Проблема метода психологического исследования кратко

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Методология психологии

Методология психологического исследования представляет собой систему знаний, которая описывает и обосновывает используемые в психологии методы научного исследования. Эта категория позволяет получить точные и достоверные знания о психических явлениях.

Методологии психологии присущ свой понятийно-терминологический аппарат. С его помощью происходит выстраивание психологических теорий, которые описывают и объясняют явления психики.

Общей целью всех методов исследования является точная регистрация психологических фактов, которые необходимы для дальнейшего теоретического анализа. Любые психологические феномены имеют несколько уровней детерминации:

  • Феноменологический уровень (все, что отображается в сознании, включая мотивы, образы, эмоции и цель);
  • Физический уровень (все, что связано с физиологией организма субъекта);
  • Биологический уровень (все, что в ходе эволюции трансформировалось в соответствующие реакции);
  • Социальный уровень (все, что относится к воздействию социального окружения на субъект).

Результаты психологических исследований предопределяют объяснения по каждому из представленных уровней, не сводимых друг к другу.

Методы психологии включают базовые приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. Они имеют цель раскрыть закономерности психики и поведения человека, при этом каждый метод производит это в зависимости от присущих ему особенностей.

В психологии применяются четыре группы методов исследования:

  • Организационные,
  • Эмпирические,
  • Методы обработки данных,
  • Интерпретационные методы.

Организационные методы включают сравнительный, лонгитюдный и комплексный анализ. Эти процессы используются в течение всего исследования, представляя собой организационно-исследовательские подходы. Для сравнительного метода характерно сопоставление исследуемых объектов по показателям (критериям, признакам). Лонгитюдный метод предполагает многократные исследования одних и тех же субъектов в течение долгого времени. Комплексный метод состоит в рассмотрении объекта с точки зрения различных наук или позиций.

Эмпирические методы представлены наблюдением и экспериментом. Также они включают психодиагностические методы (например, беседу, анкетирование, тесты и др.), метод экспертных оценок, анализ процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

К методам обработки данных необходимо отнести количественный (статистический) и качественный метод (дифференциация материала по группам).

Интерпретационные методы включают генетический и структурный метод. Первый из них предполагает анализ материала в качестве развития (происходит выделение отдельных фаз, стадий, критических моментов). Структурный подход выявляет связи между всеми характеристиками личности.

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Основные методы практической психологии

Перцепция — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Методы психологических исследований

Метод представляет собой способ рассуждения, который состоит из определенных нормативов. В соответствии с ними происходит соотнесение эмпирических фактов и теоретических объяснений.

Метод относительно свободен от процедурных аспектов отбора эмпирических фактов, поскольку не ограничивается определенной предметной областью психологической науки. Он дает возможность определить способы исследовательского отношения к исследуемой реальности. В этом случае методику необходимо рассматривать в качестве процедуры или «техники» сбора данных, которые включаются в различные структуры исследований.

Психологи разграничивают структуру общей методики и описание специальной методики. Специальные методики предназначены для включения в разные исследовательские схемы. Например, такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовали в науке в условиях, которые существенно отличались друг от друга (идентификация разных видов напряженности, включая операциональную и эмоциональную).

Для отбора переменных при реализации экспериментального метода психологи пользуются разными методиками, включая психологические. Так, наблюдение и измерение переменных могут выступать в качестве условий реализации экспериментального метода. Это предусмотрено для случаев, когда имеется в виду методика как способ получения психологических показателей.

Аналогичен статус методик для выделения переменных, когда они используются как психодиагностические средства при реализации экспериментального метода. Тем не менее, психодиагностика в качестве метода построения психологического исследования с другими целями, чем проверка причинных гипотез, имеет в основе другие нормативы, чем эксперимент.

Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. На каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.

Историогенез психики – качественно более высокий этап ее развития, на котором она проявляет свою общественно-историческую природу, является продуктом и фактором культуры.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей …

… Онтогенез (анг. ontogenesis)  это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, … восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: …

Интерпретационные методы

После анализа данных логически следует их интерпретация, то есть, выводы. Интерпретационные методы можно назвать объяснительными, поскольку они придают смысл и объясняют весь объем полученных данных. В качестве методов интерпретации Ананьев выделяет:

  • Генетический. Представляет собой линейную интерпретацию – выделение определенных стадий развития личности, семейной системы или группы. Такая интерпретация характерна, например, для лонгитюдных исследований.
  • Структурный. Позволяет дать интерпретацию связи отдельных частей личности, принципов их взаимодействия, выявить общую систему, структуру, если говорить кратко.

Большое количество методов исследования, применяемых в психологии, обусловлено многоэтапностью психологического исследования и разноплановостью работы психолога. Часть из них применяется только в рамках научной деятельности, а часть – используется в консультировании в качестве диагностики. Множество методов исследования психология почерпнула из других дисциплин, таких как биология, физика, математика. Все шире применяется в исследованиях медицинская аппаратура. Однако приведенные выше методы остаются классикой психологического исследования.Рекомендуем вам также просмотреть интересное видео на эту тему.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Особенности методологии исследований

Успех психологического исследования существенно зависит от развития методологического аппарата. По этой причине проблема разработки методов психологии находится в центре внимания научных исследователей. Формирование соответствующих методов исследования основано на методологических принципах, исходя из теоретического положения науки.

Любой метод психологического исследования, как правило, несет на себе печать той или иной теории. Теория способна определять выбор объекта исследования, а также способы расшифровки получаемых результатов. Эффективность исследований можно определить через точную взаимосвязь методологии, методов исследования и методик.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Если взять за основу общие методологические принципы, то можно выстроить практически любое психологическое исследование. Исходя из них, ставятся конкретные задачи тех или иных особенностей психики, формируется стратегия и общий путь психологического исследования.

Любой вариант классификации психологических методов предполагает разграничение структуры исследования метода и способов фиксации эмпирических данных в качестве психологических методик. Метод, способный задавать способ познавательного отношения исследователей в отношении изучаемого предмета, можно реализовать при различных операционных средствах психологических показателей.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Классификация, какой главный — общая характеристика

В классификации способы изучения психики делятся на следующие группы.

1 группа. Организационные включают:

  • сравнительно-генетический — сравнение разнообразных групп по конкретным признакам (возрастным, видам деятельности и т. д.). Самое большое применение имеет в зоопсихологии и детской психологии. В качестве примера можно указать эволюционный метод — сравнивается психологическое развитие особи с особенностями анагенеза животных, располагающихся на предшествующих или следующих ступенях эволюции;

  • метод поперечных срезов — сопоставление определенных свойств каждой из групп, например, анализ психологических особенностей детей разных возрастов с их личностными качествами, степенью развития, клиническими реакциями. У этого приема есть как плюсы, так и минусы. Главное достоинство — быстрый результат. Недостаток приема в том, что с его помощью нельзя отразить динамику развития;

  • лонгитюдный — многократные эксперименты над испытуемыми в течение длинного отрезка времени. С помощью этого приема можно получить представление о развитии индивида в динамике. Этот способ позволяет решить проблему возрастных кризисов. Существенный минус в том, что на проведение экспериментов тратится слишком много времени, но лонгитюдный более точен в сопоставлении с методом поперечных срезов;

  • комплексный — эксперименты проводятся представителями разных наук, исследующими объект профессиональными способами. Результатом исследований будет обнаружение корреляции между явлениями. Например, между социальным, психологическим, физиологическим формированием личности.

2 группа. Эмпирические состоят из:

  • наблюдения и самонаблюдения;

  • экспериментального (естественного, формирующего, лабораторного) приема;

  • психодиагностического (беседы, тестов, анкет);

  • изучения результатов деятельности;

  • биографического приема.

Эмпирические методы — главные в психологии.

4 группа. Интерпретационные включают:

  • генетический — изучение материала в динамике с разделением фаз, стадий и т. д.;

  • структурный — фиксирует структурные связи между всеми свойствами человека.

Понятие о методе и методологии психологических исследований.

Наука – прежде всего, исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определенные ее методы.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые познают предмет науки, получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины XIX века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

2 стр., 629 слов

Классификация методов психологического исследования.

… (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличительными признаками эксперимента являются: 1) активное вмешательство в … тех же лиц на протяжении длительного времени); – комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. …

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.

Часто не разграничивают понятия «метод», «методика», «методология», хотя они имеют разное определение. Поэтому следует более подробно обсудить сущность, содержание этих понятий.

Основные методы психологических исследований

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Методология переводится как «учение о методе» и определяет те принципы, приемы, рекомендации, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Выделяют методологию общенаучную и конкретно-научную.

К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые –хотя бы потенциально – не с какой-либо конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличии от философской методологии, оставаясь в рамках собственно-научного познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок).

К этому уровню относятся, например, концепция системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем (так, кибернетические принципы приложимы и к биологическим системам, и системам управления и др.).

на этом уровне разрабатываются в общие проблемы построения научного исследования способы осуществления теоретической и эмпирической (т.е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.

Конкретно-научная методология, как это явствует из названия, разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследования и практической работы.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий