подобные. Человек может быть одет современно, но возраст выдают старческая походка (шаркающая, семенящая) и скованность в движениях, характерные для его возрастной категории.
Уменьшается объем мышечной ткани. Те, кто в молодости вел активный образ жизни с физическими нагрузками, понимают вдруг, что уже не в состоянии справляться со всем этим, как в юные и зрелые годы. Усталость наступает слишком быстро, и старые люди даже привычные дела выполняют с передышками на отдых.
Легкие тоже стареют, теряют эластичность; диафрагма становится менее подвижной. Вдох уже не так эффективен, как в молодости, развивается одышка, скапливается мокрота, эвакуация которой затруднена по вышеуказанным причинам. Это тянет за собой другие проблемы – частые застойные пневмонии из-за ухудшения дренажной функции органа и плохой вентиляции.
Из-за недостаточного поступления кислорода в кровь органы и ткани у престарелых функционируют в ограниченном режиме, ухудшается качество жизни, наступает слабость и усталость. Слабеет сердечная мышца, ее сократительная функция падает – это тоже специфика возраста, от которой, как утверждают геронтологи, никуда не деться.
Рекомендации
Возрастных изменений организма избежать невозможно. Чтобы пожилые люди не думали о прошлом, не переживали о своем возрасте, нужно их поддерживать. Форм работы с престарелыми множество. Эффективен метод взаимодействия стариков и молодых. Например, обучение их компьютерным играм. Так пожилые «отвлекутся» от старости, наладят отношения с молодым поколением, не будут их во всем винить. Для эмоциональной поддержки стариков, повышения содержательности времяпровождения, улучшения самочувствия и успокоения необходимо создать клубы по интересам, которые будут посещать люди всех возрастов.
Также можно периодически устраивать литературные вечера, встречи, совместные прогулки по парку и т.д. Так установятся дружеские связи, и пенсионеры будут знать, кого можно попросить о помощи.
Таким образом, старость – заключительный этап жизни индивида. Психология пожилого человека – консервативное отношение к действительности. Старикам сложнее адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, поэтому они становятся ворчливыми, недовольными. Но с другой стороны, есть пожилые люди, которые воспринимают старость с пониманием.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ поддерживает правительства в достижении цели укрепления психического здоровья и содействия ему среди пожилых людей с интеграцией эффективной стратегии в политику и планы. В 2016 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла «Глобальную стратегию и план действий по проблеме старения и здоровья». Одна из целей этой глобальной стратегии заключается в том, чтобы привести системы здравоохранения в соответствие с потребностями пожилых людей в области психического, а также физического здоровья. Она, в частности, предусматривает следующие меры: ориентация систем здравоохранения на внутренние способности и функциональные возможности; организация и обеспечение приемлемого в ценовом отношении доступа к качественной и комплексной клинической помощи, ориентированной на пожилых; и обеспечение стабильного состава должным образом подготовленных, трудоустроенных и управляемых кадров здравоохранения. Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. представляет собой обязательство всех государств–членов ВОЗ принять конкретные меры по укреплению психического благополучия, предупреждению психических расстройств, обеспечению медицинской помощи, ускорению выздоровления, укреплению прав человека и снижению смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами, в том числе среди пожилых людей. В нем ставится четыре ключевых задачи:
- укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
- обеспечивать на первичном уровне комплексную, интегрированную и чутко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
- осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья;
- укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.
Депрессия, психозы, суицид, эпилепсия, деменция и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, включены в Программу действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области охраны психического здоровья (mhGAP), которая направлена на совершенствование помощи при психических, неврологических расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, за счет предоставления рекомендаций и инструментов для организации медико-санитарного обслуживания в районах с недостаточными ресурсами. Пакет mhGAP включает меры по профилактике и лечению каждого из этих приоритетных состояний в неспециализированных учреждениях здравоохранения, в том числе предназначенных для пожилых людей.
ВОЗ признает деменцию в качестве проблемы общественного здравоохранения и опубликовала доклад «Деменция: приоритет общественного здравоохранения», в котором призывает к действиям на международном и национальном уровнях. В марте 2015 года ВОЗ организовала первую Конференцию на уровне министров по глобальным действиям против деменции, которая способствовала повышению осведомленности в отношении обусловленных деменцией проблем для общественного здравоохранения и экономики, содействовала лучшему пониманию ролей и обязанностей государств-членов и заинтересованных сторон и привела к принятию «Призыва к действиям», поддержанного участниками конференции.В мае 2017 г. Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила «Глобальный план действий сектора общественного здравоохранения по реагированию на деменцию на период 2017–2025 годов». В Плане содержится всеобъемлющая программа действий для лиц, формулирующих политику, международных, региональных и национальных партнеров и ВОЗ в таких областях, как повышение осведомленности о деменции и разработка инициатив по созданию благоприятных условий для людей с деменцией; сокращение риска деменции; диагностика, лечение и уход; исследования и инновации; и поддержка лиц, осуществляющих уход за людьми с деменцией. Цель плана заключается в том, чтобы улучшить жизнь людей с деменцией, лиц, осуществляющих за ними уход, и их семей, сократив при этом последствия деменции для отдельных лиц, сообществ и стран. В рамках усилий по практической реализации Плана была создана Глобальная обсерватория по деменции — международная платформа эпиднадзора, предназначенная для лиц, формулирующих политику, и исследователей и призванная упростить мониторинг и обмен информацией, касающейся политики в отношении деменции, предоставления услуг, эпидемиологической обстановки и научных исследований.
Как определить начало старения?
Чтобы определить начало старения, нужно обратить внимание не только на его физическое состояние, но и на изменения психики, взаимодействие с социумом, изменения в питании
Физиология
Врачи выделяют несколько физиологических признаков, по которым можно определить начало старения:
- Волосы редеют, их цвет тускнеет. Чаще эти процессы связаны с гормональными сбоями, происходящими в организме.
- Гусиная шея. На верхних слоя кожи в области шеи появляются многочисленные пупырышки.
Ослабление мышц всего организма. - Вены на руках начинают выделяться сильнее, кожа становится суше.
- После длительных прогулок по улице появляется боль в суставах, сохраняющаяся несколько дней.
- Кожа на коленях, локтях пересыхает, появляются трещины.
- Множество глубоких морщин на лице.
- Зубная эмаль стирается, из-за чего улыбка перестает быть привлекательной. Быстро слабеют, разрушаются зубы.
Психика
Помимо физиологических признаков, выделяется множество психологических особенностей старения:
- Восприятие реальности гипертрофированное. Большинство индивидов проживает старость с малым количеством значимых событий. Из-за этого любой запоминающийся момент вызывает многочисленные эмоции, становится темой для обсуждения, но даже длительные размышления не всегда позволяют сделать правильный вывод о случившемся. Часто возникают необоснованные страхи, эмоции.
- Освоение новой социальной группы. Люди, которые недавно вышли на пенсию, сначала продолжают поддерживать связи со старыми коллегами. Постепенно эти связи ослабевают, происходит переосмысление ценностей. Индивид уделяет больше внимания себе, близким.
- Время ощущается иначе, чем в другие этапы жизни. При этом постоянно возникают воспоминания из прошлого, которые начинают тесно переплетаться с настоящим. Пожилые люди хотят вернуться в молодость, чтобы остаться там навсегда. Психологи утверждают, что приятные воспоминания из прошлого придают бодрости, силы для продолжения жизни.
- Активно развиваются естественные функции защиты психики. С их помощью индивид поддерживает общее душевное равновесие, но защитные барьеры мешают субъекту получать новую информацию, принимать изменения окружающего мира.
Социум
В процессе старения участие в общественной жизни пенсионера постепенно снижается. Это связано с тем, что главные жизненные цели уже выполнены и личность перестает ощущать ответственность, хочет отдохнуть. На первых этапах старости люди поддерживают общение с окружающими, но постепенно связи теряются, общение отходит на второй план.
Питание
На каждом этапе старения нужно менять режим питания. Необходимо учитывать определенные особенности:
Допустимое количество белка на 1 кг веса — 1 грамм
Важно не допускать избытка белков в организме. Они перегружают печень, почки, могут стать причиной развития атеросклероза.
В сутки индивид должен употреблять от 240 до 340 грамм углеводов. При этом количество простых сахаров не должно превышать 15%.
Количество жиров, которое должно поступать в организм пожилого человека —57–77 грамм.
При этом количество простых сахаров не должно превышать 15%.
Количество жиров, которое должно поступать в организм пожилого человека —57–77 грамм.
Нельзя забывать про прием витаминов, полезных минералов, микроэлементов.
Как влияет старение на психологию человека?
В пожилом возрасте очень тесно повязаны между собой физиологические и психологические изменения. Психика человека преклонных лет во многом зависит от физиологических изменений в его организме.
Старение человека специалисты подразделяют на два вида:
- физиологическое. В этом случае до глубокой старости человек остается здоровым, сохраняет активность, способен самостоятельно обслуживать себя и проявляет интерес к окружающей реальности;
- преждевременное. Начинается такой тип старения гораздо раньше. Обычно это вызвано перенесенными заболеваниями или другими агрессивными факторами.
Независимо от типа старения человека, в любом случае в его организме происходят возрастные изменения, влияющие на его самооценку, восприятие окружающей действительности, психоэмоциональное поведение и состояние. Причем намного сильнее изменения выражены при патологической форме старения.
К основным психологическим изменениям пожилых людей следует отнести следующие:
- с возрастом у человека ослабляются контролирующие и тормозные функции головного мозга. Одни становятся агрессивными и злыми, другие же проявляют слезливость и впадают в грусть;
- люди с невротическими особенностями характера испытывают разочарование от сложившейся ситуации. Им трудно смириться с тем, что их умственная и физическая работоспособность заметно понижена;
- многим старикам свойственно гипертрофированное восприятие реальности. Их мысли остаются в прошлом времени и не всегда сочетаются с окружающим миром. Это вызывает у стариков тревожность и страхи, оснований для которых совершенно не существует;
- старые условные рефлексы с возрастом угасают, а новые вырабатываются намного медленнее и труднее;
- изменяется походка человека, замедляются его движения и становятся все менее точными;
- все больше времени затрачивают пожилые люди на контролирование выполненных ими же действий.
Многие люди для ухода за своими пожилыми родственниками прибегают к помощи сиделки. Но нередко возникает ситуация, когда старики не принимают в своем доме постороннего человека. В преклонном возрасте действительно очень сложно смириться с теми вещами, на которые еще пару лет назад они не обращали внимания. Если без помощи сиделки никак не обойтись, то следует поначалу приглашать ее только на несколько часов и только тогда, когда в доме есть кто-либо из родственников старика. Со временем сиделка найдет подход к своему подопечному и станет для него надежным помощником.
Как ухаживать за престарелыми людьми?
Чтобы пожилой человек не ощущал себя ущемленным, одиноким, при уходе за ним нужно соблюдать ряд правил. Особенности общения со старыми людьми:
- Не проявлять резкой критики, избегать всяческих споров.
- Выслушивать пожилого человека до конца, если он что-то увлеченно рассказывает. При этом можно аккуратно интересоваться отдельными деталями, но стараться не перебивать.
- Не запрещать старику общаться со знакомыми, а даже способствовать этому.
- Нельзя заставлять старых людей делать что-то против воли. В этом случае нужно воспользоваться методами убеждения или помощью родственников.
- Тревоги, переживания должны проговариваться вслух.
Правила сна для пожилых людей:
- В помещении нужно устроить полную тишину.
- Постель должна быть умеренно мягкой и удобной.
- Подобрать теплое, но легкое одеяло.
- Дневного сна следует по возможности избегать, заменять его любыми увлекательными занятиями.
- Ужин должен проходить за 3 часа до сна. Из рациона следует исключить крепкий чай, кофе.
- Перед сном желательно гулять по улице.
- Перед отходом ко сну проветривать помещения.
Правила питания:
- Ограничить употребление жирного мяса, сливок, сливочного масла, рыбной икры, колбасы.
- Употреблять минимальное количество соли, сахара.
- В рацион должны входить продукты с полиненасыщенными жирными кислотами.
- Рекомендуется есть больше продуктов, содержащих с магний и калий.
- Употреблять больше овощей, фруктов, чтобы в организм поступало клетчатка.
- Питаться дробно, небольшими порциями 5 раз за день.
Дополнительно к этому обратиться к врачу, чтобы он назначил витаминные комплексы, полезные микроэлементы.
Методы исследования
Для реализации исследования были сформированы две выборки. В первую выборку вошли пожилые люди, постоянно проживающие в городе Екатеринбурге; во вторую — пожилые люди, постоянно проживающие в сельской местности Свердловской области. Возрастные границы исследуемых групп составили 65–80 лет (средний возраст — 67,47 лет), что соответствует периодам пожилого и старческого возраста в возрастной периодизации Всемирной организации здравоохранения. Общая численность групп сравнения: пожилые люди городской среды — 94 человека, пожилые люди сельской среды — 60 человек. Распределение респондентов по полу в сравниваемых выборках соответствовало соотношению мужчин и женщин в городской и сельской местности Свердловской области, по сведениям Росстата о численности и составе населения Свердловской области по состоянию на 1 января 2018 года: пожилые люди городской среды — 29 мужчин и 65 женщин (31% и 69%), пожилые люди сельской среды — 20 мужчин и 40 женщин (34% и 66%).
Для сбора данных был использован диагностический комплекс, включающий следующие методики:
- «Шкала удовлетворенности жизнью» (Satisfaction With Life Scale), предложенная E. Diener, R. A. Emmons, R. J. Larsen и S. Griffin в 1985 г., адаптирована и валидизирована Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Осиным в 2003 г. на русском языке;
- «Шкала субъективного благополучия» в адаптации М.В. Соколовой, представляющая собой вариант методики Échelle pour l’évaluation subjective du Bien-être, разработанной в 1988 г. A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche;
- «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» Т.П. Скрипкиной;
- опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности» О.Ю. Зотовой ;
- анкета, разработанная для выявления степени доверия группам и институтам;
- оценки личностью степени безопасности места жительства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы математической обработки данных в электронном пакете SPSS 20.0: описательная статистика, множественный регрессионный анализ ANOVA, непараметрический U-критерий Манна — Уитни.
Психологические особенности школьного возраста
Психологические реакции детей школьного возраста намного шире, чем у дошколят. Психофиозиологические показатели развития для седьмого года жизни ребенка включают в себя, в числе прочего, способность детей осознавать свое положение среди ровесников и взрослых, интерес к окружающим людям, различным играм, новым знаниям. Собственно, во многом именно на этом основании определяется психологическая готовность ребенка к школе.
Разумеется, 11 школьных лет – это большой срок, за который ребенок из несмышленого «первоклашки» превращается в готового выбрать свой жизненный путь человека. Поэтому рассмотрим отдельно психологические особенности младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста.
В младших классах ребенок учится осознанности и ответственности за порученное ему дело, в первую очередь, за учебу. При правильном воспитании ребенок сам помнит, что ему нужно сделать домашние задания. А если вовремя начать прививать детям навыки тайм-менеджмента, в младших классах они уже в состоянии сами решить, какие домашние задания делать в первую очередь, чтобы в целом справиться с уроками быстрее и лучше. Кому-то целесообразно начать с самого сложного, например, с математики, а более легкие задания оставить напоследок. Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики.
Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации. Более подробно «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии .
В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно».
Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье .
И, наконец, старший школьный возраст. Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее. Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз.
Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» .