Педагогика одаренные дети

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • ‍Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей “специальности”.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Вопрос 2. Динамика развития

Психологи, работающие с одаренными детьми, — Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич — выделяют два основных пути их развития.

Первый путь — раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. Окружающие его взрослые видят и ценят одаренность, связывают с ребенком большие надежды.

В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Тех, кто рано проявил себя и сохранил свой дар на протяжении взрослой жизни, относительно мало. Среди известных имен — В. Моцарт, Ф. Лист, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, А. С. Грибоедов.

Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время «застревает» на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета, который в школьные и последующие годы болезненно воспринимается и самим ребенком, и его близкими, ожидавшими от него больших успехов.

Второй путь — одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позже. За периодом как бы замедленного умственного развития следует бурный подъем, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте, как, например, у Ньютона, одаренность которого не проявлялась до 11 лет. Пример, ставший хрестоматийным, — биография А. Эйнштейна. А Эйнштейн считался совершенно неспособным ребенком и был исключен из гимназии в 15 лет. В Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.

Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, не смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни. Для развития способностей недостаточно иметь хорошие задатки, нужно еще и трудиться: способности развиваются только в деятельности. Нет полноценно развертывающейся деятельности — и потенциал остается невостребованным, ни о каких значительных достижениях не может быть речи. Неразвитыми, видимо, могут остаться любые способности, но есть основания полагать, что среди не реализовавших свои способности людей особенно много творчески одаренных. Именно творческим натурам труднее всего приспособиться к жизни, найти свое место в обществе, добиться успеха, проявить свою незаурядность. Когда одна из крупных фирм США подбирала сотрудников с творческими способностями, они были найдены среди молодежи, не имевшей квалификации и стабильного заработка, — среди тех, кто торговал сигаретами вразнос и чистил обувь.

Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л. С. Выготский различает так называемых вундеркиндов («чудо-детей») и детей талантливых, истинно одаренных. Вундеркинд с раннего детства поражает окружающих какими-нибудь исключительными способностями — музыкальными, художественными, математическими, умением «по-взрослому» рассуждать. Причем удивление вызывают не сами по себе, допустим, математические способности, а то, что они проявляются так рано, у такого маленького ребенка. Такое ускоренное развитие, когда ребенок быстро проживает каждый возрастной этап, все время опережая сверстников, не является оптимальным, полезным. Большинство вундеркиндов становятся средними людьми или даже людьми со способностями ниже средних. Вундеркинд — это ребенок, у которого «все будущее в прошлом», это пустоцвет.

Если вундеркинд восхищает тем, что похож на детей более старшего возраста, то ребенок действительно одаренный, талантливый обращает на себя внимание качествами, свойственными его собственному возрасту, но только исчерпывающе, полнокровно развитыми. Для вундеркинда характерно забегание вперед, в его развитии есть признаки будущих возрастов; в развитии по-настоящему одаренного ребенка преобладают признаки, присущие его возрасту, но возрасту, необычайно творчески, богато переживаемому

Как отмечает Л. С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас не тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летнему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров.

Таким образом, единственно плодотворным путем развития одаренности в детстве становится максимально полное раскрытие возможностей, появляющихся в каждый возрастной период, глубокое проживание ребенком каждого возраста, а не быстрое «забегание» вперед.

Признаки одаренности

Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:

  • Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  • Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.

Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:

  1. Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
  2. Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
  3. Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.

Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.

Определение 4

Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.

Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:

  1. Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
  2. Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
  3. Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
  4. Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Определение одаренности и одаренного ребенка

Одаренность — это психическое качество, систематически
развивающееся в течение всей жизни и определяющее способность человека
достигать более высоких (необычных, выдающихся) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сегодня большинство психологов признают Это уровень.
Качественная специфика и характер развития одаренности всегда являются
результатом сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и
социальной сферы, опосредованной деятельностью ребенка (игра, обучение, труд).
В то же время нельзя игнорировать роль психологических механизмов саморазвития
личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуальной
одаренности.

Детство — это период формирования способностей, личности и
бурных интегративных процессов психики. Степень и широта интеграции
характеризуют формирование и зрелость самого явления — одаренности. Одним из
наиболее спорных вопросов, связанных с проблемой одаренных детей, является
частота проявления одаренности в детском возрасте. Существуют две крайние точки
зрения «все дети одаренные» — «одаренные дети встречаются крайне
редко». Вышеуказанная альтернатива отменяется следующей позицией:
Потенциальная одаренность в отношении различных видов деятельности присутствует
у многих детей, в то время как реальная одаренность проявляется у значительной
части детей

Тот или иной ребенок может демонстрировать свои успехи в
достаточно широком спектре деятельности. Более того, даже в одном и том же виде
деятельности разные дети могут раскрыть специфику своей одаренности с точки
зрения различных ее аспектов. Существует множество видов и форм одаренности,
поскольку умственные способности ребенка на разных этапах возрастного развития
чрезвычайно пластичны.

Одаренность ребенка часто отражается в успехе деятельности
спонтанного, самодеятельного характера. Например, ребенок, увлеченный техникой,
строит свои модели дома, но его деятельность никак не связана со школой или
социально организованной внеклассной работой (в кружке, секции, студии). Другой
ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет показывать их
учителю. О таланте ребенка необходимо судить не только по его школьной
активности, но и по его внеклассной деятельности, а также по формам активности,
инициированным им самим.

Одной из причин недостаточного проявления определенного вида одаренности может быть отсутствие (в силу условий жизни) соответствующих знаний, навыков и умений. Как только такой ребенок их выучит, его талант становится очевидным и явным для учителя.

В некоторых случаях причиной скрытого проявления одаренности
являются трудности в развитии ребенка. Например, заикание, повышенная
тревожность, конфликтное общение и т.д. могут привести к тому, что уровень
успешности ребенка снижается.

Таким образом, одаренность может проявляться у разных детей
более или менее очевидным образом. Анализируя отклонения в поведении ребенка,
учитель, психолог и родители должны сделать своего рода «признание» в
отсутствии знаний о реальных способностях ребенка, и в то же время понять, что
есть одаренные дети, одаренность которых они еще не смогли разглядеть.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от
обучения, которое является результатом более благоприятных условий жизни для
конкретного ребенка. Очевидно, что при одинаковом уровне одаренности ребенок из
семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать лучшие
результаты в определенных видах деятельности, чем ребенок, для которого такие
условия не были созданы.

Поскольку одаренность в детстве можно рассматривать как
потенциал интеллектуального развития по отношению к последующим этапам
жизненного пути человека, следует учитывать сложность самой проблемы
«одаренный ребенок». Это во многом связано с особенностями детской
одаренности (в отличие от одаренности взрослых). Одаренность конкретного
ребенка в значительной степени является условной характеристикой. Самые
выдающиеся способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его
будущих достижений. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности,
проявившиеся в детстве, могут исчезнуть либо постепенно, либо очень быстро,
даже при кажущихся благоприятных условиях. Учет этого факта особенно важен при
организации практической работы с одаренными детьми.

Вопрос 2. Социально – педагогические условия развития одаренных детей

Для того, чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых условий.

Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия социального педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ученика, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику

На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то»

Вот так коротко раскрывают смысл пятого условия. Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке и переподготовке учителей, которые работают с одаренными детьми. В развитии человека, его одаренности огромное значение имеют система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.

Разновидности одаренности

Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика. Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом

Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.

Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:

  • академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
  • психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
  • интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
  • творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
  • художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
  • практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
  • социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
  • коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.

В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 

Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 

Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 

Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.

Повышенная потребность во внимании взрослых

Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии

Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 

Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 

Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий