Рисование в технике «Монотипия» детям в ДОУ

Техника создания рисунка

Есть несколько интересных способов детского творчества.

Вот, пожалуй, самый простой:

  1. Пятна краски наносите на плотную поверхность — можно наносить их хаотично. Количество красок и цвет полностью зависит от воли юного мастера.
  2. Если краска густая, опрыскайте лист водой.
  3. Накройте листом плотной бумаги, прижмите резиновым валиком или руками, чтобы смешать цвета.
  4. Поднимите лист бумаги за углы, уверенным движением удалите его. Сухой.

А затем попробуйте вместе с ребенком угадать, как выглядит получившийся рисунок. Если использовать белую, синюю, серебристую краски, можно получить заснеженный лес, припудренные деревья, волшебный зимний пейзаж. Добавьте на небо звезды и луну — зима готова!

Второй метод основан на принципе зеркального отражения.

  1. Перед тем как нарисовать монотипию, сложите лист бумаги пополам.
  2. Нарисуйте что-нибудь на одной половине, например половину дерева.
  3. Сложите лист, прогладьте его.
  4. Развернуть — у вас симметричный образ.

Осталось прорисовать ветки четче — и рисунок готов!

Детям 5-7 лет подойдет техника рисования по стеклу. Необходимо следить за тем, чтобы у стекла не было острых краев и чтобы углы были закругленными. Таким способом можно изобразить, например, аквариум с красочными обитателями:

  1. Подготовьте рисунок с красивой рыбкой, накройте его стеклом.
  2. Раскрасьте стекло кистью. Красьте быстро, чтобы краска не высыхала. Преимущество этого метода в том, что если какая-то рыбка не подошла, можно удалить поврежденное место мокрой тряпкой и перекрасить заново.
  3. Смочите лист акварельной бумаги водой, стряхните лишнюю влагу.
  4. Накройте стакан влажным листом бумаги, хорошо прижмите руками.
  5. Аккуратно снимите бумагу: перед вами аквариумный принт.
  6. Просушите лист.
  7. Завершающий этап — нанесение недостающих деталей рисунка, украшение рыбки мотивами чешуи.

После высыхания готовый рисунок можно помещать в рамку.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом – она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги – получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск – смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами.
Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Примеры рисунков дошкольников в технике монотипии с комментариями по выполнению работы

Бабочка — один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).

Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью и фломастером

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Сочетание двух нетрадиционных техник — монотипии и печатания листьями

Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.

Фотогалерея «Рыбки»

Рисунок акварелью

Рисунок гуашью

Рисунок акварелью

С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение — это работа «Волшебный цветок».

Фотогалерея «Цветы»

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией — это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией — это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» — поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему — «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».

Фотогалерея «Пейзажные композиции»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.

Фотогалерея «Фантазийные мотивы»

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью и фломастером

Рисунок акварелью

В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян — обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.

Фотогалерея «Космос»

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью и цветными карандашами

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия — действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я предлагаю вам поговорить о самом красивом времени года – осени.

Если листья на деревьях пожелтели.

Если птицы в край далекий улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Это время года осенью зовется!

Игра «Хорошо — плохо» (о приметах осени).

2. Основная часть.

Ребята, вашему вниманию представлен слайд, на котором изображена картина Исаака Левитана «Золотая осень».

Слайд №1.

Скажите, пожалуйста, какой жанр живописи изображен? Что такое пейзаж?

Расскажите, пожалуйста, стихи о пейзаже.

Ребенок.

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Ребенок.

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…пейзаж!

Какое время года вы видите на картине? Почему вы так считаете?

Какие краски использовал художник?

Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.

Художник Михаил Нестеров изобразил золотую осень в водном отражении, как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. Природа кажется застывшей в своем холодном спокойствии. Не шелохнется и отражение в воде, но если внимательно приглядеться, то вдруг все оживает. Мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку…

Слайд № 2.

Как сказал белорусский поэт Анатолий Болутенко

Какая гладкая река! Чиста от ряби, словно льдина,

В ней бал справляют облака, для взора чудная картина.

Двойные будто берега: один действительный, реальный,

В воде деревья и луга, другой, как в сказке, виртуальный.

Река такая не всегда, как горы, могут быть в ней волны,

Сейчас пленяет красота, вокруг пейзажи ею полны.

В своем стихотворении поэт как раз описал то, каким красивым может быть отражение в воде. И мы попробуем, изобразить пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», но необычным способом, а волшебным.

Подумайте и скажите, пожалуйста, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде.

(Дети высказывают свои соображения).

Сегодня, я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия). Монотипия — это способ рисования на «мокрой» бумаге. Техника выполнения этого способа представлена на слайдах.

Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе,чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода- озеро, река…

Слайд № 3.

Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу под линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.

Слайд № 4 и № 5.

Затем рисуем дерево в верхней части листа. Прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года – осени, далее рисуем ствол.

Слайд № 6.

Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?

(Ответы детей).

Да, правильно, рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в озеро. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Это многослойная монотипия — увлекательное и интересное занятие.

Слайд № 7.

Ребята, хотите стать волшебниками?

Чтобы начать творить волшебство, нужно немного отдохнуть и набраться сил.

Физминутка.

Маленькие листики тихо сидят,

Глазки закрыли, крепко спят,

Вдруг веселый ветер с шумом прилетел,

И каждый листочек гулять захотел.

Ветер дуть перестал, к земле листики прижал.

Улыбнулись друг другу. Подарили хорошее настроение. Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза и представьте каждый свое чудесное творение. Открываем глаза и приступаем к волшебству.

Смачивать лист и рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится. Такое чудесное время года, как осень, позволяет проявить фантазию для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге. Может быть кто – то из вас нарисует птиц, опустевшие гнезда, траву, листья, осенние цветы, облака или дождь.

Во время рисования звучит пьеса «Осенний сон» Арчибальда Джойса.

3. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня были маленькими художниками — волшебниками.

(Ответы детей).

Оформление выставки «Осенние переливы».

Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили.

Пришло время включить свою фантазию и разгадать, что же у нас получилось. Ведь вы еще не волшебники, а только учитесь

Сегодня наше волшебство закончилось. Спасибо большое, молодцы!

Материалы для работы

Выбор материалов для рисования методом монотипии очень велик, он ограничен только вашей фантазией.

Тебе понадобится:

Плотная бумага, картон, пластик, плитка, стекло или листовой металл. Главное, чтобы материал не пропускал влагу.
Детские краски: гуашь, пальчиковые краски, акварель

Обратите внимание на безопасность и долговечность.
Инструменты: кисти разной степени жесткости, ватные палочки, валики, поролоновые диски. Хороший инструмент — руки молодого художника.
Материалы для росписи: бумага, фанера, картон, плотная ткань.

Отпечаток можно сделать просто вручную или использовать подручные материалы — валики, скалки.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом – она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги – получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск – смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами.
Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

История появления монотипии

Монотипия в переводе с греческого языка дословно означает «один отпечаток», но, судя по историческим данным, зародилась она далеко не в Греции: первые оттиски гравюры без черного контура появились в 11 веке в Китае. Это были простейшие виды монотипии.

Долгое время монотипия была дополнительным приемом к основным графическим техникам. Первый цветной оттиск сделал голландский художник : гравюры на металле (офорт) он закрашивал цветными красками. Так получались уникальные эстампы, что послужило началом развития данного вида искусства.

Такую технику изображения рисунка перенял и усовершенствовал итальянский художник и график Джованни Бенедетто Кастильоне. Именно ему приписывается изобретение монотипии. Кастильоне закрашивал пластину чернилами и после полного высыхания краски острым предметом вырезал изображение и отпечатывал его на бумаге.

«Сотворение Адама» – один из самых известных монотипов итальянского живописца. На картине белыми угловатыми штрихами изображен Бог, выходящий из облака. А во тьме тонкими текучими линиями изображен Адам. Этот шедевр создан при помощи черных чернил, пластины и тупого инструмента (палка или ручка кисти) :

Более чем через сто лет английский художник, гравер, поэт Уильям Блейк внес свой вклад в развитие монотипии: он наносил рисунок лаком на медную доску. Пустые от лака участки он заливал кислотой, таким образом контур рисунка выступал над гладким фоном. Далее Блейк переносил рисунок отпечатком на доску. Так появилась цинкография – выпуклый офорт.

Несмотря на все художественные эксперименты, монотипия стала выделяться в отдельное направление только в 19 веке благодаря Эдгару Дега, французскому художнику. Им было создано множество работ в этой технике. Дега любил экспериментировать: он впервые использовал в монотипии прозрачную доску, с помощью нее было проще контролировать рабочий процесс.

Художник выпускал пособия по монотипии, представлял свои работы на выставках, круг увлекающихся монотипией стал постепенно расширяться .

В России родоначальником монотипии считается Елизавета Кругликова. Находясь в Париже около 25 лет, она создала около пятисот оттисков на разные тематики. Самой большой серией работ, сделанной в технике монотипия, является серия «Цветы», она включает в себя более ста оттисков .

В 20 веке особое значение в искусстве начали занимать цвет и используемый материал. Так, Юрий Великанов, ученик Елизаветы Кругликовой, создал монотипии, посвященные возведению электростанции на реке Свирь.

Особенную популярность монотипия завоевала в 1930-е годы. Анатолий Суворов при помощи этой техники создал иллюстрации к повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты»:

Ада Рыбачук, художница из Украины, попав в 1950 году на Север, была поражена красотой природы, что послужило стимулом для вдохновения и написания картин техникой монотипия. Она создала иллюстрации к сказке «Маленький Уняны»:

Художники 20 века экспериментировали в творчестве, работали с цветными красками и находили нестандартные методы исполнения монотипии. Вадим Фролов, гравер, применял в своих работах отходы от металлического производства, а Валерий Мишин, художник из Петербурга, для создания оттисков использовал реальные предметы: растения, пуговицы, иглы, кнопки и т.д. Так появился монопринт.

Михаил Тарханов, график, дизайнер, разливал масляные краски по воде и после сверху накладывал лист бумаги. При помощи акварели, туши, карандаша он дорисовывал недостающие образы на высохшем полотне. Так появилось новое направление монотипии – акватипия.

Еще один оригинальный способ нанесения рисунка придумал Геннадий Трошков: он накладывал краски на стекло или литографский камень, а потом переносил эту краску на бумагу с помощью мягкого валика.

Как видите, с момента появления монотипии этот вид творчества претерпел значительные изменения. Художники применяли различные методы нанесения рисунка, что привело к появлению новых направлений в технике монотипия. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее в следующем разделе.

Нетрадиционная техника рисования. Монотипия

Наталья Мурзакова

Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.

Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.

Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности.

Особенности использования ее для ребенка:

— Развитие мелкой моторики движений.

— Совершенствование мышления и воображения.

— Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.

— Расширение знаний об окружающем мире.

— Развитие навыков самостоятельной работы.

— Развитие детской фантазии

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1. Гладкая поверхность; 2. Гуашь; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.

Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что именно будут рисовать малыши. Для тех, кто только начал осваивать этот вид искусства, имеет смысл применять акварельные краски или гуашь.

Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям. Это могут быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные, растения или явления природы

Интересный факт

В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.

Что нужно от вас, как от родителя?

Читайте разные истории, рисуйте с ними оригинальные иллюстрации, создавайте вместе книги, придумывайте персонажей, продолжения для сказок и рассказов. Поощряйте его вымысел. Это поможет развивать воображение. Чем нестандартней его видение — тем лучше! Вместе наслаждайтесь процессом создания картины.

А теперь о самом главном – о приемах рисования.

Для детей 3-4 лет применяются такие техники рисования, как:

1. Рисование пятен и линий. Её применение – рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка, а также создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.

2. Тычки. Применение — Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка. Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.

Рисование бабочки в технике монотипия.

Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения.

На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.

Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!

Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.

Источник

в технике «пикселей».

А вот еще одна интересная техника рисования гуашью когда мазки разных оттенков (даже контрастных) соседствуют вместе создавая общую «пиксельную картинку»

Здесь оттенок элементов рисунка задается концентрацией пикселей, с преобладанием одного цвета над другим (по количеству его пиксельного присутствия цвет смотрится то насыщеннее то слабее).

Это сложная работа. И с первого раза может не получится. Поэтому будьте готовы к тому что первая попытка пойдет в черновики. Но зато вторая и последующие будет выглядеть как маленькие шедевры.

Для начала можно нарисовать осень вот так (фото ниже), ограничившись одним пиксельным деревом.

Рисование в технике монотипия

Рисование в технике монотипия порой принимает самые неожиданные формы. Данная техника предоставляет огромный простор для фантазии. При её помощи можно создавать самые разные картины различного уровня сложности.

Из ранее написанного, нам уже известно, что с помощью техники монотипии создавались настоящие шедевры и выдающиеся произведения искусства. Более того, подобный вид искусства крайне разнообразен и открыт как для взрослых, так и для детей.

Каждый человек сможет освоить данную технику, учитывая, что она не требует специфических материалов и умений.

Рыбы

Изображение ярких экзотических рыб может увлечь как детей, так и взрослых. Особенно удобно изображать их именно в технике монотипии. Делается это следующим образом:

  • сначала необходимо подготовить краски, бумагу и кисти;
  • затем на первую половину листа бумаги наносится рисунок рыбы или нескольких рыб, которые раскрашиваются разноцветными красками;
  • лист бумаги складывается пополам, после чего плотно прижимается к поверхности стола;
  • в результате этого половинка рисунка отпечатывается на второй стороне листа;
  • недостающие или плохо отпечатанные детали можно прорисовать при помощи красок, усовершенствовав рисунок.

Бабочка

Рисунок бабочки производится примерно по той же схеме, что и в случае с рыбами. Только в этот раз можно нанести на бумагу лишь половину бабочки, то есть, лишь одно её крыло.

Второй зеркально отобразится на другой половине листа при отпечатывании.

Пейзаж и натюрморт

Особый простор для фантазии открывается в случае создания картин в жанре пейзажа и натюрморта. Здесь можно использовать различные сочетания цветов и форм, которые способствуют создания необыкновенной и привлекательной картины.

История монотипии, как техники в изобразительном искусстве, тянется довольно продолжительное время. За эти века она успела превратиться из своеобразного вида гравировки в медитативное занятие, используемое в различных сферах общества.

Монотипия способствует развитию фантазии, преодолению тревожности и увлекает собой всех людей от мала до велика.

Освоение такой техники рисунка точно привнесет в жизнь новый опыт, приятное времяпрепровождение и результат в виде прекрасных картин.

Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски:
    • акварель,
    • гуашь.
  • По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.

В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей

Приём рисованияПрименение в технике монотипияВозрастная группа
Рисование пятен и линий
  • Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.
  • Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
Тычки
  • Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.
  • Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)
Заливка фона
  • Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки.
  • Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи).
Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
ОбводкаПрорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью.Начиная со средней группы
Штриховка, детализацияПрорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже.Подготовительная группа

Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники

Что такое монотипия

Монотипия – это разновидность графического изображения в изобразительном искусстве, которая получила широкое распространение как уникальная техника рисования. Автором техники считают итальянского художника гравюры Джованни Кастильоне.

Основа техники – создание оттиска. Художник наносит на специальную пластину рисунок с помощью кисти или трафарета. Затем на него накладывается лист бумаги. Результатом работы становится оригинальное изображение, которое не поддается тиражированию.

При использовании профессионального оборудования оттиск с металлической пластины получается ярким и качественным. Пластину можно использовать несколько раз после очищения от краски.

Начиная с 90-х г. XX в., монотипия широко используется в психологии и педагогике для развития художественного восприятия различных объектов у детей старшего и младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что монотипию относят к разряду печатной техники, она существенно отличается от других видов, таких как гравюра, литография или ксилография.

Основное отличие – это уникальность изображения, получаемого путем нанесения краски на основу и создания оттиска. Результатом работы в технике монотипия у детей становится получение акварельного рисунка на влажной бумаге.

Монотипию стали использовать как психологический инструмент, начиная с 20-х. г. XX в. Швейцарские психотерапевты использовали изображения, выполненные в технике монотипии, для тестирования и исследования личности.

Пациентам предлагали рисунки, выполненные путем оттиска с металлической пластины. Они должны были предположить, какой объект был взят за основу отпечатка. Со временем этот подход получил распространение в официальной педагогике и психологии. С помощью этого способа изучали возрастные особенности детей.

Специалистами в области дополнительного образования детей стали применяться техники монотипического изображения объекта с разными целями:

  • для развития художественных навыков;
  • для обучения основам рисования;
  • для формирования пространственного представления о предметах, их форме и цвете.

Достоинствами использования монотипии на занятиях рисованием у детей считают следующие свойства:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование творческого мышления;
  • развитие речи;
  • стабилизация эмоционального фона;
  • нормализация нервной системы;
  • работа над важными навыками, необходимыми для дальнейшей учебы (усидчивость, настойчивость, внимательность);
  • понимание форм предметов;
  • осознание нового умения;
  • работа над отличиями цветовых оттенков.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий