Правовая культура и воспитание

Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:

– уровень правосознания и правовой активности общества,

– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Формирование личности, готовой нести юридическую ответственность за свои поступки

Около половины школьников не понимают в полном плане, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом.

Отвечать нужно не только за преступления, но и за мелкие проступки. Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам. Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра – нарвал чужих яблок у соседа без спроса, послезавтра украл из супермаркета шоколадку. Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет ребенка на скользкую дорогу преступного образа жизни.

Дети в своем большинстве не знают, где находится грань между проступком и правонарушением

Для формирования правовой культуры важно рассказать, что что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам. Нужно четко объяснять детям, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю

Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.

Важно Формирование правовой культуры тесно связано с интересом к законам. Перед тем, как что-то сделать, нужно оценить поступок с точки зрения законодательства

Структура правовой культуры

К структуре раскрываемого явления относят перечень компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан. Существуют три группы указанных компонентов:

  • познавательные;
  • поведенческие;
  • ценностно-ориентационные.

К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.

К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.

К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума.

Следовательно, именно уровень развития правовой культуры является основным показателем той роли, которую играет право в жизни конкретного социума.

Правовое воспитание: понятие и формы

  • Теория государства и права | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.24 Мб

    1.Предмет и методология теории государства и права. (в разных источниках говорится про методологию по разному Я брал из нашей методички ТГП Н.Т. Шестаева) 2.Теория государства и права в системе

  • Ответы по Междисциплинарному экзамену (УП; УПП; Криминалистика и др.) РФ | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.59 Мб

    Уголовное право России: понятие, задачи, принципы, система. Понятие и значение уголовного закона, порядок его принятия и отмены. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного

  • Шпаргалка по Теории государства и права России | Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.11 Мб

    1. Понятие, признаки и функции государства. 2. Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет

  • Ответы по правоведению | Ответы к зачету/экзамену | 2014 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Право и религия. Право и экономика. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Юридическая практика: понятие, виды, структура. Объективная истина в теоретическом познании

  • Ответы к госэкзамену по Теории государства и права | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.5 Мб

    1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. 3. Система науки «Теория государства и права». 5. Система методов науки «Теория государства и права». 6. Функции науки «Теория

  • Теория государства и права. Ответы к государственному экзамену | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.63 Мб

    1. Предмет теории государства и права 2. Методология теории государства и права 3. Теория государства и права в системе наук 4. Вариантность возникновения государства 5. Особенности становления

  • Ответы к экзамену по предмету Юридическая техника | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1. Юр техника как самостоятельная учебная дисциплина. Предмет, объект, задачи и цель ЮТ 2.Соотношение понятий “ЮТ” и “Законодательная техника”. Виды юр техники:плюрализм мнений 3.Развитие юридической

  • Ответы к экзамену по семейному праву | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

    Вопросы к экзамену по семейному праву Понятие и предмет семейного права. Особенности брачно-семейных отношений. Особенности метода семейного права. Принципы семейного права. Понятие и признаки брака.

  • Конституционное право Российской Федерации | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.98 Мб

    Понятие и предмет КП РФ как отрасли права и науки. Место конституционного права в системе права РФ. Конституционно-правовые нормы и отношения. Источники КП РФ, их понятие и виды.

  • Экологическое право РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Формы взаимодействия общества и природы. Уголовная ответственность за экологические преступления (характеристика признаков составов). Понятие, причины и проявление экологического кризиса; пути

Отличия правовой культуры от правосознания

Правосознание отличается от правовой культуры наличием в его составе ряда теорий, отражающих отношение социума и отдельных граждан к юридическим нормам, а правовая культура выражается, прежде всего, в положительном отношении индивидуумов к правовой сфере и юридическим институтам. По этой причине правовую культуру относят к более широким, нежели правосознание, понятиям, отражающим уровень знания гражданами собственных прав и обязанностей, состоянием правосудия и правоохранительной системы, соблюдением законов представителями власти и т.д.

К высшей степени проявления правовой культуры причисляют правовую активность отдельной личности, выражающуюся как в строгом соблюдении индивидуумом законов, так и в его активной деятельности, затрагивающей области применения права и правового регулирования.

Функции правовой культуры

На правовую культуру возлагается сразу несколько важных функций, а именно:

  • Познавательная, под которой понимается изучение и освоение людьми юридического опыта прошлых эпох и поколений, а также перенимание полезных особенностей указанного опыта;
  • Регулятивная, основной задачей которой является формирование и обеспечение существования стабильного правопорядка;
  • Нормативно-ценностная, главной целью которой стало сопоставление человеком совершаемых им поступков с известными ему образцами правомерного поведения (с осуждением неправомерных действий и поощрением правомерных поступков);
  • Коммуникативная функция обеспечивает гражданам возможность вести диалог между собой, чтобы обсуждать и согласовывать важные для них личные, групповые и общественные интересы;
  • Прогностическая функция относится в первую очередь к сферам правотворчества, укрепления правопорядка, к области реализации гражданами их прав и свобод и к любым вопросам, касающимся внесения изменений в действующую правовую систему.

Формирование уважительного отношения к законам

Нужно по возможности изучать имеющиеся в государстве законы, не переступать через них. Рассказать об этом можно на примере перехода улицы на зеленый сигнал светофора. Даже если нет машин и пустая дорога, то все равно нужно соблюдать правила, дождаться зеленого сигнала для пешеходов. Это и есть правовая культура в идеале. Но при соблюдении законов должен быть здравый смысл: если светофор не работает, то переходить дорогу можно, когда захочется, но на переходе.

Даже если закон является абсурдным по своему содержанию, то его все равно нужно выполнять. Абсурдность – это оценочная категория, которая зависит от общей культуры, восприятия действительности.

?

Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

А соблюдается в обществе принцип гуманизма; б информируется общественность о процессе законотворчества;

В) обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

Г) осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

Д) знают граждане основные права и Конституцию; и)правомерно поведение личности;

К) позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменитель-ной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание – процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

1) убеждение;

2) предупреждение;

3) поощрение;

4) принуждение;

5) наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Предоставление базовых знаний о правах человека

Для учащихся младшей и средней школы можно ограничиться простыми примерами о том, что каждый имеет право на жизнь, выбор места проживания, свободу передвижения, на жильё, медицинскую помощь. Рекомендуется рассказывать про права на простых примерах. Например, что никто не может заставить семью ребенка жить в определенном городе, родителей – работать принудительно, а в случае болезни государство обязано предоставить медицинскую помощь.

В старших классах можно рассказать про ООН и Конвенцию прав человека. Стоит упомянуть про право вступать в брак, создавать семью, рожать детей. Можно и нужно подкреплять рассказы интересными примерами. Родители не могут запретить своим детям жениться, выходить замуж, также все люди являются равными вне зависимости от достатка, можно свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.

Вместе с правами есть и обязанности, без них сложно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью уплаты налогов. С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины.  Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями.  Без обязанности платить налоги будет сложно реализовать право на бесплатную медицину.

Активное участие в создании гражданского общества

Пассивное соблюдение законов – это хорошо, но нужно проявлять активность и гражданскую позицию для улучшения жизни всего общества. Например, если поломался светофор, то нужно не просто перейти дорогу и забыть о неисправности, а позвонить в органы власти и сообщить о неполадках. Возможно, что это предотвратит аварию и спасет чью-то жизнь.

Нужно учить детей, особенно старшеклассников, чувствовать себя хозяевами своей земли, ее ресурсов, средств производства. С помощью общественных объединений следует заставлять органы государственной власти считаться с интересами людей.

Яркий пример такого участия – это создание общественного объединения по защите окружающей среды. Нужно выявлять предприятия-загрязнители воды и атмосферы, чтобы потом законным путем заставлять их уменьшить выбросы вредных веществ. Участие в такой деятельности должно быть добровольным, только тогда можно говорить об активной гражданской позиции. Правовая культура – это формирование осознания, что государство и чиновники нужны для служения народу России, но никак не наоборот.

Целенаправленное формирование правовой культуры у школьников – это важная часть личной безопасности. Ребенок обязательно должен знать свои права, обязанности и уметь пользоваться ими в случае необходимости.

Сущность понятия «правосознание»

Правовое обучение как одна из наиболее эффективных систем передачи, а также усвоения исторического опыта, практики и навыков реализации права в условиях современной действительности направлено прежде всего на формирование у индивида чувства уверенности и самостоятельности в области права, а также на оказание стимулирующего воздействия правовой активности личности. Правовая активность подразумевает добровольное, осознанное, инициативное, ответственное поведение индивида.

Среди черт правосознания можно выделить следующие:

  • Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания;
  • Правосознание является выражением отношений индивидов к праву, а также различного рода правовым явлениям;
  • Содержанием правового сознания являются взгляды, идеи, принимаемые теории, эмоции и т.д.;
  • Правосознание прежде всего определяется материальными, а также духовными условиями общественного жизни;
  • Для правосознания характерна преемственность.

В структуре правосознания выделяют:

  • Правовую психологию, под которой следует рассматривать комплекс чувств, прав, эмоций, с помощью которых может быть выражено отношение индивида к праву, а также отдельным правовым явлениям. Правовая психология в значительной мере проявляется в определенных психологических реакциях индивида на некоторые правовые явления и нормы права;
  • Правовую идеологию, под которой на сегодняшний день понимают комплекс идей, различного рода взглядов, эмоций, с помощью которых выражается отношение людей к правовым нормам и явлениям. Подобная идеология, как правило, выражена в научном или философском осмыслении правовых явлений.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий