Опросник по эмоциональному пренебрежению в детстве

Интерпретация результатов: демонстративность и аффективность

Если выявленный фактор риска, согласно опроснику суицидального риска, имеет максимальное значение, исследуемый однозначно нуждается в психокорреции. Чем меньше показатель, тем ниже вероятность того, что человек хочет покончить жизнь самоубийством.

Под термином «демонстративность» понимается желание привлечь к своим несчастьям внимание окружающих людей. Цель – добиться того, чтобы человека поняли и постоянно ему сочувствовали

Исследуемый может вести себя так, как будто он действительно хочет покончить жизнь самоубийством. Однако это не более, чем крик о помощи. Самое опасное сочетание демонстративности и эмоциональной ригидности. В этом случае исследуемый действительно склонен к суициду.

Аффективность – это состояние, когда эмоции заглушают «голос разума». Иногда наблюдается полная блокада интеллекта. Иными словами, человек реагирует на ситуацию только эмоционально.

Процедура проведения

Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается.

Инструкция

Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.

Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или
типичного) для ребенка эмоционального состояния,
осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или
восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и
вспомните то состояние, которое возникает у вас
чаще всего
(вариант: которое возникло у вас
сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким
явлением природы, окружающего мира можно
соединить ваше внутреннее состояние. Может быть,
оно похоже на спокойную гладь лесного озера или
на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно
несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад.
Или ваше обычное состояние похоже на ясную,
солнечную погоду или на хмурый, дождливый день.
Рассмотрите внимательно ту картинку, которая
возникла перед вашим внутренним взором.
Действительно ли это ваше обычное эмоциональное
состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и
нарисуйте то природное явление, которое
соответствует вашему обычному внутреннему
состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы,
соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным
или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает
или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что
хотелось бы чувствовать? (Можно предложить
нарисовать желаемое состояние.)

Светлана ПАНЧЕНКО,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог МОУ Гимназия № 6,
г. Тихорецк,
Московская область

Приложение 1

Приложение 2

Получено 3 совета от психологов

Это хорошо, что Вы пытаетесь разобраться, что с Вами происходит и читаете статьи. Однако проблема информации в интернете в том, красивым новым словом называют то, что уже имеет общепринятый смысл. В описании Вашего состояния звучит много депрессивных симптомов. Это не значит, что нужно гуглить статьи на эту тему, потому что на основании письма диагноз ставить нельзя! Это только предположение, точную оценку Вашего состояния можно сделать на консультации, и лучше на очной, а не скайп. Приходите…

Ирина психоаналитик, консультации в Москве и удаленно (вайбер, вотсап)

Хороший ответ

2

Похожий вопрос

Как бороться с пренебрежением в отношениях? (2 ответа)

Здравствуйте, Евгения,

Чтобы “быть живым”, нужно знать и понимать себя, искать свои собственные чувства и мысли на любую тему, фактически это работа с самооценкой.

С детства мы не сами себя оцениваем, нас оценивают окружающие, близкие родственники определяют, что хорошо и что плохо, правильно и неправильно, Естественно, они делают это исходя из своих представлений, убеждений и ценностей. Это просто чужое мнение, оно не хорошее и не плохое, просто не наше.

Задача взрослеющего человека выработать свое мнение и свои убеждения, для этого, в норме, предназначен подростковый возраст, но очень многие люди делают это гораздо позже (а иногда и никогда).

Поэтому, чем раньше начать эту работу над собой, тем лучше. Для этого существует множество техник и практик, сопровождение психолога желательно, это поможет быстрее разобраться в себе.

Вы можете начать с простых упражнений.

Например, когда вы чувствуете, что вам как-будто все равно, думайте над конктретной ситуацией и представляйте разные варианты развития событий, обычно 2-3 варианта есть всегда.

Представляйте каждый вариант и слушайте свои ощущения, какой из вариантов вам нравится больше? Даже, если ни один не нравится, какой не нравится больше, какой меньше?

Делайте выбор (например, вот это все-таки немного лучше, чем вон то).

Таким образом вы будете тренировать свою психику, искать свои варианты, вырабатывать свое мнение. Лучше начинать с совсем простых вещей, буквально, что есть на завтрак? Что одеть?

Делайте это упражнение всегда, когда у вас возникает ответ – мне все равно.

На самом деле, вам не все равно, просто ваши желания и чувства глубоко запечатаны, и задача до них “докопаться”.

Марина Николаева, Медицинский психолог, Гештальт-терапевт (Москва)

6
Хороший ответ

Похожий вопрос

Пренебрежение мужчины к подаркам, или как понять? (2 ответа)

2
Хороший ответ

1

Диагностика и лечение

Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.

Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.

Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, нервозности, агрессии).

В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.

Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс антидепрессантов. Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются лекарства группы СИОЗС, как наиболее безопасные и современные.

Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), стабилизаторы настроения, противотревожные препараты (анксиолитики).

Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.

Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства

Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.

К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.

Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.

Тест на определение НДО

Скачать файл с вопросами теста для печати.

Для сбора данных использовался следующий опросник. Он определяет испытанное в детстве, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие и лишение заботы.

Случалось ли с вами, что в течение первых 18 лет вашей жизни:
(Отметьте галочками вопросы с положительными ответами и тест посчитает ваш балл НДО)

1.Родитель или любой взрослый человек часто или очень часто
Ругал, оскорблял или унижал вас?
Или вёл себя таким образом, что вы боялись физически пострадать?
Да
2.Родитель или любой взрослый человекЧасто или очень часто толкал, хватал, шлепал вас или бросал что-либо в вас?
Или хоть один раз ударил вас так сильно, что у вас остались следы или травма?
Да
3.Взрослый человек или любой человек старше вас более чем на 5 лет хоть один раз
Трогал или ласкал вас или просил потрогать его/ее с сексуальным намеком?
Или занимался или пытался заняться с вами любым видом секса?
Да
4.Вы часто или очень часто чувствовали что
Никто в вашей семье не любил или не ценил вас?
Или члены вашей семьи не заботились друг о друге, не чувствовали себя близкими людьми или не поддерживали друг друга?
Да
5.Вы часто или очень часто чувствовали что
У вас не было достаточно еды, вы вынуждены были носить грязную одежду и никто о вас не заботился?
Или ваши родители находились под слишком сильным влиянием алкоголя или наркотиков, чтобы заботиться о вас или отвезти вас к доктору, когда вам нужна была помощь?
Да
6.Ваши родители развелись или стали жить раздельно? Да
7.Кто-либо совершал следующие действия по отношению к вашей матери или мачехеЧасто или очень часто толкал, хватал, давал пощечину или бросал что-либо в нее?
Или иногда, часто или очень часто пинал, кусал или ударял кулаком или твердым предметом?
Или хоть один раз бил в течение нескольких минут или угрожал ножом или огнестрельным оружием?
Да
8.Вы жили с кем-либо, кто являлся алкоголиком или употреблял наркотики? Да
9.Вы жили с кем-либо, у кого была депрессия или психическое расстройство, или кто пытался покончить жизнь самоубийством? Да
10.Кто-то из тех, с кем вы жили, попал в тюрьму? Да

Ваш балл НДО:

Стадии и классификация расстройства

Специалисты в области психического здоровья выделяют несколько форм депривации:

  1. Умеренная степень расстройства. Характеризуется легкой неустойчивостью эмоционально-волевой и мотивационной сфер.
  2. Средняя степень депривации. Проявляется в виде снижения интеллектуального развития, появления психических и соматических расстройств.
  3. Тяжелая стадия характеризуется серьезной недостаточностью психического развития.

К основным видам психической депривации относятся:

  • Эмоциональная депривация. Как правило, формируется в детстве в результате отсутствия принятия, одобрения, любви и заботы со стороны матери.
  • Сенсорная депривация. Возникает из-за невозможности удовлетворить потребность в ощущениях. Например, недостаток объятий, прикосновений, взглядов. 
  • Когнитивная депривация. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций. Возникает в результате отсутствия возможности познавать родителя, а через него и окружающий мир.
  • Социальная депривация. Лишение возможности выполнять свою социальную роль (сына, дочери и т.д.). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Результаты

Балл НДО показывает дозовую связь неблагоприятного детского опыта с нижеперечисленными проблемами со здоровьем и социальными проблемами. Дозовая связь означает, что чем больше неблагоприятного детского опыта вы испытали, тем выше у вас риск появления каждой из проблем.

Исследование показало следующие результаты:

  1. Неблагоприятный детский опыт встречается очень часто. 64% людей среднего и высшего среднего класса с хорошей работой и отличной медицинской страховкой прошли через НДО.
  2. НДО встречается намного чаще сразу в нескольких категориях. 87% вероятность того, что вы испытали более чем одну форму насилия.
  3. НДО в разы повышает риск следующих заболеванй и проблем
    • Наркомания
    • Ожирение
    • Диабет
    • Рак
    • Болезнь сердца (ИБС), лёгких (ХОБЛ), печени
    • Заболевания передающиеся половым путем
    • Промискуитет (количество партнеров 50+)
    • Галлюцинации и психические расстройства
    • Необъяснимые медицинские симптомы
    • Ослабленная память
    • и многие другие…

Следующие графики из видео-презентации выше показывают дозовую зависимость проблем от балла НДО.

Что дальше?

Мы хотим чтобы вы воспользовались этой информацией, лучше познали себя и окружающих людей. Если вы испытываете проблемы в жизни, о которых мы рассказали, то воспользуйтесь помощью хорошего эмпатирующего психолога. Поделитесь своими переживаниями с близким вам человеком, поговорите с вашими знакомыми, кто пережил насилие в детстве. Только сочувствием, пониманием и поддержкой мы сможем помочь друг другу. Только признанием серьезности проблемы и готовностью изменить то, как мы обращаемся с детьми, мы сможем сделать мир лучше, избавить его от огромного количества насилия и построить по-настоящему свободное, процветающее и счастливое общество!

Пожалуйста, поддержите Доброум материально, чтобы мы могли донести эти знания до максимального количества людей!

Определение понятия

Депривация в психологии – это определенное состояние психики, при котором личность не может удовлетворить свои основные потребности (в результате потери связи с предметом их удовлетворения). 

Как правило, проблема депривации берет свое начало в раннем детском возрасте. Со временем она либо сглаживается, либо усугубляется, трансформируясь в другие психические неблагополучия (расстройства).

Депривация привязанности – это неспособность ребенка (младенца) сформировать эмоциональную привязанность к своей матери или человеку, выполняющему ее роль (отцу, опекуну и так далее). 

Ранняя депривация особенно свойственна малышам, которые воспитываются в неблагополучных семьях, детских домах, интернатах и других специализированных учреждениях. В таких условиях не могут быть удовлетворены основные детские потребности в заботе и любви, уважении и признании, самореализации и безопасности. А поскольку поле социального взаимодействия таких детей слишком сужено, возникают необходимые предпосылки для формирования психологической депривации.

Состояние депривации у ребенка также может возникнуть в результате вынужденного, временного разлучения с матерью. Например, в том случае, когда она серьезно заболевает и попадает в больницу на длительный период. Это может привести к тому, что привязанность между ребенком и его матерью будет серьезно нарушена (в зависимости от продолжительности времени, в течение которого ребенок лишен заботы).

Депривация у детей приводит к длительным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям в будущем.

Состояние депривации у взрослых может возникать в результате лишения чего-то очень важного в их жизни, вынужденной изоляции, нехватки эмоций и так далее. 

Примеры депривации могут включать в себя: смерть близкого человека, жестокое обращение с детьми, госпитализм (длительное нахождение в закрытом лечебном учреждении), сиротство.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

ВАЖНО

Первые эмоции

Вспомните ваши первые игры с малышом. Игра «ку-ку» – это не что иное, как реакция ребёнка на чувства и эмоции взрослого – чем веселее интонация и выглядывающее из-за ладошек лицо мамы, тем заливистей детский смех. 

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребёнка

Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребёнку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он ещё не знает, что каждое его состояние имеет определённое название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. 

«Похоже, тебе сейчас очень весело.» «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик.» «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен». «Я вижу, что ты очень растерян». «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев». 

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их – всё, что может рассказать об эмоции, полезно для развития первой ступени эмоционального интеллекта – понимания самого себя.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного

Поэтому для родителя важно, в первую очередь, не бояться быть «настоящим», чтобы ребёнок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями

Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.

Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом

  • Понять свою эмоцию;
  • Принять её. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её;
  • Понять, почему вы испытываете эти чувства;
  • Принять решение, как выразить эти чувства.

Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьёй провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».

Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние

Когда у ребёнка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:  «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

ВАЖНО

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается ли он или злится, испытывает ли радость или восторг, грусть или разочарование. 

И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребёнок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона
развития учащихся.

Материалы: информационные карты на
каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги,
карандаши.

Методические рекомендации: перед
началом диагностического обследования
целесообразно поговорить с детьми о том, что
такое эмоциональные состояния, как они
проявляются у человека. Методика может
использоваться как в процессе индивидуальной
работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой
информационная карта, на которой представлены
наиболее типичные эмоциональные состояния
человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них
испытывал ты сам, в каких ситуациях
(с младшими
школьниками можно обговорить ситуации, в которых
проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа»,
выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего
испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)».
Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще
всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3
эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции,
которые чаще всего испытывают учителя на уроках,
и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй
эмоциональные состояния, которые чаще всего
испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить
школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные
состояния, которые они испытывают на отдельных
уроках.

Анализ диагностического материала:
определяется частота выраженности позитивных и
негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у
ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему
комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт
(отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой
эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить,
какие эмоциональные состояния преобладают у
учащихся данного класса, как воспринимаются
учениками учителя, родители, одноклассники.

Источники и дополнительные ресурсы

Английский оригинал с проекта Freedomain Radio. Video: The Bomb in the Brain Part 1 – The True Roots of Human Violence

Токсичный стресс у детей крайне негативно влияет на здоровье и развитие ребенка. Центр развития ребенка Гарвардского университета. Video: Toxic Stress Derails Healthy Development

Мозг ребенка деформируется от лишения заботы и взаимодействия. Altered brain development following global neglect in early childhood

Комбинация генов и жестокого обращения с детьми активирует агрессию. Study: Abuse And Genetics = Aggression

Более 900 раз в год родители поднимают руку на ребенка. Video: Children Assaulted 936 Times Per Year

ЮНИСЕФ: 4 из 5 детей 2-14 лет подвергаются физическому наказанию дома. Hidden in plain sight. Statistical analysis of violence against children. (стр. 96)

Алкоголизмhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16549308http://www.acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/ARV1N2.127151212.pdf

Курениеhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10553792http://www.acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/ACEs_and_Smoking.127153344.pdf

Суицидhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11754674http://www.acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/ARV1N3.157150526.pdf

Ранний секс, подростковая беременность и подростковое отцовствоhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14754944http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12100801

Проблемы на работе и финансовые проблемыhttps://www.thepermanentejournal.org/files/Winter2004/childhood.pdf

Насилие между партнерамиhttp://jiv.sagepub.com/content/18/2/166

Ранняя смертьhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19371414http://acestudy.org/yahoo_site_admin/assets/docs/LaniusVermetten_FINAL_8-26-09.12892303.pdf

Ожирениеhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12119573http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17572308

Вместо заключения

Мечты — это нормальная и очень распространенная умственная деятельность с бесчисленными ежедневными короткими эпизодами фантазий, однако про чрезмерную, неконтролируемую, тревожную и дисфункциональную форму грез до сих пор известно мало. Последние пять лет интерес к этому явлению возрос, во многом благодаря усилиям профессор Сомера и его коллег, но в русскоязычной научной литературе проблема навязчивых грез до сих пор полностью игнорируется и затрагивается лишь в некоторых СМИ.

Проверить себя по шкале склонности к навязчивым грезам читатель может в автоматизированной версии опросника, переведенной на русский язык. Подробнее ознакомиться с проблематикой и опубликованными научными работами по неадаптивной мечтательности можно на сайте проекта профессора Сомера. Также существует небольшое русскоязычное сообщество «Анонимные Дейдримеры», предлагающее онлайн-собрания для людей, страдающих от навязчивых грез и желающих найти поддержку.

Социальный интеллект Дж. Гилфорда

Эта правдивая психодиагностическая методика разработана известным психологом и считается стандартизованной измерительной методикой. Ее используют профессионалы. Она тоже трудоемкая в интерпретации результатов, но ее можно пройти онлайн. Выводы по вашей личности представлены во всплывающем окне.

Методика состоит из 4 субтестов, которые содержат картинки и обычные вопросы. В результате их прохождения вы получите данные о своем поведении в обществе, понимании других людей, подстройке или самостоятельности во взаимоотношениях. На главной страничке теста вы увидите ссылки на все 4 субтеста.

Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни

В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни.

Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что надолю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Кроме того, между уровнем EQ (эмоционального коэффициента) и уровнем доходов существует прямая связь.

ЭИ в сфере образования

В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.

В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой.

ЭИ и девиантное/проблемное поведение

Исследование Саловея, Майера и Карузо 2004 года показало, что при соотнесении интеллекта и различных черт личности наблюдается обратно пропорциональное соотношение между высоким ЭИ и буллингом, агрессивным поведением, курением, употреблением наркотиков.

Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии (выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении).

ЭИ и развитие ребенка

Все чаще исследования ЭИ проводятся среди детей и подростков. Они демонстрируют связь ЭИ с социализацией и успеваемостью среди детей. В продольном исследовании детей от трех до четырех лет в 2013 году Сьюзан Денхэм с коллегами оценивали умение детей контролировать и распознавать эмоции.

Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы.

ЭИ и отношение других людей

Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми.

ЭИ и благополучие

Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии.

ЭИ и социальное поведение

Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми.

ЭИ и лидерство/организационное поведение

ЭИ положительно влияет на отношения с клиентами — следует из исследования Майера с коллегами 2004 года. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.

Тест на измерение эмоционального интеллекта Д. Гоулмана

На популярном сайте testometrika.com этот тест можно пройти без регистрации. Он состоит из 10 вопросов, их вы проходите онлайн. Вам предлагается представить ситуацию и в зависимости от нее выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Интерпретация результатов зависит от количества набранных баллов.

Но здесь есть оговорка: его можно пройти быстро, но это повлияет на точность. Например, я такая уверенная, что у меня с ЭИ все ок, прошла его и получила низкий балл. Мне методика Гоулмана “посоветовала” увеличивать самоконтроль и самомотивацию, научиться чувствовать переживания других! Буду оспаривать в следующем, более точном тесте!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий