Характеристика основных методов психологии

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Основные методы практической психологии

Перцепция — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Эмпирические методы

Когда идет речь о методах исследования, чаще подразумеваются именно эмпирические методы, ведь именно они позволяют непосредственно получать научные данные. Эмпирических методов достаточно много, приведем здесь краткое описание некоторых из них.

Наблюдение

Наблюдение и самонаблюдение являются самыми древними методами познания. Само по себе наблюдение не является достаточно объективным методом, чтобы непосредственно являться источником научного знания, однако, именно этот метод способствует постановке гипотез, которые могут быть более надежно проверены при помощи других методов. Также объективность метода будет выше, если используется так называемое стандартизированное наблюдение, то есть, наблюдение по определенным критериям, объективным показателям.

Экспериментальные

Экспериментальные методы включают:

  • Лабораторный эксперимент, предполагающий создание специальных, искусственных условий, которые позволяют жестко контролировать побочные факторы, косвенно влияющие на результаты испытаний. Поведение испытуемых зачастую также контролируется требованиями экспериментатора.
  • Полевой (естественный) эксперимент называется так потому, что проводится в естественных условиях, и его участники могут даже не знать о нем. Конечно же, в этих условиях гораздо сложнее исключить побочные факторы, но несомненным плюсом является то, что поведение людей в таком эксперименте наиболее естественно. А это значит, что и в рамках эксперимента, и в повседневной жизни, испытуемые ведут себя одним и тем же образом, что определяет надежность такого метода для прикладных исследований.

Рис. 3. Классификация эмпирических методов психологии

Психодиагностические

Психодиагностические методыделятся на:

  • Тестирования, при помощи которых можно измерить (по определенной шкале) какой-либо показатель – интеллект, уровень эмоционального выгорания и т.д.
  • Анкеты-опросники, которые позволяют получить данные, не касающиеся напрямую личных качеств человека – факты биографии, работа и т.п.
  • Личностные опросники позволяют получить данные о личности, не используя определенную шкалу.
  • Интервью, опрос по форме напоминает открытый опросник (не имеющий вариантов ответа), предъявленный испытуемому устно.
  • Беседа (свободное интервью) отличается отсутствием четкого списка вопросов и более неформальной обстановкой.
  • Проективные методики основаны на механизме проекции психического содержания на объекты внешнего мира. Например, одним из вариантов проективной методики являются пятна Роршаха (чернильные кляксы).
  • Психофизиологические методики широко применяются в исследованиях когнитивных психологов и исследуют функции головного мозга, обычно с помощью специальной аппаратуры (электроэнцефалограмма, компьютерная томография мозга).
  • Метод моделирования предполагают создание физической, математической, компьютерной или другой модели исследуемого явления. Этот метод используется, когда объект недоступен для непосредственного изучения.
  • Праксиметрические методы (анализ процесса и продуктов деятельности). Эти методы используются преимущественно при работе с детьми, когда необходимо понять характеристики их внутренних процессов. Психологи анализируют рисунки, пластилиновые фигурки и другие продукты детского творчества, а также наблюдают за процессом их создания. Кроме того, анализ продуктов деятельности применяется в исторической психологии, где материалом могут быть, например, предметы быта древних людей.

Биографический

Биографический метод можно отнести к методам анализа продуктов деятельности, поскольку зачастую объектами изучения психолога являются дневники и письма. Но Ананьев выделяет его как особую группу методов, ведь суть его намного шире. Метод часто используется при диагностике в психологической работе с личностью и предполагает анализ жизненного пути, ключевых моментов в развитии индивида, кризисов, причинно-следственных связей между событиями жизни.

Рис. 4. Интерпретационные методы

Методы обработки данных исследования

Данные, полученные при помощи эмпирических методов, нуждаются в качественной обработке. Для этой цели существуют методы:

  • Количественного анализа – методы математической статистики позволяют представить информацию в форме числовых показателей.
  • Качественного анализа – анализ качественных показателей, этот метод является описательным, а не измерительным.

Основные методы психологии

Основным методом психологии является эксперимент. Его базовое преимущество состоит в том, что исследователь может по собственному желанию вызывать какой-либо психический процесс и прослеживать его зависимость от изменения внешних условий.

Преимущества эксперимента как основного психологического метода объясняет его очень широкое использование в науке. Основная масса эмпирических факторов в психологическом знании была получена экспериментальным путем. Тем не менее, не любые исследовательские задачи можно решить с помощью эксперимента. По этой причине специалисты используют наблюдение в качестве еще одного основного метода, а также вспомогательные методы.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Наблюдение представляет собой описательный психологический исследовательский метод. Он состоит в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемых объектов (явлений). Основное преимущество метода заключается в том, что его проводят в естественных условиях.

Наблюдение не способно поменять обычное поведение наблюдаемых лиц. Его ведут как за одним человеком, так и за группой людей. Данный метод показал свою эффективность для исследования поведения детей (например, в группе детского сада или школьных классах). В качестве недостатка метода наблюдения выступает его значительная трудоемкость.

Наблюдение, как метод исследования в психологии

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдениеВнутреннее наблюдение или самонаблюдениеСвободное наблюдениеСтандартизированное наблюдениевключенном наблюденииСтороннее наблюдение

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Методология психологии и ее связь с другими науками

Между психологией и другими научными дисциплинами есть двусторонняя связь. В одном случае психология берет за основу достижения других наук с целью решения своих проблем. В других ситуациях иные науки начинают использовать психологические знания для того, чтобы объяснить или решить определенные вопросы. Межпредметные связи психологии с другими науками способствуют их взаимному совершенствованию и применению на практике.

В разработке вопросов психология опирается на данные и методы биологии (в частности, анатомии, физиологии и учение о высшей нервной деятельности). В свою очередь, методы психологии начали широко использовать в медицине (например, в психиатрической практике).

Больше всего связей у методики психологии с педагогикой, которая исследует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные направления психологии, в частности педагогическая и возрастная психология, показывают связь с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методами преподавания.

Одна из актуальных психолого-педагогических проблем современного мира состоит в формировании мышления в ходе обучения. Оно должно обеспечивать учащемуся возможность самостоятельного усвоения информации, которая постоянно обновляется и устанавливается. Это гарантирует развитие способностей человека к продуктивной интеллектуальной деятельности.

Продуктивная связь психологии и педагогики может проявляться в том, что происходит создание условий для опережения реальной педагогической практики, открытие новых путей для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания. Одновременно с этим, в основе психологии лежат методы и данные педагогики (например, при исследовании психологии формирования личности).

Таким образом, психология впитывает в себя из других наук различные методы, которые помогают изучать и осмысливать представления о генезисе и аспектах проявления психического. Это производится в соответствии с влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые подвергаются изучению. Новые методы позволяет по-новому оценивать собственные знания, совершенствуя их в последующем для интересов развития всего общества.

Интерпретационные методы

После анализа данных логически следует их интерпретация, то есть, выводы. Интерпретационные методы можно назвать объяснительными, поскольку они придают смысл и объясняют весь объем полученных данных. В качестве методов интерпретации Ананьев выделяет:

  • Генетический. Представляет собой линейную интерпретацию – выделение определенных стадий развития личности, семейной системы или группы. Такая интерпретация характерна, например, для лонгитюдных исследований.
  • Структурный. Позволяет дать интерпретацию связи отдельных частей личности, принципов их взаимодействия, выявить общую систему, структуру, если говорить кратко.

Большое количество методов исследования, применяемых в психологии, обусловлено многоэтапностью психологического исследования и разноплановостью работы психолога. Часть из них применяется только в рамках научной деятельности, а часть – используется в консультировании в качестве диагностики. Множество методов исследования психология почерпнула из других дисциплин, таких как биология, физика, математика. Все шире применяется в исследованиях медицинская аппаратура. Однако приведенные выше методы остаются классикой психологического исследования.Рекомендуем вам также просмотреть интересное видео на эту тему.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий