Проблемы современных подростков и пути их решения

Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте

В подростковом возрасте причины зарождения психологических проблем могут быть вызваны:

  1. Отношениями в семье: это насилие, со стороны родителей избыточная критика, навязывание подростку принципов жизни, неблагоприятная ситуация дома (раздоры между родителями, давящая атмосфера).
  2. Воспитанием в неполной семье: нехватка отдельных аспектов в воспитании, а также нестабильность на эмоциональном уровне (стрессовые ситуации родителя) и вынужденное преждевременное взросление (скажем, чтобы поддерживать маму, которая осталась одна).
  3. Критикой со стороны окружающих или недостаточным признанием: в подростковом возрасте идет процесс самоопределения. Человек начинает понимать, кем он является в мире, в городе, в своем окружении; начинает понимать, на что он способен, узнает о качествах своей личности. Здесь появляется осознание желания, свойственного любому из нас, ‒ ощущать собственную нужность, знать, что ты не зря живешь. И если какие-то особенности подростка не принимаются его окружением, появляется диссонанс и, как результат, кризис.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность – это всегда защищённость

Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких

Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить

Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Формирование самооценки – длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в апреле — мае 2021 г. с помощью стандартизированной методики «Психологические проблемы подростков» (Л.А. Регуш и др.) .

Дизайн исследования был направлен на решение поставленных задач и включал в себя следующие этапы:

  1. сравнительный анализ проблемной озабоченности подростков по результатам опроса 2012 г. и 2021 г. по базовым вопросам методики «Психологические проблемы подростков»;
  2. опрос подростков в фокус-группах о беспокоящих их психологических проблемах в связи с погруженностью в интернет-среду (март 2021 г.);
  3. контент-анализ и частотный анализ полученной информации и обогащение опросника «Психологические проблемы подростков» новыми утверждениями, полученными в ходе опроса;
  4. проведение опроса учащихся 12–17 лет с помощью электронной (гугл-формы) и бумажной формы бланка исследования «Психологические проблемы подростков в реальном и виртуальном жизненном пространстве»;
  5. первичная статистическая обработка полученных результатов опроса (методы первичной статистики), дисперсионный и факторный анализ данных для уточнения структуры опросника «Психологические проблемы подростков в реальном и виртуальном жизненном пространстве».

В качестве респондентов выступили 337 учащихся 6–11 классов общеобразовательных школ и колледжей г. Санкт-Петербурга. Из них 169 человек проходили опрос с использованием гугл-форм (онлайн), 168 человек — в бумажном варианте (офлайн). После удаления некорректно заполненных бланков и исключения из базы ответов четырех 11-летних и двух 19-летних респондентов, всего к анализу было допущено 319 заполненных бланков опроса. По полу выборку составили 56% девочек (178 человек) и 44% мальчиков (141 человек). Возрастной состав распределился следующим образом: подростки 12–13 лет — 12% (38 человек); 14–15 лет — 24% (77 человек); 16 лет — 37% (118 человек); 17–18 лет — 27% (86 человек).

Проблема 3. Замкнутость

Начиная взрослеть, вчерашний ребёнок часто становится скрытным. У него появляются новые потребности, о которых он предпочитает умалчивать. Его всё больше интересует виртуальное общение и всё меньше – реальное, с родителями и даже одноклассниками.

Он находит себе новых невидимых “сетевых” друзей, с которыми можно не стесняться, обсуждая самые сокровенные вопросы. Ведь во время беседы ему не приходится смотреть кому-то в глаза.

Причина: потребность в анонимном общении чаще всего рождается из страха быть подвергнутым критике, унижению и осмеянию.

Что делать: несмотря на желание чада всё время проводить в одиночестве, родителям нельзя предоставлять ему такую возможность. Необходимо аккуратно предлагать ему варианты для совместного времяпрепровождения – велосипедные прогулки, походы в кино или совместные занятия спортом.

Проблема 8. Изменения во внешности

Когда у мальчиков ломается голос, удлиняются конечности, а у девочек постепенно и не вполне равномерно округляются формы, да еще всё это сопровождается угревыми высыпаниями, мало кому удаётся избежать чувства собственной неполноценности.

Всё многократно усугубляется тем, что среди ровесников кто-то взрослеет раньше, а кто-то позже. Сравнение внешности не в свою пользу рождает огромное количество комплексов.

Причина: индивидуальность физиологии, особенности организма.

Что делать: аргументы родителей, которые считают своих отпрысков самыми красивыми, здесь не работают. Конечно, взрослые могут показать свои фотографии и рассказать о том, как им удалось справиться похожими переживаниями, повзрослеть и даже забыть о проблемах тех лет.

К периоду полового созревания лучше всего адаптироваться совместно – ребёнку, который испытывает серьёзные психические, эмоциональные и телесные встряски, необходимы поддержка и глубокое понимание ситуации со стороны родителей. Взрослым не нужно бояться этого времени.

Возможно, психолог для подростка будет более грамотным наставником в какой-то момент. И это вовсе не означает, что родители не справились. Это как раз говорит о том, что родители всё делают правильно и очень стараются поддержать своего бунтаря-тинейджера.

Проблема № 3 – карманные деньги подростка.

Дальше хочу рассказать ещё об одной проблеме, которая, кстати, является отличным примером поиска совместного решения вопроса. Подросток просит больше, чем ему дают. Мама и дочка спорят из-за денег. Дочка хочет купить себе какую-то вещь, но ей не хватает средств. Она считает, что ей должны давать больше карманных. Мама думает, что эта вещь не слишком нужная и нельзя давать дочери слишком много, так как этим она её балует.

Вот несколько выходов из этой проблемы:

  1. Отличный вариант – обучение подростка обращению с деньгами. В начале ребёнку выдаётся небольшая сумма на карманные расходы. Затем, по мере взросления дочки, или, когда подросток учится лучше обращаться с финансами, в эта сумма возрастает и в неё мама начинает включать украшения, аксессуары, канцелярские принадлежности, подарки для родственников и друзей.
  2. Альтернативный вариант решения вопросов с финансами: вместо карманных денег подросток находит подработку, которая снабжает её карманными деньгами на мелкие расходы. Это может быть несложная работа, но ребёнок будет иметь свои собственные деньги.

Проблема №4 «А вот я в твоём возрасте…»

Есть пункт, который можно было бы причислить ко второму, но мне хочется поговорить про него отдельно. Признайтесь, дети, подростки, взрослые, сколько раз в своей жизни вы слышали: “А вот я в твоём возрасте…”. Дальше за этой фразой обычно следует повествование о нелёгком детстве и подростковом возрасте родителя и вывод: твои родители вон как пахали, а ты всё ленишься! Ну признайтесь, почти все это слышали, и не один раз. Так вот, дорогие родители подростков, теперь к вам. Не говорите так, пожалуйста. Вы сравниваете нас с вами, но абсолютно забываете, сколько между нами лет! Вы жили в других условиях, в другом времени. У вас своё время, своя жизнь, а у нас своя. Мы не видели вашего прошлого, мы не жили в нём и просто не знаем, как можно жить по-другому. А вы не подростки сейчас и не живёте в нашем современном мире! У нас тоже не всё так просто!

Проблема №5: реализация родителя через своего ребёнка.

По сути, это очень связано с «А вот я в твоём возрасте». Такое случается, когда маме или папе чего-то очень хотелось, когда он был подростком, но не было возможности это осуществить. И вот теперь, когда у них уже есть свои дети, они пытаются дать то, чего не успели попробовать сами, при этом начисто забывая, возможно, это вовсе не интересно! А когда начинается протест, в ответ мы слышим – что? Правильно: “Ты ещё и возмущаешься? Да ты радоваться должен! Я в твои годы очень хотела играть на пианино, но не могла решить этой проблемы. А ты можешь!”. Это ужасно слышать в подростковом возрасте! И это абсолютно неправильно. Вы хотели играть на скрипке? А вот ваш сын хочет ходить на футбол. Вы хотели учить немецкий? А ваша дочь хочет учить французский. Современная реальность другая, а ваш ребёнок – другая личность

И это важно понимать

Мы не копия своих родителей, мы совсем другие люди.

Мы, подростки, можем не хотеть заниматься вашим любимым делом и это абсолютно нормально. А лишние занятия не добавят радости, а только займут время. Сюда же можно отнести и другие увлечения, другие вкусы, другой стиль одежды и поведения. Современный мир другой. И это абсолютно нормально!

Вместо заключения.

Здесь я рассказала о проблемах современных подростков. О том, что нас задевает, обижает. Я поделилась своим мнением, как вы можете нам помочь. Знаете, есть ещё много подростковых трудностей – уроки, не хватает времени, ты всегда кому-то что-то должен, но это всё мелочи, если вы понимаете нас!

Родители, любите своих детей! Это главное решение проблемы. Старайтесь понять подростка. Не ругаться, а договориться, не просто запрещать, а объяснять, почему вы против. Не думайте, что нам, подросткам, не нужна забота – мы нуждаемся в родительской любви и ласке, как никто. Мы же всё таки дети. Если вы хотите сделать нас счастливыми, любите нас такими, какие мы есть! Мы другие. Мы люди. Мы хотим быть сами собой. Но для нас важна ваша поддержка, даже если кажется, что подростку всё равно. Это не так! Мы вас тоже очень любим! Ведь дети и родители – это семья, родные и близкие люди.

7. Наркотики и алкоголь

33,2% старшеклассников в России сообщили, что употребляли алкоголь в течение последнего месяца.

В 2017 году в старших классах средней школы 5,9% подростков в США ежедневно употребляли марихуану.

В 2017 году ежегодное исследование употребления наркотиков и алкоголя среди подростков показало, что почти 40% всех опрошенных 11-х классов употребляли какие-то запрещенные наркотики в прошлом году, а 55,7% употребляли алкоголь.

И алкоголь, и марихуана могут повредить развивающийся мозг подростка

Очень важно поговорить с ними, чтобы узнать, что происходит в их школе и в группе сверстников, выяснить, с чем они сталкиваются, и рассказать своему ребенку об опасностях

Проблема 7. Отношения с родителями

Подростковый возраст – испытание для всех членов семьи. Вчерашние дети, которые считали все сведения, получаемые от родителей истиной, начинают сомневаться в правоте своих бессменных наставников. На этой почве возможно появление недопонимания, и, как следствие, ссоры и обиды друг на друга.

Причина изменений во взаимоотношениях связана с тем, что дети сильно меняются, взрослеют и нуждаются в переходе на новый уровень общения со своими родителями.

Что делать: к подростку не стоит подходить с наставлениями и в его жизнь нельзя бесцеремонно вмешиваться. Вместо этого нужно постараться понять и по возможности разделить с отроком его интересы.

Взрослому стоит научиться задавать правильные вопросы, и давать сдержанные рекомендации, которые не будут восприняты в штыки.

К примеру, если одежда подростка не соответствует правилам, предъявляемым в школе, отцу или матери нужно не заставлять своего ребёнка тут же переодеться, а похвалить его трендовый образ, но попросить сменить его на более подходящий костюм для учёбы.

Стресс

Стресс возрастает в школе и по мере взросления возрастает количество дел, которые необходимо выполнить. Учёба, домашние дела, внеклассные мероприятия, занятия спортом… На социальном фронте открывается новый заманчивый горизонт — знакомства, вечеринки и общение с друзьями. Между тем их постоянно отвлекают электронные СМИ. Подросток, научившийся совмещать все эти ожидания, находится под большим стрессом.

Подросток неожиданно должен вести себя как взрослый. От него ожидается, что он будет самостоятельно управляться со своими делами, принимать правильные решения, а также управлять своими финансами. Хотя большинство родителей жалуются на грязные спальни, неопрятные полки и шкафы, вонючие носки, недостающие вещи… но подумайте, где взять на всё это время !? Подростки просто не успевают сделать все это, и давление делает их более склонными к беспокойству и депрессии.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение

Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения

Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность

В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния

У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм

Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Проблема №2 Когда родители жалуются на нас.

Представим себе ситуацию, когда взрослые при подростке начинают жаловаться на него кому-нибудь постороннему. Знакомо, правда? Жалуются много кому: друзьям, учителям, родственникам и знакомым в магазине и в гостях. Почему это происходит?

Я могу выделить две проблемы:

  1. Когда родители хотят поддержки со стороны. По сути, это жалоба даже не совсем на подростка, а на усталость родителя в общем. Взрослому тоже хочется, чтобы его утешили и поддержали. Даже мы это понимает иногда! Но вот то, что вы жалуетесь нам, подросткам, очень обидно!
  2. Второй: когда родитель хочет подтвердить своё мнение. Преподносится это обычно так: “Вот, даже тётя Лена согласна, что две тройки – это очень плохо!”. Ну круто что она согласна. Поверьте, мы тоже в курсе, что пять получить лучше, чем три. Может лучше стоит разораться почему так вышло?

И в том, и в другом случае, это большая проблема, особенно, когда это говорится прямо при подростке. Не делайте так, пожалуйста! Если устали- скажите об этом прямо. Или хотя бы задумайтесь, почему вы так хотите пожаловаться тому ЧУЖОМУ человеку на своего РОДНОГО ребёнка. Самым лучшим выходом я считаю просто не выносить из дома семейные ссоры. Если вы поссорились, это только ваше дело, ваши эмоции и посвящать в них кого-то ещё вовсе не нужно. Решите всё дома, наедине, спокойно.

Проблемы подростков в отношениях со сверстниками

Многие родители оказываются глухонемыми, когда возникают проблемы подростков в отношениях со сверстниками, считая эту проблему незначительной. В то время как для подростка именно эта тема является самой животрепещущей. Проблемы подростков в отношениях проявляется двумя способами:

1. дурная компания;

2. отсутствие друзей.

Каждый ребенок хочет занять определенную позицию среди друзей и одноклассников. Кому-то нужна роль лидера, кому-то просто хорошего друга. Родители, тем временем, считают, что это все ерунда и вообще не слушают и не слышат ребенка. Или, еще хуже, услышав что-либо, начинают негативно отзываться о его друзьях. Лекарством от этого является доверие. И не только ребенок должен доверять вам то, что его волнует. Вы должны доверять своему ребенку делать выбор самостоятельно. Только это является залогом искренних отношений.

И самый главный совет в общении с подростком – откажитесь от идеи вернуть былую власть над ребенком! Будьте ему старшим другом и помощником, только так можно сохранить свой авторитет в его глазах.

Автор статьи: Смыковская Наталья Леонидовна

Насилие на экране и нездоровые социальные сети

Ответственное использование Facebook, Instagram, Twitter, Вконтакте и других социальных платформ может быть отличным способом для подростков соединиться с миром, но при безответственном использовании появляются проблемы. Жестокие видеоигры способствуют агрессии и насилию. Выход в интернет подвергает подростка к встрече с плохим характером других людей, нездоровыми изображениями, порно, насилию и др. Независимо от того, что вы делаете, нет способа полностью защитить их. Родители должны знать, что делают дети в Интернете, и учить их безопасному взаимодействию с Интернетом. Чтобы узнать больше, прочитайте, Как сделать YouTube безопасным для ваших детей?

Проблема 4. Зависимость от гаджетов

Картина, когда без мобильного устройства не проходит ни один приём пищи, а смартфон используется даже ночью, сокращая продолжительность “детского” сна, знакома буквально всем родителям. Попытки отнять гаджеты приводят к серьёзным конфликтам.

Причина: кроется в огромном количестве функций гаджетов, которыми они располагают.

Тинейджеры – это очень активные и любопытные индивиды. Они поглощают новую информацию тоннами, ведь каждый день у них возникают сотни вопросов, связанных с их стремительным взрослением.

Что делать: родителям важно учитывать, что проблемы детей-подростков часто берут своё начало в их семейных взаимоотношениях. Если взрослый не расстаётся со смартфоном или планшетом, даже отправляясь в душ, он подаёт не лучший пример

Выход из ситуации зависимости нужно искать совместно, проводя больше времени за реальным общением, прогулками и активным отдыхом.

Подростки и родители

Как вы считаете, можно ли завоевать доверие родителей? Бесспорно! Даже сердце самых, казалось бы, строгих родителей можно растопить. Для этого несложно провести личный психологический анализ. Это будут ваши первые тесты для подростков в отношении с родителями.

      Во-первых, все подростки должны хорошо осознавать, ПОЧЕМУ родители подчас слишком строги – из любви и заботы: они боятся потерять нас, боятся того, что с нами может случиться из-за опасного времени, боятся плохого влияния со стороны окружающих.

      Если родители начинают проявлять на первый взгляд «нездоровый» интерес к тому человеку, с которым ты встречаешься/общаешься, тебе нужно знать следующее: родители попросту волнуются, но не знаю подход к тебе, поэтому зачастую расспрашивают тебя различными уловками, что может вызывать раздражение. Да, они боятся спросить прямо. В этом можешь быть виноват и ты: почаще беседуй с ними, говори на откровенные темы. Тогда родители будут больше доверять тебе и спрашивать прямо. Без всяких уловок. Хороший принцип: откровенность за откровенность!

      Очень эффективный способ заслужить доверие родителей – показать, что ты пригоден для работы, что ты трудолюбив и ценишь родительский труд. Это как нельзя сильно влияет на них!

      Если интересоваться их проблемами и радоваться вместе их успехам, можно избежать бурных конфликтных сцен. Они будут более мягкими по отношению к тебе. Интересуйся даже тем, что произошло в n-й серии их любимого сериала, снисходительность гарантирована!

      Развивая честность и не обманывая родных, даже признавая проступки ошибки, ты еще больше заслужишь доверие. Быть может, они не скажут, что у них ИДЕАЛЬНЫЙ сын/дочь, но и не взбредет в голову шпионить за тобой. Поверь: они это ценят.

      Держать свое слово порой сложно, особенно учитывая такой факт как память. Тогда не обещай никогда то, в чем не уверен. Ты прослывешь человеком слова, и это пригодится тебе не только в семейной жизни.

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011)

Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al., 2016).

Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

‍‍ Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J., 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.

Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Заключение

Проблемы подростков в современном мире возникают практически у всех представителей этого возраста, и их решение не всегда легко дается. Но чем более правильно при этом ведут себя взрослые, тем быстрее и спокойнее пройдет кризис. Необходимо оставаться с ребенком в контакте, независимо от его поведения. Не усугублять ситуацию нравоучениями и унижениями, не делать попыток вернуть поведение ребенка к тому, какое оно было в начальной школе. Во-первых, это тормозит развитие, а во-вторых, провоцирует на более сильное отторжение.

При возникновении ситуаций, когда родители понимают, что не могут справиться самостоятельно, нужно вовремя обращаться к специалистам – психологам и психотерапевтам. В ином случае повышается риск неблагополучных выходов из кризиса: девиантное и преступное поведение, суицид, клинические депрессии.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий