В ходе уроков
Воспитание и обучение составляют неразрывное единство педагогического процесса.
Важно заметить, что воздействовать на личность с целью воспитать гражданина России можно не только на специализированных занятиях, но и на уроках истории, литературы, иностранного языка и даже музыки и изо. Важно подчеркивать школьникам необходимость знания законов, прав и обязанностей, вплетая это в канву урока, согласуя с темой и общей целью
Особенное внимание этой теме, разумеется, логичнее и проще уделять учителям обществознания, разрабатывая серии уроков по правоведению и граждановедению. Часто учителя приглашают на свои уроки уполномоченных лиц и профессиональных юристов, проводящих теоретические и практические занятия по правовому воспитанию школьников
Часто учителя приглашают на свои уроки уполномоченных лиц и профессиональных юристов, проводящих теоретические и практические занятия по правовому воспитанию школьников.
На уроках и на внеклассных мероприятиях всех возрастных ступеней много внимания уделяется не только букве закона, но и моральным понятиям «доброта», «честность», «порядочность». Так, постепенно происходит формирование добросовестных, законопослушных и ответственных граждан.
Формы и методы правового воспитания
Формы правового воспитания
Среди форм правового воспитания обычно выделяют:
а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение “круглых столов”; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода “юридический всеобуч”);
б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);
в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);
г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).
Методы правового воспитания
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое. Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа 19 столетия Р
Иеринга из его работы “Борьба за право”, выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:
Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа 19 столетия Р. Иеринга из его работы “Борьба за право”, выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:
“…Цель права – мир, путь к нему – борьба, – пишет он. – Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча – бессилием права… Где только существующее право опутало своими корнями интересы – там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.
Сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо дело идет об идеальной цели – утверждении самой личности и ее правового чувства.
Через внеклассные мероприятия
Сама современная жизнь требует обязательного правового воспитания детей и подростков, развития у них уважения друг к другу. С младших классов проводится внеклассная работа по формированию установок на соблюдение гражданских прав и обязанностей.
Во внеклассной работе особенно многое можно сделать для формирования норм и правил общества, которых наши дети будут придерживаться, и которым они научат будущие поколения.
Внеклассную работу следует организовать в рамках следующих видов деятельности:
- спецкурсы и факультативы, дополнительное образование;
- юридические консультации;
- подготовка к олимпиадам и конференциям;
- посещение юридических вузов и предприятий;
- лекции со специалистами;
- экскурсии, походы в музей;
- внутришкольные мероприятия в рамках декад права и др.
Правовое воспитание
Механизмы, формы и методы правового воспитания
Многие правовые ценности основаны на моральных нормах, а личность усваивает их в ходе осуществления различной социальной практики, посредством иных, не правовых форм и каналов формирования общественного сознания. Но правовым воспитанием предполагается создание и специальный инструментарий, направленные на донесение до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, с их превращением в личные убеждения и внутренний поведенческий ориентир.
Системой правового воспитания охватываются разные категории воспитанников, а также государственные органы, осуществляющие правовоспитательную функцию.
В механизмах правового воспитания выделяют следующие ступени:
- общественное правовое сознание;
- система норм права;
- формы и средства правового воспитания;
- правосознание воспитанников, которое должно быть обогащено идеями, которые включены в общественное правосознание.
Правовая информация – стержневая нить, которая связывает в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, придавая этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовая информация – это дескриптивная, то есть оповещающая информация, на уровне четвертого элемента, то есть правосознания воспитуемых, становится, при ее глубоком усвоении она становится информацией прескриптивной, или командной.
Совокупность всех этих четырех элементов делает правовоспитательный механизм устойчивым, стабильным и вместе с этим чрезвычайно гибким и глубоко динамичным. При этом первым и четвертым элементами образуется внутренняя часть рассматриваемого механизма, а вторым и третьим – внешняя, инструментальная часть. Оба звена выполняют самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание – начальное структурное звено механизма правового воспитания, а правосознание воспитуемых, которое должно быть обогащено и пронизано идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма располагается еще ряд компонентов, без которых не может существовать сложный процесс правового воспитания человека.
Правовое воспитание состоит из следующих элементов:
- субъекты воспитания – организации и специально уполномоченные государством лица, осуществляющие правовоспитательную деятельность;
- объекты воспитания – воспитываемые отдельные граждане или группы населения;
- совокупность правовоспитательных мероприятий, которые осуществляются в определенной форме с использованием специальных правовых средств и методов.
К основным элементам механизма правового воспитания, то есть конкретным способам организации воспитательного процесса относят:
- правовую пропаганду – распространение тех или иных правовых идей и ценностей. Необходимость соблюдать нормы права, где необходимы разнообразные способы агитации;
- правовое обучение – распространенная форма, но не всегда доходит до каждого и в этом плане более действующей считается следующая форма;
- юридическую практику – как бы не велась активная пропаганда, какие бы силы и средства не выделяли, если юридическая практика органов суда, прокуратура, правоохранительных органов должна носить поверхностный характер, то есть не всегда быть точной и справедливой, общество невозможно будет убедить в том, что соблюдать права – это необходимость, причем выгодная с позиции законопослушного гражданина;
- самовоспитание в качестве самой эффективной формы воспитания, опирающейся на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
В ходе правового воспитания необходимо активно пользоваться всеми имеющимися группами правовоспитательных форм. К ним относятся:
- профессиональное юридическое образование со специальной подготовкой и обучением в высших и средних учебных заведениях юридического профиля;
- правовое воспитание населения – лекции и кинолекции по праву, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и пр.;
- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами, то есть правовоспитательная работа судов, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и пр.
Основные понятия
Правовое воспитание человека формирует его общую правовую культуру и правосознание.
В частности, нужно сформировать общее представление о системности права в нашей стране, воспитать четкую правовую позицию и уважение к закону.
Теорию нужно подкреплять практикой, так ребенок научится ориентироваться в юридической сфере, принимать собственные правовые знания в разных ситуациях, привыкнет действовать в рамках закона, отрицая любую противоправную деятельность.
Воздействуя на личность разными формами, педагог может добиться двух видов правового воспитания, это:
- общее, сюда можно отнести основные вопросы права, рассматриваемые на лекциях, лекториях, тематических классных часах. На школьников можно воздействовать и публикациями в локальных и национальных СМИ;
- специальное, более целенаправленное в виде факультативов, элективных и спецкурсов. На старшей ступени это будет содействовать профориентации обучающегося и поступлению его в средние и высшие образовательные учреждения для получения юридического образования.
Методы правового воспитания
Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:
Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства
Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки
Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.
Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.
Правовое воспитание: понятие, формы и методы
Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание). Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов
Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры находятся на высоком уровне
Правовая культура в целом зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовой информированности).
Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества оказывает властная деятельность государственных органов. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов институционального (структура и порядок взаимоотношений органов госаппарата) и неинституционального характера (компетентность, правовая информированность). Правовая культура связана с реализацией права на всех уровнях правовой деятельности.
Правовая культура включает в себя и всю систему законодательства (конституцию, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные акты, акты органов местного самоуправления). Определяющее значение имеет и степень освоения этими нормативными правовыми актами общепризнанных ценностей международного права, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативного правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.
В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства.
Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей. Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения, предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.
Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности.