Уроки традиционного и нетрадиционного рисования в детском саду

Рисунки для срисовки с чудными животными

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kreativnye-tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detskogo-sada
  • https://pups.su/vospitanie/netraditsionnye-tehniki-risovaniya.html
  • https://paidagogos.com/detskie-tehniki-risovaniya.html
  • https://uprostim.com/200-prostyh-karandashnyh-risunkov-dlya-srisovki-na-lyubuyu-temu/
  • https://thypix.com/ru/lyogkie-kartinki-dlya-srisovki/
  • https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/legkie-i-krasivye-risunki-dlya-srisovki-podborka-iz-150-idej.html
  • https://kopilpremudrosti.ru/risunki-dlja-srisovki-ljogkie-krasivye.html

Какое значение имеет рисование для детей разного возраста

Даже самое простое «каляканье» является мощным инструментом для развития ребенка. Оно активизирует различные отделы головного мозга и запускает важнейшие функции: тактильность, память, воображение, мелкую моторику, эмоциональный интеллект, аккуратность, усидчивость, способность доводить дело до конца

Не важно, каким способом рисует ваш ребенок, важно, что он в принципе делает это. Каждый из методов выполняет педагогическую, психологическую и физиологическую роль в развитии

Дети от 0 до 1 года. В самом раннем возрасте, когда малыш пробует оставлять первые следы на бумаге с помощью пальчиковых красок, мелков, фломастеров или карандашей, рисование в первую очередь запускает тактильность и координацию. Это вы знаете, какие краски на ощупь, что мелки твердые, а карандаш пишет только с заточенной стороны. Для малыша каждый из этих пунктов становится открытием. Так же, как и то, что его рука в принципе может удержать карандаш, донести до бумаги и добиться появления цветного следа. В возрасте до года рисование является одним из первых осознанных действий с предметом.

Дети в 2–3 года. В этом возрасте манипуляции с красками или карандашами позволяют закрепить знания о цветах и оттенках. В рисовании дети отрабатывают понятия «большой – маленький», «много – мало», изучают простые фигуры, формируют пространственное мышление, располагая на листе бумаги различные элементы: небо – сверху, трава – внизу, домик – в центре. Кроме того, рисование запускает важные процессы в головном мозге, которые напрямую отвечают за развитие речи.

Дошкольники. Рисование играет важнейшую роль в подготовке к школе. Рисуя и разукрашивая, ребенок учится владеть своей рукой, контролировать произвольность ее движения – это один из ключевых навыков для будущего обучения письму. Координация и моторика также тренируются в процессе рисования, а с ними – интеллект. Творчество помогает самовыражаться, передавать свои эмоции и чувства. Сделать это словами малышу пока еще трудно, а изобразить цветом на бумаге вполне по силам.

Школьники. Творчество и цветотерапия снимают напряжение после трудного дня в школе, развивают фантазию, память и логическое мышление, тренируют терпеливость и помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.

Техника рисования акварелью по мокрой бумаге

Для этого вам понадобится лист плотной бумаги (желательно акварельной), сама акварель и кисть. Равномерно смочите весь лист водой так, чтобы он хорошо промок, но не при этом, чтобы не было луж. Наберите немного краски на кисть и начинайте творить. Любой мазок расползается по бумаге на один — два сантиметра. Самое время показать ребенку смешение цветов и объяснить, что такое оттенки.

Если краска не желает расползаться, то лист сухой, если растекается во все стороны — слишком мокрый. Надо найти золотую середину. На этом занятии покажите ребенку, что все движения делаются легко и плавно. Не нужно вдавливать кисть в бумагу, как это любят делать многие дети. Достаточно легкого прикосновения.

Паутинка на правой картинке нарисована с использованием восковой свечи. Об этом читайте чуть ниже.

В этой технике хорошо получается рисовать фоны. Особенно воду. А после высыхания можно продолжить рисовать рыбок и водоросли как обычно.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать гуашь: её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

Правополушарное рисование для детей

Любой ребенок живет скорее эмоциями и чувствами, а не разумом. Оттого дети способны создавать воображаемый мир и быть фантазерами.

И в живописи это позволяет им с легкостью нарисовать любое изображение, поскольку доминирует правое полушарие головного мозга, а не левое.

Но в традиционном рисовании, которому детей обучают в саду или школе, задания нацелены на развитие левого полушария, а не правого, отвечающего за творческие процессы. Оттого и школьникам, которые пытаются научиться рисовать с нуля, живопись сложно освоить.

Но это не имеет значения при использовании метода правополушарного обучения. И каждый человек, хоть взрослый, хоть ребенок, способен научиться рисовать.

А приемы, помогающие всем освоить правополушарное рисование, заключаются в следующем:

  1. Быстрое рисование – ребенку дают задание нарисовать за 15 минут любую абстракцию. Благодаря этому он, не боясь ошибок и смешивая по-разному краски, включается в творческий процесс;
  2. Наблюдение за окружающим миром учит детей расширять свой сенсорный опыт и воспринимать яркость красок, чувствовать себя художником;
  3. Рисование «вверх ногами» — правое полушарие не привязано к ориентации в пространстве, поэтому создание перевернутого изображения у детей идет легко. Например, изображение дерева вверх тормашками у ребенка получается гораздо лучше, чем прямая экспозиция;
  4. Визуализация – это когда детей просят представить с закрытыми глазами определенный сюжет, а потом нарисовать его. Этим очень хорошо развивают художественные способности у многих;
  5. Видоискатель – специальный инструмент в виде прозрачного планшета, который создают своими руками. С его помощью ребенок обводит контуры предмета, а затем переносит их на бумагу как при копировании.

В целом приемы этой нетрадиционной техники запоминаются быстро, что отображается в следующих видеоуроках:

Техника заливки акрилом

Описание

Это абстрактная живопись жидким акрилом на холсте, которая носит название Acrylic fluid art. Краски разводят с водой или специальным раствором, чтобы они свободно могли течь по бумаге. Предварительно можно смешать несколько цветов. Если добавить в акрил жидкий ПВА или автомобильное масло, получатся дополнительные эффекты.

Новички используют самую простую технику. Холст наклоняют в разные стороны, свободно разливая по нему жидкий акрил (ориентировочно консистенция шампуня).

Примеры

Популярность этого способа рисования объясняется отсутствием единой техники (как бы парадоксально это не звучало). Каждая картина жидким акрилом уникальна, заливку невозможно повторить. Сам процесс рисования напоминает психологическую релаксацию: холст впитает все, что у вас на душе. Вы позволяете краскам свободно течь по бумаге, а что получится – неизвестно. И в этом главное преимущество техники.

Какие нужны материалы

Для успешного творчества понадобятся:

  • акриловые краски;
  • разбавитель (самый простой – это вода);
  • пластиковые стаканчики и палочки для смешивания;
  • холсты;
  • сусальное золото, автомобильное масло, блестки – для придания дополнительных эффектов;
  • одноразовые полотенца, клеенка, халат – для защиты от краски.

Список базовых материалов элементарный – холст, акриловые краски и вода. Но даже с таким минимальным набором работы получаются превосходные!

Инструкция

Рекомендую ознакомиться с видео для начинающих

Автор смешивает в пластиковом стаканчике желтую краску и разбавляет ее акриловым составом (40% жидкого клея ПВА+60% воды). Состав у разных художников отличается.

Аналогичные действия повторяются еще трижды с разными цветами. Потом художник смешивает цвета воедино и начинает творить.

Раздувание акриловой краски феном

Интересная методика рисования представлена на видео

Жидкие акриловые краски раздуваются феном со специальной насадкой.

Объёмная роза жидким акрилом

А на этом видео художник создает объемную розу с помощью двух разных оттенков.

Получается красивая картина, которая гармонично вписывается в любой интерьер.

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Подготовка к занятию по рисованию в детском саду

Осуществляется учителем или воспитателем, а с пятилетнего возраста — совместно с детьми. Рисование в детском саду — это полноценный урок коллективного творчества.

На заметку! Правильно организованные, коллективные занятия также развивают у ребят дисциплину и аккуратность.

Алгоритм действий:

  1. Выбрать тематику. Например, времена года (весна, лето, осень, зима) или натюрморт.
  2. Выбрать технику и приемы рисования в детском саду.
  3. Выбрать один из видов традиционного и нетрадиционного рисования в ДОУ.
  4. Согласно тематике, нужно подобрать натуру и образец рисунка.
  5. Подготовить листы бумаги или их альтернативу, по 5-10 штук на каждого ребёнка. Подписать имя и первую букву фамилии в левом верхнем углу с обратной стороны.
  6. Подготовка акварели или гуаши — немного перемешать с водой каждый цвет.
  7. Заточка карандашей.
  8. Непосредственно перед занятием нужно налить воду в стаканы-непроливайки.

Занятие изобразительным искусством в ДОУ

Примеры занятий по нетрадиционному рисованию для ДОУ

на Freepik

Конечно, далеко не все техники, описанные выше, подходят для занятий в детском саду. Пальчиковое рисование осложняется необходимостью последующего отмывания самих юных художников, техника эбру непроста в исполнении, материалы для нее стоят выше среднего, а для «ледяных мелков» вряд ли найдется достаточно места в холодильнике ДОУ. Тем не менее, ряд необычных методик изобразительного искусства прекрасно подходит именно для среднестатистического государственного детского сада. Здесь мы собрали примеры – не затратные по деньгам, простые в плане подготовки воспитателем, не требующие длительной уборки после урока и максимально приятные и полезные для детей. 

Итак, отличными вариантами будут: 

  1. Рисование ватными палочками. С их помощью малыши могут изобразить, например, рисунки исходя из времени года: осенью – гроздья рябины, зимой – снежные пейзажи, весной – веточки мимозы, а летом – пестрое поле в цветах. 

  2. Кляксография. Простая, но занятная техника рисования, основанная на том, что ребенок ставит в центре бумаги жирную кляксу, а после с помощью трубочки из-под сока «выдувает» из нее рисунок. 

  3. Рисование губкой. Для подготовки к такому виду творчества воспитателю необходимы маленькие кусочки губки или поролона, закрепленные бельевой прищепкой. Импровизированные кисточки опускаются в краску, и дети рисуют ими фактурные предметы: мех животных, облака, пышные деревья, ветки цветов. Получается красиво и оригинально. А еще такая техника очень удобна и приятна тактильно. 

  4. Граттаж. Необычная техника дает очень интересные результаты творчества. Граттаж предполагает, что ребенок полностью закрасит белый лист цветными восковыми мелками, а затем покроет разноцветный рисунок черной гуашью. После того, как гуашь высохнет, юный художник будет выцарапывать рисунки. В такой технике получаются красивые изображения на такие темы, как «Космос», «Подводный мир», «Новогодняя ночь» и другие. 

  5. Рисование солью. Название немного удивляет, но техника очень проста.С помощью клея ребенок наносит на картон или бумагу контур рисунка, а затем засыпает контуры солью. Особенно эффектно в такой технике получаются зимние и новогодние пейзажи. 

Нетрадиционных техник рисования – великое множество, здесь мы привели лишь самые популярные и простые.  Помимо этого, каждый педагог может придумать свою методику или смешать несколько техник, чтобы получился необычный результат, который порадует ребенка. Часть картины нарисовать губкой, а часть – ватными палочками, объединить граттаж и рисование солью – только из этих пяти примеров можно составить массу комбинаций, а на деле техник намного больше… Ограничиваются уроки лишь фантазией педагога и его учеников. 

Повысить квалификацию, чтобы вести интересные и эффективные занятия по рисованию в детском саду, можно, пройдя у нас. Одномесячные онлайн-курсы будут полезны педагогам, психологам, воспитателям детских садов и молодым родителям. Учитель, который знает необычные техники рисования, умеет заинтересовать детей и найти к каждому ученику индивидуальный подход, востребован в ДОУ, имеет возможность не только вести группу, но и проводить дополнительные занятия или заниматься частной практикой. Мы приглашаем на занятия всех, кому интересны творчество, работа с детьми и необычные подходы в образовании!

Рисование пальчиками и ладошками

Обычно это первая техника, с которой дети начинают рисовать еще до похода в детский садик

Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с совсем маленькими детками. Обмакните детскую ладошку в краску и позвольте малышу сделать отпечаток на поверхности. Посмотрите, на что это похоже

Быть может, это какое-то животное? Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста

Посмотрите, на что это похоже. Быть может, это какое-то животное? Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста.

Для этого вам потребуются только пальчиковые краски. Если ваш ребенок еще совсем маленький, даже не сомневайтесь, что он весь будет в краске. Поэтому лучше сразу отправить его в ванну и выдать краски там. Не беспокойтесь за ремонт. Хорошие пальчиковые краски без проблем смоются как с ванны, так и с кафельной плитки.

Краски эти хороши, но дороги. Одна упаковка стоит порядка 500 рублей. Хватает ее на несколько раз. Ведь дети не церемонятся с любыми материалами и зачерпывают не столько, сколько надо, а столько, сколько влезет в руку.

Техника рисования на воде – эбру

Описание

Эта техника родилась на Востоке в далеком XII веке. Ее суть заключается в следующем: на водную поверхность помещаются специальные краски, создающие пленку. Художник аккуратно перемешивает их в воде, создавая задуманную композицию. Потом изображение с помощью бумаги или ткани переносится на поверхность.

Примеры

Сначала создается фон – краски произвольно разбрызгиваются по поверхности. Можно взять несколько цветов, но не более трех. Потом рисуется на воде круг, и при помощи инструментов он принимает нужную форму. Новичкам рекомендую начать с простого – цветов или морских узоров.

Какие нужны материалы

В магазинах продаются готовые наборы для эбру. Они включают:

  • краски с натуральным воском из нектара астрагала (растение из семейства Бобовые);
  • деревянные кисти;
  • плотный картон или бумага;
  • загуститель;

Все это можно приготовить самостоятельно, но проще купить готовый набор. Дополнительно пригодятся бумажные салфетки и широкая емкость для воды.

Инструкция

Хорошее видео, в котором простым языком рассказывается о технике рисования эбру

Как нарисовать медузу в технике эбру

Здесь художник показывает, как нарисовать медузу. Делается фон желтой краской. В верхнюю часть лотка разбрызгивается синяя краска. Она должна распределиться по поверхности лотка равномерно. Рисуются водоросли зеленым цветом. Медуза будет красная: кисточка опускается в краску, делается в воде круг. Затем в центр красного круга ставится кисточка с оранжевой краской. С ее помощью круг приобретает нужную форму.

Как нарисовать черепашку в технике эбру

На этом видео автор рисует черепаху

Здесь фоном служит синий цвет. Корпус черепашки выполняется из красной краски, ножки – оранжевые.

Эбру цветок — волшебный Ирис

Более сложный мастер-класс – рисование ириса.

Дополнительно нужны будут шило и гребень.

Эбру — тюльпан 

Урок для опытных художников посвящен рисованию тюльпана.

Техника эбру стала очень популярной в последнее время

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.

Как правильно оценивать рисунок ребёнка

Чтобы стимулировать творчество и не отбить у ребенка желание рисовать, родителям важно правильно реагировать на детские рисунки. Не злоупотребляйте дежурными словами «Молодец» и «Умница»

Они неинформативны и быстро теряют свою силу. Приучите себя находить одну минуту, чтобы обсудить с ребенком его рисунок. Задавайте конкретные вопросы: «Что ты нарисовал? Как его зовут? Какое у него настроение? Почему он такого цвета? Где ты такое видел раньше?» Они помогут лучше понять настроение и чувства самого ребенка, покажут вашу заинтересованность.

Если же важна художественная составляющая, то обсудить рисунок можно с помощью конкретных впечатлений и пожеланий. То есть не просто «Красиво получилось», а максимально подробно: что больше всего нравится в рисунке или что раньше не получалось, а теперь получилось. Ваши предложения и мысли о том, как можно было бы улучшить рисунок, высказывайте очень деликатно, советуясь с ребенком и оставляя за ним право решать – будет ли он вносить изменения. Не говорите: «У твоего домика кривая крыша». Спросите: «Хочешь, покажу, как еще можно нарисовать крышу, чтобы она была еще лучше и больше похожа на настоящую?» Если услышите в ответ отказ, нестрашно. Ребенок уяснил, что вы можете помочь, и в нужный момент сам попросит изобразить правильную крышу.

Рисунки для срисовки с чудными животными

  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kreativnye-tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detskogo-sada
  • https://pups.su/vospitanie/netraditsionnye-tehniki-risovaniya.html
  • https://paidagogos.com/detskie-tehniki-risovaniya.html
  • https://uprostim.com/200-prostyh-karandashnyh-risunkov-dlya-srisovki-na-lyubuyu-temu/
  • https://thypix.com/ru/lyogkie-kartinki-dlya-srisovki/
  • https://web-paint.ru/uroki-risovaniya/legkie-i-krasivye-risunki-dlya-srisovki-podborka-iz-150-idej.html
  • https://kopilpremudrosti.ru/risunki-dlja-srisovki-ljogkie-krasivye.html
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий