Правовое воспитание в школе

Правила обучения правовым знаниям учащихся начальной школы

Правовые знания передаются младшим школьникам посредством применения разнообразных приемов и методик. Наиболее актуальными являются методы убеждения, беседы, личного примера, наглядной демонстрации и практической ориентации. Практические методы предполагают выполнение упражнений устного и письменного характера, содержание, структура и характер которых определяется с учетом конкретного правового материала, изучаемого юридического вопроса.

Существует несколько основных правил, по которым организуется процесс обучения правовым основам деятельности:

  1. Любое учебное задание должно иметь конкретную цель и правила его выполнения, которые должны быть полноценно донесены до сознания младших школьников.
  2. В обучении должны использоваться разнообразные методы, приемы и упражнения. Это позволяет в максимальной степени достичь задач правовое образования.
  3. Занятия по правовой культуре должны носить регулярный характер т.е. быть систематичными.
  4. Постепенное усложнение учебного материала и упражнений. На первых занятиях педагог может просто провести беседу, рассказывая о правовой культуре, правовых документах и т.д. Постепенно к занятиям добавляются упражнения, количество и сложность которых постепенно увеличивается.
  5. Учебные занятия по формированию правовых знаний должны быть организованы так, чтобы развивать мотивацию и заинтересованность учащихся в познании, стремление осваивать азы правовой культуры.

Задачи и нормативные основы

Воспитание правовой культуры у школьников должно быть направлено на осмысление человеческих прав и свобод, формирование установки на сознательное соблюдение закона и уважительное отношение к нему.

Основные задачи педагогов:

  1. формирование у детей правового понятийного аппарата,
  2. ознакомление с основными законами, в первую очередь касающимися защиты прав и достоинств ребенка:
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «О защите прав детей» и др.

Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:

  • право, закон, обязанности, правонарушение;
  • право на жизнь, гражданство, жилье, образование, охрану здоровья и др.;
  • правила жизни в социуме, правила общения;
  • правила безопасной жизнедеятельности.

Методы, формы, средства

Формы работы разделяются на следующие группы:

  • обучение – передача, накопление знаний;
  • пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур. Устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
  • наглядная информация;
  • воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
  • профилактика противоправного поведения, коррекция;
  • самовоспитание.

Наиболее применяемые формы:

  • Тематические классные часы;
  • Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
  • Встречи с сотрудниками государственных структур;
  • Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
  • Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
  • Игры;
  • Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
  • Агитбригады;
  • Театрализованные представления, форум-театр;
  • Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
  • Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
  • Консультации учащихся по различным вопросам;
  • Просвещение родителей;
  • Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

Подробнее: “Методы и формы правового воспитания“.

Правовая информация обязательно размещается на школьных стендах.

?
Особую важность в школе приобретает внеклассная работа. Ее особенность – она не регламентируется строго учебными программами и образовательными нормативными документами

Она способна оперативно реагировать на любые изменения в социальной, культурной жизни общества.

Формы внеклассной работы: беседы, экскурсии, встречи, обсуждение, обыгрывание ситуаций, игры, дискуссии, викторины.

Методы разнообразны по применению. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

Особенности правового обучения в начальной школе

Определение 1

Правовое образование – это целенаправленная деятельность по усвоению системы юридических норм и основ юридической культуры, развитию нормативного поведения и активной нормативной деятельности.

Правовое образование – это необходимый элемент процесса обучения и содержания образовательной программы.

Правовые основы жизнедеятельности необходимы ребенку для построения им системы социального взаимодействия, участия в общественной жизнедеятельности, формирование гражданской ответственности. Правовое образование способствует воспитанию патриотических качеств личности.

На начальном этапе школьного обучения формирование правовых знаний имеет свои особенности развития. Правовое образование имеет практическую ориентацию, помогающую школьника в приспособлении к новому этапу своей жизнедеятельности и новым социальным условиям.

Знание основ права помогает учащимся в решении вопросов своего поведения и реализации социальных действий: дети знают, как можно поступать в тех или иных ситуациях, что делать категорически нельзя, как реализовать свои потребности и достичь желаемого в условиях соблюдения правовых рамок.

Рисунок 1. Правовая культура личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К специфическим особенностям формирования правовых знаний в начальной школе относятся следующие:

  1. Передача знаний о правах и свободах граждан ориентирована на предоставление ребенку возможности защитить себя в конкретных жизненных ситуациях и социальной среде в целом;
  2. Правовое образование помогает в формировании привычки морального оценивания своей деятельности и деятельности других людей. Моральное оценивание предполагает рассмотрение действий с точки зрения несения ими доброжелательности и проявления уважительного отношения;
  3. Правовые знания помогают учащимся в преодолении конфликтных ситуаций, их профилактики и мирного разрешения;
  4. Правовое образование помогает в развитие таких свойств личности младшего школьника, как самостоятельность, самоконтроль;
  5. Правовая культура способствует развитию коммуникативных навыков учащихся;
  6. Передача знаний не только о правах и свободах, но и о соответствующих им обязанностях, долге перед обществом.

Особенности школьного воспитания

В школе дети вступают в новые межличностные отношения, предусматривающие нормативные образцы поведения с наличием конкретного набора прав, обязанностей, которыми они должны овладеть постепенно при их усложнении на последующих этапах образования.

Воспитание правовой культуры начинает носить систематический характер. Оно осуществляется с помощью разнообразных внеклассных мероприятий, в старшей школе дополнительно при изучении предметов “Право”, “Обществознание”. Содержание уроков и любых внеурочных мероприятий способствует просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, укреплению ученической дисциплины, успеваемости, ответственности за поступки, поведение.

?
Воспитательный процесс осуществляется и на уроках ОБЖ, литературы, истории, экологи, других обязательных дисциплинах, а также в объединениях и занятиях по интересам. В целом весь школьный учебный процесс при правильной его организации способен содействовать этому направлению.

В большинстве школ нашей страны предусмотрена единая программа, которая охватывает оказывает на школьников всех возрастов всесторонне.

Необходимо соблюдение некоторых принципов:

  • связь с повседневной жизнью;
  • научный характер;
  • яркость и образность;
  • ориентация на укрепление законности, правопорядка.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Игровые методы формирования правовых знаний

Чтобы сделать процесс правового обучения наиболее эффективным, требуется сделать его интересным, занимательным, свободным и простым. В начальной школе, в этом случае, актуально применение игровых методов.

Замечание 1

Игровые методы способствует развитию познавательной активности младших школьников, облегчая усвоение ими непростого для их возраста, учебного материала юридической направленности.

В обучении правовым знаниям применяются следующие игровые методы:

  1. Ситуационно-ролевые игры. Они инсценируют реальную жизненную ситуацию, по окончанию которой проводится анализ и оценка поведения и поступков ее участников. К примеру, создается ситуация развития конфликта или ситуация проявления асоциального поведения –воровство, порча имущества и т.д.;
  2. Деловые игры. Они предполагают создание образа реальной деятельности, как бы имитируют ее. Эта деятельность осваивается участниками игры, у каждого из которых имеется своя роль, исполнение которой несет решение конкретной задачи правового обучения;
  3. Организационно-деятельностные игры. Такие игры ориентированы на создание образовательной среды т.е. пространства, которое выходит за рамки навыков и представлений учащихся;
  4. Дидактические игры. Эти игры строятся по определенным правилам и имеют конкретную функциональную роль, связанную с развитием познавательных процессов ребенка, развитием активного обучения. Игры проводятся по строгим правилам и имеют определенные принципы организации. Примером дидактической игры является «конкурс-аукцион». Эта игра направлена на соревнование между учащимися в знаниях какой-то правовой темы;
  5. Имитационные игры. Такие игры предполагают моделирование социальных процессов и социальных ситуаций, а также механизмов их протекания.

Игровая деятельность на правовых занятиях помогает снять переутомление ребенка, избежать эмоциональной и учебной перегрузки, активизировать интерес к исследуемому правовому вопросу, воспитать нравственные принципы социального поведения. знания, полученные в ходе игрового действия усваиваются гораздо лучше и закрепляются в памяти надолго.

Школьное правовое воспитание

Перед учителями ставятся следующие задачи:

  • Познакомить детей с основополагающими нормативно-правовыми актами,
  • Воспитать уважительное отношение к законодательству и указать на обязательную необходимость его выполнять,
  • Привить навыки право послушного поведения,
  • Привить усвоение основных норм, которые касаются прав ребенка и другие.

При успешной реализации данных задач позволит развить правовую культуру детей.

Принципы, на которых строится правовое воспитание:

  • Гуманности. Означает приоритет ценностей человеческих.
  • Интеграции учебных процессов. Означает, что материал, который дается детям, должен быть связан с чтением, природоведением.
  • Комплексность. Означает, что должно быть развита комплексная система получения знаний (познавательная, художественная, эстетическая и др.)
  • Гражданственности.

Основной формой организации деятельности учебы в школе является урок. Существует несколько типов уроков. Так, на вводных уроках проводят подготовку детей для восприятия материала. Наиболее эффективные уроки это уроки – беседы. Во время их проведения проводится разбор фактов, подведение детей к правильным выводам по итогам занятий. Также возможно проведение фронтальных бесед.

Особенно важным фактором в правовом воспитании является воспитать патриотизм ребенка

Важно устроить так, чтобы дети гордились своей страной, нацией и являлся активным участником гражданского общества. В связи с этим важно изучать историю края, а также жизнь знаменитых людей Малой Родины

Правовое воспитание в школе обычно организуют социальные работники либо учителя. Однако не последние роли играют родители, одноклассники и иное окружение детей

В связи с эти важно знать есть ли в учебном классе дети из неблагополучных семей и как именно они влияют на других детей

Каждый должен уметь отстоять свои законные права и интересы

В связи с этим важно научить ребенка данному умению, не допускать того, чтобы детей считали «низшим звеном»

Замечание 2

Таким образом, правовое воспитание играет огромную роль в современном обществе. Регулярные занятия в школах способствуют развитию и росту правосознания детей и снижению уровня преступности и правонарушений.

Должны ли дети знать права?

Дети должны быть ознакомлены со своими правами. Но по достижении младшего школьного возраста. Объяснение и разъяснение не рекомендуется ограничивать общими фразами или набором законов. Показ или объяснение строятся на конкретном примере.

В первую очередь такие вопросы разумно обсуждать в семье. Разумный вариант, когда ребенок окончит начальные классы. К примеру, ребенку стоит объяснить, что есть органы опеки, которые занимают сторону ребенка, защищают права личности. Родители должны не только уметь накормить и одеть ребенка, но и выучить, развивать, как личность. Причем мама с папой равны в правах в вопросах воспитания, обучения, развития ребенка.

Форма подачи информации не должна носить характер сухой теории: ребенку будет неинтересно слушать, информация пройдет мимо него. Поэтому материал рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме, с примерами, картинками. Тогда у него возникнет желание.

Лучше начинать с изучения структуры главного российского закона – Конституции России. Не мешало бы изучить и самим взрослым: ведь не все взрослые люди смотрели Конституцию.

Осуществление правового воспитания детей дошкольного возраста в детском саду

Основной целью правового воспитания детей данной возрастной категории заключается в направлении на формирование главных функциональных компонентов структуры правосознания:

  • поведенческого (к примеру, исполнение обязанностей и соблюдение запретов);
  • эмоционально-образного (к примеру, адекватная оценка ребенком чужих и своих поступков, исходя из действующих правил поведения);
  • логико-нормативного или правовая информативность (представляет собой элементарные знания ребенка о своих обязанностях и правах).

Что касается основных задач такого правового воспитания у дошкольников, то к ним можно отнести следующие:

  • ознакомление детей с правилами поведения и социально-правовыми нормами (форма такого информирования подбирается зависимо от возраста);
  • создание определенных условий для формирования правовой компетентности у детей;
  • формирование у детей: социальной ответственности (это можно также отнести к социально правовому воспитанию);
  • и т.д.

В детском саду правовое воспитание может происходить с применением специальных практических, проблемных, игровых и поисково-экспериментальных методов.

Методы правового воспитания школьников

Относительно основной цели такого воспитания у школьников является разъяснение им основных законодательных норм, а также правил поведения в обществе и разъяснение основных прав и обязанностей. Кроме этого, педагоги и классные руководители должны выполнить следующие задачи:

  • ознакомить учащихся с некоторыми правовыми актами государства;
  • привить навыки законопослушного поведения, а также умения защищать свои законные интересы и права в установленном порядке;
  • воспитать в детях уважительное отношение к законам страны и убедить в необходимости их выполнения.

Чтобы реализовать данные задачи, придется применять методы: поощрения и убеждения. Можно также проводить различные семинары, практические занятия и прочие мероприятия, которые помогут повысить правовую культуру школьников.

Правовое воспитание студентов – основные цели, задачи и методы

Студенты уже относятся к той возрастной категории, когда остается сделать всего лишь один шаг к взрослой жизни

Поэтому в ВУЗах очень важно проводить специальные семинары и тренинги, чтобы донести до студентов важную информацию, что поможет им стать закопослушными гражданами социального общества. Помните поговорку о том, что «незнание закона не освобождает от ответственности»? Как раз последнее и является главной целью правового воспитания студентов

Но для того чтобы достичь такого результата, преподаватели должны поставить перед собой следующие задачи:

  • донести до студентов роль права в социальном обществе;
  • разобраться со структурой и содержанием основных законодательных актов и т.д.

Среди основных методов данного процесса можно выделить 3 основных:

  • убеждения;
  • поощрения;
  • наказания.

Как видим, роль правового воспитания независимо от возраста человека является очень важной и значимой. Это поможет школьникам и студентам быть увереннее в себе, осознать необходимость прогнозировать результат своей деятельности и стать достойными членами общества

Методы и формы

  1. Основной метод – беседа, которую можно организовать и на уроках и после них, она может носить как запланированный характер, так и возникнуть спонтанно. Педагог (да и любой взрослый) должен быть всегда готов к разговору с ребенком о нравственно-правовых нормах. Беседа о правах может проводиться в классе, группе или индивидуально. В беседе школьники накапливают теоретические знания об основах законодательства.
  2. Классный час.
  3. Деловая игра – интерактивная форма – требует от всех участников, и педагога, и детей, высокого уровня знаний и информированности.
  4. Внеклассные мероприятия (викторины, конкурсы и др.) способствуют усвоению серьезных тем в легкой, непринужденной обстановке.
  5. Все чаще в школах проводится тестирование, призванное выявить склонность к возможным правонарушениям среди детей.
  6. Встречи с людьми, связавшими свою жизнь с законом и правом.
  7. Круглые столы, на которые, кроме педагогов и детей, приглашаются представители администрации школы, юристы и родители.
  8. Правовое воспитание в библиотеке с ее возможностями организации тематических выставок и мероприятий, а также необходимой законодательной литературой (кодексы, законы, справочники и пр.).

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Реализация

Целенаправленные мероприятия должны проводиться и на уроках, и во внеурочной деятельности. Такие предметы, как история, обществознание, литература, правоведение, безопасность жизнедеятельности направлены в том числе и на нравственно-правовое «возделывание» личности.

Учителю придется разъяснять отвлеченные понятия, преподносить их в доступной для детей этого возраста форме.

  • «Какие права и обязанности есть у школьников?»,
  • «Почему взрослые решили защищать права детей?»,
  • «Право на собственное мнение» и др.

И конечно, для учащихся начальной школы лучше проводить занятия в форме игры:

  • путешествие по государственным символам нашей страны,
  • запрещающие и разрешающие знаки поведения и т.д.

Правовое воспитание подростков должно отличаться большей серьезностью в постановке проблем для классных, групповых или индивидуальных бесед, так как именно в подростковой среде часто случаются первые правонарушения.

  • «Я и закон»,
  • «Мои права и обязанности»,
  • «Что такое порядочность?» и др.,  разъяснительные и профилактические индивидуальные беседы, встречи с представителями законодательно-правовых профессий и служб.

Видео по теме

Правовая культура старшеклассников

Наиболее актуальным воспитание становится для учеников старшей школы

Подростковый кризисный период – благодатное и важное время для формирования отношения к праву и закону. Подростки способны воспринимать сложную информацию свободах, обязанностях

Воспитание должно сформировать особенную личность, для которой уважение к закону станет частью мировоззрения.

Главная  цель воспитания старших школьников  – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

  • усвоения знаний о праве;
  • организованного просвещения;
  • участия в правоохранительной деятельности;
  • работы с родителями.

?
Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений. Сложный подростковый возраст – период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

При отсутствии просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки.

Правовая воспитанность – основа государства. Развитие надлежащего сознания школьников, осознание их прав, обязанностей, воспитываемые с помощью школы являются залогом здорового правового общества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий